Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе |
 Скачать 0.78 Mb. |
1 2 3 4 5
РАЗВИТИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Саратов
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития
орфографической зоркости
1.1. Сущность орфографии, её основные принципы
1.2. Понятие «орфограмма» Типы орфограмм
1.3. Виды работ по орфографии
1.4. Особенности формирование орфографической зоркости Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
орфографической зоркости учащихся начальных классов
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку
в аспекте исследуемой проблемы
2.2. Система работы по формированию орфографической
зоркости у учащихся, реализуемых в 3 «А» классе
МОУ «СОШ №51» г. Саратова
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы Заключение Список используемой литературы Приложение
| 3
6
10
16
27
41 45
57 61 64 67
|
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Ю.В. Бабанский писал «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет, главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты».
Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
В ФГОС НОО чётко сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям её реализации, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить возможность:
- прийти к пониманию того, что язык и речь представляют собой явления национальной культуры и основные средства человеческого общения; сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
- овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого общения.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Одной из причин недостаточно высокой грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение видеть орфограммы.
Орфографический навык - это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Поэтому целенаправленное обучение нахождению орфограмм в словах, в тексте нужно проводить с детьми с первых шагов письма в первом классе. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Н.С. Рождественский сказал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, тем легче даётся ему правописание». Поэтому формирование орфографической зоркости учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед современной школой.
Цель работы: выявить эффективные способы формирования орфографической грамотности и разработать систему орфографических упражнений для её выработки.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку младших школьников.
Предмет исследования: методические приёмы, способствующие развитию орфографической зоркости.
Исходя из цели, объекта и предмета данного исследования, были определены следующие задачи:
- изучить научную, научно - методическую литературу по исследуемой проблеме;
- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программу по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов УМК «Школа 2100»; - проверить эффективность предложенной методики в рамках опытно – экспериментальной работы.
В работе использованы следующие методы исследования:
- теоритические (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
- эмпирические (наблюдение, беседа).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
1.1. Сущность орфографии, её основные принципы
Основы правильного, орфографически грамотного письма начинают закладываться в начальной школе. Поэтому одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов.
В.Ф. Иванова даёт развёрнутое определение орфографии:
«Орфография – это исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; соблюдение принятых правил; часть науки о языке, изучающая и устанавливающая единообразие написаний».
Сферой орфографии являются написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания.
Таким образом, орфографией обозначается та совокупность правил и традиций, которыми руководствуется каждый пишущий и которые обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного.
Правила орфографии определяют выбор написаний в пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитное, раздельное или дефисное написание слов и их частей;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии - это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.
Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами - закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.
Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно. В сильных позициях звуки (фонемы) обозначаются каждый своей буквой, пишущий не решает орфографических задач. Исключение составляет обозначение гласных после шипящих и ц, что имеет свое фонологическое, морфологическое и историческое обоснование. При своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим, то есть буквы пишутся непосредственно по произношению. По мере развития языка произношение слов меняется быстрее, чем написание. Возникший разрыв между устной и письменной формами речи либо ликвидируется, либо закрепляется. В последнем случае возникают иные закономерности в соотношении между звуком и буквой, которые возводятся в ранг закона. Так устанавливаются принципы правописания.
Нет единого мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании. Некоторые лингвисты считают, что русское правописание построено на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном. Ю.С. Маслов называет пять орфографических принципов: морфологический, фонетический (фонематический), символико-морфологический (грамматический), дифференцированный и традиционный (исторический).
Основным в русской орфографии считается морфологический принцип. Он определяет такое письмо, при котором сохраняется единообразное написание морфем (приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их звучания в том или ином случае. Например, ход – ходить – находка – выход. В различных фонетических положениях морфема –ход– звучит по-разному, но в соответствии с морфологическим принципом всегда обозначается одними и теми же буквами.
В.В. Иванов, называя основным принципом русской орфографии морфологический, поскольку все значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся, дает ему определение «фонемный» или «морфофонематический», понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.
Наряду с морфологическим принципом в русской орфографии действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з и с изменяются в зависимости от качества, следующего за приставкой согласного звука: перед звонким согласным слышится звук [з] и пишется в приставках буква з, а перед глухим согласным в этих же приставках слышится звук [с] и пишется буква с (избить – испить).
Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина «фонема» можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку в современной лингвистической литературе этот термин используется в другом смысле, удобнее оставить его прежнее наименование.
Название «фонематический», а не «фонетический» используют Ю.С. Маслов, Л.Б. Селезнева. При этом Ю.С. Маслов отмечает, что фонетический принцип орфографии в практическом письме вообще вряд ли возможен. Ведь такое письмо, в отличие от фонетической транскрипции, не имеет знаков для обязательного варианта фонем, поскольку эти варианты нормально не осознаются носителями языка.
Действует в нашей орфографии также исторический или традиционный принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание букв и, а, у, в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу–щу – это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка.
В русском языке немало слов, непроверяемых правилами; по преимуществу это заимствованные слова из других языков мира. Они пишутся по традиции, без правил (калач, собака, корова). Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например, зарево – зори – в безударном положении здесь тоже гиперфонема: з/о/а/ря. Выбор а или о в словах заря, зоревать определяется традицией. Традиционные написания усваиваются школьниками на основе запоминания, в порядке словарно-орфографической работы.
Следующий принцип орфографии – принцип дифференциации. Он применяется в тех случаях, когда пишущий хочет средствами орфографии выразить определенную мысль. Совершил поджог- имя существительное и Он поджег лес – глагол. Орфография – это средство взаимопонимания между людьми. Такое понимание приходит через дифференциацию значений таких слов, как лиса – леса, кот- код.
Кроме названных в правописании необходимо отметить и принцип слитного, дефисного и раздельного написания: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно.
Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка.
Орфография русского языка сложна. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации» свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.
Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой стороны взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.
1.2. Понятие «орфограмма» Типы орфограмм
Орфография как самостоятельный раздел имеет свои единицы. Основной орфографической единицей является орфограмма. Орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух.
Многие ученые-методисты по-разному дают определение слову «орфограмма». Д.Э. Розенталь определяет орфограмму, как написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. По мнению М. Р. Львова, орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки. М.Т. Баранов утверждает, что орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный знак.
Обобщая эти определения, можно выделить следующие признаки орфограммы:
- написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова для переноса);
- наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Таким образом, орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных вариантов и отвечает орфографическому правилу. Орфограмма возникает там, где возможны несколько вариантов написания и, следовательно, ошибки. Чтобы не ошибиться в написании, необходимо применять орфографическое правило, которое представляет собой инструкцию, содержащую условие для выбора правильного написания. Например, чтобы правильно написать букву безударного гласного в корне слова, надо воспользоваться правилом, которое рекомендует изменить слово или подобрать однокоренное с гласным под ударением. Например, просвещение - свет.
Для успешного усвоения правила правописания недостаточно только видеть орфограмму, необходимо ещё определить её тип, что дает возможность учащимся понять языковую основу орфограммы, а значит понять содержание орфографического правила. Определения типа орфограммы является основой сознательного усвоения правила.
Состав русских орфограмм:
1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
а) на месте слабых позиций звуков,
б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;
2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:
а) прописная буква,
б) слитно-раздельные написания,
в) перенос,
г) сокращения слов.
Следует различать теоретические и практические орфограммы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут – бегуд).
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). При этом речь идёт именно об орфографическом действии, которое направлено на достижение сознаваемой цели. Для совершенствования орфографического действия необходимо определённое пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, то есть проверка орфограммы.
Например:
1) для проверки буквы а в слове частый достаточно сочетания ча, то есть минимальное орфографическое поле – две буквы ч, а, которые являются традиционным написанием;
2) при проверке безударного гласного в корне слова вода минимальное пространство, необходимое для проверки, - это корень - вод - в слове вода и проверочном воды;
3) при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение: Мы едем на экскурсию в город Орёл, так как без этого непонятно, о чем идет речь.
При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм (для каждого вида свои). Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Обычно принято считать, что главный признак орфограммы – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак срабатывает лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак не срабатывает, т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.
Следующим опознавательным признаком орфограммы являются сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):
а) гласные о – а, и – е;
б) пары звонких и глухих согласных б – п, г – к, в – ф и т.д.;
в) сочетания жи ши, ча-ща, чу-щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ, чк, чн;
е) буквы, согласных б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.
Морфемы в словах, сочетание морфем – это третий опознавательный признак орфограмм. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие – в корне, какие – в окончании или на стыке морфем. Школьник знает, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.
На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм – это фонетический уровень орфографической подготовки, направленный на развитие языкового чутья, речевого слуха. Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм. Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. к решению орфографических задач.
Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе (таблица 1).
Таблица 1
Название орфограммы
| Опознавательные признаки
| Безударные гласные в корне
(проверяемые и непроверяемые)
| а) отсутствие ударения
б) гласные а, о, и, е
в) место в слове
| Звонкие и глухие согласные
| а) парные согласные б - п, г - к, в - ф, д - т, з - с, ж - ш
б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
| Непроизносимые согласные
| а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.
б) место в слове
| Разделительный ь
| наличие звука [i] после согласного,
наличие букв е, я, ю, ё
(гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [i])
| Разделительный ъ
| а) наличие звука [i] после согласного,
наличие букв е, я, ю, ё
(гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [i])
б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
| Раздельное написание
предлогов,
слитное написание
приставок
| а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой
б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
| Заглавная буква в именах собственных
| а) место в слове: первая буква
б) значение слова: название или имя
| Заглавная буква в начале предложения
| а) место в слове: первая буква
б) место в предложении: первое слово
| Сочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу
| наличие в слове сочетаний
| ь на конце
имен существительных
после шипящих
| а) наличие на конце слова всегда мягких щипящих ч, щ или всегда твердых ш, ж
б) часть речи: имя существительное
в) род: мужской или женский
| Безударные окончания имен существительных
| а) место орфограммы: в окончании;
б) наличие в окончании безударного е-и
в) часть речи: имя существительное
| Правописание окончаний
имен прилагательных
- ого, - его
| а) наличие такого сочетания
б) их место: на конце слова
в) часть речи: имя прилагательное
| Правописание безударных личных окончаний глаголов
| а) часть речи: глагол
б) место: в окончании слова
в) наличие знакомых окончаний ут-ют, ат-ят,
отсутствие ударения
г) время глагола: настоящее или будущее
|
Кроме представленных 13 опознавательных признаков наиболее употребительных орфограмм, могут быть выделены следующие: двойные согласные; разрыв слова для переноса со строки на строку; проверка двух безударных гласных в одном корне; правописание гласных и согласных в предлогах и приставках; не с глаголами; правописание местоимений с предлогами; правописание глаголов в прошедшем времени.
Таким образом, для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать: природу данного орфографического явления, его принцип и основу проверки; опознавательные признаки данной орфограммы и возможности учащихся каждого класса по использованию этих опознавательных признаков; умения, необходимые учащимся каждого класса, для успешной проверки орфограмм данного типа.
|
1 2 3 4 5 |
|