Главная страница

«Мы и закон»


Скачать 145.38 Kb.
Название«Мы и закон»
Социальный педагог
Дата09.02.2016
Размер145.38 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение среднего общего образования

Тазовская щкола-интернат

Программа, направленная на профилактику

правонарушений

«Мы и закон»

Автор: Социальный педагог

Лапсуй Юлия Лумбовна,

Пушкина 10 кв. 31, 89320929121

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Правонарушения и дети, два эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще используются вместе. К сожалению, приходится признать, что наше общество кажется бессильным перед волной проступков и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Незаконопослушное поведение дети сегодня нередко начинают проявлять уже в 11-13 лет. Среди несовершеннолетних правонарушителей есть не только дети из неблагополучных семей, то есть традиционная группа риска, но и внешне благополучные школьники, не вызывающие тревог у учителей и родителей. Девиантное, делинквентное поведение прочно входят в актуальность современного общества. Проблема формирования правового сознания и законопослушного поведения несовершеннолетних не оставляют равнодушными многих людей, поэтому есть необходимость систематической работы по данному направлению. И необходимо найти эффективные пути предупреждения правонарушения несовершеннолетних.

Проблема профилактики должна остро стоять перед обществом, должна оставаться актуальной во все времена и для любой групповой принадлежности. Ведь именно из законопослушных несовершеннолетних вырастают законопослушные взрослые. И от этого зависит социальное здоровье общества сегодняшнего и будущего.

Цель: формирование правового сознания и законопослушного поведения несовершеннолетних.

Задачи:

- профилактика правонарушений несовершеннолетних;

- организация занятости детей во внеурочное время;

- совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями района.

Участники: педагоги, родители, учащиеся, воспитанники, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ПДН.

Продолжительность: 2015-2017 год

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;

- повышение культурного уровня детей;

- правовое обеспечение детей и их родителей.

Способы проверки: анкетирование детей и родителей, работа в дискуссионных клубах по обсуждению проблемы.

Формы реализации: беседа, тестирование, анкетирование, деловая игра, тренинговые упражнения, лекции, социальный патронаж, рассказ, круглый стол, мозговой штурм, ролевые игры, круглый стол.


Рабочий план реализации программы «Мы и закон»

№№ п/п

Мероприятия

Сроки
исполнения


Целевая группа

Ответственные

1.

Оформление в кабинете социального педагога правового уголка «Читаем и соблюдаем»

Сентябрь

Родители

Социальный педагог

2.

Оформление уголка для детей «Твои права в детском мире»

Сентябрь-октябрь

Учащиеся 1-4 классов

Социальный педагог

Классные руководители

3.

Подготовка буклета «Будь законопослушным»

Ноябрь

1-4 классы

Социальный педагог

4.

Выступление на родительском собрании (права родителей в школе и правовое воспитание через родителей) «Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей»

Ноябрь

Родители

Социальный педагог

Классные руководители

5.

Классный час «Право в нашей жизни»

Декабрь

3 классы

Классные руководители

6.

Индивидуальные беседы с детьми, нарушающими правила поведения в школе «Не нарушайте права других»

Ежемесячно

1-4 классы

Инспектор ОДН

Социальный педагог

Классные руководители

7.

Классный час «Твои права и обязанности от рождения и на всю жизнь»

Январь

2-3 классы

Социальный педагог

Инспектор ОДН

Классные руководители

8.

Заседание клуба опекунов «Права детей-сирот» (знакомство с изменениями в законодательстве)

Январь

Опекуны, попечители

Социальный педагог

Опекуны и попечители

9.

Собрание для родителей детей-инвалидов «Человек и закон»


Февраль

Родители детей-инвалидов

Социальный педагог

10.

Коллаж «Права человека» (на что имеет право человек)

Март

3 класс

Социальный педагог

Классные руководители

11.

Беседа «Что значит быть законопослушным»

Март

4 класс

Социальный педагог

Классные руководители

Воспитатели

12.

Социологический опрос «Закон - это»

Социологический опрос «Право- это

Апрель

3-4 классы

Социальный педагог

Классные руководители

13.

Присутствие при допросе несовершеннолетнего в ОВД следственном отделе и отделе по делам несовершеннолетних

По необходимости

1-4 классы

Социальный педагог

Инспектор ОДН

Родители

14.

Конвенция прав ребенка, статьи в рисунках

Апрель

1-4 классы

Социальный педагог

Классные руководители

Воспитатели

15.

Конкурс стенгазет «Мы жители доброжелательного города»

Апрель

2-4 классы

Социальный педагог

Классные руководители

16.

Работа с родителями детей, состоящих на различных видах учета (КДН и ЗП, ОДН, ВШУ), (единство требований – основа полноценного воспитания )

Ежемесячно

Родители 1-4 классов

Социальный педагог

Инспектор ОДН

Классные руководители

17.

Интеллектуальная игра «Знатоки права»

Май

4 класс

Инспектор ОДН

Социальный педагог

Классные руководители

18.

Памятки для родителей детей, проживающих в тундре «Растим законопослушного ребенка»

Май

Родители

Инспектор ОДН

Социальный педагог

Классные руководители

Воспитатели

Руководитель организации-заявителя_________________________________(фамилия, имя, отчество)

(подпись)

М. П.

Содержание программы «Мы и закон»

п/п

Содержание работы

Формы и методы работы

Оснащение

1.

Оформление правового уголка для родителей «Читаем и соблюдаем»

Цель: просвещение родителей в правовых вопросах

Задачи:

- формирование ответственности родителей за воспитание детей;

- приобщение родителей к правовым вопросам современного мира в воспитании подрастающего поколения

Ожидаемый результат: сформированное представление родителей о законах защищающих детей.

Иллюстрация

Передвижной стенд

2.

Оформление уголка для детей «Твои права в детском мире»

Цель: знакомство детей с их основными правами

Задачи:

- сформирование ответственности за свое поведение;

- усвоение лозунга «Защищая свои права, не нарушай права других».

Ожидаемый результат: знакомство с основными правами детей

Иллюстрации

Вырезки из законов

Передвижной стенд

3.

Подготовка буклета «Будь законопослушным»

Цель: дать представление об основных документах, защищающих права детей

Задачи:

- дать понять детям, что не надо нарушать права других людей;

- сформирование представления о правах детей

Ожидаемый результат: усвоение главного правила о соблюдении своих прав

Иллюстрации

Передвижной стенд

4.

Выступление на родительском собрании (права родителей в школе и правовое воспитание через родителей) «Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей»

Цель: просвещение родителей по вопросам прав родителей

Задачи:

- дать родителям определение понятия право;

-сформирование ответственности за воспитание своих детей

Ожидаемый результат: повышение уровня родителей в вопросах прав родителей и ответственности за детей

Беседа

Рассказ

Дискуссия

ИКТ (мультимедийные презентации)

Плакаты с высказываниями известных педагогов

Литература по теме

5.

Классный час «Право в нашей жизни»

Цель: формирование правового сознания

Задачи: - формирование правовой грамотности подрастающего поколения,

- воспитание правосознания детей и подростков

Ожидаемый результат: снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы

Беседа

Сюжетно-ролевые игры


ИКТ (мультимедийные презентации)

Доска



6.

Индивидуальные беседы с детьми, нарушающими правила поведения в школе «Не нарушайте права других»

Цель: проведение индивидуальной работы с ребенком по соблюдению прав других.

Задачи:

- дать представление ребенку, что соблюдая свои права не надо забывать о правах других;

- дать сформулированное понятие праву.

Ожидаемый результат: уменьшение количества детей нарушающих правила школы

Беседа

ИКТ (мультимедийные презентации)

Доска


7.

Классный час «Твои права и обязанности от рождения и на всю жизнь»

Цель: познакомить с основными правами человека (ребенка).

Задачи: - дать понятие права;

- найти отличие прав от обязанностей.

Ожидаемый результат: детям необходимо знать не только свои права, но и обязанности.

Беседа

Рассказ - обсуждение

ИКТ (мультимедийные презентации)

ИКТ (мультимедийные презентации)

Доска

Презентация «Конвенция в рисунках»

8.

Заседание клуба опекунов «Права детей-сирот» (знакомство с изменениями в законодательстве)

Цель: повышение правовой культуры родителей

Задачи:

- осознание родителями ответственности за воспитание детей;

- просвещение правовой культуры

Ожидаемый результат: обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями

Беседа

Лекция

Рассказ-рассуждение

ИКТ (мультимедийные презентации)

Доска


9.

Собрание для родителей детей-инвалидов «Человек и закон»

Цель: познакомить родителей с нормативно-правовыми документами, касающихся детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами.

Задачи:

- повышение правовой культуры родителей;

- осознание родителями ответственности за воспитание детей

Ожидаемый результат: обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями

Беседа с элементами лекции

Доска

Памятки и буклеты с вырезками законов о детях-инвалидах и их семей

10.

Коллаж «Права человека» (на что имеет право человек)

Цель: закрепление правовых знаний

Задачи:

- найти отличие прав от обязанностей

- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

Ожидаемый результат: сформирование правового

Рассуждение

Убеждение

Ролевая игра

Газета

Журналы

Ватман


11.

Беседа «Что значит быть законопослушным»

Цель: предупредить опасность необдуманных действий

Задачи:

- научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

- сформировать умение различать хорошие и плохие поступки

Ожидаемый результат: уменьшение количества детей нарушающих правила школы

Беседа

ИКТ (мультимедийные презентации)


12.

Социологический опрос «Закон - это»

Социологический опрос «Право- это

Цель: дать определение понятию закон и право

Задачи:

- дать детям задуматься над понятиями;

- сформулировать определение понятий на доступном для детей языке.

Ожидаемый результат: дети должны знать определений слов закон и порядок

Беседа

Опрос

Бумага

13.

Присутствие при допросе несовершеннолетнего в ОВД следственном отделе и отделе по делам несовершеннолетних

Цель: защита прав детей при допросе сотрудниками РОВД.

Задачи:

- недопущение несправедливости в отношении несовершеннолетних;

- сотрудничество с дознавателями и следователями в решении вопросов противоправных действий детей и подростков

Ожидаемый результат: недопущение повторного совершения противоправного действия

Индивидуальная беседа

-

14.

Конвенция прав ребенка, статьи в рисунках

Цель: показать наглядно в рисунках основные права детей

Задачи:

- изучить и разобрать каждое право ребенка;

- формирование правовой культуры детей

Ожидаемый результат: усвоение детьми их основных прав

Ролевые игры

Беседа

Рассуждение

ИКТ (мультимедийные презентации)


15.

Конкурс стенгазет «Мы жители доброжелательного города»

Цель: воспитывать чувство уважения к другим людям.

Задачи:

- воспитание доброжелательных отношений;

- осмыслить понятие слова добро, доброта, доброжелательность

Ожидаемый результат: доброжелательное отношение к окружающим

Беседа


Ватман

Краски, карандаши

16.

Работа с родителями детей, состоящих на различных видах учета (КДН и ЗП, ОДН, ВШУ), (единство требований – основа полноценного воспитания)

Цель: профилактика неблагополучия семьи

Задачи:

- формирование ответственности за воспитание детей;

- проведение профилактической работы по устранению случаев совершения детьми повторного правонарушения

Ожидаемый результат: снижение количества детей, состоящих на различных видах учета

Круглый стол

Семейные консультации

Беседа

Патронаж

Собрания


ИКТ

17.

Интеллектуальная игра «Знатоки права»

Цель: закрепление основ правовых знаний

Задачи:

- узнать насколько дети владеют правовыми знаниями

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ожидаемый результат: достаточное овладение детьми основами правовых знаний

Беседа

Ролевые игры

Рассказ

ИКТ

18.

Памятки для родителей детей, проживающих в тундре «Растим законопослушного ребенка»

Цель: просвещение родителей в правовых вопросах

Задачи:

- формирование ответственности за воспитание детей;

- повышение правовой культуры родителей проживающих на межселенной территории

Ожидаемый результат: повышение правового уровня родителей, в вопросах воспитания детей


Беседа

Бумага

Список литературы:

  1. Корчагина Ю. В. Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика: Методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2011. – 72с.

  2. Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность»: 9 – 11 класс. – М.: 5. 2007. – 176 с. – («Классному руководителю»).

  3. Селевко Г. К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 112 с.