Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
На партах |
 Скачать 64.26 Kb. Название | На партах | Дата | 29.02.2016 | Размер | 64.26 Kb. | Тип | Урок |
|
Цели урока: Развивающие:
Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
Развивать умения систематизировать материал. Образовательные:
Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV. Воспитательные:
Возбудить интерес учащихся к прошлому;
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества. Наглядность:
Настенная карта “Русское государство в ХVI в.(при Иване IV)”, на доске.
Атласы по истории России с древнейших времён до ХVIII века, на партах.
Карточки с датами (для работы на доске).
Дополнительная литературе по теме, на партах.
Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.
Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).
Дидактические карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).
Портрет Ивана IV Грозного (на доске).
Иллюстрации по теме урока (на доске).
Ход урока
Организационный момент В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу. План: (доске)
Тема урока.
Дата.
Модель “Правление Ивана IV”.
Настенная карта.
Домашнее задание (на закрытой доске).
Вводная часть урока Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении. Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени. А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске. Приложение 1 С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели): - личные качества Ивана IV,
- ведущая идея,
- основные моменты его деятельности,
- последствия правления,
- оценки историков о правлении Ивана IV. Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты. Вопросы для вводной беседы:
назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584).
назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).
назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.
дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).
деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).
годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).
период опричнины (1565 – 1572). А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске). Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”. Работа в группах. Задание: Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера. Приложение 2 Обсуждение и заполнение координаты. Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но , без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”. Вывод: Иван IV – неординарная личность! Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял? Следующая координата – ведущая идея. Работа в группах. Задание: Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя. (Единоличная власть, самодержавие). Обсуждение и заполнение координаты. Вопрос: Какие качества мешали Ивану IV править единолично? (Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.). Вопрос: Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления? (Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.) Обсуждение и заполнение координаты. Вопрос: Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа). Вопрос: Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления (Скуратов, Грязной, Басманов и др.) Вопрос: Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор) Вопрос: Чем отличаются эти два окружения? (Отрицательное и положительное.) Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу: “В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”. Приложение 3 Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV. Следующая координата – деятельность Ивана IV. Работа в группах. Задания по карточкам: Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия. Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России ИХ – ХВИИ века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины? Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность? Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны? Обсуждение и заполнение координаты. Вывод: Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел. Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами). Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных. Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой) Работа по заполнению следующей координаты – последствия. Представители от каждой группы называют: Реформы – усиление крепостного права. Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины. Укрепление власти царя – неограниченной. Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии. Династический кризис (убив сына). Вывод: Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Иван IV хотел централизации власти двумя путями (какими?). Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия. Опричнина – с её помощью царь достиг укрепления режима личной , неограниченной власти. Но парадокс заключался в том, что одновременно эта власть оказалась ограниченной. Иван Грозный сам сузил свои возможности: ведь первая половина его царствования была отмечена внешнеполитическими успехами, а вторая – неудачами. А чтобы побеждать, нужны реальные силы, а не только гневные окрики и опалы. Опричнина и война поставили страну на грань катастрофы. Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV? 1. Научные споры об опричнине. Как к опричнине относятся историки? (работа с документами). Работа в группах. Обсуждение. 2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами). Приложение 4 Вопросы для итоговой беседы:
Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?
Какая из оценок опричнины и царствования Ивана IV в трудах отечественных учёных вам кажется наиболее убедительной? Подкрепите её рассуждениями.
Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени. Приложение 5 Домашнее задание:
Повторить вслух рассказ о правлении Ивана Грозного по модели.
Написать мини-сочинение “Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?”. |
|
|