Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методические рекомендации по оцениванию грамотности учащихся (егэ, к 6 к грамотность) «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» |
 Скачать 87.45 Kb. |
Составитель: Е. Н. Заречнева, методист кафедры
филологического образования НМЦ РОСОБР АКИПКРО Методические рекомендации по оцениванию грамотности учащихся
(ЕГЭ, К 6 – К 9. Грамотность)
«Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании и и ы после приставок;
6) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как...; ничто иное не...; не что иное, как... и др.)
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
Рекомендации по методике разграничения ошибок разного типа Следует различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы – в структуре слова, словосочетания или предложения, это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство - здесь допущена ошибка в структура слова, то есть нарушена словообразовательная норма; без комментарий, ложит, более правильнее – неправильно образована форма слова, то есть нарушена морфологическая норма; удивляюсь его силой, жажда к славе — нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления); Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), то есть нарушены синтаксические нормы.
Речевые недочёты - это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в использовании слова. По преимуществу, это нарушение лексических норм. Например: Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный), ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочетам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше; небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ .
Перечень наиболее распространенных грамматических
и речевых ошибок
Грамматические ошибки Вид ошибки
| Примеры | 1.
| Ошибочное словообразование
| Трудолюбимый, надсмехатъся
| 2.
| Ошибочное образование формы существительного
| многие чуда техники, не хватает время
| 3.
| Ошибочное образование формы прилагательного
| более интереснее, красивше
| 4.
| Ошибочное образование формы числительного
| с пятистам и рублями
| 5.
| Ошибочное образование формы местоимения
| ихнего пафоса, ихи дети
| 6.
| Ошибочное образование формы глагола
| они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
| 7.
| Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом
| 8.
| Нарушение управления
| Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей
| 9.
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Большинство возражали против такой оценки его творчества.
| 10.
| Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
| Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
| 11.
| Ошибки в построении предложения с
однородными членами
| Страна любила и гордилась поэтом
В сочинении я хотел сказать о
значении спорта и почему я его люблю.
| 12.
| Ошибки в построении
предложения с
деепричастным оборотом
| Читая текст, возникает такое
чувство...
| 13.
| Ошибки в построении
предложения с причастным
оборотом
| Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами.
| 14.
| Ошибки в построении
сложного предложения
| Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал
еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
| 15.
| Смешение прямой и
косвенной речи
| Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
| 16.
| Нарушение границ
предложения
| Когда герой опомнился. Было уже поздно.
| 17.
| Нарушение видо-временной
соотнесенности глагольных форм
| Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.
| Лексические ошибки и речевые недочеты
| Вид ошибки | Примеры | 1.
| Употребление слова несвойственном ему значении
| Мы были шокированы прекрасной
игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении
всего текста.
| 2.
| Неразличение оттенков
значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
| Мое отношение к этой проблеме не
поменялось.
Были приняты эффектные меры.
| 3.
| Неразличение синонимичных слов
| В конечном предложении автор применяет градацию.
| 4.
| Употребление слов иной
стилевой окраски
| Автор, обращаясь к этой проблеме,
пытается направить людей немного в
другую колею.
| 5.
| Неуместное употребление
эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов
| Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
| 6.
| Неоправданное употребление просторечных слов
| Таким людям всегда удается
объегорить других.
| 7.
| Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особеннности.
| 8.
| Употребление лишних
слов, в том числе
плеоназм
| Красоту пейзажа автор передает
нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
| 9.
| Употребление рядом
или близко однокоренных слов
(тавтология)
| В этом рассказе рассказывается о
реальных событиях.
| 10.
| Неоправданное повторение слова
| Герой рассказа не задумывается над
своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
| 11.
| Бедность и однообразие
синтаксических конструкций
| Когда писатель пришел в редакцию,
его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
| 12.
| Неудачное употребление
местоимений
| Данный текст написал В. Белов. Он
относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
| 13.
| Бессвязность изложения
| Далее автор углубляется в
литературный материал. Такая
гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.
| |
|
|