Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Математика в спорте»


Скачать 41.34 Kb.
Название«Математика в спорте»
Дата08.03.2016
Размер41.34 Kb.
ТипДокументы

«Математика в спорте»

Воробьева Дарья, ученица 11-Б класса ГБОУ гимназии №205 г. Санкт-Петербурга.

Руководитель : Жалыбина Е.В.

«Как воздух, математика нужна

Любому человеку всей планеты,

Считать пельмени, доллары считать

И в космос запускать ракеты.
Как воздух, физкультура нам нужна -

Царицы всех наук для жизни мало.

Коль еле ходишь, плохо спишь,

Ты не изучишь интегралы…»

Тарасова А.В.
Все ученики делятся на разные категории: кто-то любит математику, кто-то – физкультуру. Я больше люблю математику. Хотя мама, папа, брат и я – не спортивная семья, но мы всегда смотрим по телевизору трансляцию Олимпийских игр. Восхищаемся ярким открытием Олимпиады, болеем за спортсменов, радуемся и удивляемся их достижениям.

Как можно с шестом прыгнуть на высоту более 5 метров? Или как бобслеисты мчатся по трассе со скоростью 120 км/ч? А как красиво прыгают спортсмены с трамплина! Прыжки в воду могут совершаться с высоты трёхэтажного дома.

Во всех представленных примерах я не могла рассказать о значении и красоте спорта без помощи математики.

Скорость, время, длина трассы или стоимость инвентаря и экипировки спортсмена – это уже расчеты, формулы. А это и есть спорт плюс математика.

Цель моей работы - выявить взаимосвязь математики и олимпийских видов спорта, но, так как разобрать все виды спорта невозможно, я решила остановиться на тех, которые вызывают интерес лично у меня, а именно на прыжках с трамплина.

Также, в ходе работы, я остановилась на других сторонах спортивной жизни, неразрывно связанных с Олимпийскими играми, таких как судейство, тренировка спортсменов и разработки различных программ питания и диет для них.

В ходе своей работы я решила следующие задачи:

  1. Узнала о возникновении Олимпийских игр

  2. Более подробно познакомилась с примерами взаимодействия математики и спорта

  3. Придумала ряд задач на материале данной работы

  4. Рассказала о самых знаменитых участниках Олимпийских игр.

Так, первые тринадцать Игр состояли только из одного вида состязаний - бега на одну и ту же дистанцию, которая называлась стадией (197,27 м). И только на играх 14-й Олимпиады, проходившей в 724 году до н.э., был введен бег на два «стадия» - «диаулос». 1168 лет без перерыва проводились Олимпийские игры. Почти 12 веков – это огромный период. Но в 394-м году они были запрещены римским императором Феодосием I, который насильственно насаждал христианство и усмотрел в них языческий обряд.

Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажжённый, по преданию, самим Зевсом. И только в конце XIX века, нашелся человек, решивший «реконструировать» игры. Звали его Пьер де Кубертен. В 1896 году в Афинах прошли первые современные Олимпийские игры. В девяти видах спорта участвовали 245 спортсменов из четырнадцати стран.

Немало интересных закономерностей математики обнаружили в спорте. В числе прочего они объяснили, почему левши имеют преимущество при игре в бейсбол, вывели связь между длиной пятки и спринтерскими качествами спортсмена, определили идеальную форму шара для гольфа и разработали наиболее эффективную тактику удара клюшкой.

Ещё в 1660 году великий мастер фехтования испанец Луис Пачеко де Нарваес развил теорию фехтования, основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги». Он писал, что геометрия способствует тому, чтобы фехтовальщик понимал, какие положения тела, руки или меча будут наиболее эффективны в соответствии с положениями тела, руки или меча противника.

Очевидно, математика используется в каждом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В современной экономике спорта довольно широко используется математический аппарат – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка статистических данных. Например, в атлетике крайне важны арифметические расчеты при разбеге прыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планку отталкивания.

Математика – достаточно серьезный и сложный предмет. Он станет понятнее и интереснее для учеников, если в учебники добавить задачи о спорте. Задачи будут развивать вычислительные навыки, расширят кругозор. Поэтому я решила внести свою лепту в составление задач, которые можно использовать при изучении разных тем, таких как: умножение многозначных чисел, единицы веса и длины, тригонометрия и др.

Нет для спортсмена любой страны события более важного, чем участие в Олимпийских играх. Удостаиваются такой чести только лучшие из лучших. Майкл Фелпс, Лариса Латынина, Сергей Бубка, Спиридон Луис, Николай Панин-Коломенкин – и это только тысячную доля фамилий великих спортсменов, о которых стоит знать и рассказывать.

Итак, математика неразрывно связана со спортом. Поначалу мне всегда казалось, что между ними мало общего, но, закончив свою работу, я изменила свою точку зрения. Эта работа, в первую очередь, помогла мне расширить свои знания в исследуемых областях, и я смогла убедиться в том, что все в этом огромном и сложно познаваемом мире тесно взаимосвязано.

Список литературы

  1. Малов В.И. 100 великих олимпийских чемпионов / В. Малов. – М.: Вече, 2006. – 480 с. (100 великих).

  2. Садовский Л.Е., Садовский А.Л. Математика и спорт. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 193 с. – (Библиотека «Квант». Вып. 44).

  3. 100 великих спортсменов/Берт Рендольф Шугар. – М.: Вече, 2003. – 423 с. («100 великих»)

  4. http://fizsport.ru/osnovy-pryzhkov-s-tramplina/polet

  5. http://bmsi.ru/doc/8330a0b7-0889-4868-97d9-d30d79ee659b

  6. http://www.princetennis.ru/tennis01/matematika-v-sporte.php

  7. http://www.godmol.ru/sport/26-matematika.html