Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе |
 Скачать 138.3 Kb. |
Казённое образовательное учреждение
«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект урока
по развитию устной речи
на основе изучения
предметов и явлений
окружающей действительности
в 4 классе
«Полевые растения: пшеница, рожь, овёс»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Фрихерт Галина Ивановна
с. Большие Уки
Тема урока. Полевые растения: пшеница, рожь, овёс.
Цель урока. Формирование представлений учащихся о полевых растениях. Учить детей узнавать, называть и характеризовать растения поля, учить различать части растений.
Задачи урока.
Обучающие. Уточнить и систематизировать знания учащихся о полевых растениях: пшеница, рожь, овес; учить сравнивать растения по внешним признакам; расширить представления о строении растений, их использовании.
Развивающие. Развивать умение связности высказываний, умение последовательно выражать свои мысли с помощью опорной схемы.
Коррекционные. Развивать аналитико-синтетического мышление через умение выделять существенные признаки и свойства, умение находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
Воспитательные. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. Развивать умение работать самостоятельно и в совместной деятельности.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оборудование.
Гербарий пшеницы, ржи, овса; зерно пшеницы, ржи, овса и тарелочки; колоски пшеницы, ржи, овса; опорная схема для рассказа о растениях; на разносе: хлеб, батон, пирожки, булочки; 3 блюда: с изделиями из пшеничной муки: муку пшеничную, кашу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель, с изделиями из ржаной: муку ржаную, кашу ржаную, с изделиями из овсяной муки: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье; мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Полевые растения», презентация «Как хлеб на стол к нам пришел».
Ход урока.
Этап урока,
задачи этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Организаци
онный этап
(приветствие, организация внимания школьников)
| - Встаньте дружно, поприветствуем гостей улыбкой.
- Мы начинаем урок.
| Приветствие гостей.
| II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
(актуализация субъектного опыта учащихся;
обеспечить мотивацию учения учащихся)
| (На разносе - различные сорта хлеба, булочек, пирожков)
- Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. Посмотрите как аккуратно разложены батоны, булки, пирожки, бублики и слойки. Вдохните аромат свежего хлебушка!
- А вы можете представить завтрак, обед или ужин без хлеба, полдник – без булочки или печенья?
- Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей по русскому обычаю встречают хлебом-солью. Про хлеб говорят: «Хлеб – всему голова!»
- А знаете ли вы, из чего пекут хлеб?
(Хлеб пекут из муки)
- Назовите растения, зерна которых используют для приготовления муки? (пшеница, рожь, овес, кукуруза, ячмень)
- Эти растения люди выращивают с глубокой древности.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об основных хлебных культурах, которые выращивают в нашей области.
- О чем вы хотите узнать на уроке?
ИТОГ. На некоторые вопросы мы с вами найдем ответы на нашем уроке.
|
Дети рассматривают сдобу, вкушают аромат выпечки.
Ответы детей.
|
Ответы детей (какие растения относятся, как выглядят, части растений и др.)
| III. Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания изученного
(обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, алгоритма ответа; создать условия усвоения восприятия изучаемого материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся)
| ПШЕНИЦА
Беседа.
- По мнению ученых, самой первой люди начали выращивать пшеницу. СЛАЙД – поле пшеницы
- Где растет пшеница? (на полях)
2. Работа с демонстрационным материалом.
- Давайте посмотрим, как же выглядит пшеница? (Раздаю гербарий и колоски)
Инструктаж. Во время работы с материалами вы должны быть внимательными, вам потребуется проявить аккуратность.
Прикрепить на доску – колос и карточку
- Рассмотрите корень. Какой корень у пшеницы? (Много тонких корней, собранных в пучок)
- Для чего нужен корень? (Служит для укрепления в почве и всасывает воду)
- Потрогайте стебель пшеницы, что можно сказать о нем? Оторвите кусочек от колоска, рассмотрите, подуйте в стебель. (Гладкий, сухой, с бугорками (перегородками, пустой внутри)
- Такой стебель очень прочный, не ломается.
- Полевое растение со стеблем в виде соломины называется злаковое растение.
- Для чего нужен стебель? (Связывает все части растений, дает опору листьям)
- Что расположено на стебле? (Листья)
- Какую форму имеют листья? (Длинные, узкие).
-Что расположено в верхней части стебля? (Колос с зернами).
- Спелые зерна пшеницы окружены твердой оболочкой, защищающей от высыхания зерна.
- Рассмотрите зерна пшеницы. Какие они? (Попробуйте раздавить) (Имеет округлую форму, короткое, твердое, желтого цвета)
-Расскажите, какое значение для человека имеет пшеница?
(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями из пшеничной муки: муку пшеничную, кашу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель)
- Хлеб из пшеничной муки отличается пышностью, отменным вкусом.
- В нашем районе и области выращивают озимые и яровые сорта пшеницы. Пшеница имеет большое разнообразие сортов.
ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите о пшенице.
РОЖЬ
Беседа.
-Вы слышали поговорку «Хлеб хлебу брат»?
- Что это значит?
- Оказывается у пшеничного хлеба есть родной брат – ржаной хлеб. Пекут его из ржаной муки. СЛАЙД – поле ржи.
- Пшеницу выращивают в теплых краях, а там, где холодно спасает людей рожь. Поэтому и говорят люди «Хлеб хлебу брат». Прикрепить на доску – колос и карточку
2. Работа с демонстрационным материалом.
- Давайте рассмотрим, как же выглядит рожь?
- Какие сходства с колосом пшеницы вы видите?
-Какие различия?
(Высокое злаковое растение – до 2 м)
-Расскажите, какое значение для человека имеет рожь?
(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: муку ржаную, кашу ржаную)
- В нашем районе не высеивают рожь, в нашей области выращивают в основном озимые сорта ржи.
ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите о ржи.
ОВЁС
Беседа.
СЛАЙД –поле овса
- Сеять овес в нашей стране стали намного позднее, чем пшеницу и рожь. Люди отмечают, что мука из овса низкого качества и хлеб не получается вкусным и пышным.
- Овес - злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ, необходимых для организма человека.
- Овес очень неприхотлив, он может расти в любой местности, было бы достаточно влаги.
2. Работа с демонстрационным материалом.
Прикрепить на доску – колос и карточку
- Давайте рассмотрим, как же выглядит овес?
- Какие сходства с колосом пшеницы и ржи вы видите?
-Какие различия? (Цветки у овса собрались в раскидистую метёлку).
(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье)
- Овсяной кашей стараются кормить детей, ведь в переводе с латинского языка слово «овес» обозначает «быть здоровым»
- В нашем районе и области выращивают овёс. Овес ценится за то, что является незаменимым кормом для лошадей и др. животных и птицы.
ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите про овес. -Как вы думаете, что происходит со стеблями злаковых растений? (корм животным, народные промыслы: салфетки и и подставки, вазочки, учащиеся нашей школы с учителем труда С.А. Понамаревым изготавливали аппликации) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Физминутка на три минутки»
|
Ответы детей. Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски пшеницы, зерно.
Ответы детей.
Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о пшенице.
Ответы детей.
Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски ржи, зерно.
Ответы детей. Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о ржи.
Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски овса, зерно.
Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает про овёс.
Любимая физминутка детей.
| IV. Этап закрепления новых знаний
(обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания)
| Работа в группах и индивидуальная работа СЛАЙД
- Каждой группе (по партам) я дам карточку с небольшим рассказом. Вы прочитаете. Обсудите о каком растении говорится в тексте.
1группа (Юра и Андрей).
Злаковое растение, которое человек специально выращивает. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб.
2 группа (Степа и Сережа).
Самое высокое злаковое растение. Не боится холодов. Полевое растение. В нашем районе не выращивают. Из неё пекут тёмный хлеб.
3 группа (Данил и Слава).
Злаковое растение, имеющее пышную метёлку. Ценная культура. Из неё делают муку, крупу «Геркулес».
- Для индивидуальной работы (Саша, Вадим, Ксения, Миша) раздам карточки с загадками по нашей теме. Прочитаете, выделите характерные признаки.
Шумит в полях под синим небом,
И кормит всех нас белым хлебом.
Злак этот древностью гордится –
Уж десять тысяч лет ...
(Пшенице.)
Этот злак вмиг отгадает
Тот, кто знает из чего
Чёрный хлеб нам выпекают.
Назови-ка мне его.
(Рожь.)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю тёплую уйду –
Кверху колосом взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно.)
В поле – метелкой,
в мешке – золотом.
(Овес)
ИТОГ. Оценивание работы в группах и индивидуально.
Работа по вопросам.
- Сравните все растения: пшеницу, рожь и овес.
- Что общего у этих растений?
(Почему называются злаковыми, зерновыми, хлебными?)
- В чем различия?
ИТОГ.
|
|
| V. Этап подведения итогов урока
(дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся)
| Подведение итогов урока. Выставление оценок с качественной характеристикой работы каждого ученика.
|
| VIII. Этап рефлексии
(инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками)
| - В начале урока я спросила, о чем бы вы хотели бы узнать на уроке. Кто получил ответ на свой вопрос?
- Давайте подведем итог нашего урока. СЛАЙД
Задание называется «Продолжи предложение».
Я узнал……
Я повторил……
Я удивился…….
Я запомнил……
- Одним из самых важных растений на земле для человека являются хлебные злаковые растения.
- Много сложено стихотворений и песен о значении хлеба в жизни человека, о красоте хлебных полей, о нелёгком труде на полях.
Предлагаю посмотреть презентацию «Как хлеб на стол к нам пришел»
ИТОГ урока.
Угостим гостей караваем и др. выпечкой.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ЧТО В МЕШОЧКЕ? ЦЕЛЬ: узнать на ощупь зерно. СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ЦЕЛЬ: упражнение на согласование слов.
Осень, день – осенний день.
Урожай, уборка – уборка урожая.
Злак, растение – злаковое растение.
Хлеб, рожь – ржаной хлеб.
Озимь, растение – озимое растение.
Мука, пшеница – пшеничная мука.
Солнце, день – солнечный день.
Поле, пшеница – пшеничное поле.
Поле, рожь – ржаное поле.
Поле, овёс – овсяное поле.
Овес, печенье – овсяное печенье.
Литература
Васильева Н.Ю. Растения России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2011. – 80с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд 4-6 класс: учебное пособие для учащихся вспомогательных школ. – М.: Просвещение, 1992. – Стр 72.
Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы (третий класс). – М.: МГПИ им. В.И. Ленина. – 1978. – Стр.39-46.
Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Часть II. – М.: РУССИКО, 1994. – 220с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80с.
|
|
|