Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Основных проблем две |
 Скачать 169.59 Kb. |
Вопрос адаптации пятиклассников в среднем звене далеко не нов. Каждая школа решает его в зависимости от особенностей построения своего воспитательно-образовательного пространства. Но есть проблемы, которые объединяют маленьких пятиклашек любых школ.
Основных проблем две:
Организация учебного процесса.
Организация жизнедеятельности школы.
Причин, возникающих трудностей у школьников, так же две: объективные и субъективные. О сущности этих проблем и трудностей существует достаточно много психолого-педагогической информации, чаще больший интерес вызывает опыт решения данных вопросов.
В нашей школе ежегодно проходит малый педагогический совет по теме преемственности и адаптации выпускников начальной ступени. Когда-то вначале проблема стояла очень остро. Были и взаимные упреки и обиды педагогов: учителя начальных классов завысили оценки, недоучили, не так научили; учителя-предметники наоборот слишком строги, жестки, не оказывают помощи, особенно если начинают работать с малышами после старшеклассников. В Письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования в Российской Федерации от 21 мая 2004 года[1] говорится о том, что необходимо:
– учитывать психологические особенности 10 – 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника; – иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; – наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 – 6-е классы); – знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Для успешного прохождения пятиклассниками адаптации в нашей школе разработаны два вида адаптационных траекторий: для педагогов и для учащихся, при этом учтен этап “вхождения” в адаптационный период (т.е. работа начинается с 4 класса).
Адаптационная траектория для педагогов
Остановимся на основных моментах данной адаптационной траектории. Для учителей этот период не менее важен – учитель начальных классов ждет оценки своего труда, переживает за каждого ученика, хотя период адаптации тесно связан и с психологическими особенностями возраста, которые выпадают именно на это время; учитель основной школы чаще берет выпускников начальной после старшеклассников и ему приходится перестраиваться. Мероприятия этой траектории помогают познакомиться учителям, как с учащимися, так и друг с другом в рамках воспитательно-образовательного поля урока. Увидеть плюсы и минусы, сделать корректировку программ, выработать единые требования по дисциплинарным правилам, организации учебного процесса и по вопросам этики и взаимоотношений в тандемах: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель.
Разработка сквозного тематического планирования учителями начальных классов помогает как самому учителю видеть наглядно систему знаний, которую он дает ученику по конкретному предмету, так и облегчает работу учителю предметнику – он легко, без ненужных затрат времени на выяснения: чему учили, чему нет, строит план своей дальнейшей работы. При этом педагоги учитывают требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку, математике и естествознанию из сборника “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”, выпущенного Министерством образования РФ.
Русский язык и литературное чтение Воспроизводить знания
Называть: изученные части речи; значимые части слова.
Применять знания
Различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и не парные;
имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;
предлог и приставку; корень, приставку, суффикс окончание; главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами; словари и справочники; произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
сказки народные и литературные; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).
Приводить примеры: простого двусоставного предложения; произведений из круга детского чтения.
Кратко характеризовать: виды предложений по цели высказывания и интонации.
Решать практические и учебные задачи: разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания; выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении); писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле):прописная буква в начале предложения, в именах собственных; звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; ъ и ъ разделительные, ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами; безударные падежные окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен прилагательных; правописание безударных личных окончаний глагола; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами (при перечислении при употреблении союзов а, но); читать осознанно, правильно, целыми словами про себя с ориентировочным темпом чтения 100 слов в минуту;
отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении; пользоваться словарями./p>
Математика Воспроизводить знания
Называть: компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель)
Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, умножения и деления; единицы длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг.
Применять знания
Различать и сравнивать:
математические выражения: сумма, разность, произведение, частное; отношения “меньше на”, “меньше в”, “больше на”,“больше в”; периметр и площадь прямоугольника;
геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники).
Устанавливать связи и зависимости: между величинами: скоростью, временем и длиной пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой, количеством и стоимостью товара.
Решать учебные и практические задачи: читать и записывать натуральные числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и убывания; сравнивать натуральные числа; выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и вычитание в пределах миллиона, умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах миллиона); вычислять значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий; решать текстовые задачи в 1-2 действия; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью линейки; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Естествознание Воспроизводить знания
Называть: основные свойства воды; основные свойства воздуха; условия, необходимые для жизни растений и животных.
Применять знания
Различать и сравнивать: живые и неживые природные тела, вещества; хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; растения и животных луга, леса, водоема; тундры, лесной зоны, степей, пустынь.
Приводить примеры: живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений; полезных ископаемых, их свойств и использования; насекомых, рыб, птиц, зверей.
Устанавливать связи и зависимости: между объектами, явлениями природы; между поведением человека в природе и ее состоянием.
Кратко характеризовать: значение Солнца для жизни на Земле; сезонные изменения в природе; основные системы органов человека, их значение; воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране; правила охраны и укрепления здоровья.
Заполнение сопроводительного пакета документов для учащихся учителями начальных классов давно вошло в традицию школы, тем более, что перевод учащихся в среднее звено осуществляется сформировавшимся коллективом, где уже установлены межличностные отношения. В пакет входят индивидуальные карты на каждого ребенка и характеристика детского коллектива, изучив которые, классный руководитель уже имеет более полное представление о классе, о потенциальных возможностях каждого учащегося. Это экономит время учителя и, здесь, мы можем говорить уже о преемственности в воспитании. Эта маленькая ступень в траектории – начало перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, способности жить в коллективе, обществе.
Индивидуальная карта “Оценка особенностей развития ребенка школьного возраста”
Составлено заместителем директора по начальным классам ПЕТРОВОЙ Н.П.
Фамилия, имя ребенка ________________________________
Дата рождения___________________________класс____________
Учитель начальных классов (ФИО)_______________________ № п/п
| Оцениваемая характеристика
| Отсутствует
| Слабо выражено
| Значительно выражено
|
| Внешний вид. Отношение родителей
|
|
|
| 1
| Ученик неопрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду и одежде.
|
|
|
| 2
| Родители мало общаются с учителем, не уделяют достаточного внимания ребенку.
|
|
|
| 3
| Родители не интересуются жизнью класса и потребностями школы
|
|
|
|
| Поведение в классе
|
|
|
| 4
| Не сразу воспринимает требования учителя.
|
|
|
| 5
| Не выполняет правила жизни класса.
|
|
|
| 6
| Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.
|
|
|
| 7
| Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.
|
|
|
|
| Общение с детьми и взрослыми
|
|
|
| 8
| Предпочитает одиночество
|
|
|
| 9
| Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит
|
|
|
| 10
| Не умеет поддержать общение
|
|
|
| 11
| Малоконтактен со взрослыми
|
|
|
| 12
| Организаторские способности
|
|
|
| 13
| Творческие способности (какие?)
|
|
|
|
| Речевое развитие
|
|
|
| 14
| Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения
|
|
|
| 15
| Словарный запас беден
|
|
|
| 16
| Речь грамматически неправильна
|
|
|
| 17
| Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно
|
|
|
| 18
| Литературные способности
|
|
|
| 19
| Актерские способности
|
|
|
|
| Физическое развитие
|
|
|
| 20
| Недостаточно развит физически
|
|
|
| 21
| Часто болеющий ребенок
|
|
|
|
| Отношение к занятиям и их успешность
|
|
|
| 22
| Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.
|
|
|
| 23
| С трудом овладевает необходимым объемом знаний
|
|
|
| 24
| Неусидчив, не доводит дело до конца
|
|
|
| 25
| Мешает педагогу или детям на занятиях
|
|
|
|
| Темповые характеристики деятельности
|
|
|
| 26
| Работает медленно и невнимательно
|
|
|
| 27
| Темп работы на занятиях неравномерен
|
|
|
| 28
| Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково”.
|
|
|
| 29
| Высокая работоспособность
|
|
|
| Какие дополнительные особенности развития ученика (его положительные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить? ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________
Общая характеристика семьи (подчеркнуть)
Полная
Неполная
Многодетная
Малообеспеченная
Опекуны
Переселенцы
Неблагополучная (в чем?)_______________________________________________________
Адаптационные траектории для учащихся Эти адаптационные траектории используются не только в рамках непосредственно нашей школы, но и в едином образовательном пространстве микрорайона, т.е. для начальных школ № 8,11. Цель этих траекторий – знакомство с новой школой, подготовка к трудному периоду, оказание помощи учащимся не только классным руководителем, но и учителями – предметниками.
Адаптационные траектории в рамках преемственности начального и среднего звена в едином образовательном пространстве микрорайона
В классные журналы вкладывается следующая сопроводительная информация: Класс:
| Сведения:
| Ф.И.учащихся
| Учащиеся нашей школы:
|
| Учащиеся школы №8:
|
| Учащиеся школы №11:
|
| Прибывшие из других школ:
|
| Отличники:
|
| Хорошисты:
|
| Резерв:
|
| Группа риска:
|
| На основании адаптационных траекторий составляются “Циклограмма работы” и “План действий” коллектива по преемственности между начальной и средней ступенями обучения. Каждый новый учебный год на итоговом заседании они корректируются, совершенствуются, а также распределяются ответственные за мероприятия.
Циклограмма работы коллектива по преемственности между начальной и средней ступенями обучения в рамках единого образовательного пространства Уч.год
| август
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| январь
| февраль
| март
| аперль
| май
| Организация воспитательно-образовательной деятельности с учетом двух корпусов школы
| Учащиеся школ микрорайона
| 2 – 4-е классы школы № 7
|
|
|
|
|
|
| Экскурсия в школьный музей
|
|
| Итоговые контрольные работы
| 4-е классы школ № 8,11
|
|
|
|
|
|
| Экскурсия в школу №7
| Экскурсия в школьный музей
| Приглашение на праздник творчества “Радуга”
|
| Педагоги школ микрорайона
|
| 5-е классы
|
| Входные контрольные работы
|
|
|
|
|
|
|
| Итоговые контрольные работы
| Взаимопосещения
|
| Посещение уроков в 5-х классах учителями начальных классов
|
|
|
|
|
| Посещения уроков в 4-х классах учителями-предметниками
| Работа психолога
| Работа на протяжении всего года по проблемам адаптации 5-х классов и подготовке к адаптации 4-х классов
|
|
| Тестирование и диагностика учащихся 5-х классов
|
|
|
|
|
| Тестирование и диагностика учащихся 4-х классов
| Работа классных руководителей 5-х классов
| Изучение пакета сопроводительных документов; подготовка к работе с 5-ми классами
| Построение воспитательной работы по блоку “Адаптация”
|
| Работа учителей начальных классов
| Передача пакета сопроводительных документов
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка пакета сопроводительных документов
|
| Совещания
|
| Подготовка к научно- методическому совету
| Малый педсовет по теме преемственности
|
|
|
|
|
|
| НМС “Итоги работы по преемственности”
| Сейчас при всеобщей информатизации снимается главный недостаток педагогического поля – монополия на информацию. Это значительно облегчает деятельность в любом вопросе, в том числе и в рамках адаптации. Материалы, наработанные однажды можно без проблем не только размножать, но и дополнять, править, привлекая весь массив информации по проблеме, а значит – легко находить приемлемые пути решения и больше времени тратить непосредственно на активную деятельность. |
|
|