Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Москва 2014 Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе |
 Скачать 127.03 Kb. |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Л.А.Малькова
Москва
2014 Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе Л.А.Малькова, методист В течение учебного года преподаватель вдруг замечает, что студенты стали несносны, а сам педагог порой неуправляем.
Но, скорее всего, это не окружающие изменились, а пострадало психологическое здоровье преподавателя.
Высоко в горах Тибета жил-был йогин, который мог силой медитации переносить свой ум в различные уголки Вселенной. И однажды решил отправиться в АД.
Он оказался в комнате с большим круглым столом посередине. Вокруг сидели люди. На столе стоял горшок с тушеным мясом – настолько большой, что еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло очень вкусно, рот у йогина наполнился слюной. Тем не менее никто из людей не прикасался к еде. У каждого сидевшего за столом имелась ложка с очень длинной ручкой – достаточной, для того чтобы дотянуться до горшка и наполнить ее мясом, но слишком длинной, дабы положить пищу в рот.
Все люди были ужасно истощены, лица полны отчаяния и злобы. Йогин понял: страдания их в самом деле ужасны и сочувственно склонил голову.
И тогда решил йогин отправиться в Рай. Он оказался в комнате, которая ничем не отличалась от первой – тот же стол, тот же горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. Но радостные лица, глаза, светящиеся счастьем, говорили о том, что он действительно попал в Рай.
Йогин ничего не мог понять, но потом посмотрел внимательно, и ему стало ясно, чем отличается Рай от Ада. Различие было только в одном – в этой комнате придумали кормить друг друга.
Рай там, где люди смогли договориться… Восстановить душевный комфорт помогут советы по управлению стрессом, изложенные в данной статье.
Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе Об этой насущной для каждого педагога проблеме рассказала на Петербургской конференции «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» старший преподаватель Института психологии и социальной работы Наталья Лик (г. Санкт-Петербург). Действительно, и вчера, и сегодня, и завтра ученикам присущи одни и те же черты. Проблема поведения, которое выводит из себя преподавателя, тоже, видимо, вечна. Но дети поддаются коррекции.
«Вызывают большие трудности ученики, которые нарушают дисциплину, слишком активны, чутко реагируют на наше внутреннее состояние, – говорит Наталья Владимировна. – Негативное поведение для меня – поведение, выходящее за рамки социально приемлемых форм взаимодействия, норм, различных правил. Это, конечно, еще не алкоголизм, не наркомания, хотя такое поведение часто к ним приводит.
Каждый ребенок рождается с потребностями быть любимым и значимым. Если в семье они не удовлетворяются, то начинается поиск способов это сделать, и часто способы бывают негативными. А в случае закрепления сценария определенного поведения ученик «приносит» его в образовательное учреждение вместе с портфелем и начинает при взаимодействии с учителем реализовывать на уроке.
Однажды я познакомилась с идеями американского педагога Рудольфа Дрейкурса и поняла, что эта по-настоящему рабочая концепция».
Дрейкурс выделил три основных закона, которым подчинено поведение детей.
Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к общественной жизни, значимой социальной общности.
Нарушая дисциплину, ребенок осознает: он ведет себя неправильно. Но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
привлечение внимания,
влияние,
месть,
избегание неудачи.
По мнению Дрейкурса, в 90 процентах случаев негативного поведения присутствует хотя бы одна из этих четырех целей. Каждая при этом имеет свои характерные причины и проявления. Далее коротко представлены характеристики «ложных целей поведения» и варианты их коррекции. Литература.
♦ Кволс К.Дж. Переориентация поведения детей. Спб.: Деан, 2000.
♦Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
♦ Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1999.
♦ Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Пресс, Ювента, 2000.
♦ Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. М.: РМАПО, 1997.
«Привлечение внимания»
Психологической основой этой цели является потребность быть любимым, но удовлетворение данной потребности в сознании ребенка связано с получением внимания со стороны окружающих. Чаще всего такое представление формируется в результате гиперопеки, детоцентризма и эмоциональной дистанции. Ребенок уверен, что проявление внимания к его личности со стороны окружающих есть подтверждение их любви к нему. Поэтому его потерю он связывает с отсутствием теплого отношения и воспринимает ситуацию как дискомфортную.
Чем меньше внимания ребенок стал получат дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в ОУ.
Коррекция цели
Стратегии
| Техники
| Минимализация внимания
| - Игнорируйте демонстративное поведение,
- контакт глаз,
- становитесь рядом,
- вставляйте имя ученика в текст объяснения урока,
- посылайте секретный знак,
- посылайте письменные пожелания,
- используйте «Я высказывания»
| Разрешающее поведение
| - доведите до предела демонстративную выходку,
- присоедините весь класс к выходке,
- «разрешающая квота»
| Делайте неожиданности
| - издайте музыкальный звук,
- говорите тихим голосом,
- изменяйте голос,
- временно прекратите вести урок.
| Отвлекайте ученика
| - задавайте прямые вопросы,
- попросите об одолжении,
- измените деятельность.
| Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения
| - благодарите учеников,
- пишите имена примерных детей на доске,
- используйте знаки-поощрения.
| Пересаживайте учеников
| - меняйте учеников местами,
- «стул размышлений»
|
«Влияние»
Данная ложная цель поведения формируется в том случае, если ребенок уверен, что подавление интересов окружающих является решением всех жизненных проблем. Базируется на убеждении: главное – добиваться от людей того, чтобы они поступали так, как хочешь ты, пользуясь своим превосходством над ними. Формируется при гиперопеке и авторитарном стиле воспитания у детей с сильной нервной системой и потребностью к лидерству.
Властолюбивые дети постоянно задевают взрослого, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют взрослых, устраивая сцены с помощью различных тактик – медлительности, недоделанной работы, шума, когда остальные работают.
Есть два существенных признака, по которым легко распознать поведение, направленное на власть:
эмоции негодования и замешательства из-за своей беспомощности перед поведением ребенка, направленным на власть.
Естественный импульс – желание взрослого немедленно прекратить выходку с помощью физических действий. Например, встряхнуть или стукнуть ученика, который так себя ведет.
Коррекция цели.
Стратегии
| Техники
| Ищите «изящный уход»
| - признайте силу ученика.
- уберите зрителей,
- перенесите обсуждение вопроса,
- делайте записи в блокнот,
- соглашайтесь с учеником,
- меняйте тему.
| Используйте удаление
| - удаление, не покидая класса («Скамья штрафников»),
- удаление в другие классы,
- предлагайте выбор.
| Устанавливайте санкции
| - тесно связывайте последствия с нарушением поведения, заключайте «пакты»,
- соразмерность наказания поступку.
| «Месть»
Когда родители подавляют, используя свое превосходство над ними, дети могут впасть в отчаяние и призвать на помощь месть. Ощутив обиду, нанесенную взрослым, у ребенка появляется желание выместить ее на ком-нибудь.
Существуют признаки того, что цель поведения – месть.
Если в ответ на властное поведение взрослый испытывает негодование и даже страх, то при мстительном поведении к этим чувствам добавляются обида, боль, опустошение.
Первое импульсное движение – немедленно прекратить мстительное поведение. Таких импульсов два: тут же ответить силой, как равному, поставить на место; или, наоборот, уйти из ситуации (выйти, хлопнув дверью). Это нормальная человеческая реакция, известная со времен первобытного общества, - «драться или убегать». В конечном счете, она помогла человечеству выжить.
Коррекция цели.
Стратегии
| Техники
| Регуляция эмоций и отношений
| - вспомнить о хороших качествах ребенка,
- не усиливать напряженную ситуацию,
- строить отношения по принципу заботы и доброжелательности,
- подчеркивать позитивные качества в ребенке,
- найти общие интересы,
- учить выражать боль приемлемым способом.
| Ищите «изящный уход»
| - признать силу ребенка,
- убрать свидетелей,
- озадачить учеников,
- согласиться с учеником,
- сменить тему.
| Устанавливайте санкции
| - не использовать наказания,
- тесно связывать последствия с нарушением поведения, заключать «пакты»,
- соразмерность санкций поступку,
- акцентировать внимание на поступках, а не на личности ученика.
| «Избегание неудачи»
Психологическими причинами такого поведения являются неуверенность ребенка в себе, разочарованность, желание побыть в одиночестве. Чаще всего возникает у детей со слабой нервной системой в ситуации завышенных требований родителей или гиперопеки. Своим поведением ребенок как бы говорит: «Я беспомощен», «Я ни на что не гожусь», «Ничего не требуйте от меня», «Оставьте меня в покое», «Я глупый», «Я неуклюжий». Коррекция цели
Стратегии
| Техники
| Изменяйте методы объяснения
| - использовать осязаемый материал,
- учить за один раз чему-то одному,
- учить, играя и двигаясь.
| Вводите дополнительные методы обучения
| - готовьте специальные программы,
- работа в парах (двоечник – отличник),
- планируйте этапы работы и способы достижения успеха,
- репетиторство.
| Учите позитивно рассказывать о себе и о своих делах
| - классные плакаты с «заклинаниями»,
- ищите два плюса на каждый минус,
- декларации «я могу» перед выполнением задания.
| Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
| - рассказывайте о типичных ошибках,
- показывайте ценность ошибки как опыта,
- минимализируйте последствия сделанных ошибок.
| Формируйте веру в успех
| - подчеркивайте любые улучшения,
- объявляйте о любых вкладах,
- раскрывайте сильные стороны,
- демонстрируйте веру в детей,
- признавайте трудность ваших заданий.
| Концентрируйте внимание учеников на прошлых удачах
| - анализируйте прошлые успехи,
- повторяйте и закрепляйте успехи.
| Делайте процесс обучения ощутимым
| - наклейки «я смогу»,
- альбомы, плакаты с достижениями,
- рассказы о «вчера», «сегодня», «завтра».
| Отмечайте достижения
| - аплодисменты,
- награды («звезды», наклейки),
- самопризнание («час хвастуна»), - выставки,
- «праздники победы».
| Данная работа составлена по материалам журнала «Управление школой», № 16, 2008 г. Каторга не там, где работают киркой, она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми.
Антуан де Сент Экзюпери.
Автор: Кэтрин Кволс. Книга «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»
Переориентация — это одновременно строгий и добрый подход к поведению ребенка, подразумевающий его полную ответственность за свои поступки. Принцип переориентации основан на взаимном уважении родителей и детей. Этот метод предусматривает естественные и логические последствия при нежелательном поведении ребенка, на которых мы в дальнейшем остановимся подробно, и в конечном итоге усиливает в ребенке чувство собственного достоинства и совершенствует его характер.
Переориентация не предусматривает каких-то особых, кардинально новых воспитательных приемов, которые заставят вашего ребенка вести себя хорошо. Переориентация — это новый образ жизни, суть которого — в создании ситуаций, где не бывает проигравших как среди родителей, учителей и тренеров, так и среди детей. Когда дети чувствуют, что вы не намерены подчинить их поведение своей воле, а, напротив, стараетесь найти разумный выход в жизненной ситуации, они проявляют больше уважения и готовности помогать вам. Таблица ошибочных целей поведения детей
Если вы чувствуете
| Как реагирует ребенок на ваше замечание
| Что говорит ребенок своим поведением
| Цель
| Как исправить такое поведение
| Научите вашего ребенка
| Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком.
| Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам.
| Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием.
| Внимание
| Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас.
| Привлекать к себе внимание должным образом.
| Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!»
| Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения.
| Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной.
| Влияние
| Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность .
| Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными.
| Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?»
| Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе.
| Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику.
| Месть
| Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт.
| Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других.
| Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость.
| Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен.
| У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое.
| Уклонение
| Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство.
| Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои
|
Малькова Людмила Алексеевна
Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе
Статья Подписано в печать 09.12.2014
Формат 60*90/16. Бумага офсетная № 1.
Тираж 20 экз.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Москва
2014 |
|
|