Главная страница

Когда родитель узнает о том, что его ребенок стал объектом насмешек в школе или в детском саду, то он оказывается в тупике. Начинают мучить вопросы: «За что?», «Почему именно мой ребенок


Скачать 127.04 Kb.
НазваниеКогда родитель узнает о том, что его ребенок стал объектом насмешек в школе или в детском саду, то он оказывается в тупике. Начинают мучить вопросы: «За что?», «Почему именно мой ребенок
Дата24.02.2016
Размер127.04 Kb.
ТипДокументы

Когда родитель узнает о том, что его ребенок стал объектом насмешек в школе или в детском саду, то он оказывается в тупике. Начинают мучить вопросы: «За что?», «Почему именно мой ребенок?», «Как же так, ведь он абсолютно нормальный» и самый главный вопрос «Что делать?». Давайте рассмотрим различные способы, к которым прибегают родители, дабы помочь своему чаду справится с данной ситуацией:
Чаще всего взрослый рекомендует своему ребенку не обращать внимания. С одной стороны, действительно, если ребенок не будет никак реагировать на обидные слова, относится к этому равнодушно, у обидчиков просто пропадет интерес. Но другой стороны – легко сказать, не обращай внимания! Чаще всего такой способ не срабатывает. Таким образом, важно не просто сказать ребенку: «Не бери близко к сердцу», а поговорить с ним , выслушать его, посоветовать что – либо, объяснить почему такое случается и как к этому стоит относиться. Можно подсказать ему несколько ответных скороговорок, например, «Черная касса – ключ у меня, кто обзывается сам на себя» и т.д.
Некоторые родители предлагают ребенку руководствоваться принципом «подставь вторую щеку». Вряд ли этот принцип может распространятся на детей ,так как однозначно приведет лишь к тому, что ребенок смирится навсегда со своей участью жертвы и замкнется в себе.
Многие родители ничего не могут сделать, кроме как посочувствовать ребенку. В сочувствии есть свои плюсы: ребенок в данном случае не держит обиды в себе, а делится своими переживаниями. Но эмоциональная поддержка, которая постоянно должна исходить со стороны родителя заключается не только в сострадании. Важно дать понять ребенку, насколько любят и ценят в семье, а также и вселить уверенность в себе, и в своих силах.
Бывает и такое, что взрослые, узнав, кто обижает его ребенка, решают наказать обидчика самостоятельно. Например, в разговоре с ребенком-обидчиком присутствуют такие фразы типа: « Мне придется рассказать об этом твоей маме, чтобы она тебя наказала» или «Я тебя отшлепаю». Делать этого ни в коем случае не нужно. Ведь вы просто можете развить в нем страхи, а не разрешить проблему. И не стоит забывать, что это может спровоцировать новую проблему, вашего ребенка просто могут обвинить в том, что он «ябеда-корябида». Если вы решились поговорить с обидчиком вашего чада, то постарайтесь во время разговора уважать своего маленького собеседника, и относится к нему как к взрослому человеку. Приведу пример: одна женщина, дочь которой стала объектом насмешек в детском саду, просто подошла к обидчику с такой фразой : « Молодой человек, не нужно обижать моего ребенка. Вот когда у тебя будут свои дети, можешь обращаться с ними как хочешь. А моего ребенка я не позволю обижать». Может в этой фразе и присутствует оттенок угрозы, но родитель в данном случае говорит не просто с маленьким ребенком, а в первую очередь с личностью, отвечающей за свои поступки.
Самый хороший вариант, к которому обращаются родители в подобных ситуациях, это разговор с воспитателем. Необходимо оповестить его о проблеме, возможно, предложить провести ролевые игры и лекции на тему дружбы и самоуважения, или задействовать детей в общем деле, ведь как известно совместный труд объединяет. Тут все зависит от активности и желания воспитателя.
Есть родители, которые отдают ребенка в спортивную секцию. На самом деле, это хороший вариант выхода из проблемы, но не тогда когда родители преследует цель просто научить своего ребенка драться. Занятие в подобных секциях придает уверенности ребенку, он не чувствует себя уязвимым , знает, что может дать отпор и для этого не обязательно показывать свою силу на «деле».
Нередко случается и такое, что родители советуют своему чаду давать отпор не самыми лучшими способами, например обзываться в ответ, или того хуже - драться. Может быть, ребенка и перестанут обижать, а или даже начнут бояться, но не следует забывать, что это может негативно сказаться на личности самого ребенка. Он просто не будет знать другого метода разрешения конфликтов, кроме как способа при помощи кулаков.
Некоторые взрослые решают поговорить с родителями обидчика. Важно в разговоре соблюдать приличия, не налетать на родителей «с кулаками», а спокойно и рассудительно обсудить сложившуюся ситуацию. Поспросить сделать все возможное, чтобы их чадо не обижало их ребенка.
Сообразительные родители стараются сделать так, чтобы их ребенок сдружился со своими сверстниками, Добиться этого можно различными способами, например, пригласить остальных детей в свой дом на детскую вечеринку или угостить и т.д.
И напоследок, хочется сказать, что главное – это теплая, любящая атмосфера в семье, которая станет для ребенка лучшей поддержкой в подобных ситуациях. Помогайте ребенку развивать уверенность в себе и своих силах, хватите и считайтесь с его мнением, уважайте своего ребенка.

Психологический центр "Стратегия роста"
Психолог Гулимова Гуля
Травля в школе: мифы и реальность

Версия для печати
Автор: Дарья Кутузова, журнал "Будь здорова"

17.07.2007
В компании друзей у нас часто заходит разговор о том, в какую школу отдавать детей, когда они подрастут. В ту, где учат иностранным языкам со второго класса, или в ту, откуда выпускники стройными рядами поступают в престижный университет? «В такую, где нет травли, где дети не унижают друг друга и учителя не унижают детей, – говорю я. – А если не найду такую школу, то буду обучать детей дома».
Почему меня так беспокоит именно это?
Всем понятно, что школа – это не просто место, где дети «получают знания». Для большинства школа – это десять лет общения с одними и теми же людьми. В школе ребенок получает основной опыт общения, на основании которого делает выводы о том, как устроен мир, что ждать от других людей, и чего ждут от него окружающие. Если школа учит ребенка, что он не имеет права быть таким, какой он есть, что «отличаться» и «высовываться» – значит, стать объектом насмешек, что доверять людям и проявлять свою уязвимость – опасно, то зачем она нужна, такая школа?
Мне вспоминается случай, произошедший, когда я работала школьным психологом. Проходя по коридору на перемене, я увидела, как четверо восьмиклассников бьют ногами, зажав в угол, лысого одноклассника. Я подошла сзади к этой компании, взяла двух ближайших нападавших за воротники (ребята уже повыше меня были) и рявкнула, как смогла грозно: «Это что тут происходит?» Тут прозвенел звонок, и я отправила их в класс.
После этого у нас была серьезная беседа – нет, не с обидчиками и даже не с пострадавшим. С учителями. На моих глазах, пока я не подошла к этим восьмиклассникам, две учительницы, торопясь и отворачиваясь от безобразного зрелища, прошли мимо. Не вмешались, не прервали ситуацию. Сделали вид, что не заметили.
Что же мне ответили учителя? Они сказали, что «это естественно», что «дети жестоки» и что «этому мальчику надо научиться постоять за себя». Хорошо хоть, не стали говорить, что он сам нарочно их спровоцировал. Но если бы это был не лысый мальчик, а толстая (или, хуже того, умная) девочка? Если бы ребенок выделялся чем-то, что он может изменить? Учителя в этой школе точно сказали бы, что человек, которого бьют, обзывают, дразнят, высмеивают, объявляют ему бойкот и распространяют про него гнусные сплетни, «сам виноват». Дескать, не надо нарываться.
Пришлось развенчать несколько распространенных мифов о травле. Потому что речь идет не просто о «детях-изгоях». Когда мы говорим о «детях-изгоях», мы тем самым как бы утверждаем, что проблема в них. Травля же – это самоутверждение одного человека (или группы) за счет систематического унижения другого человека. Для любителей «Гарри Поттера» колоритный пример: то, что делали Мародеры со Снейпом – это именно травля.
В последние двадцать пять лет проблема травли в школе привлекает внимание зарубежных психологов. Наравне с проблемой «дедовщины» в армии, «опускания» в тюрьме, моббинга на работе, которые, по сути, есть проявления одного и того же феномена в разных контекстах.


Миф 1. Травля является и всегда будет оставаться нормальной составляющей взросления.
Исследования показали, что унижения и насилие со стороны сверстников в школе не менее травматичны, нежели другие формы насилия. В насилии нет ничего «нормального». Думать, что травля – нормальное явление, значит, лишать жертву поддержки и потакать обидчику. Если спросить самих школьников, они относятся к травле крайне негативно и хотели бы, чтобы школы что-то делали с этой проблемой.
Миф 2. Учителям легко разобраться, кто в классе обидчик, а кто – жертва травли.
Учителя замечают, как правило, только наиболее грубые, физические формы травли. Если один ребенок бросился на другого с кулаками, кто виноват? Конечно, тот, кто решил проявить физическую агрессию. Но за кадром остается, что говорил поколоченный, чтобы довести своего одноклассника. Обидчики часто бывают хитрыми и изворотливыми, и делают так, чтобы за их плохое поведение наказаны были другие.

Миф 3. Есть такие дети, которых обязательно будут травить, в какой бы социальной группе они ни оказались.
Такая позиция оправдывает бездействие взрослых, и, соответственно, создает очень плохой пример для подражания. Травля – это дисбаланс власти, который ребенок не может скомпенсировать самостоятельно. Она процветает там, где учителя попустительствуют тому, что большинство (а точнее, некоторые, берущие на себя смелость говорить от лица большинства) «выдавливает» и отвергает тех, кто хоть чем-то отличается. А это есть не что иное, как ксенофобия.
Миф 4. Травля происходит в любой социальной группе.
Травля происходит только в тех ситуациях, когда людей насильно собрали в одну группу, не уделяя внимания их индивидуальности и интересам, объединили их по какому-то малозначащему признаку (например, такому, как год рождения) и лишили возможности самостоятельно выбирать, хотят они остаться в этой группе или уйти из нее. Многие бывшие жертвы травли говорят о том, что в школе они были как в плену или в тюрьме. В школах с профильными классами и демократической системой школьного самоуправления травли практически нет.
Иногда ребенок не выдерживает травли и ломается. Периодически мы узнаем из СМИ о том, что кто-то принес в школу оружие и убил или жестоко изувечил нескольких одноклассников, после чего покончил с собой. Подобные события почти в ста процентах случаев предваряются историей травли: жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Некоторые убивают только себя.
Полагая, что мы лучше знаем, что полезно другому человеку, имеем ли мы право брать на себя функции «естественного отбора», когда выживает «наиболее приспособленный» (в данном случае – к злоупотреблению властью)?

Миф 5. Травля происходит потому, что ребенок чем-то отличается.
Любой ребенок чем-то отличается. И любой может оказаться жертвой. Травля происходит потому, что кто-то из детей и/или взрослых считает, что самоутверждаться за счет унижения другого – совершенно нормально. Достаточно одного такого человека на школу, и, если он достаточно активен, «веселая жизнь» окружающим обеспечена.

Миф 6. В ситуации травли задействованы две роли: обидчика и жертвы.
В ситуации травли задействованы все, кто так или иначе знает о ее существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на того, кого травят. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования травле продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого. А потом остается только удивляться тому, что, когда под окнами дома кого-то убивают, и жители слышат душераздирающие крики, никто не вызывает милицию, потому что «это меня не касается».
Обидчик и жертва, кстати, отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву, или не делать вообще ничего. Пассивная позиция – самая распространенная. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»: «Вот какой я могущественный, я не только унизил вот этого, но еще и напугал, ошеломил всех остальных так, что они и пикнуть не смеют». Жертвы травли, ненавидят и презирают пассивных свидетелей даже сильнее, чем обидчиков. По их мнению, пассивные свидетели (как сверстники, так и учителя) –равнодушные трусы, которых надо остерегаться, потому что никогда не знаешь, когда они ударят в спину.
Миф 7. «Для твоей же пользы»: из опыта травли ребенок извлекает для себя урок.
Травля – отличный урок, если мы считаем, что для «готовности ко взрослой жизни» надо ожесточиться и очерстветь. И, как показывает опыт, сделать это вполне по силам большинству. Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях – и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира».
Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но они чаще бывшие жертвы травли сами не могут найти себе такое сообщество, и этом им нужна помощь.

______________________________________________________________

Наверно у каждого из нас в памяти остались воспоминания о каком-нибудь несчастном однокласснике, которого обижали и дразнили сверстники.
Его обзывали, толкали, ломали и прятали его вещи, а главное, над ним смеялись всем классом и никто ни разу не заступился за него. Его считали чудаком и изгоем только потому, что он был не такой как все: чуть-чуть полноват, слишком умен, бедно одет или сильно заикался.
А может быть и вам довелось побывать таким гадким утенком? Или вместо вас эта участь досталась вашему ребенку?
Что делать, если ребенка обижают в школе? Как защитить его и научить справляться с агрессией других детей? Нужно ли вмешиваться в конфликт и призывать к ответу учителей?
Сегодня на эти вопросы отвечает сайт для мам supermams.ru
Как понять, что ребенка обижают?
Если у вас недостаточно доверительные отношения с ребенком, он может не рассказать вам о своей проблеме. Для него эта ситуация унизительна, и лишний раз возвращаться к своим переживаниям ему просто не захочется.
А мальчишки вообще считают, что «прятаться за материнской юбкой» — это не по-мужски, и будут скрывать от родителей правду. Более того, бывают случаи, когда даже учителя игнорируют детские конфликты, считая, что это явление будничное и не требующее вмешательства.
Поэтому задача родителей — самим догадаться, что ребенка стали обижать в школе. Чем раньше вы это заметите, тем лучше, ведь если дети нашли себе жертву, они не отстанут от нее несколько лет. Как понять, что ребенка обижают:

ребенок приходит из школы в подавленном состоянии, печальный или озлобленный

снижается успеваемость в школе, в дневнике появляются записи об опоздании на уроки

ребенок ищет причины, чтобы не ходить в школу и прикидывается больным

постоянно пропадают его личные вещи, даже такие мелкие, как стирательная резинка или набор фломастеров

на форме и рюкзаке видны следы грязи или они порваны
Если ребенок сознался, что его обижают, то первая реакция родителей — праведный гнев и желание заступиться за свое чадо. Побежать в школу, уволить всех учителей и завуча впридачу, призвать к ответу всех родителей класса и еще написать письмо в Европейский суд.
Но подумайте сначала, почему дети выбрали именно вашего ребенка объектом насмешек? Что в нем не так? Ведь если вы попытаетесь наказать виновных, вы не решите проблему целиком, а просто отсрочите ее повторение.

За что ребенка обижают?
Обижают прежде всего потому, что видят его слабость и нерешительность. Это может быть как физическая слабость, так и моральная, то есть нежелание и неумение дать отпор. Уже потом дети «прицепляются» к какому-нибудь внешнему изъяну или к манере поведения ребенка. Но сначала они чувствуют, что он слаб и это развязывает им руки.
Возможно, ваш ребенок и сам осознает, что с ним что-то не так. Он может быть менее развит физически, иметь менее модный вид, чем у сверстников или низкую успеваемость в школе. Ему нечего противопоставить насмешкам одноклассников. Он это понимает и потому покорно принимает все издевательства.

Как помочь ребенку?
Конечно, для вас ребенок всегда будет самым лучшим. Но для его же блага, вам надо посмотреть на него со стороны, обнаружить и устранить все недостатки. Итак, превращаем слабые стороны в сильные.

Если у вашего ребенка плохая физическая форма или есть лишний вес — запишите его в спортивную секцию.
Для детей обоих полов идеальны занятия плаванием (если нет противопоказаний). Для мальчиков — занятия футболом, хоккеем, фитнесом или восточными единоборствами. Будет лучше, если ребенок увлечется не только упражнениями, но и историей спорта, будет болеть за любимую команду и т.д. Общие интересы очень сближают детей. Для девочек подойдут занятия спортивными танцами или гимнастикой — они прекрасно улучшают осанку.

При наличии проблем с речью ребенку нужно организовать занятия у логопеда. Он исправит нарушения звукопроизношения в любом возрасте. Занятия риторикой и культурой речи — этим можно заниматься даже дома по учебникам — научат ребенка четко и красиво выражать свои мысли, а не бубнить себе под нос.

Если ребенка дразнят за неопрятный вид или немодную одежду, постарайтесь выделить из семейного бюджета деньги на покупку пары новых костюмов или красивого рюкзака. Следите за внешностью ребенка, регулярно водите его в парикмахерскую и заставляйте соблюдать личную гигиену.

Бывает, что у ребенка есть изъяны во внешности. Например, неправильный прикус или торчащие уши. Такие изъяны лучше как раз исправлять в детстве, чтобы неуверенность в себе не преследовала ребенка всю жизнь. Возможно, нужно сделать отопластику (исправление формы ушей), исправить прикус.

Повысить общую успеваемость в школе помогут занятия с репетиторами.
В любом случае, нужно научить ребенка видеть в себе достоинства и уметь ставить их выше недостатков. Когда ребенок начнет осознавать свою уникальность, ему захочется показать ее своим одноклассникам. Но как это сделать, если его постоянно дразнят и обижают в школе? Как прилюдно превратиться из гадкого утенка в красивого лебедя?
Вот теперь подключаются родители. Нужно предоставить ребенку комфортное пространство, где он будет чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, можно организовать выезд класса на природу или провести экскурсию. При родителях дети не посмеют издеваться и будут слишком увлечены мероприятием, а ваш ребенок сможет в спокойной обстановке показать себя с лучших сторон. Не обязательно его сразу полюбит весь класс, но кто-то из врагов тихо перейдет в союзники, а это уже немало.

Учителя и родители детей-обидчиков
Разумеется, учителей и родителей других детей нужно привлекать к ответственности за конфликтные ситуации в школе. И в особенности, если учителя сами унижают ребенка и высмеивают перед классом. Увы, такое случается в российских школах очень часто.
То же самое касается безопасности. Детская жестокость страшна тем, что не имеет границ. Известны случаи, когда дети силой заставляли «изгоя» пить машинное масло или избивали до потери сознания. Поэтому ответственность за безопасность в школе несет исключительно учитель и руководство школы. Их задача — сразу пресекать подобное поведение.
Издевательства школьников над одноклассниками — проблема распространенная и очень острая. Но в каждой семье, где есть ребенок-изгой, родители должны находить свое решение проблемы.
В школьном возрасте идет становление характера ребенка и от того, каким он вырастет, зависит его дальнейшая жизнь. Постоянно хвалите его, давайте веру в свои силы, учите постоять за себя. Тогда он вырастет достойной, сильной личностью!
——

Автор — Юлия Вертегел, сайт supermams.ru — Супермамы