Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, педагогов дополнительного образования 1 2 3 МУК Троицко – Печорский РДК Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, педагогов дополнительного образования Методика работы в детском хореографическом коллективе
Сост. Ласковенко Людмила
Максимовна
Балетмейстер
пгт.Троицко-Печорск МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ХОРЕОРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Понятие «организация обучения» выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и физических качеств. Форма организации обучения означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.
Грамотная организация обучения хореографическому искусству имеет большое значение. Наибольшее распространение массовой танцевальной культуры происходит через активную работу детских хореографических коллективов. Организация такого хореографического коллектива происходит в несколько этапов и имеет свою структуру.
На первом этапе необходимо оборудовать помещение: большой квадратный светлый зал с деревянным половым покрытием, недопустимо лаковое покрытие и бетонный пол. Во избежание физических травм деревянный пол орошается водой, а танцевальная обувь натирается канифолью. Танцевальный зал оборудуется станками вдоль стен, которые должны быть гладко отполированы. Они прикрепляются параллельно полу на расстоянии 20-25 см. от стены, диаметр – 8-9 см. Высота станка для детей младшего школьного возраста – 65-70 см., для детей старшего школьного возраста – 90-95 см. Для успешной работы разновозрастного хореографического коллектива необходимо установить двойные станки. На стены прикрепляются зеркала. Для переодевания участников коллектива отводится отдельное помещение с душем. Хореографический зал должен быть чистым и регулярно проветриваться. Постоянная температура воздуха 15º-17º. В хореографическом зале устанавливаются технические средства: магнитофон, музыкальный центр, телевизор, видео -, DVD-проигрыватель и др. Определяется место для фортепиано или баяна. Инструмент должен располагаться так, чтобы во время работы концертмейстер видел исполнителей.
На втором этапе организации детского хореографического коллектива выполняется работа по рекламе. Вывешивается большое красочное объявление об организации детского хореографического коллектива, в котором указывается:
название коллектива,
жанр работы коллектива,
Ф.И.О. руководителя,
дата, время, место отбора детей,
возраст принимаемых детей.
Целесообразно использовать средства массовой информации для рекламы детского хореографического коллектива. Хороший приток детей дают непосредственные контакты со школьниками. Беседы с детьми и родителями проводимые по школам, помогут руководителю находить и привлекать одаренных детей.
На третьем этапе руководитель проводит практический отбор детей в детский хореографический коллектив:
В назначенное время собрать детей и родителей в помещении, где дети смогут переодеться, а родители ожидать своих детей.
В хореографическом зале произвести отбор детей по следующим критериям: хореографические данные, внешние данные, музыкальные данные, артистические способности.
Провести родительское собрание для принятых в коллектив детей с родителями. Детям не прошедшим отбор предложить другое применение их способностей в других видах спорта и искусства.
Отследить физическое здоровье детей по медицинским справкам от врача.
Руководитель не имеет права принимать детей с хроническими заболеваниями внутренних органов, двигательной системы, слабым зрением, так как большие физические нагрузки не способствуют выздоровлению. На родительском собрании руководитель знакомит родителей с целями и задачами работы данного хореографического коллектива. Формирует возрастные группы детей – не более 20. Определяет расписание занятий. Предъявляет требования к форме одежды: мальчики – футболка, майка, короткие или удлиненные облегающие шорты, балетные мягкие туфли, народные сапоги; девочки – купальники, лосины, короткие или длинные юбочки, мягкие балетные туфли, туфли с каблуком, гладкие, собранные на затылке в пучок волосы. Руководитель должен заручиться поддержкой родителей в спонсировании пошива костюмов и организации поездок и экскурсий.
РУКОВОДИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ И
ПЕДАГОГ ПО ХОРЕОГРАФИИ
ЕГО ОБРАЗ И ХАРАКТЕР.
Детский хореографический коллектив это наиболее распространенное детское объединение в школьных и внешкольных учреждениях.
Система занятий формируется в детских хореографических коллективах на базах, домов культуры, центров детского творчества, общеобразовательных школах. В последние годы в систему хореографических занятий включились уроки ритмики и хореографии, которые вошли в учебные планы общеобразовательных школ, детских садов. В результате этого определился ряд требований, предъявляемых руководителю, воспитателю и педагогу хореографии.
Сегодня хореографическое образование осуществляется в системе культуры и образования:
по программам внешкольных детских учреждений (дома культур, центры детского творчества)
по программам дошкольных детских учреждений (детские сады)
по программам управления образования (школы)
по авторским программам и разработкам других учебных заведений.
Программы основываются на многолетнем педагогическом опыте хореографов. Сегодня они оснащаются и дополняются методическими разработками и новыми частными методиками. Каждый педагог хореографии является одновременно автором программ и их исполнителем.
Требования, предъявляемые педагогу хореографии, имеют как общие, так и частные положения, исходя из места и опыта работы. Для всех специалистов работающих с детьми необходимо наличие хореографического образования, высшего или средне-специального.
Руководитель детского хореографического коллектива это воспитатель и организатор, который занимается не только развитием хореографических навыков и умений, но и формирует и воспитывает личность ребенка способного жить в современном обществе. Участник детского хореографического коллектива должен иметь возможность гармонически развиваться. Чтобы осуществлять такое развитие руководитель, педагог хореографии должен обладать определенным набором человеческих и педагогических качеств:
Обладать художественным вкусом, воспитывая детей на примерах высокохудожественных образцах хореографии.
Знать методику постановочной работы, владеть композиционным построением.
Владеть разнообразной разножанровой хореографической лексикой.
Быть музыкально грамотным, владеть работой с музыкальным материалом, концертмейстером, фонограммой.
Иметь элементарные знания в области педагогики, психологии, медицины, анатомии, истории хореографии, живописи, литературы и т.д.
Руководитель детского хореографического коллектива, владея элементарными знаниями в области других искусств и наук, сможет грамотно и правильно контролировать физическое развитие детей, не вредя здоровью, учитывать возрастные особенности детей при изложении и показе нового материала, быть интересным, ярким, образованным человеком.
Вопрос, – каким должен быть преподаватель как личность? – всегда стоял в центре внимания. Успешность решения педагогических и воспитательных задач всецело зависит от свойств личности самого педагога. Основные умения, необходимые педагогу можно представить так:
1.Коммуникативность
преподавателя
| Все формы контакта, хорошее отношение к ученикам, положительная их оценка перед лицом аудитории, отрицательная – только индивидуально.
| 2.Диагностические способности
| Дифференцированный подход, определение работоспособности группы, прогнозирование результатов.
| 3.Психолого-педагогическое, методическое планирование
| Определение ближайших задач, динамических групп внутри коллектива, система работы в предмете, индивидуальные приемы обучения.
| 4.Исследовательские способности
| Стремление узнать и овладеть новыми навыками, умениями, методиками с применением их на практике.
| 5.Организаторские
способности
| Гностические – умение передавать знания.
|
Чтобы овладеть этими умениями и способностями, преподавателю необходимо иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов, живой и активный характер. Педагогическая наука отличает различные типы преподавателей. Профессор, доктор физико-математических наук А.Космодемьянский называет 5 типов преподавателей:
теоретист,
реалист (шагает в ногу со временем),
утилитарист (традиционные приемы обучения),
артист,
беспородный (без педагогического образования).
Американский психолог Джон Кэрролл различает 3 типа преподавателей:
консерватор,
авантюрист,
остальное большинство.
Для более успешной педагогической деятельности профессор А.Космодемьянский предлагает следовать определенным правилам, хорошему преподавателю следует знать, что:
Основа успешного преподавания – знания и любовь к своему делу.
Никогда не думай, что ты знаешь лучше, нежели твоя аудитория. Разве ты уверен, что среди студентов нет гения?
Всегда заметно как ты подготовлен. Систематической работой совершенствуй логику мышления.
Если преподаватель хозяин своего предмета, он сможет интересно преподавать.
Бойся безразличия! Если преподавание для тебя только обязанность, избери лучше другую профессию.
Не делай в изложении материала легким то, что на самом деле трудно. Настойчивый труд необходим для владения специальностью, он основа для самостоятельного творчества. Приучай себя не только знать, но и уметь. Дилетант не будет творцом, ибо не знает, что делать с мыслями, когда те у него появятся.
Не важничай перед аудиторией. Важность это уловка тела, дабы скрыть недостатки ума.
Не добивайся внимания аудитории строгими нотациями и взысканиями, только красота человеческой мысли покоряет и делает внимательным каждого человека.
При оценке знаний никогда не руководствуйся личными симпатиями. Твои ошибки будут снижать достоинство предмета.
Говоря об образе и характере современного преподавателя нельзя не отметить особое значение его внешнего вида, выражения лица, интонации, голоса, походки. Эта внешняя сторона должна быть безупречной и служить примером для ученика. Мировоззрение преподавателя является его внутренней стороной – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В мировоззрении преподавателя отражены его нравственные качества: интеллигентность, такт, доброта, доброжелательность, открытость и т.д. С мировоззрением связан и характер преподавателя. Художник с плохим характером может нарисовать хорошую картину, композитор с плохим характером может сочинить прекрасную музыку, но преподаватель с плохим характером работать с детьми не может. Он становится обузой для своих коллег, нетерпим студентами и в конечном итоге портит жизнь самому себе.
Обобщая оценки экспертов и студентов, современный преподаватель должен обладать следующими качествами:
Интеллектом выше среднего.
Психологической уравновешенностью.
Способностью обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студентов.
Повышенным уровнем активности.
Искусством устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами.
Педагогической прозорливостью.
Готовностью пойти на риск.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму. Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца. Неоспоримо одно – появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений.
Уже на первом этапе своего существования танец пытался в обобщенной форме отображать действительность, отбирать наиболее типичные ее черты, придавать им определенный образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов.
Справедливо будет отметить, что в многочисленных кружках, ансамблях, студиях народного, классического, бального, эстрадного, современного танца занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали, конкурсы, концерты, которые демонстрируют большое количество хорошо обученных хореографическому искусству ребят.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отведена искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в каждой стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности ребенка.
Танцевальное искусство – это массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий, коллективов современного и народного танца. Благодаря систематическому образованию и воспитанию, исполнители приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогают более тонкому восприятию жизни и профессионального хореографического искусства.
Приобщение к искусству хореографии дает возможность познакомиться с классическими балетами, с золотым фондом народной хореографии, с современной музыкой и постановками известных балетмейстеров, с источниками танцевальной культуры: самобытностью национальных танцев, красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом танцевальных мелодий.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, грация и выразительность движений. Занятия хореографией задают детскому организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и манеру поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец, как средство воспитания, имеет огромное значение. Изучение танцевальной культуры разных народов приучает детей бережно и уважительно относиться к историческим корням и обычаям любой национальности.
Танец является любимым развлечением школьников всех возрастов во время праздников. Бытовой танец, как явление социальное, ярко и наглядно отражает процессы формирования культуры общества. Стремление к изучению танца, исполнительскому совершенствованию, художественному самовыражению влечет за собой возникновение новых форм танца, которые постепенно переходят из сферы массовой культуры в сферу художественного творчества.
Одна из новых популярных сегодня форм танца – спортивный конкурсный бальный танец. Работа коллективов бального танца имеют большие возможности для широкого охвата школьников всех возрастов, при малом сроке их обучения, по сравнению с другими видами танцев.
Большим стимулом в расширении хореографической работе с детьми, поднятию педагогического, художественного и культурного уровня являются смотры – конкурсы. Они имеют разные масштабы, содержание, условия, но цель одна - распространение хореографической культуры среди детей. Смотры проводятся в торжественной обстановке и должны быть хорошо организованы. Они проводятся в несколько этапов:
Просматриваются танцевальные коллективы Домов Культуры, школ.
Лучшие коллективы соревнуются в муниципальном конкурсе.
Победители муниципального конкурса принимают участие в республиканском конкурсе.
Это вовлекает в занятия по танцу огромное число школьников. Данное соревнование создает деловой настрой и воспитывает серьезное отношение к хореографическому искусству.
Другой формой распространения массовой танцевальной культуры среди школьников являются концерты. Ни один концерт не обходится без танцевальных номеров. Выступление детей на сценических площадках привлекает большое количество желающих, так как само хореографическое произведение является хорошей пропагандой танцевального искусства.
Сегодня система образования уделяет много внимания хореографическому воспитанию школьников. В организационной структуре стабильного расписания наравне с другими уроками стоят уроки ритмики и хореографии. В процессе занятий ритмикой, все школьники имеют возможность приобрести прямую осанку, пластичность движений, развивать координацию движений, внимание, память и многое другое. Только тогда, когда хореографическое воспитание школьников войдет в повседневную жизнь, только тогда исчезнет дефицит юных пар в массовых школьных праздниках.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.
ЗАДАЧИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Эстетическое воспитание выступает как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного его пониманию художественного идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в природе, искусстве, жить и творить по законам красоты.
Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания стоит в одном ряду с другими видами искусства, не уступая им по выразительности и художественному воздействию. Система дополнительного образования способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Искусство танца близко детям и любимо ими. Они систематически посещают занятия в течении длительного времени, проявляя настойчивость. Это дает возможность проводить с детьми большую воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца.
Хореографическое воспитание ставит перед собой задачи, решение которых подкрепляется знаниями в области хореографического искусства.
Детский хореографический коллектив может обеспечить решение воспитательных задач, так как его работа является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему воспитания детей. В детском хореографическом коллективе дети тратят своей свободное время, занимаясь любимым делом. Постановочная деятельность коллектива позволяет руководителю активно вести работу по воспитанию гармоничной личности ребенка, что является основной целью хореографического воспитания детей в системе дополнительного образования. В танце у ребенка выражаются такие качества как бодрость, активность, творчество. В различных по жанру танцах он выявляет свою ловкость и грацию. Бодрая оптимистическая настроенность позволяет воспитывать активных, энергичных, жизнерадостных людей. У детей развиваются такие виды памяти как зрительная, музыкальная, мышечная, вырабатывается устойчивость к жизненным невзгодам, внимательность и внимание, совершенствуется творческая активность.
Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных движений, которые тренируют мышцы тела, укрепляют скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело. Хореографические занятия ставят перед собой воспитательно-образовательные задачи:
Развитие познавательных интересов.
Усвоение определенного объема знаний.
Правильное физическое развитие.
Развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация).
Воспитание нравственных качеств (смелость, ответственность, решительность, коллективизм, доброта).
Эстетическое развитие.
Формирование стремлений быть прекрасным в мыслях, делах, поступках.
Приобретая хореографические знания, умения и навыки дети формируют свое мировоззрение, воспитывают взгляды и черты характера в соответствии с развитием общества. Обучаясь на лучших танцевальных произведениях хореографического искусства, ребенок имеет возможность расширять свой кругозор, укрепляются лучшие черты характера. Знания, умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий, реализуются на сценических площадках в фестивалях, концертах, смотрах. Когда результаты деятельности участников детского хореографического коллектива имеют успех у зрителя, тогда происходит самоутверждение и дети с большим рвением продолжают заниматься танцами. Опыт эстетического переживания при исполнении танца помнится долго и ребенку всегда хочется вновь и вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
Педагог хореографии, прежде всего, стремится обучить детей хореографическому искусству, научить любить и понимать его. Занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, способствуют росту общей культуры, воспитывают эмоциональное отношение к произведениям искусства, учат анализировать художественные произведения в области хореографии, музыки, живописи, скульптуры. В результате активного знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают различать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Знакомство с различными народными танцами рождает у детей чувство гордости за свою Родину, интерес к жизни и искусству других, народов воспитывает любовь и уважение к ним.
Уроки хореографии позволяют ребенку развиваться физически, укреплять свое здоровье, улучшать функции опорно-двигательного аппарата, повышая уровень выносливости. Физически неразвитые дети на уроках хореографии смогут избавиться от физических недостатков: сутулости, искривления позвоночника, асимметрии лопаток, косолапости и др.
Хореографическое воспитание – это обучение хореографическому искусству, которое ставит перед собой следующие задачи:
овладение искусством танца;
освоение хореографической техники определенного жанрового направления;
воспитание красоты и выразительности движений;
освоение актерской выразительности в исполнительском мастерстве;
укрепление здоровья через совершенствование мышечно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, чтобы решить задачи хореографического воспитания, руководитель и педагог детского хореографического коллектива должен осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:
знакомство и освоение хореографического искусства, его различных жанров и видов;
развитие физических и хореографических данных;
воспитание нравственных качеств личности посредством хореографии;
развитие кругозора, художественного вкуса, общей культуры;
укрепление здоровья.
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.
Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения.
По какому же принципу следует отбирать детей для обучения хореографическому искусству? Для выполнения специфической хореографической деятельности требуются хорошие физические, хореографические данные, эмоциональная насыщенность образов, крепкая память и воображение. Одаренность и труд, труд и талант тесно взаимосвязаны.
При отборе детей, руководитель детского хореографического коллектива должен отследить и определить внешние сценические данные детей, музыкальные, ритмические способности, медицинские показатели.
1.Определение внешних сценических данных.
Существуют основные типы сложения - долихоморфный и брахоморфный. Долихоморфный – это астенический тип, рост высокий или выше среднего, туловище короткое, малая окружность грудной клетки, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза, походка с развернутыми стопами (носки врозь).
Брахоморфный – рост средний или ниже среднего, туловище длинное, большая окружность грудной клетки, широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза, походка со стопами развернутыми вовнутрь.
При отборе детей долихоморфный тип предпочтительнее, особое внимание уделяется пропорциональному сложению тела, ибо пропорционально сложенный организм легче переносит нагрузки и перегрузки, которые неизбежны в будущей работе. Определяются хореографические данные, такие как выворотность ног, величина шага, подъем стопы, гибкость тела, прыжок.
Выворотность ног – это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Такая выворотность зависит от свободной подвижности тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра и связок, от неглубокой впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости. Кроме того, педагог определяет и пассивную выворотность, то есть выявляет степень запаса выворотности для возможного ее развития в процессе обучения.
Подъем стопы – это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами. Стопа должна выводиться в одну линию с голенью при высокой степени подвижности в голеностопном суставе и пальцах.
Гибкость тела – это способность свободно максимально прогнуться назад. Прогиб совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков.
Величина шага – это степень подвижности тазобедренных суставов и позвоночного столба. Кроме того, она зависит от эластичности мышц. Критерием величины шага является угол поднятой ноги не ниже 90º для мальчиков, и выше 90º для девочек.
Прыжок – это способность высокого отталкивания – баллон, который зависит от подвижности суставов нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мышц ног. Мягкость приземления характеризует эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия, а также плотно прижатые пятки к полу при низком приседании.
Отсутствие каких-либо хореографических сценических признаков не является еще основанием для отказа в приеме в коллектив. Следует учитывать еще и музыкальные и танцевальные возможности ребенка.
2.Музыкальные, ритмические, танцевальные способности.
Эмоциональность и темперамент имеют большое значение для будущего исполнителя и его сложной психолого-эмоциональной сценической деятельности. Индивидуальные способности зависят от свойств нервных процессов: возбуждения, торможения, их силы, уравновешенности и подвижности. Скорость развития музыкальных способностей зависит от темперамента и степени одаренности ребенка. Предлагаются простые способы выявления этих данных: маршировка под музыку, ритм и темп которой время от времени меняется, импровизация танца или ритмического рисунка под музыку. Определение этих способностей имеет значение для артистизма и танцевальности будущих исполнителей.
3.Медицинские показатели.
Для успешного обучения хореографическому искусству необходимо хорошее физическое здоровье, а также наличие функциональных возможностей тела. Симметричные черты лица, удлиненная подвижная шея, красивая линия плеч и предплечий, удлиненная тонкая кисть и пальцы, удлиненные руки – при опущенных руках, конец среднего пальца находится на середине бедра или чуть ниже, прямой позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная грудная клетка, красивая линия ног с продолговатыми мышцами. Особое внимание нужно обратить на стопу, так как это наиболее нагружаемая часть тела. Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1,2,3 пальцы равны по длине и они больше 4,5 пальцев. Стопа узкая с разворотом пальцев наружу.
Предъявляется медицинская справка от врача-терапевта о состоянии здоровья ребенка. Профессионально заниматься хореографическим искусством могут дети не имеющие тяжелых хронических заболеваний внутренних органов и психических расстройств. Но с помощью хореографического искусства, сегодня можно и нужно заниматься оздоровлением больных детей, создавая специальные группы, которые будут поправлять свое здоровье с помощью специальных индивидуальных программ обучения.
В детский хореографический коллектив сегодня принимаются все желающие. Но отбор нужен для определения хореографических возможностей и способностей детей.
План – тестирование хореографических способностей детей в ДХК.
Критерии отбора
| Проверка действий
| Пояснения и рекомендации
| 1 этап. Хореографические данные.
| 1.Подъем стопы
| Вытягивание и сокращение стопы, круговые движения стопой
| Не развитая стопа будет сковывать амплитуду прыжка и других движений. Для развития гибкости ступни необходимо выполнять специальные упражнения.
| 2.Выворотность в
стопе
| Выполнить 1,4,5 позиции ног, battement tendu.
| Отсутствие выворотности, неподвижность голеностопного сустава может привести к травме. При выполнении позиций все пальцы должны плотно прилегать к полу.
| 3.Выворотность в
колене
| Выполнить demi plie
Grand plie, retere.
| Невыворотность колена при исполнении прыжков ведет к травме. Развивается специальными упражнениями.
| 4.Выворотность в
бедре
| Выполнить demi plie
Grand plie, rond de jambe par terree, «лягушка» лежа на спине и животе.
| Упражнение «лягушка» следует выполнять осторожно с нажимом на колени. Отсутствие выворотности бедра не позволит правильно и красиво выполнить позы классического танца. Развивается с помощью специальных упражнений.
| 5.Величина шага
| Выполнить releve lent во всех направлениях с удержанием ноги на максимальной высоте.
| Нога должна идти свободно без усилий и боли, связки должны эластично растягиваться. Специальные упражнения увеличивают растяжку шага.
| 6.Гибкость
корпуса
| Выполнить перегибы корпуса во все направления.
| Верхняя часть корпуса перегибается легко и свободно, с устойчивым равновесием в нижней части корпуса. Идеальная гибкость не обязательна.
| 7.Прыжок
| Выполнение прыжков на 2 ногах на максимальную высоту.
| Необходимо добиваться вытягивания корпуса и коленей в воздухе, полного опускания пяток на пол при приземлении, отталкивание производить всей ступней.
| 2 этап. Музыкальные данные.
| 1.Музыкальный
слух
| Исполнись песню,
громкого и тихого звучания.
| Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству.
| 2.Ритм
| Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения с музыкой и изменением темпа
| Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается.
| 3 этап. Артистичность и выразительность.
| 1.Мимика лица.
Эмоции.
| Выполнение образных движений, выражение чувств лицом, рассказ стихотворения с выражением.
| Все дети естественны и непосредственны. Это необходимо сохранять и развивать.
| 2.Выразительность
| Импровизация на заданную тему, выполнение поклона на «бис».
| Внутреннее раскрепощение ребенка – основная задача педагога для развития выразительности.
| 4 этап. Медицинские показания.
|
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков управления их познавательной и практической деятельностью всестороннего развития и воспитания, есть средства обучения.
Средства обучения являются основной образовательной работой детского хореографического коллектива. Они должны быть заложены в учебно-нормативной документации, с помощью которой планируются и реализуются основные задачи хореографического воспитания детей.
Планирование работы коллектива заключается в создании и реализации учебной документации. Учебная документация включает в себя:
Рабочий учебный план.
Рабочая учебная программа.
Календарно-тематический план.
План учебного занятия.
1.Рабочий учебный план определяет параметры обучения:
-сроки обучения исходя из форм обучения,
-график учебного процесса,
-перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин по курсам, семестрам, группам, полугодиям.
-виды учебных занятий,
-виды профессиональной, сценической практики,
-формы промежуточной аттестации,
-виды итоговой аттестации.
2.Рабочая учебная программа это методический документ, в котором в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной дисциплине определяется содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения обучающимися.
Требования к разработке программ:
Соответствие содержанию дисциплины, базовым дидактическим единицам, приведенным в Государственном Образовательном Стандарте.
Современность методического содержания по перечню литературы (5 лет).
Профессиональная направленность дисциплины.
Отражение взаимосвязи изучаемой дисциплины с другими дисциплинами.
Соответствие целей практического освоения дисциплины общему направлению программы.
Структура программы:
Пояснительная записка, которая состоит из:
- целей, соотнесенных с общими целями основной общеобразовательной программы по специальности,
- междисциплинарная взаимосвязь,
- задачи воспитания и обучения.
Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий, по объемам времени.
Примерное содержание тематических занятий.
Перечень заданий, тем для контрольных, письменных работ, рефератов.
Примерные вопросы для собеседований, семинаров, зачетов.
Учебно-методическое обеспечение: основная и дополнительная литература, методические материалы и рекомендации.
3.Календарно-тематический план – это учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины и график учебного процесса, в котором зафиксировано распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимом на их изучение, наглядные пособия и требования к самостоятельным работам обучающихся.
Примерная схема-структура календарно-тематического планирования.
№ недели
или
четверть
или месяц
| Тема и содержание занятия
| Кол-во
часов
| Вид
занятия
| Основная и дополн. литература
| Самостоятельная работа уч-ся
| Форма
контроля
| 4. План-конспект учебного занятия – это учебно-методический документ, разработанный преподавателем на каждое занятие, для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учеников, (план-конспект прилагается).
РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Хореографический коллектив является одним из самых популярных и любимых среди детей. Работа детского хореографического коллектива является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе и имеет огромное значение в воспитании гармоничной личности ребенка. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему внешкольного воспитания детей, которые тратят свое свободное время, занимаясь любимым делом.
Педагогический процесс в детском хореографическом коллективе строится таким образом, чтобы ученик, приобретая знания, одновременно формировал бы свое мировоззрение, воспитывая в себе взгляды и черты характера в соответствии с развивающимся обществом.
Одна из основных целей работы детского хореографического коллектива состоит в развитии хореографических способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Для этого руководитель коллектива формирует танцевальный репертуар, который строится с учетом исполнительских возможностей обучаемых. Основой репертуара являются хореографические постановки, которые имеют воспитательное и образовательное направления. Формируя репертуар для каждой возрастной группы детей, руководитель обязан учитывать его воспитательное значение, так как только высоко художественные постановки репертуарного плана обладают сильным средством воздействия на зрителей и на исполнителей. Поэтому руководителю необходимо серьезно подходить к подбору танцев и составлению репертуарного плана.
При подборе постановок руководитель должен учитывать:
Сроки обучения
Возрастные особенности детей
Исполнительские возможности и способности детей.
Проводя подготовительную работу по формированию репертуара, руководитель должен находить такие темы, средства и формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли бы жанровую направленность и стиль работы коллектива. Создание танца будет удачно только в том случае, когда присутствует интересная хореографическая лексика, а исполнители выразительно воплощают замысел и идею танца на сцене, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Интересным танец будет тогда, когда руководитель сочинит наиболее выигрышный для возрастной группы детей вариант.
Сочинение хореографических постановок с показом на сценической площадке должно зависеть от сроков обучения той или иной возрастной группы детей: дети первого года обучения могут разучить не более одной танцевальной постановки, на втором году обучения руководитель может запланировать еще 2-3 танца, учитывая возможности исполнителей, последующие года обучения позволяют планировать неограниченное количество танцев.
Составляя репертуарный план следует помнить, что национальность и стиль будущего танца должен соответствовать желаниям и духовному развитию детей на данный момент. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе совпадают, то будет достигнуто взаимопонимание их с руководителем, а руководитель сможет умело и эмоционально заинтересовать детей в создании и воплощении своих замыслов и идей.
Грамотный руководитель и постановщик должен создавать репертуарный план на один год, два или три года. Руководитель и балетмейстер должен максимально приближать идеи и темы постановок интеллектуальному развитию исполнителей.
Репертуарный план должен включать в себя различные по форме танцы:
Массовые танцы (от 10 и больше);
Сольные танцы (1-3 человека);
Мелкогрупповые (4-8 чел.)
Смешанные и раздельные по половому признаку.
Методически правильный подбор репертуара играет большую роль в творческом росте коллектива и правильном ее развитии. Репертуарный план следует строить учитывая:
сроки обучения, возраст и возможности исполнителей,
заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале,
содержание танца,
хореографическую лексику,
возможность раскрытия индивидуальностей,
актерские и эмоциональные возможности.
Репертуарный план должен строиться с учетом воспитательно-образовательных задач обучения.
Образовательные задачи:
- усвоение основного хореографического материала;
- развитие физических и хореографических данных;
- формирование и укрепление мышечной системы организма;
- развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции);
Воспитательные задачи:
- развитие познавательных интересов;
- укрепление здоровья;
- воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта, коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);
- формирование эстетических идеалов;
- воспитание уважения к высоко художественным ценностям и произведениям искусства. Примерная схема репертуарного плана:
Название танца
| Возрастная группа
| Тема номера
| Форма танца
| Кол-во испол. Пол.
|
|
|
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Выступления детей перед зрителями следует рассматривать, прежде всего, как детский праздник, как показ творческого роста детей. Концертные выступления могут иметь различные формы. В одних случаях танцевальный коллектив принимает участие в концерте с отдельными номерами. В других случаях выступление носит характер отчета о работе коллектива за определенный промежуток времени, где демонстрируется танцевальное мастерство и репертуар коллектива.
К отчетному мероприятию руководитель и балетмейстер составляет программу выступления с учетом времени достаточном для переодевания исполнителей. Программа выступления должна быть правильно скорректирована по времени. Слишком длинный концерт утомляет зрителей, и последние номера воспринимаются не внимательно, а это огорчает детей-исполнителей.
Время начала концерта имеет большое значение. Ранний час снижает праздничное настроение детей, так как утренняя спешка приводит к перевозбуждению. И наоборот, поздние вечерние выступления переутомляют детей и наносят вред их здоровью. Отчетный концерт целесообразно проводить в выходные дни, от 12 до 18 часов.
Концертная программа должна начинаться с танцевальных композиций младшей группы коллектива. По возможности, руководителю необходимо сократить время выхода детей на сцену, так как длительное ожидание и суета волнует и утомляет детей-исполнителей, что может отразиться на качестве исполнения. Кроме того, танцы младших школьников более простые по своему рисунку и хореографической лексике, могут не получить должной оценки зрителей, если будут размещены в программе между сложными и более интересными танцами старших школьников.
В другом случае, когда хореографические номера коллектива принимают участие в сборном праздничном концерте или мероприятии в позднее вечернее время, тогда руководитель сам принимает решение об участии или неучастии коллектива, определяет какие номера целесообразно представить в концертную программу, сообразно конкретным обстоятельствам, без ущерба здоровью детей.
Ошибочно думать, что к каждому выступлению необходимо готовить новый номер. Отработанная хореографическая постановка дает возможность свободно и эмоционально осуществлять исполнение, не зацикливаясь на технической стороне исполнения движений. В танце, который неоднократно исполняется на сценических площадках, возможно более яркое раскрытие характеров героев, идеи и замысла балетмейстера-постановщика. Спешная подготовка новых номеров приводит к снижению качества исполнения движений и достоинств хореографического искусства.
Количество выступлений коллектива должно быть тщательно спланировано. Слишком частые выступления несут большие физические нагрузки и приводят к нервному истощению исполнителей. Воспитательная работа и учебно-тренировочный процесс уходят на второй план и вредят систематической работе коллектива. Кроме того, исполнители номеров часто начинают переоценивать свои возможности, что приводит к небрежности в исполнении и зазнайству.
Грамотная организация выступлений детского хореографического коллектива помогает детям продемонстрировать достигнутые успехи в освоении искусства хореографии. Каждое выступление является проверкой работы коллектива и его руководителя, дает представление о репертуаре коллектива, тематике танцев, подборе музыкального материала, подготовке исполнителей.
Любое выступление должно приносить радость и ощущение праздника исполнителям, тогда и зритель получит удовольствие от просмотра.
|
1 2 3 |
|