Конспект урока "Кодирование информации" в 5-м классе по учебнику Л.Л. Босовой Класс: 5 класс
Тема: Кодирование информации.
Цель: продолжить формирование у учащихся представления о способах обработки информации
Задачи:
образовательные
познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;
продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;
познакомить учащихся с основами работы в программе «Калькулятор»
развивающие
развивать процессы мышления, памяти, восприятия,
формировать познавательный интерес у учащихся;
развивать устную речь;
формировать умение работать по инструкции
воспитательные
способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе;
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: проектор, компьютеры, карточки, презентация (Издательство «Бином. Лаборатория знаний» раздел Методическая служба (Электронные ресурсы - http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php)).
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
План урока: №
| Этап урока
| Задачи этапа
| Форма организации деятельности
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1
| Организационный момент (1 мин)
| настроить учащихся на работу на уроке.
| Фронтальный
| приветствие учащихся;
визуальный контроль готовности учащихся к уроку
| - успокаиваются;
- настраиваются на работу на уроке;
- проверяют наличие всех необходимых принадлежностей.
| 2
| Актуализация знаний (1-2 мин)
| 1. Актуализировать знания по теме «Информация. Действия с информацией»
| Фронтальная беседа
| Задавать вопросы, контролировать правильность и полноту ответа.
| Отвечать на вопросы полно и правильно.
| 3
| Изучение нового материала (7 мин)
| знакомство учащихся с различными способами кодирования информации;
формирование умения кодировать и декодировать информацию;
| фронтальная
| Рассказ по презентации про различные системы кодирования
| Внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять предложенные задания.
| 4
| Физминутка (3 мин)
| смена деятельности учащихся;
переключение внимания;
снятие эмоциональной и физической усталости.
| фронтальная
| Организовать группу на физминутку.
| Ответственный за физминутку показывает упражнения, а остальные выполняют за ним.
| 5
| Закрепление материала (7 мин)
| отработка навыка кодирования и декодирования информации с использованием различных систем кодирования.
| Индивидуальная, фронтальная
| Постановка задания, пояснения его выполнения, визуальный контроль выполнения, совместная проверка задания
| Выполнить задания
| 6
| Постановка домашнего задания (1 мин)
| формулировка домашнего задания;
инструкции по выполнению домашнего задания.
| Фронтальная
| Сформулировать домашнее задание и пояснить как его выполнить
| Запись домашнего задания в дневник.
| 7
| Практическая работа (15 мин)
| знакомство с программой калькулятор;
| Индивидуальная
| Постановка задания, пояснение хода выполнения, выставление оценки
| Выполнение задания по инструкции
| 8
| Подведение итогов (3 мин)
| Рефлексия
| Индивидуальная
| Провести рефлексию. Выставить оценки в дневник
| Отразить свое отношение к данному уроку
| Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, чтобы на столе лежали учебник, дневник, рабочая тетрадь на печатной основе, ручка, карандаш, линейка. Присаживайтесь. Ученики: проверяют, все ли приготовили, садятся. 2. Актуализация знаний. Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое информация?
Ученики: Информация – это знания, получаемые в школе, сведения из книг, телевидения, новости. Учитель: Какие действия человек совершает с информацией? Ученики: Человек обрабатывает, хранит, получает и передает информацию. Учитель: Опишите процесс передачи информации Ученики: есть источник информации, который предает информацию через канал связи (Информационный канал) приемнику. 3. Изучение нового материала. Учитель: Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, световой, звуковой сигнал или в виде жеста, движения, слова и др. Для того чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Для этого необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, то есть разработать код. И сегодня на уроке мы с вами попадем в мир кодов, чтобы научиться расшифровывать и зашифровывать сообщения. (первый слайд презентации) (второй слайд) Давайте прочитаем, что же такое код и кодирование. (Привожу примеры по презентации, дети приводят аналогичные примеры) 4. Физминутка Учитель: Мы все дружно потрудились, и пришло время для физкультминутки. Встаньте ровно, стульчики задвиньте, приготовились выполнять упражнения. Проводит ученик. Закончили упражнения, сделали себе три веселых хлопка. Присаживайтесь. 5. Закрепление материала. Учитель: Открываем свои тетради на печатной основе, стр.18 №15 Читаем задание № 17 (1,2) (По слайдам 13, 14, 15) выполнить №20 под (а), №22 первый квадрат. 6. Постановка домашнего задания. Открываем дневники, записываем домашнее задание: §1.6 задания в РТ №18, 21 стр. 22-23. Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе на странице 22. В задании 18 необходимо декодировать записи, пользуясь таблицей азбуки Морзе. В задании 21 необходимо также декодировать сообщения, пользуясь алфавитом, записанным по кругу. 7. Практическая работа Учитель: Мы сегодня уже с вами столкнулись с кодированием слов с помощью цифр. Такое кодирование используется очень часто, поэтому сегодня мы с вами познакомимся с основами работы с числами в программе «Калькулятор». Для этого мы выполним практическую работу «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор». Прежде чем сесть за компьютер, давайте вспомним, как правильно сидеть за компьютером? Правила работы на клавиатуре? Подойдите каждый к своему рабочему месту. Перед вами лежат листы с инструкцией по выполнению практической работы и с заданиями, которые вы должны выполнить во время практической работы. На Выполнение вам отводится 15 минут. За 2 задания правильно и вовремя выполненных 3балла, за 3 - 4 балла, за 4 - 5 баллов и +1 балл, если вы активно работали на уроке. Практическую работу выполняем четко по инструкции. Внимательно читаем каждый пункт и выполняем. Пока ученики выполняют работу, хожу, смотрю ход выполнения. За 2 минуты до конца работы выставить оценки тем, кто сделал, и поторопить тех кто заканчивает работу. Учитель: Ребята, садимся на свои места за парты, не забываем привести рабочие места в порядок (клавиатуру задвинуть, стул задвинуть). Рефлексия. Учитель: Сейчас я раздам вам листочки с двумя вопросами. Первый вопрос: Что нового я узнал сегодня на уроке? Вспомните все, о чем мы сегодня говорили, определите для себя главные моменты и запишите их под цифрами 1.., 2.., 3… Второй: Чему я научился сегодня? 1.., 2… Пожалуйста, ответьте на них и листочки сдайте. |