Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическое пособие для молодых специалистов Далматово 2011 Методическое пособие для классных руководителей «Организация и проведение классного часа» |
 Скачать 0.56 Mb. |
1 2 Территориальный методический центр
МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа №2»
Организация и проведение
классного часа
Методическое пособие для молодых специалистов
Далматово
2011
Методическое пособие для классных руководителей «Организация и проведение классного часа» / Авт.-сост.Т.И.Бурнашова; Территориальный методический центр МКОУ «ДСОШ №2»,- Далматово, 2011.
Автор-составитель:
Бурнашова Т.И., руководитель ШМО классных руководителей, победитель конкурса лучших учителей РФ.
Рецензент:
Поташкина Т.А., заместитель директора по УВР, победитель конкурса лучших учителей РФ.
В данном пособии представлена методика проведения различных видов классных часов, даны советы по организации классного часа, определены функции, цели, задачи классного часа.
Пособие станет хорошим помощником классного руководителя для овладения методикой проведения классных часов.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………….….2
2. Методика организации и проведения классного часа
3. Методика проведения классного часа с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо
4. Классный час «Гроза двенадцатого года..» (К двухсотлетию войны 1812 г.)
5. Конфликт (для средних и старших классов)…………………………………………………
4. Жить в обществе – жить по правилам (для средних и старших классов)……………..…
5. Сходства и различия людей……………………..………………………………………..…
6. Учимся общаться в обществе (для всех возрастных групп)……………………………....
7. Понимать и договариваться…………………………………………………………………
8. Классный час «Великая Отечественная война» (по рассказу Л.Кассиля «У классной доски»)……………………………………………………………………………..…
9. Мы – граждане России(Торжественное вручение паспортов учащимся 8- классов)…...
10.Литература…………………………………………………………………………….……..
Введение.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время – решают обучающиеся и классный руководитель.
Начинать подготовку следует с определения целей классного часа. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с обучающимися.
Возможны различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематической лекции.
Классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет функции:
просветительскую;
ориентирующую;
направляющую;
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся.
Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
Выделяются следующие формы классного часа:
беседа (этическая, нравственная);
диспуты;
встречи с интересными людьми;
викторины по различным областям знаний;
дискуссии
интерактивные игры;
игры-путешествия;
театральные премьеры;
тренинги;
читательские конференции.
Методика организации и проведения классного часа.
Содержание классного часа и его методическое обеспечение тесно взаимосвязаны.
Содержание и методика проведения классного часа зависят от возраста школьников, а также от целей и задач, которые ставит классный руководитель.
При подготовке классного часа необходимо:
определить тему и сформулировать цель;
подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. д. по теме;
составить план (сценарий) проведения классного часа;
дать задание обучающимся для предварительной подготовки к классному часу;
определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.
Советы по организации классного часа.
Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т. д.
Классный час, или час общения, играет очень большую роль, если он задуман
интересно и необычно.
В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми обучающимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.
Результативность классного часа состоит в том, что он может влиять как на мнение большинства обучающихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Классный руководитель с помощью классного часа создает определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть обучающихся в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу обучающихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения обучающихся во время классного часа способствует желанию школьников жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.
Для того чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них появилось желание принять участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому обучающемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.
Группа обучающихся по подготовке классного часа анализирует вместе с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовит концертные номера, если это необходимо, оформляет приглашения и т.д. Результат классных часов очень часто зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Классное собрание.
Такая форма классного часа как классное собрание проводится примерно раз в месяц. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности, ответственности.
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа – осуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического самоуправления, слушает доклады обучающихся о выполнении поручений и т.д.
Экстренные (внеочередные) собрания проводятся, если необходимо обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний проводится самими обучающимися под руководством классного руководителя.
Классный руководитель на собрании выступает в двух качествах:
как представитель общеобразовательного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями;
как член классного коллектива, где он связан со своими обучающимися дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Личное участие классного руководителя в собрании, как правило, обязательно: он голосует вместе с обучающимися за или против принятия какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить обучающихся демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
В 5классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у обучающихся потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе, собрание должно занимать 15- 20 минут.
Привлекает к ведению собраний старосту класса. Классный руководитель обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение.
Вовлекать в проведение собрания все большее количество обучающихся :
давать доклады на заданную тему.
В 6 классе обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
К 7 классу складываются традиции и правила проведения классных часов, дети стремятся к самостоятельности, независимости и самоутверждению, поэтому классному руководителю необходимо помогать обучающимся проявлять активность.
Нравственный классный час.
Предварительная подготовка.
Нравственный классный час должен готовить обучающихся к взрослой жизни, формировать нравственные ценности.
Цели нравственного классного часа:
просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников;
развитие нравственных личностных качеств, таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Перед классным часом можно провести предварительную диагностику понимания обучающимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.
Способность обучающихся дать объяснение нравственным понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.
Предварительная подготовка:
определение темы и помощников в проведении классного часа;
подбор материала: периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, сюжеты фильмов, художественная литература.
Нравственный классный час – это время совместного с обучающимися поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребенка; извлечение нравственных уроков.
Такой классный час достаточно проводить один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в классе, вызвал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.( Приложение: сценарии
нравственных классных часов).
Методика проведения классного часа с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Педагогический процесс должен быть непрерывным, целостным и комплексным. «Единство федерального воспитательного пространства» не может теперь ограничиваться рамками урока. В связи с этим возрастает роль и ценность включения школьников в разностороннюю вне учебную деятельность, которая является неотъемлемой частью образования школьников. Определения вне учебной работы подтверждают это утверждение:
«Внеклассная работа- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся».
«Внеурочная деятельность - часть деятельности обучающихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников , их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке».
Множество разнообразных форм и методов существует на сегодняшний день в педагогической практике, которые служат для организации вне учебной деятельности. Однако многие из них либо носят исключительно формальный характер, либо уже устарели и в условиях современного образования не совсем вписываются в его систему. Именно поэтому изучение вне учебной работы привлекает к себе внимание.
Следует отметить, что большую роль вне учебная деятельность играет в приобретении школьником социального опыта. Современное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности и как личности. Результатом социализации является приобретенный социальный опыт.
В современной науке существуют разные педагогические технологии, которые могут создать условия для более успешной адаптации школьника при вхождении его во взрослую жизнь, которые обозначают новые подходы к организации вне учебной деятельности. Такой технологией мы считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которая внедряется в учебный процесс школы как средство формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся с 2008 года, а с 2011 года - и во внеклассную работу.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Аналитическое, критическое мышление характеризуется следующими умениями и навыками:
Выделять причинно-следственные связи.
Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся.
Отвергать ненужную или неверную информацию.
Избегать категоричности в утверждениях.
Быть честным в своих рассуждениях.
Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения.
Подвергать сомнению любую информацию.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо формирует умения и навыки работы с информацией:
Ориентироваться в источниках информации.
Адекватно понимать прочитанное.
Оценивать информацию с точки зрения ее важности.
Выделять главное в информации.
«Отсеивать» второстепенную информацию.
Критически оценивать новые знания.
Делать выводы и обобщения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
В этой технологии синтезированы идеи, приемы и методы русских отечественных технологий : коллективных и групповых способов обучения и воспитания, а также технологий сотрудничества, развивающего обучения.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому школьнику получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. Технология предлагает систему конкретных методических приемов (стратегий), которые могут быть использованы и в учебной, и во внеурочной деятельности. (Приложение №1).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает три стадии.
Первая стадия - «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждает интерес к теме, проблеме.
Вторая стадия – «осмысление», во время которой происходит активное получение информации, осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.
Третья стадия – «рефлексия» направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к обсуждаемой проблеме и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может использовать самые разнообразные ресурсы. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
В пособии представлены материалы для работы классного руководителя с обучающимися среднего и старшего возраста с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Основные темы – острые нравственно-этические проблемы: нравственный выбор, ответственность за поступки, толерантное общение, самоутверждение и самоопределение, позитивное разрешение конфликтов. Предназначено классным руководителям средних и старших классов, организаторам по воспитательной работе общеобразовательных учреждений ; будет полезно родителям школьников.
«Гроза двенадцатого года…»
(К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Зайков С.М., учитель истории.
ЦЕЛИ КЛАССНОГО ЧАСА:
Знакомство с основными причинами победы в войне 1812 года;
Развитие умений слушать, выделять главное, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
Воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела наших предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Портреты А. С. Пушкина; Л. Н. Толстого; Н. Г. Чернышевского; Александра I; Наполеона I; М. И. Кутузова; М. Б. Барклая-де-Толли; П. И. Багратиона; А. И. Чернышева; К. В. Нессельроде; Е. Ф. Канкрина.
Репродукции картин русских и советских художников:
А. Ю. Аверьянов «Сражение за Смоленск» (1950 г.);
С. В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле» (1952 г.);
А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях» (1880 г.);
И. К. Айвазовский «Пожар Москвы в 1812 г» (1851 г.);
Н. П. Ульянов «Лористон в ставке Кутузова» (1945 г.);
И. М. Прянишников «В 1812 году» (1874 г.).
Набор открыток «В грозную пору. 1812 год». (Перцов В. В. Иллюстрации к книге М. Брагина «В грозную пору 1812 год». Набор из 16 открыток, на которых изображены представители разных родов войск, солдат и офицеров русской армии 1812 года).
ЛИТЕРАТУРА:
Жилин, П. А. Отечественная война 1812 года / П. А. Жилин. – М.: Наука, 1988. – 496 с.
Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века / А. А. Корнилов; вступ. ст. А. А. Левандовского. – М.: Высш. шк., 1993. – 446 с.
Тарле, Е. В. Наполеон / Е. В. Тарле. – М.: Наука, 1991. – 464
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Классный час проводится с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо и включает в себя три стадии: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии.
Стадия вызова
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал в неоконченной десятой главе «Евгения Онегина»:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Но бог помог – стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
С А. С. Пушкиным во многом солидарен другой русский писатель Н Г. Чернышевский, который говорил: «Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев… ».
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попытаемся выделить основные причины победы России в Отечественной войне 1812 года, 200-летний юбилей которой мы скоро будем отмечать. Об Отечественной войне 1812 года создано немало фильмов (одним из самых известных является фильм «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова), нарисовано картин, (репродукции некоторых вы видите на доске); написано книг (достаточно вспомнить бессмертное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»). Из прочитанных мною строчек Пушкина, изученного материала на уроках истории, своего жизненного опыта, вы наверняка сможете сформулировать причины победы России в Отечественной войне 1812 года и составить кластер по этой теме. Данный кластер вы сможете дополнить, внимательно выслушав ту информацию, которую я приготовил к сегодняшнему классному часу. В конце нашего классного часа мы попробуем дополнить и расширить ваши кластеры, а значит, и ваши познания об Отечественной войне 1812 года.
Стадия осмысления
«Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?», – писал А. С. Пушкин. Стандартным ответом на этот вопрос за пределами России будет, конечно, «зима»: отступление французской армии из Москвы иллюстрируется обычно картинками, на которых изможденные наполеоновские солдаты с трудом бредут через заснеженные равнины, теряя по пути замерзающих товарищей. «Великую армию» победила природа, бескрайние просторы России и ее климат, но никак не русские войска, которых на подобных картинках обычно и не видно.
Однако если мороз и снег в России могут уничтожать целые армии, почему выдающийся полководец Наполеон Бонапарт, замысливший столь великое предприятие – завоевание России – об этом не подумал? Он что – не знал, что в России зимой бывает снег? Что морозы в ноябре месяце у нас обычное явление? Оказывается, знал – в двадцать втором номере издававшегося самим Наполеоном бюллетеня отмечалось: «Можно ожидать, что Москва-река и прочие реки России замерзнут в половине ноября». Так в чем же дело? Как же случилось, что согласно уже двадцать девятому бюллетеню, «выпавший снег в шесть дней расстроил дух армии, отнял мужество у французских солдат, ободрил презрительных казаков, лишил французов артиллерии, фуража и кавалерии и поверг их – хотя русские мало тому способствовали – в то жалкое положение, в каком они вступили в Польшу»?
Удивительно, но факт: никаких сильных морозов, «расстроивших дух французской армии», вовсе не было! Зима наступила позже обычного и была довольно теплой. Об этом в один голос говорят все участники той компании – как русские, так и иностранцы. Существует множество свидетельств того, что во время отступления Великой армии температура не опускалась ниже 10 градусов! Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что неприятельская армия, выступив из Москвы, около двадцати суток «шла хорошею погодою». 1 ноября соратник Наполеона, генерал де Коленкур, записал следующее: «Погода была хорошая. Император несколько раз говорил, что «осень в России такая же, как в Фонтенбло»; по сегодняшней погоде он судил о том, какою она будет через 10 – 15 дней, и говорил князю Невшательскому, что «сказками о русской зиме можно запугать только детей...»
9 ноября, когда французы уже находились в Смоленске, на три-четыре дня наступило похолодание (до -8º С, по воспоминаниям французского генерала Жомини). «Далее, – как пишет Денис Давыдов, – все писатели соглашаются уже в том, что от Смоленска до Орши стужа весьма уменьшилась, и если позволено мне прибегнуть к моей собственной памяти, то смело могу уверить, что тогда морозы простирались от двух до четырех градусов».
Вопрос: откуда же тогда взялись толпы «обмороженных» и «побитых стужей» солдат великой армии Наполеона? Ответ: эти толпы, действительно, были, но они появились уже после переправы через Березину, т.е. тогда, когда французы уже потерпели полное военное фиаско!
Сказки о морозах, сыгравших якобы главную роль в гибели наполеоновской армии, родились во Франции. Эта страна привыкла к двадцатилетним победам и владычеству над европейскими государствами. Простить России, что та, без малейшей помощи извне, разбила и поглотила в своих недрах всю европейскую армаду, Франция не желала. Объяснение поражению придумал сам император Наполеон, который списал все свои неудачи на холод и «внезапно выпавший» снег.
Удивительно, но вскоре и в России стали повторять байку о генерале-морозе, будто бы сгубившем французскую армию. Это настолько возмущало генерал-лейтенанта Д. В. Давыдова, что в своем «Дневнике партизанских действий 1812 года» он целую главу посвятил разбору погодных условий французского отступления. В этой главе герой войны доказал, что ссылки на «Генерала Мороза» как на главную причину неудач в российской кампании являются ни чем иным, как необоснованным оправданием поражения Наполеона и французского командования. «Похвально ли для некоторых из нас, еще более для тех из нас, русских, которые знают истинную причину гибели нахлынувших на нас полчищ, – похвально ли им повторять чужой вымысел для того только, чтобы не отстать от модного мнения, как не отстают они от покроя фраков или повязки галстуков, изобретенных и носимых в Париже?» – с возмущением писал Давыдов.
И все-таки миф оказался живуч: из девятнадцатого века он перекочевал в двадцатый, и байка про «Генерала Мороза» в годы Великой Отечественной активно использовалась нацистской пропагандой в качестве основного оправдания неудач теперь уже немецкой армии.
По мнению Доминика Ливена, профессора Лондонской школы экономики и автора 600-страничной книги «Россия против Наполеона», русские победили вовсе не благодаря случайности, а потому, что они отлично подготовились к войне, разработали и реализовали успешную стратегию, сумели прекрасно организовать управление войсками, подготовку пополнений, снабжение и логистику. Самое интересное в войне 1812 – 1814 годов заключается для Ливена в том, что это был не только момент наивысшего подъема народного духа, но наивысший успех России с точки зрения эффективной организации военной машины. О последнем, однако, никто не вспоминает – ни в самой России, ни за ее пределами. Одержав грандиозную победу не числом, а умением и организацией, сами русские собственные достижения отрицают.
Почему роль России в разгроме Наполеона не получила достаточного признания со стороны европейских историков? Во-первых, они по естественным причинам склонны сосредоточиваться на достижениях своих армий. Во-вторых, мало кто из европейских историков наполеоновских войн может похвастаться знанием русского языка, соответственно, даже когда эти авторы обращаются к событиям в России и последующим действиям русских войск в Европе, они вынуждены полагаться на документы, написанные такими же иностранцами. Последние, разумеется, также оценивали события с точки зрения собственных интересов. Наконец, в-третьих, действия русской армии и русского командования привлекают мало внимания, поскольку это была типичная армия «старого режима» с ее крепостными рекрутами и офицерами-аристократами. И в этом смысле она куда менее интересна историкам военного дела, чем те же французская или прусская армии, воспринимаемые как лаборатории военных инноваций и прототипы будущих армий «современного» типа.
Не меньше искажений, впрочем, было и с русской стороны. Восприятие войны 1812 года до сих пор остается крайне идеологизированным. Действия отдельных командиров воспринимаются сквозь призму их последующей судьбы. Так, «оппозиционные» Раевский или Ермолов привлекают непропорционально много внимания. А в случае с Александром Чернышевым, военным министром «мрачного николаевского царствования», все наоборот: его роль в событиях 1812 – 1814 годов обычно недооценивается. Однако главная вина за то, что мы недооцениваем собственные достижения, лежит на Льве Толстом. Ливен оговаривается, что требовать от писателя Толстого какой-то исторической объективности было бы нелепо – не для того он писал свой роман. Но так получилось, что именно его концепция, изложенная в «Войне и мире», задает массовое восприятие 1812 года. В основе этой концепции, в ее упрощенном виде, лежит невозможность управления историческим процессом: у Толстого Наполеон и Александр полагают, что могут чем-то управлять, и потому нелепы в своей самонадеянности. Мудрость же Кутузова как раз и состоит в понимании им собственной неспособности руководить ходом событий и готовности плыть по течению истории.
Ливен рисует прямо противоположную картину: потерпев унизительное поражение в войне 1805 – 1807 годов, русские извлекли из него необходимые уроки. Русское командование во главе с самим Александром I прекрасно знало о планах Наполеона благодаря великолепно поставленной разведке, достававшей важнейшие документы из штаба самого французского императора: похоже, у русских были агенты в самом ближнем его окружении. Например, ежемесячно выпускавшийся в Париже совершенно секретный сборник, в котором отражались все перемещения французских частей за истекший период, немедленно оказывался в русском посольстве. Благодаря этому Санкт-Петербург мог едва ли не в режиме реального времени наблюдать за передислокацией французской армии, и штабисты понимали, что столь масштабные и дорогостоящие перемещения могут закончиться только войной. Организовали разведсеть в Париже, кстати, тот самый Александр Чернышев, будущий военный министр, и граф Карл Нессельроде, будущий глава МИДа. Первому было в этот момент 23 года, второму – 28. Между прочим, способность выбирать молодых способных генералов, дипломатов и управленцев – это, по мнению Ливена, еще одна важнейшая черта русского командования той поры, способствовавшая победе над Наполеоном.
На основании разведданных и была разработана стратегия войны, которая изначально предполагала отступление в глубь России. Разумеется, никто в высшем русском руководстве не планировал сжигать Москву, но в принципе вероятность достаточно глубокого продвижения французов осознавалась четко. Другое дело, что населению, войскам, и даже большинству генералов об этом по понятным причинам не говорили. В итоге, зная, что Наполеону нужна быстрая победа, русские сумели навязать ему именно тот тип войны, который для него был решительно неприемлем. Кстати, и бросок на Париж в 1814 году, закончившийся взятием французской столицы и капитуляцией Наполеона, также стал возможен благодаря успехам русской разведки, перехватившей секретные документы неприятеля.
Особый интерес представляют рассуждения Ливена о проблемах военного управления. Историки почему-то не пишут, удивляется профессор, о том, каким огромным достижением была способность русских тыловиков (которых возглавлял, кстати, Егор Францевич Канкрин, будущий министр финансов) в 1813 – 1814 годах доставлять в армию, находившуюся за тысячи верст от дома, пополнения и бесперебойно снабжать ее всем необходимым. Совершенно теряются из вида такие «скучные» детали, как, например, создание в 1808 году рекрутских депо и реорганизация в 1811 году гарнизонных войск. До создания депо новобранцы для обучения направлялись из уездов прямо в полки, где офицерам часто было не до них; в условиях войны на собственно русской территории такая система не могла бы работать в принципе. В депо же офицеры и солдаты-ветераны специально выделялись для обучения новобранцев, которые затем могли направляться на фронт организованно. А реформа гарнизонных войск не только высвободила достаточно опытных солдат для формирования целых 13 полков (что в условиях нехватки финансов было крайне важно), но и создала систему, позволившую в будущем препровождать новобранцев на фронт, а пленных эскортировать в глубь страны. Эти недооцененные историками реформы внесли, по мнению Ливена, решающий вклад в повышение эффективности русской армии, а значит, и в победу.
Все это не отменяет, впрочем, того факта, что русская армия и русская государственная система принадлежали уходящей эпохе: они были гораздо более эффективными, чем мы привыкли считать, но это была эффективность винтового самолета накануне эпохи реактивных двигателей. Более того, именно высокая эффективность, достигнутая системой в ходе войн с Наполеоном, убедила руководство страны в том, что никакие реформы не нужны. Русская армия застыла в своем развитии на несколько десятилетий: реформы стали возможны лишь после поражения в Крымской войне и окончательного ухода со сцены поколения победителей Наполеона.
Стадия рефлексии
Итак, вы внимательно слушали меня, поделитесь своими мыслями об основных причинах победы России в войне 1812 года. Как бы вы закончили мысль русского писателя Н. Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы…» Выскажите свои мнения, дополните ваши кластеры, исправьте недостатки, если они имеются.
В заключение хотелось бы попросить вас составить синквейн по теме нашего классного часа «Гроза двенадцатого года…».
Зачитайте, пожалуйста, свои синквейны.
Всем спасибо за внимание и работу.
Конфликт
(для средних и старших классов)
Никулина М.А., учитель английского языка.
Цель: формирование представления о конфликтах и способах их разрешения.
I. Вызов.
1. Составление синквейна
Конфликт
Групповой, военный, сложный
Разрушает, возникает, разделяет
Конфликт – это столкновение интересов, мнений, взглядов
двух и более лиц, который может проявляться в виде ссоры,
драки, военных действий.
Столкновение (ссора, драка, война)
II. Осмысление содержания.
Обсуждение:
Что такое конфликт?
Что приводит к конфликту?
Кто в него может быть вовлечен? Сколько людей требуется для того, чтобы возник конфликт?
В конфликт могут быть вовлечены не только двое, трое, группа, но и один человек может вступить в конфликт с самим собой. С чем могут быть связаны внутренние конфликты? (Что одеть, слушать ли родителей, делать ли домашнее задание или пойти гулять)
Участвовали ли вы в конфликтах? Каким образом они были разрешены?
2. Групповая работа.
Учитель: Любой конфликт можно разрешить. Существуют следующие типы разрешения конфликтных ситуаций (записать на доске):
- с позиции силы;
- с позиции интересов;
- с позиции правил.
Задание: Рассмотрите ситуации. Предложите варианты окончания историй, если рассмотреть разрешение конфликтов с позиции силы, интересов, правил.
Маше и Вите родители купили к празднику игрушки. Витя получил барабан, а Маша – дудочку. Сначала они были довольны подаркам. Витя бил в барабан, а Маша играла на дудочке. Витя, прекратив играть, попросил Машу сделать перерыв. Маша отказалась, сказала, что барабанная дробь ей не мешает и она будет продолжать играть на дудочке. Витя рассердился и стал бить в барабан, что есть сил. Поднялся ужасный шум. В дверь позвонили соседи…
Татьяна перед началом урока села на место, где всегда сидела Лена. Лена попросила ее уйти с места, но Татьяна отказалась. Завязалась драка, девочки стали толкать друг друга. В класс вошел учитель…
Из-за дружбы с девочкой из параллельного класса над вами стали подтрунивать одноклассники и даже обидно отозвались о ней. Ваш товарищ предложил вам прекратить дружбу с девочкой.
Можно подобрать другие истории, которые предложат дети из личного опыта (можно использовать эпизоды из литературных произведений).
3.Задание к следующему занятию
В течение недели ведите дневник конфликтов, свидетелями которых вы станете. Определите вид конфликта. Опишите, как он был разрешен.
III. Рефлексия.
- Что такое конфликт?
- С каких позиций конфликт может быть разрешен?
Жить в обществе – жить по правилам.
(для средних и старших классов)
Палехова Е.В., учитель географии.
Цель: сформировать мнение о необходимости принятия правил в обществе и следования им как в своих интересах всего общества, и ответственности за соблюдение этих правил.
Ι.Вызов.
1) Ведущий: Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Маленький принц» высказал важную мысль: «Главное глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». Не испытывали ли вы такого состояния, когда на сердце становится как-то тяжело, когда что-то сделаешь не так? Как будто этим убивается частичка любви, частичка самого человека. Наверное, если бы в глубине души человек не понимал, не любил другого, то люди никогда не смогли бы жить вместе! Однако человек – несовершенное существо, поэтому-то нам и нужны разные-разные правила, чтобы жить вместе. Жизнь человека в обществе без правил представить сложно. Попробуем это сделать в ходе игры.
ΙΙ.Осмысление содержания.
2) Игра-эстафета «Зачем нужны правила»
Ведущий раздаёт учащимся разные мелкие предметы: скрепки, ручки, резинки, кубики и т.п. Часть предметов оставляет у себя.
Каждый ряд учебников составляет команду. Сидящие на первых партах-капитаны команд.
Капитаны получают разное количество предметов
Ведущий: «Игра началась!» (Учащиеся выражают удивление: «Как играть?»)
Ведущий делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы на последнюю парту по одному. Далее объявляет: «Игра началась!»
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они забыли, что предавать предметы только левой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!»
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они перепутали, что передавать предметы нужно только правой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!».
Теперь ведущий даёт возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению, что вызывает возмущение.
Обсуждение:
-Чем вы недовольны?
-Что вам не понравилось?
-Что надо изменить, чтобы игра была честной, справедливой?
Вывод: должны быть правила. Эти правила должны быть известны. Правила должны быть ясными, чёткими, понятными. Правила не должны меняться по ходу игры. Все участники игры должны быть равны. Не должно быть дискриминации.
(Основные идеи записываются на доске: правила, гласность, ясность, стабильность, равенство, справедливость)
3. Ролевая игра «О чём пишут газеты?»
- Представьте, что в нашей стране исчезли правила. Как могут повести себя люди? Как изменится ваше поведение? О чём могли бы писать газеты через год? Станет ли ваша жизнь счастливей, если не надо будет придерживаться правил?
Ведущий предлагает группам в ходе жеребьёвки выбрать следующие роли: «продавцы», «водители», «ученики», «депутаты», «врачи», «предприниматели», «СМИ» и т.д. (учебники могут сами предложить те или иные роли)
Задание: группы обдумывают предложенную ситуацию, исходя из своей роли. Группа, представляющая средства массовой информации, проводит опрос жителей города (представителей других групп), готовит устный репортаж или выпуск номера газеты.
Претензия работы групп.
Вывод: вы на собственном примере испытали значимость правил, и обязанностей.
4. Обсуждение притчи.
В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила из придвинутся, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.
Обсуждение:
- В чём смысл притчи? Чему она учит?
- Какими должны быть взаимоотношения между людьми?
- Можно ли построить такие отношения в наши дни? Что этому помогает?
- Всегда ли удавалось людям найти такое «умеренное расстояние друг от друга», чтобы учитывались интересы каждого?
5. Рефлексия. Составить памятку « Правила взаимоотношений м/у людьми».
Тема: Сходства и различия людей
Пермякова Н.Г., учитель математики.
Цель: обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.
I. Вызов
1. Упражнение «Инопланетяне»
Инструкция: Ребята разбиты на две группы: «земляне» (меньшая группа) и «инопланетяне» (большая группа). Группам отдельно дается инструкция. «Земляне» занимают места в кругу за стульями, а «инопланетяне» пытаются наладить контакт, но «земляне» не поддаются, не обращают внимания и эмоционально выражают нежелание общаться. По установленному сигналу они вдруг начинают активно контактировать с «инопланетянами». Затем ведущий предлагает всем сесть в большой круг, выразить свои чувства, что ребята ощущали в ходе игры в роли «землянина» и в роли «инопланетянина». Обсуждается вопрос: что мешает общению? Почему люди не всегда понимают друг друга?
2. Ведущий предлагает соблюдать на занятии «Правила общения»:
- Мы слушаем всех и уважаем чужие мысли, идеи и чувства.
- При желании мы делимся с другими своими идеями, мыслями и чувствами.
- Каждый может пропустить свою очередь, если не хочет высказываться.
II.Осмысление содержания
3. Упражнение «Волшебный мешочек»
Ведущий предлагает нескольким участникам на ощупь, не подсматривая, определить предмет, который находится в мешке (это фрукты и овощи,: картофель, груша, лимон, апельсин, яблоко и т.д.).
На доске ведущий прикрепляет карточки: «одинаковый», и «разный». По описанию каждого участника схожие характеристики записываются в один столбик под карточкой «одинаковый», а различные – «разный». Затем ведущий достает все продукты и колонки на доске дополняются записями.
Ведущий обращается к ребятам с вопросом:
- Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Овощи и фрукты богаты витаминами, полезными для здоровья человека, однако у них разный вкус, способ употребления в пищу, они разные по цвету и строению).
- Приведите подобные примеры с другими предметами.
4. Упражнение «Новичок»
- Представьте, что к вам в класс пришел новичок из другой школы и будет учиться в вашем классе. Разбейтесь на пары и разыграйте сценку, как будто болтаете после уроков, обсуждая нового вымышленного одноклассника. В чем он похож на вас и чем отличается? Схожие черты
| Отличительные черты
|
|
| - Какие схожие и отличительные черты влияют на описание нового одноклассника?
5. Упражнение «Познай себя»
- Разбейтесь на пары. Каждый описывает себя другому тремя предложениями, например: «Я высокий. У меня есть старшая сестра. Я люблю гулять».
Затем ведущий задает вопросы:
- Что у вас общего и чем вы отличаетесь друг от друга?
- Что вы чувствовали, когда замечали свое отличие от других и свое сходство с ними?
- Вспомните, бывало ли в вашей жизни так, что вы ощущали себя непохожими на других, какие чувства вы при этом испытывали?
- Как вам удается ладить с похожими и непохожими одноклассниками?
6. Упражнение «Будешь играть с нами?»
Ведущий предлагает ребятам рассказать, каким образом они хотели бы выразить свое расположение к тем одноклассникам, которые отличаются от них.( Например, пригласить их вместе поиграть или обсудить что-то(можно составить конкретные ситуации и попросить ребят продолжить историю).
III Рефлексия.
Три кружка: красный – полезно, синий – интересно, желтый – весело.
Учимся общаться в обществе.
(для всех возрастных групп)
Цель: формирование понятия «продуктивное общение».
I.Вызов.
Ведущий: Общение – это улица с «двухсторонним движением». Кроме выражения наших собственных интересов, вам необходимо уметь выслушать интересы другого лица. Только таким образом мы можем сотрудничать.
Во время общения между двумя лицами происходит обмен информацией о потребностях, чувствах, переживаниях собеседника. Люди часто думают о слушании как о пассивной деятельности. Слушатель сидит и позволяет словам другого человека доходить до него. Но в активном слушании тот, кто слушает, включает все свое внимание и энергию для достижения двух целей.
Цель активного слушания (записать на ватмане):
1.Понять то, что передает говорящий.
2.Дать говорящему понять, что его поняли.
Для того чтобы понять (активно слушать), необходимо попытаться встать на место говорящего и почувствовать то, что он чувствует
II.Осмысление содержания.
Также для того, чтобы и мы в группе продуктивно общались нам необходимо определить «Правила общения» (предлагают дети):
1.Доверительный стиль общения.
2.Общение по принципу «здесь и теперь».
3.Говорить от своего лица.
4.Искренность в общении.
5.Недопустимость оценки личности, а только его действий.
(Правила вывесить на доску)
2. Упражнение «Чем мы похожи»
Все участники сидят в кругу, ведущий находится в середине круга.
Ведущий предлагает участникам поменяться местами тем, у кого у кого есть называемый ведущим признак. Ведущий, пока участники меняются местами, занимает чье-нибудь место, кто остался без места, становится в центр круга на место ведущего и называет свой признак и т. д.
3.Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится…»
Общение начинается с установления контакта. Умение устанавливать контакт необходимо для приятного и продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением – это результат длительной и настойчивой работы над собой.
Участникам необходимо разделиться на пары и решить между собой, кто будет первым вступать в контакт.
Задание: проиграть приветствие и установить контакт с обязательным использованием вначале фразы «Здравствуйте, мне очень нравится…»
(Ведущему нужно внимательно следить за тем, чтобы все участники начали мини-беседу именно с этой фразы).
Затем проводится обсуждение содержания диалога (по парам):
Как начиналась беседа, выяснить впечатления, которые сложились у участников от одной и той же фразы?
Что услышал активный слушатель?
Легко ли было устанавливать контакт?
III.Рефлексия.
СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР СО СЛОВОМ «ОБЩЕНИЕ».
Понимать и договариваться
Цель: формирование практических навыков позитивного разрешения конфликта.
1.Вызов.
1.Кластер
2.Осмысление содержания
2.Задание:
Назовите преимущества сотрудничества.
Существует способ договориться, когда конфликтующим сторонам помогает посредник – медиатор. Он помогает конфликтующим сторонам прийти к соглашению.
Рассмотрим данный способ разрешения конфликта на примере инсцинирования сказки.
3.Инсценирование сказки «Лиса и заяц» (заранее распределяются роли и слова).
Автор: У Зайчика была избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, и изба у Лисицы растаяла. Она выгнала Зайчика. Идет Заяц, плачет. Увидела Зайчика мудрая Сова и спрашивает:
Сова: Чего, Зайчик, ты такой расстроенный?
Автор: А Заяц ей отвечает:
Заяц: Лисица выгнала меня из моей избушки, так её силой лесные звери не выгнали, не смогли справиться с Лисой и мне помочь.
Автор: Сова предположила по – другому решить его проблему – с помощью медиации. Зайчик не знал, что это такое, но согласился. Об этом узнала Лиса, удивилась новому явлению, но, не долго думая, согласилась, всё равно правда будет на её стороне, подумала она.
Сова начинает медиацию…
Нулевой этап. Вступительная речь медиатора.
Сова: Друзья! Медиация – это переговоры с участием нейтрального посредника-медиатора, поэтому только от тебя Лисица, и от тебя, Заяц, только от вас зависит, какое решение вы примете. Я же как медиатор не даю никаких советов, а лишь буду помогать вам разговаривать друг с другом!
Но прежде давайте договоримся, что мы не будем друг друга прерывать, не будем использовать оскорбительных выражений и, вообще, будем вести себя вежливо! Это необходимо, чтобы наши переговоры шли успешно. Ну, как, Лисица, согласна?
Лиса: Я – то, конечно, смогу, а вот этот серый…Ой-ой, все-все, молчу, молчу.
Заяц (вновь заплакав): Вот видите, я то согласен, лишь бы она мне дом вернула.
Сова: Ну вот, видите, как хорошо! Мы с вами успешно заключили первое соглашение – о правилах общения! Давайте и дальше так действовать!
Лиса: Соглашение? Какое соглашение? Я ни с чем не собираюсь соглашаться. Мой дом и всё тут.
Сова: Всё же давайте попробуем выслушать друг друга, узнать ваши интересы.
Первый этап. Выступления сторон.
Лиса: Мои интересы одни – моя изба растаяла. Я серому по-хорошему говорила – отдай избу, а он не соглашался. Мне ничего не оставалось, как угрозами его выгнать из избы. Мне же нужно где-то жить. Несправедливо, что у него есть жилье, а у меня нет.
Сова: Значит, вы оказались в трудном положении, а вам, Лиса, никто не помог, даже Заяц. Я правильно поняла? Если бы он предложил бы вам временное жилье у себя, то вы бы и не подумали его выгонять?
Лиса: Вроде так, мудрая наша Сова, хотя…Не злодейка же я. Просто у каждого должен быть свой дом.
Заяц: Вот именно, свой дом. А ты грубо выгнала меня из моего дома и не пускаешь обратно! А мне страшно в лесу. Да и сколько сил я затратил на строительство дома. Обидно. Скоро мои родичи ко мне приедут, а я бездомный. Что они скажут? Засмеют!
Второй этап. Прояснение интересов.
Сова: Чего бы вы хотели добиться в результате медиации.
Лиса: Я, конечно, понимаю Зайца. Да я вовсе временно поселилась у него. Но мне – то кто поможет. Вот он хороший строитель. Пусть и мне дом справит, такой же теплый и уютный.
Сова (задала волшебный вопрос) : А почему же Вы сразу не попросили об этом Зайца?
Лиса: Так на меня как все лесные звери накинулись, преступницу из меня какую-то сделали! Слова сказать не давали. Не поговорили как надо, как вы сейчас.
Сова: Значит, вы согласны вернуть Зайцу дом?
Лиса: Если Заяц мне поможет?
Третий этап. Формулирование повестки дня.
Сова: Итак, как я поняла, Лиса готова уступить дом, если Заяц поможет Лисе.
Четвертый этап. Выдвижение предложений.
Сова: Давайте рассмотрим эту ситуацию
Заяц: Я, наверное, грубо вёл себя с Лисой, не предложил ей пожить у себя, она же без дома осталась. Сразу нагнал лесной народ, вот она и обиделась.
Лиса: Я тоже хороша, сразу же напугала Зайца, да и выгнала его из его же дома, чем заслужила осуждение лесного сообщества.
Сова: Для обсуждения второго вопроса повестки дня я предлагаю выйти из игры и провести мозговой штурм – вместе подумать, как лучше загладить оставшиеся обиды.
Лиса: я извиняюсь перед Зайчиком и попрошусь временно к нему пожить, но он мне вместе с другими лесными зверями дом новый постоит.
Заяц: я извиняюсь перед Лисицей. Нагнал я лесного народу, озлобилась она. А с домом, конечно, помогу.
Сова: Разумны ваши предложения
Пятый этап. Выбор решения.
Сова: Согласна ли ты, Лисица, оставить жильё Зайца?
Лиса: Согласна, но пусть даст возможность пожить, пока я новый дом себе не справлю.
Сова: Согласен ли ты, Заяц, помочь Лисе?
Заяц: Согласен.
Сова: Вот и хорошо, что переговоры закончились благополучно. Надеюсь, что решения, к которым вы пришли, будут выполнены.
4. Ведущий: Это была сказка. А теперь попробуем разрешить такую ситуацию.
Ситуация: Занятия закончились, и дети идут на игровую площадку. Там есть один футбольный мяч. К нему кидаются двое учеников и хватают его одновременно. Первый говорит: «Он мой! Я первый добежал!», второй отвечает: «Нет, первым был я, а ты пытаешься его отнять! Отдай!». Они дерутся, пытаясь завладеть мячом.
Задание 1: Предложите все возможные варианты решения этого конфликта («мозговой штурм», ведущий записывает на доске)
Задание 2: Разделите предложенные варианты на 4 группы:
те, при которых решают играть с мячом вместе;
те, при которых каждый получает то, что хочет (например, сначала с мячом играет один, а потом – другой);
те, при которых только один получает то, что хочет;
те, при которых никто не получает то, что он хочет.
Задание 3: Оцените каждую группу вариантов с помощью символа (ребята рисуют улыбающиеся или печальные лица, соотносят их с вариантами решений конфликта).
два улыбающихся лица – каждый получает то, что хочет;
одно лицо улыбающееся, другое печальное – значит только один доволен решением.
Задание 4: Давайте обсудим, какое же решение самое лучшее? СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ «ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ».
Классный час на тему «Великая Отечественная война» (по рассказу Л.Кассиля «У классной доски»)
Жанна Владимировна Егорова,
учитель русского языка и литературы.
Цель: формирование у учащихся представлений о ВОв и её героях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблица «ЗХУ» на каждого ученика.
Ход классного часа.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в другую историческую эпоху. Предлагаю вам внимательно послушать песню. (Звучит песня «Священная война»).
Учитель: В каком времени мы только что побывали? Какие чувства вы испытали при прослушивании?
Учитель: Правильно. Это начало ВОв. Песня «Священная война» была написана 24 июня 1941 года. Слова – В.И.Лебедева – Кумача, музыку написал А.В.Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните всё, что вам уже известно о Великой Отечественной войне и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Самостоятельная работа с таблицей).
Учитель: Вы отлично справились с заполнением таблицы. Мы продолжаем работу.
Приём ТРКМ «Прогнозирование».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Кассиля «У классной доски». Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?
Учитель: Чтобы проверить правильность или ошибочность ваших ответов необходимо познакомиться с текстом. Я предлагаю вам прочитать рассказ «У классной доски».
Стадия осмысления. «Чтение с остановками».
Учитель: Читать текст мы будем по частям. Познакомимся с первой частью. Кого описывает автор? Как дети относились к учительнице? А взрослые?
Прежде чем мы продолжим чтение, предположите, что будет дальше?
Учитель: Читаем текст дальше. Подтвердилось ли ваше предположение? Где происходит действие, когда? Какие ещё герои появились? Где находилась школа? Велись ли в школе занятия? Для чего во дворе школы была вырыта траншея? Зачем ребята собрались у школы?
Предположите, что скажет фашист детям. Как будут развиваться события дальше?
Учитель: Читаем текст дальше. Подтвердилось ли ваше предположение? Чего же хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?
Почему именно к детям обратились немцы? Как вела себя Ксения Андреевна? А ребята? Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова? (Он собрался рассказать фашистам, где прячутся партизаны). Можете ли вы охарактеризовать мальчика?
Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Учитель: Читаем текст до конца.
Подтвердились ли ваши опасения? Какие эмоции вызвал рассказ? Какие черты характера присущи главным героям рассказа? Можно ли назвать поступки героев подвигом?
Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы сведениями, которые узнали из рассказа.
Учитель: Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной?
Учитель: Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОв, помогать тем, кто ещё жив.
Приём ТРКМ «Синквейн».
Учитель: Пришло время подвести итог. Мы познакомились сегодня С рассказом Л.Кассиля «У классной доски» и убедились в том, что победа В Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав «синквейн». Напоминаю, что «Синквейн» - это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.
Война.
Жестокая, страшная.
Разрушает, губит, калечит.
Один в поле не воин.
Мачеха.
-
|
1 2 |
|