Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Материал для проверки техники чтения Чтение вслух и понимание незнакомого текста |
 Скачать 61.83 Kb. |
Материал для проверки техники чтения
1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.
Предлагается текст из книги Спиридона Вангели в переводе Ю. Коваля «Панталония - страна чудаков» («Мурзилка», № 10, 1990 г., с. 33). Проверка проводится индивидуально.
Певец и его крылья
Был будний день. В сарае стучал молоток, буль-буль-буль-кал на плите пузатый горшок, а дым из дымохода не спеша направлялся прямо в небо.
В этот день у маленькой невзрачной птички, которая свила себе гнездо на дереве у окна, из яйца вылупился птенец. Обрадовалась птица и начала петь, да так, что молоток замолчал, а хозяин вышел из сарая, и горшок перестал булькать, и в окне показалась голова хозяйки. Даже дым, казалось, уже не спешил в небо, а остановился над домом и прислушался.
Удивлённые, замерли соседи. Один - с пустым ведром, за водой не дошёл, другой с ложкой в руке - он как раз обедал, да так и застыл, не донёс ложку до рта.
Голос у соловья, как серебряный колокольчик. Послушаешь его -и хорошо становится на душе. Сосед, который с ложкой, в тот день вовсе позабыл про обед, а другой, что с ведром, взял да и натаскал воды всем соседям. Пузатый горшок сварил в этот день такую кашу, что прохожие за воротами останавливались от одного её запаха и слюнки глотали. А молоток в сарае сам принялся отстукивать весёлую дробь, и колёса получались одно лучше другого. Даже дым выписывал в небе удивительные кренделя и баранки.
Вопросы и задания:
Чему обрадовалась птичка?
Как подействовала песня соловья на окружающих?
Какие необычные события произошли в этот день? Почему?
Определи жанр произведения.
2. Чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста.
Детям предлагается текст и лист с заданиями по тексту.
Перед началом чтения учитель напоминает, что с текстом надо поработать до чтения, затем прочитать про себя.
Через одну минуту после начала чтения про себя учитель просит отметить в тексте, до какого места дочитал каждый, затем дети продолжают чтение.
После чтения дети выполняют задания на листах. Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полёт, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу.
Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплёт. Один чибис всё время кувыркался перед её носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придётся. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль Задание после чтения.
1. Где происходит действие? Подчеркни.
а) На реке.
б) В лесу.
в) На заливном поле.
2. Как бы ты озаглавил текст? 3. Определи жанр этого произведения. Подчеркни.
а) Повесть.
б) Рассказ.
в) Сказка.
г) Пьеса. 4 Раздели текст на три части. Озаглавь их.
. Какими словами ты бы мог охарактеризовать чибисов?
Сформулируй главную мысль текста
7.Объясни значения выражений:
Яростно машут
Валять дурака___________________
Попасть в переплет__________________
3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению так. как они это делали на уроках (проработать с текстом до начала чтения, во время чтения и после чтения), выбрать соответствующую интонацию, темп, тон, чтобы передать свое понимание текста. После чтения детей учитель может задать вопросы на понимание. Четыре ложки по справедливости- Папа, ну можно теперь сгущёнки?? Я весь суп съел и второе тоже. Женя поставил пустую тарелку перед папой. Свои две ложки ты честно заслужил! - папа полез в холодильник.
Не две, а четыре! Две - за вчера и две - за сегодня. По справедливости!
Ты не понимаешь, - подмигнул папа. - Две ложки с верхом, от души, - это больше четырёх, если они строго по справедливости |
Не больше! - Женя чуть не заплакал.
Зря не веришь. Когда говорят «от души», «с уважением» или «как своему» - это значит: побольше, получше!
Папа поставил на стол два блюдца с золотыми веточками по краям. - Я сейчас положу сюда две ложки, но от души, как своему. А в это блюдце _ четыре. Но только по справедливости. И ты увидишь, что здорово прогадал! Он зачерпнул полную большую ложку сгущёнки и быстренько, пока она не пролилась, вылил в блюдце. Последний раз предлагаю две вот такие ложки. Не упрямься!
Раз положено четыре, то и наливай четыре. Как положено. Папа набрал вторую ложку до краёв, так что две капли, не удержавшись, свалились на клеёнку.
- А теперь гляди! Папина ложка нырнула в банку и быстро вынырнула. То, что осталось в ложке, выглядело жалко. «Справедливость» _ еле доставала до краёв. - Выливай как следует, - приказал Женя, удерживая папину руку, пока не сползла последняя капля. Справедливость должна была восторжествовать. В любой книжке про это сказано! После третьей ложки белая лужица во втором блюдце почти достигла размеров той, что в первом. Папа озадаченно переводил взгляд с одного блюдца на другое. Четыре! - вопил Женя. - Четыре! По справедливости!
Четыре... - задумчиво произнёс папа.
Сгущёнки получилось столько, что она залила всё дно и даже затопила кончики золотых веточек. Первому блюдцу такое и не снилось! Женя забрался на табуретку и потребовал ложку и хлеб. До чего же вкусная вещь - сгущёнка по справедливости! Марк Шварц Четыре снега Над землей
Кружится плавно,
Сверху падая на всех,
Самый светлый,
Самый главный,
Самый первый зимний снег. А весною, а весной
Снег появится второй.
Он появится в садах, Расцветая на ветвях. За весной приходит лето, Ярким солнышком согрето. С тополей летит пушок- Вот он третий наш снежок.
Лес оделся в рыжий мех.
Где же наш четвёртый снег?
Поворачивают птицы
В синем воздухе на юг:
То ли это снег кружится,
То ли это птичий пух? В чистом поле стало тише.
По утрам белеют крыши
Мерзнут лужи во дворе,
Окна в тонком серебре.
И опять кружится плавно,
Сверху падая на всех,
Самый светлый,
Самый главный,
Самый первый зимний снег.
Очень ждут его поля,
И сады, и тополя.
Вся большая и родная,
Наша добрая земля.
Владимир Орлов |
|
|