Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Новые образовательные стандарты |
 Скачать 0.87 Mb. |
1 2 3 4 5 6 НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Введение
в школьную жизнь
Пояснительная записка
Чтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека и всех его родных. Семья готовится к этому событию и готовит к нему ребёнка. Оправдаются ли надежды, будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит? Наверное, от множества причин – от готовности учиться в школе, от помощи родителей, от личных качеств самого начинающего ученика. И, конечно, от первого, самого начального опыта школьной жизни.
В связи с ведением ФГОС изменились основные цели образования, в них гораздо большее внимание уделяется не знаниям и простым культурным умениям, а универсальным учебным действиям. Надо, чтобы у детей развивались личностные и коммуникативные способности, чтобы они учились не просто запоминать информацию, но и искать её, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться. Ученик должен научиться учиться.
Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». «Введение…» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Курс проводится перед выпуском детей из детского сада, но чтобы вёл его учитель, который берёт этих детей в свой первый класс. Это облегчит ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.
Цели курса:
Психологическая адаптация детей;
Знакомство с основными школьными правилами;
Привитие навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы;
Обучение элементарным приёмам обратной связи;
Развитие внимание, памяти, мышления, воображения;
Организация классного коллектива.
Задачи курса – подготовить детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения.
Содержание курса
День первый
Урок 1 Тема. Знакомство детей с учителем и между собой.
Ход урока:
Первым представляется учитель. Он здоровается с детьми, называет своё имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животное, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить о чём - нибудь ещё, чтобы быстрее познакомиться.
Рис.
Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «Хочешь говорить – подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счёт «раз – два – три» каждому громко назвать своё имя, а на сигнал «молчок» (палец к губам) закрыть рот ладошкой.
В итоге знакомство не состоится – получится шум. Вывод: Когда все говорят одновременно, получатся шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить – подними руку» (учитель демонстрирует жест). Говорить надо по очереди! Но сразу всех детей не запомнишь. Значит, следует познакомиться по группам.
Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем назвать по очереди своё имя»: это значит, что кто – то начнёт первым. Нужно. Не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает на ребёнка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счёт «пять» в каждой группе должен встать один ребёнок – тот, кто будет представляться первым из детей.
Групповая работа без специальной организации.
Первый ребёнок называет своё имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Потом группа хором повторяет шепотом все имена (3 мин.). Когда учитель звонит в колокольчик, все замолкают и замирают.
Представление групп.
Вся группа хором или один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встаёт, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребёнка. В этот момент группа называет имя учащегося. Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справились с первым школьным делом – познакомились друг с другом.
Когда будут названы все имена, дети прикрепляют визитные карточки и ходят с ними.
Упражнение «Дотянись до потолка».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе поднять руки вверх и потянуться к потолку. Пятки от пола не отрывать. «Тянемся, тянемся!» - говорит учитель. – Кто первый дотянется рукой до потолка, тому шоколадка! Задержали дыхание…Раз. Два. Плавно выдохнули и опустили руки. Потрясите руками, расслабьтесь. Жаль, до потолка никто не достал. Попробуем на следующем занятии.
Рассказ учителя о значении некоторых имён.
АЛЕКСАНДР – защитник
АНАТОЛИЙ – восход солнца
АНДРЕЙ – храбрый
АННА – симпатичная
ВАРВАРА – иноземная
ВАСИЛИЙ – царский
ГЕОРГИЙ – земледелец
ГРИГОРИЙ – осторожный
ДАНИИЛ – Бог
ДАВИД – любимый
КИРИЛЛ – властитель
МАРГАРИТА – жемчужина
МАРИЯ – возмущение
МАКСИМ – самый большой
РОМАН – римлянин
СЕРГЕЙ – римское родовое имя
СОФЬЯ – мудрость
СТЕПАН – венок
ТАМАРА – пальма
– Имя каждого из вас мы узнали и скоро запомним. Кто умеет читать, тот всегда сможет прочесть имя товарища на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать. Имя своей группы вы нарисуете на своих визитных карточках. (Например: «Весёлые» - улыбающуюся рожицу; «Ландыш» - цветок) Закройте глаза. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть шепнёт: «Я придумал». (У детей спрашивает учитель «Согласны?») Если предложений нет, учитель сам даёт 2 – 3 варианта названий. Если предложений несколько, или есть несогласные, решение не принимается.
Учитель объявляет имена групп, достигших согласия, безымянным группам даёт возможность договориться на перемене.
Урок 2 Тема. Режим дня школьника.
Ход урока:
Учитель: - Вы на первом уроке учились или не учились? Сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа?..
- Я сразу вижу тех, кто чему – то научился на первом уроке: они подняли руки… Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что – то сказать?
- А сейчас мы поговорим ещё об одном отличии школьников от дошкольников. Кто знает, что это такое? (Показывает схему времени). Это ваш день ваше время. На схеме отмечается время, когда вы встаёте, начало уроков, конец уроков.
2. Задания группам:
1) вспомнить не менее трёх дел, которые обязательно надо делать по утрам до школы;
2) выбрать того, кто будет говорить от имени группы;
3) выбранный должен шёпотом назвать группе утренние дела, которые все дети считают важными.
Если группа полагает, что ребёнок готов отвечать, он должен встать. Работа начинается по звонку (учитель звонит в кол – к).
Ответы группы. Дети называют главные утренние дела, учитель помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том порядке, в котором их называют. По картинкам учитель даёт словесное описание утра школьника. Все вместе исправляют порядок картинок. По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в которой участвуют все дети.
Учитель: - С кем ты делаешь каждое дело? Ты просыпаешься сам? Заправляешь постель сам?... Над осью времени появляются человечки: мама, папа и другие люди, помогающие ребёнку. Учитель настаивает на обязательности утреннего ритуала.
Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены – синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка. (на доске мелками разного цвета)
Задание группам: выложить из наборов красных и синих бумажных полосок план такого школьного дня, который детям нравится. Группа может сделать один общий план, а может дать несколько вариантов. Кто – то захочет, чтобы завтра были одни только уроки и не было перемен. Он выложит все школьное время из красных полосок. Кто – то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он возьмёт маленькие красные полоски и длинные синие. Кто – то захочет, чтобы было два урока, кто – то – 10 уроков.
Итоги дня.
- Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?
7. Задание группам: назвать 4 дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).
Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому – нибудь помочь.
Урок 3 Тема. Схема класса.
Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке. Для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать схему класса, необходимо в начале обучения посредством небольших заданий сформировать у детей умение ею пользоваться.
Ход урока:
Учитель предлагает найти на схеме времени,, где сейчас находятся дети (урок 3).
Рис.
– Это урок про наш класс. Вот схема нашего класса. Кто нашёл на схеме себя? (спрашивает 2 – 3 детей, поднявших руки и 2 – 3 , не поднявших). Предлагает всем похлопать отвечавшим у доски за отвагу!
Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организуется
игровая ситуация с использованием знака «Звонок».
Учитель показывает знак – дети закрывают глаза. Учитель меняет местами символы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять местами окно и дверь, передвигать шкаф).
Орден Звонка (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры награду получили обязательно все группы.
Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.
Подвижная игра «Ниточка и иголочка».
Учитель объясняет правила игры. Сначала каждая группа выбирает иголочку (если возникают затруднения, учитель помогает им). Она встаёт. 1 – ый звонок – ниточка вдевается в иголочку ( все дети из группы выстраиваются шеренгой, держа друг друга за талию). 2 – ой звонок – все команды одновременно начинают двигаться (пробегают паровозиком так, чтобы коснуться всех столов, «сшить» все столы), стараясь не порвать другие ниточки и не уколоться о другие иголочки. 3 – ий звонок – все садятся по местам, замирают.
Награждение всех команд (групп).
У каждой команды надо предварительно спросить, заслужила ли она орден Звонка. Если команда в игре действовала очень неудачно, она может отказаться от награды, но учитель должен заверить детей, что завтра у них получится. Учитель награждает тех, кто услышал звонок сразу.
Дети из каждой команды благодарят друг друга за приятную игру. Надо коснуться двух детей руками и сказать что – нибудь приятное («Спасибо за хорошую игру», «С тобой хорошо играть» и т. п.)
Работа по группам.
Каждая группа должна показать на схеме класса свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом листок со схемой класса кладётся посередине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.
Итоги дня.
На большой схеме класса дети показывают маршрут своей группы. К доске выходит тот, кто захочет. Можно выходить вдвоём, подсказывать. Учитель помогает пользоваться именами групп (от группы «Солнышко» мы свернули у группе «Африка» и т. д.)
Особую роль должна сыграть книга «ХРОНИКА». В эту книгу заносятся все домашние рассказы детей, записанные родителями, все рисунки и т. п. «Хроника», фиксируя достижения каждого ребёнка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие класса в целом и каждого ученика в отдельности. Главное – не бросать работу с «Хроникой».
Домашнее задание: продиктовать сегодня кому – нибудь из взрослых коротенький рассказ про первый школьный день. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут вклеены в хронику.
День второй
Урок 1 Тема. Приветствие детьми учителя и друг друга.
Встреча, приветствие.
Учитель: Вы вошли в класс, увидели меня и друг друга. Какое первое слово вы сказали? Что означает слово «здравствуй»? А сейчас все встаньте. Когда прозвенит звонок, пусть каждый из вас подойдёт к мальчику или девочке и скажет: «Здравствуй, Лена!», «Доброе утро, Вова!», «Я рад тебя видеть!»
Конец работы отмечается звонком. Орден Звонка вручается группе, которая сядет на места первой. Орден помещают на схему класса.
Учитель здоровается с классом: «Здравствуйте, дети!» Класс здоровается вразнобой. Учитель показывает, как ученики приветствуют учителя и любого взрослого (молча встают). Проводится репетиция: учитель выходит из класса, возвращается, произносит: «Здравствуйте, дети!» - и хвалит детей, отмечая, что они настоящие школьники. ( В начале следующего урока в этот день и в ближайшие 2 – 3 дня полезно разыграть школьный и дошкольный варианты приветствия взрослого. Учитель договаривается с детьми: «Сейчас я учитель, вхожу в класс к своим ученикам. А сейчас я воспитатель, вхожу в комнату детского сада. А сейчас я прихожу к вам домой в гости. Пусть теперь группа «ромашка» договорится, кто они – школьники или дошкольники. Я войду, они меня приветствуют, а остальные скажут, кем были эти дети из группы «Ромашка».
На доске – план школьного времени.
Рис.
Учитель объясняет смысл знака, относящийся к первому уроку: «Мы продолжаем знакомится. Вчера вы спрашивали друг друга только об одном: как тебя зовут? А какие ещй вопросы люди задают, когда знакомятся? Все эти вопросы вы будете задавать друг другу постепенно. А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто что любит делать больше всего? Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит.
- Работать будем группами. Начнём. Я считаю до трёх, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить первым). На счёт «три» пусть встанут все первые.
Когда первые встанут, учитель рисует на схеме стрелочки , обозначающие порядок работы в группах.
- Посмотрите на схему и посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счёт «три» пусть встанут все вторые. Порядок работы мы установили. Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит больше всего, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: «Коля любит…», «Лена любит…».
Рис.
Когда группы отвечают, учитель записывает для себя на листочке всё, что любят дети его класса. После уроков эта запись переносится в книгу «Хроника» на страницу под рубрикой «Что мы любим больше всего».
Ответ каждой группы оценивается аплодисментами и краткими ремарками учителя, например: «В рассказе группы «Ромашка» мне больше всего понравилось, как дети шёпотом подсказывали Лене, когда она что – то забывала. В рассказе этой группы мне особенно понравилось, что дети старались говорить хором, вместе…».
Учитель подводит итог: «Я записала всё, что вы любите делать. И в нашей книге будет такая страница. Потом мы договоримся, когда и как мы будем делать наши любимые дела». ( Это обещание должно быть выполнено. На первом же родительском собрании список детских желаний должен быть обнародован, чтобы родители спланировали и осуществили исполнение реальных детских желаний. Стоит обсудить с детьми, какие из них желаний можно выполнить быстро, какие – не в этом, а какие пока что никто из взрослых не сможет им помочь выполнить.)
Учитель раздаёт всем по маленькому (1/4 тетрадного листа) листочку бумаги:
«Сейчас вы расскажите о себе без слов, с помощью рисунка. Кто знает, что для этого надо? Карандаш. Это можно сделать, не произнося ни слова (той группе, которая подготовится быстрее и бесшумнее, выдаётся орден Звонка)»
Учитель продолжает: «Нарисуйте каждый на своем листочке то, что больше всего любите делать. Постарайтесь нарисовать понятно для
других: ваши картинки мы тоже приклеим в книгу «Хроника», чтобы помнить, чего мы не любим, и не делать этого».
(учитель на эти вопросы отвечает тоже и помещает свои ответы в «Хронику».)
Первые кладут свои листочки в центр стола. Молчат. Остальные пробуют расшифровать рисунок. Автор рисунка говорит только «да», «нет». Если никто Не угадает, то он рассказывает сам.
Доклады групп. («Коля не любит…», «Вика не любит…») Учитель записывает нелюбимые дела.
Общее обсуждение вопроса: «Зачем нам знать, кто что любит делать и кто чего не любит? (предложение учителя: «Те, кто хочет сделать свои рисунки лучше, понятнее, могут не сдавать их сейчас…»)
Подвижная игра «Найди попутчика».
Все дети встают, собирают кружок. Учитель объясняет: «Пусть каждый решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по классу и повторяйте название своей стран. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. По звонку остановитесь и замрите…» После звонка учитель спрашивает каждую группу (каждого одинокого путешественника), куда они едут.
(Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года.)
В заключении каждый ребёнок благодарит детей за хорошую игру; дети пожимают друг другу руки, обнимаются.
Урок 2 Тема. Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».
Сегодня на первом уроке дети рассказывали о том, что они любят делать. Некоторые рассказали, как играют со своими домашними животными, ухаживают за ними.
- Многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим о животных.
Надо научится разговаривать так, чтобы каждый мог сказать всё, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каждый услышал всё то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие – то дела дети делают вместе, дружно, хором (показывает знак «Хор»), а что – то каждый делает один (показывает знак «Я»). Хором можно отвечать сразу, не поднимая руку.
Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой – то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному.
У какого животного длинный хобот? (знак – хор)
В древности было животное, похожее на слона, только гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (знак – я)
Где живут слоны? (хор)
Правда ли, что у слона есть рога? (хор)
Правда ли, что у слона полосатая шкура? (я)
Как оценивать ответы детей? Предположим, что ребёнок, отвечая, выкрикнул, не поднимаю руку. Надо спросить класс: «Ваня знает, какая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать как ученик?» Затем следует обратиться к мальчику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу ещё не всё. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик».
Определение формы ответа по форме вопроса:
- Кто знает это животное? Назовите хором. Как вы узнали, что надо отвечать хором: я ведь не показывала знак: «Хор»? Оказывается, тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить, как надо отвечать – хором или по – одному.
Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик: или поднимать руку (знак «Я»), или открывать рот (знак «Хор»).
(Показывает буквы алфавита.)
- Кто знает эту букву? (Поднятая рука)
- Назовите эту букву. (Открытый рот)
- Кто не знает этой буквы?
- Кто сможет прочесть эти буквы? (Складывает или пишет на доске «Мы».) Прочтите эти буквы.
Дети, которые не открывают рот и не поднимают руку, требуют особого внимания учителя. («Ты не поднимаешь руку, потому что ты не знаешь эту букву? А ты знаешь, как надо ответить на мой вопрос – хором или по – одному? Покажи нужный знак. Молодец! Ты знаешь правила поведения на уроке. А буквы мы выучим потом. Главное, что ты внимательно слушаешь мои вопросы»).
|
1 2 3 4 5 6 |
|