Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методические рекомендации для работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию


Скачать 103.91 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию
Дата16.02.2016
Размер103.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МОУ Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина

«Мыслью и сердцем всегда с тобой, Родина»

Конкурс посвящен 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
Номинация: «Методические рекомендации для работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию».
Работу выполнила учитель начальных классов Саблина Алёна Владимировна


Содержание


Введение

Задачи и принципы патриотического воспитания

Методика патриотического воспитания в начальной школе

Заключение

Приложение:

1. Список возможных общешкольных коллективно-творческих дел посвящённых 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.

2. Урок мужества

Литература

Введение

В наше время слово "патриотизм" "подчас ис­пользуется в ироническом или даже руга­тельном смысле. Однако для большин­ства россиян оно сохранило свое перво­начальное, полностью позитивное значе­ние. Это чувство гордости своим Отече­ством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы на­рода. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоин­ство, мы потеряем себя как народ, спо­собный на великие свершения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро­вание у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого.

В преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне эта тема является наиболее актуальной.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указы­вает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно­гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к пробле­мам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы" .
Цель данной работы - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Задачи:

- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников ответственно, то этот процесс можно сделать естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

  • повысить уровень развития школьников;

  • обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

  • повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.

Я определила следующую систему задач патриотического воспитания младших школьников, а именно воспитания у них: любви к Отечеству — Российской Феде­рации и ее многонациональному народу; любовью к малой родине ;уважительного отношения ко всем на­родам Российской Федерации, к их исто­рии, традициям; любви к родному языку, культуре и ис­тории своего народа.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами вос­питания. Он призван учитывать как при­роду самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействи­ем которых протекает процесс социализа­ции молодого поколения.
Патриотическое воспитание невозмож­но осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в об­щеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он дол­жен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сер­дце любовь.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано­вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка­ком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Ма­лая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического вос­питания учащихся должно быть познание и осознание ими сво­ей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начи­нается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в России в школьных программах вводиться курс «Краеведение». Ведь без комплекс­ного, всестороннего изучения родного края (чем занимается крае­ведение) невозможно формирование человека культуры.

Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краевед­ческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особен­ности местности и их динамику, лесные и степные массивы, хол­мы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульпту­ра, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусст­во танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население; целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем твор­честве ту или иную местность.

Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка материалов, экскурсионное обслуживание в музеях).

Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспеди­ции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематичес­кие вечера, конкурсы, олимпиады.

Конечным результатом серьезной краеведческой работы яв­ляется школьный музей.

Так же для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную те­матику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лек­сику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искус­ства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. По этой тематике проводятся праздники, ярмарки, игры, творческие мастерские, музыкальные гостиные и т.д.

Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее тради­циями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.
В книге Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет» автор называет ряд свойств, имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных по­требностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности.

С первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осозна­нию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь актив­ная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могу­щество.

  • Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя со­ставляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения.

  • Так же используется чтение художественных про­изведений, посвященных юным героям. С огромным интересом учащиеся читают «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», « Тимур и его команда» А. Гайдара и др., к сожалению, забытые сейчас, но очень полезные книги.

  • Возрождается сейчас и тимуровская работа (волонтёрство) , оказывание постоянной помощи ветеранам войны и пожилым людям не только в дни праздников.

  • Представляют интерес уроки мужества, проводимые в началь­ных классах. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать участников и ветеранов Великой Отечественной Войны, Афганской войны, Чеченской войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими факта­ми героизма воинов, с героическими поступками.

  • Далее можно проводить смотр войск. Каждый класс готовит свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов; эмблемы, песни, рисунки, поделки соответствующие своим группам войск. Су­действо организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветера­ны. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужест­ва, преломляя преемственность поколений в военно-патриотиче­ской деятельности школьников.

  • Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - гото­вить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

  • В школе проводятся циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музы­ки гимна РФ (такую работу в доступной форме вполне можно начать с 1 класса); конкретно для младших школьников можно было бы посове­товать темы: «Символы моей Родины», «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».



Заключение.

Воспитательная работа даст замет­ные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, при­чем таких, которые предполагают включение учащихся в непо­средственную военно-патриотическую деятельность: смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-пат­риотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.


Список возможных общешкольных коллективно-творческих дел посвящённых 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне:

- уроки мужества;
- конкурс исполнителей патриотической песни;
- трудовые операции «Чистое село», «Чистый школьный двор».
- конкурс чтецов «Я люблю тебя, Россия!»;
- посещение краеведческого музея
- родительские собрания «Воспитать гражданина».
- встречи с ветеранами войны и тыла;
- вахта памяти к Дню Победы.
- читательские конференции. Чтение и обсуждение книг о героях ВОВ;
- день памяти посвящённый пионерам-героям;
- просмотр героико-патриотических фильмов;
- классные часы «Мы эту память сохраним»;
- устные журналы, посвящённые 65-летию Победы в ВОВ;
- рисунки «Прикоснись к подвигу»;
- музыкально-литературный праздник «Эхо памяти».
- конкурс творческих работ «Защитники Отечества»;
- конкурс рисунков, посвящённых Дню Победы в ВОВ;
- сочинения на тему «Мои родственники – участники ВОВ»;
- сочинения на тему «Что мы знаем о войне»;
- военно-историческая викторина;
- читательские конференции «ВОВ в художественной литературе»;
- «Край мой, единственный в мире» выступление коллектива школьной самодеятельности;
- выставка рисунков «О, Родина! Ты у меня одна»;


Урок мужества

К сожалению, историю невозможно изменить, нельзя ничего исправить или сделать иначе. Помните:

«Истории не скажешь:

«Извините». Мужество - это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество - суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
 Войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. Она долго еще будет напоминать о себе - пока живы матери, потерявшие своих сыновей, пока болят раны воинов.
 В школу приглашаются участники ВОВ, воины-афганцы, проживающие на территории сельского поселения Школьники очень ждут встречи с этими героическими людьми. Гости рассказывают о военных годах. Случаи из своей службы.
Но, на протяжении всей встречи школьники как заворожённые смотрят на своих старших земляков. 
Директор школы, выражает огромную благодарность, от лица педагогов и ребят, гостям за эту встречу. Желает им всего самого наилучшего в жизни.
 Возвращаясь с войны, солдаты входят в мирную жизнь. Их дальнейшая судьба зависит от всех нас. Подвиг российских солдат остается чистым и достоверным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя, как подобает настоящему воину. Подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Человеческая душа бессмертна. Мы верим в это.
 Российские солдаты; вернувшись с войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.
Пройдут годы. Многое со временем конечно забудется. Затянуться раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужества русского солдата. 
Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, пусть еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо – столько и пройдет.

Литература

1. Л.В.Кудряшов. Патриотическое воспитании младших школьников на уроках музыки \\ Начальная школа плюс До и После – 2006 № 5\\

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4

3. Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет»

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8

5. Интернет-поддержка // www.5 ballov.ru//