Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Mer­chandise


Скачать 55.2 Kb.
НазваниеMer­chandise
Дата26.04.2016
Размер55.2 Kb.
ТипДокументы




    1. Определение мерчандайзинга


Что такое мерчандайзинг? Это слово произошло от английского mer­chandise, что означает «торговать». Прямым переводом слова merchan­dising можно считать «искусство торговать», т. е. делать все возможное, чтобы облегчить покупателю процесс выбора и покупки товара.
Существует много официальных определений понятия «мерчандай­зинг». Вот три наиболее распространенных:

  1. Мерчандайзинг — система организации продаж товара и управле­ния ими.

  2. Мерчандайзинг — это маркетинг в точке розничных продаж, или «маркетинг в стенах магазина».

  3. Мерчандайзинг — искусство (технология) выкладки товара.

Все три определения верны; первое из них является комплексным и включает в себя два последующих. Мы будем считать, что мерчандай­зинг — это система мероприятий, проводимых в микромире магазина и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно и вы­годно совершать покупки.

Еще одно определение: мерчандайзинг — это продажа без продавца. Данное определение означает, что товар в магазине должен быть вы­ставлен таким образом, чтобы продажа была вполне возможна без уча­стия или с минимальным участием продавца-консультанта. Мы с этим согласны, поэтому в данной книге работа продавца-консультанта не рассматривается.1

Мерчандайзинг не менее важен, чем внешняя реклама магазина или инструменты стимулирования продаж (по сути он и является главным инструментом). Мерчандайзинг дает нам шанс правильно представить товар и сделать так, чтобы любимый покупатель покупал больше и оста­вался довольным своей покупкой и нашим магазином.

Необходимость мерчандайзинга была доказана после того, как выясни­лось, что 2/3 всех решений о покупке потребители принимают, стоя перед прилавком. Даже если покупка определенного вида товара за­планирована предварительно, 7 из 10 покупателей принимают реше­ние о выборе в пользу той или иной торговой марки непосредственно в торговом зале. То есть у 9 из 10 потребителей, пришедших в магазин, нет окончательно сформированного решения, какую именно марку продукта они предпочтут. Таким образом, если сфокусировать внима­ние покупателя на той или иной марке или виде товара, можно увели­чить их продажу.
Главная цель мерчандайзинга — увеличить объемы продаж, сохраняя (и повышая) удовлетворение покупателя от процесса совершения по­купки.
Возможности и ограничения мерчандайзинга
Возможности мерчандайзинга:

  • увеличение числа импульсных покупок и времени пребывания по­купателя в магазине;

  • завоевание новых покупателей и удержание старых;

  • создание конкурентного преимущества магазина;

  • возможность рассказать покупателю о свойствах продукта;

  • влияние на поведение покупателей (при соблюдении социальных

правил и при этической чуткости).
Ограничения мерчандайзинга.

Необходимо помнить, что мерчандайзинг — не панацея. Грамотное ис­пользование торгового пространства и правильная выкладка могут увеличить продажи в магазине на 10-20%, но если товар не отвечает потребностям покупателя или проведено неправильное ценообразова­ние, то мерчандайзинг не поможет улучшить работу магазина.
Ограничения в использовании технологий мерчандайзинга, когда точно известно, что это не поможет

  1. Если магазин торгует исключительно дешевыми товарами либо това­рами малоизвестных фирм, ориентируясь на экономическую обста­новку и конъюнктуру местного рынка. Естественно, что если опреде­ляющим фактором покупки является цена, то другие инструменты могут не сработать.

  2. Если товар неизвестен на рынке. Мерчандайзингом нельзя заменить брендинг.

  3. Если стоимость продукции, напротив, очень велика. Чем выше стои­мость товара, тем менее спонтанной будет покупка. Так, при продаже промышленного оборудования, производственной и сельскохозяй­ственной техники почти нет смысла тратить деньги на мерчандайзинг, поскольку решение о покупке часто принимается после персонально­го, иногда неоднократного, общения с продающей стороной.

  4. Если товар приобретается покупателями редко. Например, спортив­ный комплекс, холодильник, машина, дом и т. п.

  5. Если требуется личный контакт продавца с каждым покупателем и кон­сультативные продажи (например, сложная техника, автомобили, под­бор интерьеров, продажа по каталогу).

  6. Если требуется демонстрация товара в действии. Например, косме­тика и парфюмерия продаются наилучшим образом тогда, когда поку­пательницы советуются с продавцом, пробуя тот или иной запах, под­бирая цвет, а не тогда, когда упаковки стоят на полках.

  7. Если есть необходимость подгонять продукцию к индивидуальным требованиям заказчика (автомобиль под заказ, подгонка по фигуре, компьютер с программным обеспечением под требования заказчика).

  8. Если ассортимент товаров одного типа слишком широк. Это может смутить покупателя, которому в данном случае будет проще отказать­ся от покупки, чем принять решение. Скорее ему потребуется помощь и совет продавца.



Мерчандайзинг — это одно из звеньев эффективной работы магази­на. Прежде чем будет организован комплекс мерчандайзинговых и сти­мулирующих продажи мероприятий, необходимо:


  1. Определить концепцию и позиционирование своего магазина — то, каким образом мы привлекаем покупателей и продаем товар. Чем мы лучше и интереснее конкурента? Почему покупатель пойдет к нам? За чем он идет в наш магазин?

  2. Определить круг своих покупателей. Для этого проводится сегмен­тация потребителей и выделяются 1-2 основные группы и несколь­ко второстепенных групп.

  3. Знать особенности поведения нашего основного потребителя — воз­раст, уровень доходов, семейное положение, образование, как отдыха­ет, что покупает чаще всего, зачем совершает покупки в нашем магази­не, что хочет получить, какие услуги ожидает от нас или конкурентов.

  4. Изучить ассортимент конкурентов (кто из конкурентов присутствует, какие преимущества имеет, какой уровень цен у конкурентов, какие услуги предлагают, кто из других сетей еще собирается «прийти»).

  5. Разработать и внедрить ассортиментную политику (создать товар­ный классификатор и ассортиментную матрицу), оформить струк­туру ассортимента.1 Организовать структуру службы мерчандайзинга в компании (про­писать стандарты мерчандайзинга, обучить и мотивировать персо­нал, вписать службу мерчандайзинга или специалиста в общую структуру магазина).


Типичные ошибки в мерчандайзинге
Следует сказать еще вот о чем. Руководители многих магазинов, не по­нимая, что такое мерчандайзинг, просят дизайнеров «сделать все кра­сиво» либо требуют от сотрудников «навести порядок по-быстрому». А в результате — ошибки. Что еще может привести к ошибкам в презен­тации товара в вашем магазине:

  1. Незнание основных правил зонирования и выкладки (делаем кра­сиво, но нефункционально — магазин становится похожим на му­зей, либо делаем функционально, но некрасиво — магазин становит­ся похожим на склад).

  2. Желание поэкспериментировать, исходящее из заблуждения, что «мы все знаем лучше». Например, делают проходы по 4 м в супер­маркете с небольшой проходимостью. Или выкладывают икру в сво­бодном доступе. Или нагромождают такие тематические выкладки, что стоит взять одну вещь, как вся композиция разваливается на части.

  3. Безвыходная ситуация, когда магазины вынуждены работать с од­ним видом товара, например за размещение которого поставщики щедро платят (стоят печально три стеллажа, сверху донизу занятые майонезом, который не особо покупают).

  4. Стремление сэкономить на качестве торгового оборудования или плот­ности расстановки оборудования, выкладки или развески товара.

  5. Ситуация, когда «сами не знаем, что делать, но пригласили специа­листа, вроде хорошего».

  6. Неверно составленная ассортиментная матрица — товара или слиш­ком много, или слишком мало, или товар вообще не тот, который спрашивают и ищут покупатели.


В мерчандайзинге нет ничего сложного: знание основ поведения по­требителей, психологии восприятия и базовых правил зонирования

торгового зала и выкладки товара на полках помогут вам сделать мага­зин красивым и удобным для покупателя. Только не забывайте опре­деление мерчандайзинга — это система мероприятий, проводимых в микромире магазина и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно и выгодно совершать покупки.



Старший преподаватель экономических дисциплин Белоусова М.Ф.