Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Обучение и воспитание младших школьников на основе народных традиций |
 Скачать 60.69 Kb. |
Обучение и воспитание младших школьников на основе народных традиций В своей работе я решаю проблемы развивающего и воспитывающего обучения на основе народных традиций, направленные на развитие общекультурных компо-нентов в содержании образования, на формирование личной зрелости обучаемых, возрождение из забвения истории и культуры русской земли, русского народа, восста-новление национальных русских традиций.
Цель моей работы:
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравствен-ному развитию детей;
воспитание патриотизма, гражданственности и реализации личности ребёнка в интере-сах общества в соответствии с традициями и обычаями своего народа;
Обучение и воспитание на основе народных традиций строится мною на здоровьесберегающих технологиях и личностно ориентированном обучении, которое направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующи-мися ценностными ориентациями и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной, творческой жизнью. Личностно ориентированное обучение создаёт условия для повышения уровня познавательной активности учащихся за счёт включе-ния в учебный процесс и воспитательную работу всех видов сохранившегося фольклора и творчества тесно связанных с русскими традициями; развитие исследова-тельской и творческой деятельности ребёнка.
Воспитание в системе личностно ориентированного обучения мною рассматри-вается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятель-ности, в социуме и в семье.
Благоприятным в этом плане является региональный компонент: в содержании образования введён специализированный курс:
«Этика и этикет»;
третий час физкультуры с интеграцией традиционной народной культуры. (1-4 классы);
внедрение школьной программы по воспитанию;
во внеурочной деятельности детей и в школе и во внешкольных учреждениях.
Задачи моей работы:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
приобщить учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни;
- формировать личность школьника, ориентированной на высокие нравственные качества русского человека;
- фактическое накопление знаний по этнической культуре, получение дополнительных знаний при интеграции основ этнической культуры в предметные курсы, умение применять полученные знания в жизни.
Воспитание и обучение младшего школьника на традициях русского народа я реализую по направлениям.
Народный календарь.
Народный быт.
Устное народное творчество.
Детский фольклор.
Инструментальное творчество.
Традиционные промыслы.
Народный театр.
Использую следующие формы работы: игры, импровизации, встречи, праздники, посиделки, концерты, вечера, рабочие беседы, фестивали, ярмарки, экскурсии в музеи, посещение передвижных театров.
На помощь мне в различных направлениях воспитывающей деятельности приходит педагогика сотрудничества – это открытость работы администрации, классного руководителя, учителей и учащихся. Педагогика сотрудничества рассматривается в плоскостях: учитель – учащийся, классный руководитель – учащийся, учащийся – учащийся, классный руководитель – родитель. Идеи этой педагогики вошли во все современные педагогические технологии.
Главной задачей моей воспитательной деятельности было создание такой воспитательной среды, которая была бы направлена на развитие личности ребёнка с одновременным формированием сплочённого детского коллектива.
Одной из эффективной формой внеклассной работы является классный час. Его тему, содержание определяем совместно с учащимися. Классный час – это время общения, одно из звеньев воспитательной работы с детьми. При подготовке классного часа, в процессе его проведения у нас нет скучающих, пассивных детей, и он всегда содержит рефлексивную часть.
Такая работа способствует раскрытию талантов, развитию коллективизма. Так, общими усилиями поставили музыкальную сказку «Красная шапочка», «Теремок», «Лиса и заяц». Представления получаются зрелищными, надолго запоминаются. Всегда участву-ет весь класс.
Благоприятный психологический климат обусловлен тесной связью учителя с родителями учащихся. Взаимоотношения строю как равный с равным, как коллега с коллегой, как равнозаинтересованные союзники на взаимном доверии и доброжелатель-ности. Совместную деятельность с каждой семьёй строю на том положительном, что имеется в ребёнке, показывая пути его развития.
Дети моего класса с большим интересом занимаются в школьных кружках «Умелые руки» и «Кузовок», который способствует развитию творческих начал, овладе-нию навыкам ручного труда, формирует художественный вкус, даёт возможность глубже познать традиции русского народа, его промыслов, культуры. Работы кружковцев занима-ют призовые места в выставках и конкурсах.
Творческие работы моих учеников стали основой раздела «Русская старина» школьного краеведческого музея «Край, в котором я живу». Ребята поддерживают тесную связь с данным музеем, являясь не только активными посетителями, слушателями, исследователями, но и собирателями экспонатов.
Привожу выдержку из материалов краевой научно-практической конференции «Классный руководитель - ключевое звено в общей системе воспитания образовательного учреждения» « С.С.Левицкая – учитель начальных классов. Под её руководством в классной комнате старина «оживает»: дети поют песни, водят хороводы, закликают весну, изготавливают поделки в различных стилях русского прикладного творчества… За 4 года работы по школьной программе воспитания её ученики своими руками наработали столько материалов по русским традициям, что они составили цельную новую экспо-зицию музея.» (Хлебова В.Н. «Школьный музей как центр воспи-тательной работы школы» с.145,2006г.)
Постоянно веду работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей, используя коллективную систему обучения групповые и индивидуаль-ные консультации, лектории, беседы, родительские собрания, открытые уроки, встречи «за круглым столом», вечера отдыха, посещение семьи учащегося, дни «открытых две-рей», педагогические практикумы, праздники. Этому способствует реализация школьной программы по воспитанию учащихся на традициях русского народа, когда главная роль отводится семье. В первую очередь, это совместное проведение праздников народного календаря: Осенины, Святочные посиделки, Масленица, Пасха, где родители активные участники, а не зрители. В ходе подготовки совместных праздников родители получают большой объём информации от своих детей. Происходит передача народных традиций от взрослых к детям. Такая совместная деятельность классного руководителя, учащихся и родителей благотворно воздействует на создание особого творческого микроклимата в классном коллективе, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимоподдержку, а главное видят результаты совместной творческой работы .Считаю, что только сотрудничество, сотворчество способствует тому, чтобы сделать совместную деятельность учеников, учителей, родителей содержательной, интересной, радостной. Ведь кто, как не родители заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств.
Метод экспресс-опроса и анкетирование показывают что:
«дети с большим желанием посещают школу»,
«ребёнок рассказывает что-то новое о русских традициях»,
«знает больше меня о христианских праздниках».
Оценка родителей совместной работы показывает, что я, как учитель и классный руководитель, выбрала верное направление на изучение русской национальной культуры в разных формах и способах, имеющую позитивные результаты.
Ребята с большим удовольствием поддерживают связь с детскими садами
«Теремок» и «Светлячок». Во время встреч с дошколятами ребята показывают театрали-зацию сказок, разучивают русские народные игры, дарят малышам поделки, изготовлен-ные своими руками.
С помощью родителей и вместе с ними мы совершаем увлекательные и познава-тельные экскурсии на природу, предприятия, краеведческие музеи соседних районов, бассейн, новогодние ёлки, которые расширяют общий кругозор повышая уровень иссле-довательской деятельности, коммуникативные способности, эстетической, культуроло-гической направленности учащихся.
В ходе работы с классным коллективом сформировались традиции класса:
-праздник рождения класса;
-поздравление учащихся класса с днём рождения;
-обращение друг с другом по имени;
-совместные мероприятия родителей и детей;
-еженедельная работа с дневниками учащихся;
-праздник «Вот и стали мы на год взрослее».
Результатом моей работы является:
- защищённость и комфортность ребёнка в классе;
- сформированность классного коллектива;
- активная творческая и социальная позиция класса;
- воспитанность учащихся;
- дети ведут шефскую работу;
- стремятся к знаниям;
- проявляют инициативу в проведении и подготовке внеклассных мероприятий;
-удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе. |
|
|