Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Материал для проверки техники чтения Чтение вслух и понимание незнакомого текста


Скачать 61.83 Kb.
НазваниеМатериал для проверки техники чтения Чтение вслух и понимание незнакомого текста
Дата19.02.2016
Размер61.83 Kb.
ТипДокументы

Материал для проверки техники чтения

1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.

Предлагается текст из книги Спиридона Вангели в переводе Ю. Ко­валя «Панталония - страна чудаков» («Мурзилка», № 10, 1990 г., с. 33). Проверка проводится индивидуально.

Певец и его крылья

Был будний день. В сарае стучал молоток, буль-буль-буль-кал на плите пузатый горшок, а дым из дымохода не спеша направ­лялся прямо в небо.

В этот день у маленькой невзрачной птички, которая свила себе гнездо на дереве у окна, из яйца вылупился птенец. Обрадовалась птица и начала петь, да так, что молоток замолчал, а хозяин вышел из сарая, и горшок перестал булькать, и в окне показалась голова хозяйки. Даже дым, казалось, уже не спешил в небо, а остановился над домом и прислушался.

Удивлённые, замерли соседи. Один - с пустым ведром, за водой не дошёл, другой с ложкой в руке - он как раз обедал, да так и за­стыл, не донёс ложку до рта.

Голос у соловья, как серебряный колокольчик. Послушаешь его -и хорошо становится на душе. Сосед, который с ложкой, в тот день вовсе позабыл про обед, а другой, что с ведром, взял да и натаскал воды всем соседям. Пузатый горшок сварил в этот день такую кашу, что прохожие за воротами останавливались от одного её запаха и слюнки глотали. А молоток в сарае сам принялся отстукивать весё­лую дробь, и колёса получались одно лучше другого. Даже дым вы­писывал в небе удивительные кренделя и баранки.


Вопросы и задания:

  1. Чему обрадовалась птичка?

  2. Как подействовала песня соловья на окружающих?

  3. Какие необычные события произошли в этот день? Почему?

  4. Определи жанр произведения.


2. Чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста.

Детям предлагается текст и лист с заданиями по тексту.

Перед началом чтения учитель напоминает, что с текстом надо пора­ботать до чтения, затем прочитать про себя.

Через одну минуту после начала чтения про себя учитель просит отметить в тексте, до какого места дочитал каждый, затем дети про­должают чтение.

После чтения дети выполняют задания на листах.
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких свер­кающих лужах.

У чибиса необыкновенный полёт, игривый. Чибис играет, пле­щется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валя­ла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу.

Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в пе­реплёт. Один чибис всё время кувыркался перед её носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придётся. Про­гнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль
Задание после чтения.

1. Где происходит действие? Подчеркни.

а) На реке.

б) В лесу.

в) На заливном поле.

2. Как бы ты озаглавил текст?

3. Определи жанр этого произведения. Подчеркни.

а) Повесть.

б) Рассказ.

в) Сказка.

г) Пьеса.
4 Раздели текст на три части. Озаглавь их.

  1. . Какими словами ты бы мог охарактеризовать чибисов?

  2. Сформулируй главную мысль текста

7.Объясни значения выражений:

Яростно машут

Валять дурака___________________

Попасть в переплет__________________








3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаиче­ского и стихотворного).

Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению так. как они это делали на уроках (проработать с текстом до начала чтения, во время чтения и после чтения), выбрать соответствующую интона­цию, темп, тон, чтобы передать свое понимание текста.

После чтения детей учитель может задать вопросы на понимание.

Четыре ложки по справедливости

- Папа, ну можно теперь сгущёнки?? Я весь суп съел и второе
тоже.

Женя поставил пустую тарелку перед папой.

  • Свои две ложки ты честно заслужил! - папа полез в холо­дильник.

  • Не две, а четыре! Две - за вчера и две - за сегодня. По спра­ведливости!

  • Ты не понимаешь, - подмигнул папа. - Две ложки с верхом, от души, - это больше четырёх, если они строго по справедливости |

  • Не больше! - Женя чуть не заплакал.

  • Зря не веришь. Когда говорят «от души», «с уважением» или «как своему» - это значит: побольше, получше!

Папа поставил на стол два блюдца с золотыми веточками по краям.

- Я сейчас положу сюда две ложки, но от души, как своему.
А в это блюдце _ четыре. Но только по справедливости. И ты

увидишь, что здорово прогадал!

Он зачерпнул полную большую ложку сгущёнки и быстренько, пока она не пролилась, вылил в блюдце.

  • Последний раз предлагаю две вот такие ложки. Не упрямься!

  • Раз положено четыре, то и наливай четыре. Как положено. Папа набрал вторую ложку до краёв, так что две капли, не удержавшись, свалились на клеёнку.

- А теперь гляди!

Папина ложка нырнула в банку и быстро вынырнула. То, что ос­талось в ложке, выглядело жалко. «Справедливость» _ еле доста­вала до краёв.

- Выливай как следует, - приказал Женя, удерживая папину
руку, пока не сползла последняя капля.

Справедливость должна была восторжествовать. В любой книжке про это сказано!

После третьей ложки белая лужица во втором блюдце почти достигла размеров той, что в первом. Папа озадаченно переводил взгляд с одного блюдца на другое.

  • Четыре! - вопил Женя. - Четыре! По справедливости!

  • Четыре... - задумчиво произнёс папа.

Сгущёнки получилось столько, что она залила всё дно и даже затопила кончики золотых веточек. Первому блюдцу такое и не снилось!

Женя забрался на табуретку и потребовал ложку и хлеб.

До чего же вкусная вещь - сгущёнка по справедливости!

Марк Шварц

Четыре снега

Над землей

Кружится плавно,

Сверху падая на всех,

Самый светлый,

Самый главный,

Самый первый зимний снег.
А весною, а весной

Снег появится второй.

Он появится в садах, Расцветая на ветвях.
За весной приходит лето, Ярким солнышком согрето. С тополей летит пушок- Вот он третий наш снежок.

Лес оделся в рыжий мех.

Где же наш четвёртый снег?

Поворачивают птицы

В синем воздухе на юг:

То ли это снег кружится,

То ли это птичий пух?
В чистом поле стало тише.

По утрам белеют крыши

Мерзнут лужи во дворе,

Окна в тонком серебре.

И опять кружится плавно,

Сверху падая на всех,

Самый светлый,

Самый главный,

Самый первый зимний снег.

Очень ждут его поля,

И сады, и тополя.

Вся большая и родная,

Наша добрая земля.

Владимир Орлов