Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе


Скачать 138.3 Kb.
НазваниеКонспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе
Дата07.03.2016
Размер138.3 Kb.
ТипКонспект

Казённое образовательное учреждение

«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект урока

по развитию устной речи

на основе изучения

предметов и явлений

окружающей действительности

в 4 классе

«Полевые растения: пшеница, рожь, овёс»


Подготовила и провела

учитель начальных классов

Фрихерт Галина Ивановна


с. Большие Уки

Тема урока. Полевые растения: пшеница, рожь, овёс.

Цель урока. Формирование представлений учащихся о полевых растениях. Учить детей узнавать, называть и характеризовать растения поля, учить различать части растений.

Задачи урока.

Обучающие. Уточнить и систематизировать знания учащихся о полевых растениях: пшеница, рожь, овес; учить сравнивать растения по внешним признакам; расширить представления о строении растений, их использовании.

Развивающие. Развивать умение связности высказываний, умение последовательно выражать свои мысли с помощью опорной схемы.

Коррекционные. Развивать аналитико-синтетического мышление через умение выделять существенные признаки и свойства, умение находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. Развивать умение работать самостоятельно и в совместной деятельности.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование.

Гербарий пшеницы, ржи, овса; зерно пшеницы, ржи, овса и тарелочки; колоски пшеницы, ржи, овса; опорная схема для рассказа о растениях; на разносе: хлеб, батон, пирожки, булочки; 3 блюда: с изделиями из пшеничной муки: муку пшеничную, кашу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель, с изделиями из ржаной: муку ржаную, кашу ржаную, с изделиями из овсяной муки: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье; мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Полевые растения», презентация «Как хлеб на стол к нам пришел».


Ход урока.


Этап урока,

задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. I. Организаци

онный этап

(приветствие, организация внимания школьников)

- Встаньте дружно, поприветствуем гостей улыбкой.

- Мы начинаем урок.

Приветствие гостей.


II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(актуализация субъектного опыта учащихся;

обеспечить мотивацию учения учащихся)


(На разносе - различные сорта хлеба, булочек, пирожков)

- Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. Посмотрите как аккуратно разложены батоны, булки, пирожки, бублики и слойки. Вдохните аромат свежего хлебушка!

- А вы можете представить завтрак, обед или ужин без хлеба, полдник – без булочки или печенья?

- Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей по русскому обычаю встречают хлебом-солью. Про хлеб говорят: «Хлеб – всему голова!»

- А знаете ли вы, из чего пекут хлеб?

(Хлеб пекут из муки)

- Назовите растения, зерна которых используют для приготовления муки? (пшеница, рожь, овес, кукуруза, ячмень)

- Эти растения люди выращивают с глубокой древности.

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об основных хлебных культурах, которые выращивают в нашей области.

- О чем вы хотите узнать на уроке?

ИТОГ. На некоторые вопросы мы с вами найдем ответы на нашем уроке.



Дети рассматривают сдобу, вкушают аромат выпечки.

Ответы детей.



Ответы детей (какие растения относятся, как выглядят, части растений и др.)

III. Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания изученного

(обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, алгоритма ответа; создать условия усвоения восприятия изучаемого материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся)

ПШЕНИЦА

  1. Беседа.

- По мнению ученых, самой первой люди начали выращивать пшеницу. СЛАЙД – поле пшеницы

- Где растет пшеница? (на полях)

2. Работа с демонстрационным материалом.

- Давайте посмотрим, как же выглядит пшеница? (Раздаю гербарий и колоски)

Инструктаж. Во время работы с материалами вы должны быть внимательными, вам потребуется проявить аккуратность.

Прикрепить на доску – колос и карточку

- Рассмотрите корень. Какой корень у пшеницы? (Много тонких корней, собранных в пучок)

- Для чего нужен корень? (Служит для укрепления в почве и всасывает воду)

- Потрогайте стебель пшеницы, что можно сказать о нем? Оторвите кусочек от колоска, рассмотрите, подуйте в стебель. (Гладкий, сухой, с бугорками (перегородками, пустой внутри)

- Такой стебель очень прочный, не ломается.

- Полевое растение со стеблем в виде соломины называется злаковое растение.

- Для чего нужен стебель? (Связывает все части растений, дает опору листьям)

- Что расположено на стебле? (Листья)

- Какую форму имеют листья? (Длинные, узкие).

-Что расположено в верхней части стебля? (Колос с зернами).

- Спелые зерна пшеницы окружены твердой оболочкой, защищающей от высыхания зерна.

- Рассмотрите зерна пшеницы. Какие они? (Попробуйте раздавить) (Имеет округлую форму, короткое, твердое, желтого цвета)

-Расскажите, какое значение для человека имеет пшеница?

(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями из пшеничной муки: муку пшеничную, кашу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель)

- Хлеб из пшеничной муки отличается пышностью, отменным вкусом.

- В нашем районе и области выращивают озимые и яровые сорта пшеницы. Пшеница имеет большое разнообразие сортов.

ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите о пшенице.

РОЖЬ

  1. Беседа.

-Вы слышали поговорку «Хлеб хлебу брат»?

- Что это значит?

- Оказывается у пшеничного хлеба есть родной брат – ржаной хлеб. Пекут его из ржаной муки. СЛАЙД – поле ржи.

- Пшеницу выращивают в теплых краях, а там, где холодно спасает людей рожь. Поэтому и говорят люди «Хлеб хлебу брат». Прикрепить на доску – колос и карточку

2. Работа с демонстрационным материалом.

- Давайте рассмотрим, как же выглядит рожь?

- Какие сходства с колосом пшеницы вы видите?

-Какие различия?

(Высокое злаковое растение – до 2 м)

-Расскажите, какое значение для человека имеет рожь?

(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: муку ржаную, кашу ржаную)

- В нашем районе не высеивают рожь, в нашей области выращивают в основном озимые сорта ржи.

ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите о ржи.

ОВЁС

  1. Беседа.

СЛАЙД –поле овса

- Сеять овес в нашей стране стали намного позднее, чем пшеницу и рожь. Люди отмечают, что мука из овса низкого качества и хлеб не получается вкусным и пышным.

- Овес - злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ, необходимых для организма человека.

- Овес очень неприхотлив, он может расти в любой местности, было бы достаточно влаги.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Прикрепить на доску – колос и карточку

- Давайте рассмотрим, как же выглядит овес?

- Какие сходства с колосом пшеницы и ржи вы видите?

-Какие различия? (Цветки у овса собрались в раскидистую метёлку).

(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье)

- Овсяной кашей стараются кормить детей, ведь в переводе с латинского языка слово «овес» обозначает «быть здоровым»

- В нашем районе и области выращивают овёс. Овес ценится за то, что является незаменимым кормом для лошадей и др. животных и птицы.

ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите про овес.
-Как вы думаете, что происходит со стеблями злаковых растений? (корм животным, народные промыслы: салфетки и и подставки, вазочки, учащиеся нашей школы с учителем труда С.А. Понамаревым изготавливали аппликации)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Физминутка на три минутки»



Ответы детей.
Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски пшеницы, зерно.

Ответы детей.

Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о пшенице.

Ответы детей.


Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски ржи, зерно.


Ответы детей.
Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о ржи.

Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски овса, зерно.


Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает про овёс.

Любимая физминутка детей.


IV. Этап закрепления новых знаний

(обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания)


  1. Работа в группах и индивидуальная работа СЛАЙД

- Каждой группе (по партам) я дам карточку с небольшим рассказом. Вы прочитаете. Обсудите о каком растении говорится в тексте.

1группа (Юра и Андрей).

Злаковое растение, которое человек специально выращивает. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб.

2 группа (Степа и Сережа).

Самое высокое злаковое растение. Не боится холодов. Полевое растение. В нашем районе не выращивают. Из неё пекут тёмный хлеб.

3 группа (Данил и Слава).

Злаковое растение, имеющее пышную метёлку. Ценная культура. Из неё делают муку, крупу «Геркулес».

- Для индивидуальной работы (Саша, Вадим, Ксения, Миша) раздам карточки с загадками по нашей теме. Прочитаете, выделите характерные признаки.

Шумит в полях под синим небом,

И кормит всех нас белым хлебом.

Злак этот древностью гордится –

Уж десять тысяч лет ...

(Пшенице.)

Этот злак вмиг отгадает

Тот, кто знает из чего

Чёрный хлеб нам выпекают.

Назови-ка мне его.

(Рожь.)

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок!

В землю тёплую уйду –

Кверху колосом взойду,

В нём таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно.)

В поле – метелкой,

в мешке – золотом.

(Овес)

ИТОГ. Оценивание работы в группах и индивидуально.

Работа по вопросам.

- Сравните все растения: пшеницу, рожь и овес.

- Что общего у этих растений?

(Почему называются злаковыми, зерновыми, хлебными?)

- В чем различия?

ИТОГ.







V. Этап подведения итогов урока

(дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся)

Подведение итогов урока. Выставление оценок с качественной характеристикой работы каждого ученика.




VIII. Этап рефлексии

(инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками)

- В начале урока я спросила, о чем бы вы хотели бы узнать на уроке. Кто получил ответ на свой вопрос?

- Давайте подведем итог нашего урока. СЛАЙД

Задание называется «Продолжи предложение».

Я узнал……

Я повторил……

Я удивился…….

Я запомнил……

- Одним из самых важных растений на земле для человека являются хлебные злаковые растения.

- Много сложено стихотворений и песен о значении хлеба в жизни человека, о красоте хлебных полей, о нелёгком труде на полях.

Предлагаю посмотреть презентацию «Как хлеб на стол к нам пришел»

ИТОГ урока.

Угостим гостей караваем и др. выпечкой.






ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ЧТО В МЕШОЧКЕ?
ЦЕЛЬ: узнать на ощупь зерно.
СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ЦЕЛЬ: упражнение на согласование слов.

Осень, день – осенний день.

Урожай, уборка – уборка урожая.

Злак, растение – злаковое растение.

Хлеб, рожь – ржаной хлеб.

Озимь, растение – озимое растение.

Мука, пшеница – пшеничная мука.

Солнце, день – солнечный день.

Поле, пшеница – пшеничное поле.

Поле, рожь – ржаное поле.

Поле, овёс – овсяное поле.

Овес, печенье – овсяное печенье.

Литература


  1. Васильева Н.Ю. Растения России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2011. – 80с.

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. – 192 с.

  3. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд 4-6 класс: учебное пособие для учащихся вспомогательных школ. – М.: Просвещение, 1992. – Стр 72.

  4. Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы (третий класс). – М.: МГПИ им. В.И. Ленина. – 1978. – Стр.39-46.

  5. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Часть II. – М.: РУССИКО, 1994. – 220с.

  6. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80с.