Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методической темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии через создание игровых ситуаций.» |
 Скачать 68.89 Kb. |
Творческий отчёт о работе над методической темой
учителя географии высшей категории ГБОУ СОШ № 448 ВАО ДО г.Москвы Орловой Елены Алексеевны.
Название методической темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии через создание игровых ситуаций.»
Цели работы над данной методической темой: 1.Выявление возможности через игровые ситуации при изучении географии
активизировать познавательную деятельность учащихся. 2.Разработка методики проведения игровых ситуаций на уроках географии и во внеурочных мероприятиях. 3.Создание игровых ситуаций при изучении географии и проведение анализа их влияния на успеваемость и качество обученности учащихся. Срок работы над темой 3 лет. Начало работы в 2010-2011 учебном году. План работы: 1.Изучение проблемы данной темы по методическим материалам и разработкам учителей –предметников, передового опыта педагогов-новаторов. 2.Разработка игровых моментов для использования при изучении географии. 3.Применение игровых ситуаций на уроках географии с целью активизации познавательной учебной деятельности учащихся. 4.Анализ итогов применяемых методик игровых ситуаций при изучении географии. 5.Проведение открытых мероприятий с использованием игровых ситуаций на уроках географии с целью обмена передовым опытом. 6.Систематизация игровых ситуаций по классам и обобщающим темам. 7.Создание библиотеки по данной теме в кабинете географии.
На мой взгляд, выбранная мной тема является на сегодняшний день одной из самых актуальных. С помощью игровых ситуаций можно активно развивать познавательную деятельность учащихся в любом изучаемом в школе предмете, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к учению в целом, и учатся в основном по принуждению родителей и учителей.
Ситуация ,близкая к жизненной, создаваемая на уроке, позволяет в ненавязчивой, необычной, нестандартной форме вести учебный процесс.
С детских лет ребёнок ,находясь в состоянии игры, с её помощью легче познаёт
окружающий мир, взрослую жизнь. Поэтому я уверена, что игровые ситуации в самых разнообразных формах на уроках и во внеурочное время должны использоваться наряду со всем многообразием других форм и методов обучения в школе, причём на всех её ступенях (начальная, средняя, старшая.) Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей, применяя её, я добиваюсь решения многих учебных задач. Если для моих учеников урок географии становится интересным, и они с удовольствием готовятся к нему,
Значит, я достигла главной цели - приобретенные знания учащимися по моему предмету будут на высоком уровне.
При выполнении опережающих заданий для уроков с игровыми ситуациями ребята развивают и закрепляют навыки в работе с научно-популярной литературой, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого материала заставляет детей думать и видеть плоды своего труда. Задача каждого учителя – превратить свой урок в праздник науки, решить её мне помогает применение игровых ситуаций, которые вызывают у детей интерес к географии как науке о природе Земли ,без которой невозможно существование человечества ,позволяют раскрыть свой талант, помогают связать науку с реальной жизнью.
Даже самые трудные и слабые дети раскрываются в игровых ситуациях, стараются внести свой вклад в работу группы или бригады, в состав которой они входят, с другой стороны, сильные ученики, как правило, выполняющие роль ведущего, стараются помочь им в выполнении географических заданий. Тем самым реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся и контролю знаний, кроме этого решается очень важный воспитательный момент-развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе, взаимопомощь в различных ситуациях.
При подготовке к ролевым играм или игровым урокам, внеклассным мероприятиям, учащимся необходимо применение знаний по другим предметам: истории, химии, математике; часто дети художественно оформляют свои работы, что даёт широкие возможности для осуществления межпредметных связей. Участвуя в серьёзных деловых играх (например урок-пресс конференция и т.п.),ребята чувствуют себя в роли взрослых людей, это вырабатывает чувство ответственности за других, за решение ,которое они принимают, за выполнение поставленных задач. Игровые ситуации могут очень сильно варьироваться в зависимости от поставленных целей, по времени и технологии проведения.
Например, предлагаю ребятам найти географические ошибки в «Путевых заметках непутёвого барона Мюнхгаузена»,они по ходу чтения рассказа выписывают допущенные ошибки.
Один из вариантов для 7 класса по теме «Евразия»: «Итак, мы отправляемся в кругосветное путешествие вокруг Евразии. Начало нашего маршрута в Чёрном море, откуда наш корабль через Гибралтарский пролив попадает в Средиземное море, здесь на острове Занзибар мы пополнили наши запасы и отправились дальше по пути экспедиции Афанасия Никитина. Через пролив Босфор, обогнув Скандинавский полуостров, мы вышли в холодный и суровый Атлантический океан. И т.д.» При проведении географических КВН или других внеклассных мероприятий я обязательно включаю такие диктанты в качестве одного из конкурсов. Дети и сами прекрасно составляют такие диктанты. Часто предлагаю ученикам такой вид диктантов : «Помоги барону Мюнхгаузену или капитану Врунгелю правильно определить к какому материку относятся данные географические названия» (в 7 классе, обобщающий урок по материкам). Перечисляю географические названия и понятия, а дети группируют их по материкам в заранее подготовленные карточки. Например: вади,вельвичия,Килиманджаро,кенгуру,пингвин,бумеранг,Дарлинг,Виктория,и,айсберг,Беллинсгаузен,жираф,Атлас,Лазарев,Анды,Анхель,ехидна,Эребусс,Тасмания,Лабрадор и т.д.Этот вариант диктанта можно использовать после прохождения большого раздела или темы в 6-9 классах. В этой работе продолжаю игровую ситуацию, предложив ученикам самоконтроль или взаимопроверку результатов работы с выставлением оценок. Создание игровой ситуации на уроке может быть вызвано проблемой изучаемой темы, поставленной перед учащимися, это позволяет заинтересовать ребят и показать необходимость её изучения. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Географические координаты» в начале урока я предлагаю детям помочь судну ,терпящему бедствие «Русское научно-исследовательское судно «Ермак» терпит бедствие, в эфир передан сигнал SOS и координаты места катастрофы с.ш., в.д. Нам необходимо узнать откуда быстрее придёт помощь морякам. А для этого мы должны , как можно быстрее научиться определять координаты. Итак, приступим к работе.»
Далее идёт объяснение нового материала, а в конце урока решается проблема, поставленная в его начале. Такое проблемно-игровое обоснование темы можно использовать во всех параллелях при изучении самых различных тем.
В 2011-2012 учебном году работа над методической темой проходила по следующим этапам: 1.Изучение передового опыта учителей ,использующих в работе игровые ситуации по методической литературе и на соответствующих сайтах интернета. 2.Подбор материалов и разработка собственных материалов игровых ситуаций на уроках географии в 6-7 классах. 3.Применение игровых ситуаций на уроках географии, во внеурочных мероприятиях (олимпиада по географии, неделя географии в школе.) 4.Проведён анализ результатов применения игровых ситуаций на уроках географии в 6-7 классах (выявлено повышение активности и результативности учащихся в среднем на 25% по сравнению с аналогичным уроком без включения игровых моментов). 5.Проведён открытый урок в форме урока-зачёта, полностью построенный на игровых ситуациях.(проходил в День открытых дверей в ГОУ СОШ №448 на базе 8 А класса по теме «География России. Обобщение».)
На уроке присутствовали родители учащихся 8 А класса, учителя, администрация школы. Урок был высоко оценен детьми и взрослыми.
Отзывы сданы завучу СОШ № 448. 6.Созданы методические разработки:
1.Открытого урока «Гидросфера. Обобщение.» 6 класс.
2. Внеурочного мероприятия «Звёздный час.»
3.Урок брейн- ринг «Южные материки.» 7 класс.
4.Урок-зачёт «География России. Обобщение.»
7.Посещение уроков учителей-предметников и открытых мероприятий с целью изучения передового опыта по данной методической теме.
В этом учебном году 2012-2013 работа над методической темой проходила по следующим этапам: 1.Изучение передового опыта учителей ,использующих в работе игровые ситуации по методической литературе и на соответствующих сайтах интернета. 2.Подбор материалов и разработка собственных материалов игровых ситуаций на уроках географии в 8 классах. 3.Применение игровых ситуаций на уроках географии, во внеурочных мероприятиях (олимпиада по географии, неделя географии в школе.) 4.Проведён анализ результатов применения игровых ситуаций на уроках географии в 8 классах (выявлено повышение активности и результативности учащихся в среднем на 15% по сравнению с аналогичным уроком без включения игровых моментов). 5.Проведён открытый урок на базе 7а класса по теме «Обобщение. Северная Америка» в форме «Брейн-ринга» на День открытых дверей. Присутствовали родители учащихся ,председатель МО Плешко Н.В.Урок получил хорошие отзывы от учеников и гостей. 6.Созданы и размещены на моём мини-сайте на nsportal.ru методические разработки уроков с использованием игровых ситуаций: 1.Географическая викторина 6 класс.
2.Географический КВН 7 класс. 7.Включение игровых ситуаций на уроках географии в 6-10 классах с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся. 8.Выполнение творческих заданий учащимися в форме презентаций. При изучении темы : «Страны мира» - предложено быть экскурсоводом и освещать самые интересные достопримечательности .Задания такого плана активизируют деятельность учеников по добыванию новых знаний. 9.Посещение открытых мероприятий на День открытых дверей с целью изучения опыта учителей по данной методической теме. Учитель географии ГБОУ СОШ № 448 Орлова Е.А. |
|
|