Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 13 «Буратино» Индивидуальный план самообразования
воспитателя коррекционной группы №4
Старостиной Марины Николаевны. Тема самообразования: «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Методическая тема: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры». Дата начала работы над темой: сентябрь 2011 г. Предполагаемая дата окончания работы: сентябрь 2014г. Актуальность.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении его психического здоровья, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В связи с этим, целью моей педагогической деятельности является:
Создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, через театрализованные игры (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций).
Задачи:
-познакомить детей с базовыми эмоциями: радость, грусть, удивление, страх, гнев;
-учить различать эмоции по схематическим изображениям;
-формировать умения детей создавать нужные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.
-формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
-совершенствовать артистические навыки детей;
-пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Этапы и пути реализации:
Этапы
| Реализация
|
1.Постановка проблемы. 2.Определение целей и задач работы над темой.
| детальное изучение имеющегося опыта по данной теме и литературы по проблеме;
разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
прогнозирование результатов.
|
1.Применение психогимнастических упражнений, этюдов на развитие эмоций у детей.
|
календарно-тематическое планирование;
включение в кружковую работу;
составление картотеки упражнений и этюдов.
|
1.Анализ работы.
|
оформление и описание хода работы;
результатов работы по проблеме.
|
1.Распространение опыта работы
|
выступление с темой самообразования на ГМО;
знакомство педагогов с наработанным материалом с помощью сетевых сообществ.
| Ожидаемый результат: повышение уровня эмоциональной выразительности детей старшего дошкольного возраста. |