№
п/п
| Тема урока
| Ко-ли-чес-тво ча-сов
| Тип
урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовленности
учащихся
| Вид
контроля
| Использование
оборудования
AFS™
| Элементы дополни-тельного содержания
| Дата прове-дения (план)
| Дата проведения (факт)
|
Раздел «Введение» ( 1ч)
|
1
| Что окружает человека
| 1
| Комби-ниро-ванный
| Сравнение понятий: «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради
| Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком; выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю
| Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы
|
| Уточнение понятий «объект природы», «живая – неживая природа», ввести термины: «тело природы, явление природы»
|
|
|
Раздел «Кто ты такой» (14ч )
|
2
| Я, ты, он, она…Все мы – люди
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
| Уметь соотносить научный текст с рубрикой «Картинная галерея»; сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы
| Текущий
|
| Понятие «физичес-кие качества», «организм человека»
|
|
|
3
| Наши помощники – органы чувств.
| 1
| Комбиниро-ванный
| Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради
| Углубить знания об органах чувств. Уметь использовать слово «чувство» как
научный термин и синоним нового слова «ощущение»
| Текущий
| Зачем нужны термометры? »
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; датчик температуры GoITemp (-20°С— НОС).
Содержание эксперимента: выяснение назначения термометра; измерение температуры воды с помощью датчика температуры и определение возможности правильного измерения температуры воды прикосновением
| Понятия: «внешние чувства» – «ощущения»,
обоняние, осязание, зрение, вкус, слух
|
|
|
4
| Наши помощники – органы чувств.
| 1
| Комбиниро-ванный
| Текущий
|
|
|
5-6
| Поговорим о здоровье
| 2
| Комбиниро-ванный
| Сравнение понятий: «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня
| Задуматься над вопросами: «что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?».
Уметь различать время по часам; соблюдать режим буднего и выходного дня.
Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время Знать и выполнять:
– правила безопасного поведения;
– правила сохранения и укрепления здоровья
| Текущий
|
|
|
|
|
7-8
| Режим дня
| 2
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение правил организации труда и отдыха. игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «правильная поза». Выполнение заданий в тетради
| Текущий
|
|
|
|
|
9-10
| Физическая культура
| 2
| Инте-гриро-ванный
| Обсуждение вопроса: «Что такое физическая культура?». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея» Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: придумать веселую историю про мальчика, который не любит физкультуру
| Практи-ческий
|
|
|
|
|
11
| Почему нужно правильно питаться
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопросов: «зачем человек питается? какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы?». Работа с рисунком-схемой в учебнике
| Обсуждение вопросов: «Почему нужно правильно питаться? Есть ли у питания режим? Какие продукты полезны, а какие вредны? (Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.) Как вести себя за столом? Что значит есть правильно? Как себя закаливать? Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».
Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.
Уметь отличать полезное от вредного
| Текущий
|
| Режим питания.
Понятия:
«белки, жиры, углеводы»
|
|
|
12
| Почему нужно правильно питаться
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопросов: зачем нужны нашему организму витамины, полезен ли сахар? Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника
| Дидакти-ческая игра
|
|
|
|
|
13
| Почему нужно правильно питаться
| 1
| Комбиниро-ванный
| Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника
| Текущий
|
| Надгортан-ник, пищевод, гортань
|
|
|
14
|
| Почему нужно быть осторожным
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопросов: «кого называют осторожным человеком? когда и как нужно проявлять осторожность?»
| Знать: основные правила поведения на дороге, знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие, предупреждающие.
Уметь выполнять Правила дорожного движения
| Текущий
|
|
|
|
|
15
| Почему нужно быть осторожным
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопросов: «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?»
| Знать правила поведения с незнакомыми людьми
Знать правила поведения в обществе
| Текущий
|
| Игра «Мой адрес»
|
|
|
Раздел «Кто живёт рядом с тобой» (6 ч )
|
16
| Что такое семья
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопроса «Что такое семья?». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки»
| Знать об особенностях семьи как части общества; о правах и обязанностях, есть ли они у детей; основные правила поведения в семье
| Творчес-кая работа (рисунок)
|
| Решение логических задач (с. 68). Объяснение новых слов:
«поколение», «домочад-цы»
|
|
|
17
| Что такое семья
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обязанности в семье. Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник»
|
| Анкетирование
|
| Смысл пословиц: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Долог день до вечера, коли делать нечего»
|
|
|
18
| Что такое семья
| 1
| Комбиниро-ванный
| Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея»
| Уметь использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
| Анкетирование
|
|
|
|
|
19
| О правилах поведения
|
1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение понятия «правила поведения». Составление рассказов про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость».
Ролевые игры: «Театр», «Библиотека»
| Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.
| Текущий
|
|
|
|
|
20
|
| О правилах поведения
|
1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопроса «правила дружбы». Разыгрывание сценок
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Уметь использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
| Текущий
|
| Истории о детях (чтение)
|
|
|
21
| О правилах поведения
| 1
| Комбиниро-ванный
| Работа с текстом учебника. составление памятки «Правила дружбы». Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чем я говорю»
| Творчес-кая работа
|
| Язык мимики и жестов
|
|
|
Раздел «Россия -- твоя Родина» ( 13 ч)
|
22
| Родина – что это значит
| 1
| Комбиниро-ванный
| Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
| Осознание понятия «Родина»; проявление любви к своему Отечеству взрослыми и детьми. Интерес к истории родного края.
Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города.
| Текущий
|
| Слова-синонимы: Отчизна – Родина – Отечество
|
|
|
23-24
| Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.
| 2
| Комбиниро-ванный
| Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу. Исторические места и памятники родного города
| Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации
| Текущий
|
| Достопри-мечатель-ности
|
|
|
25-26
| Москва – столица России
| 2
| Комбиниро-ванный
| Рассматривание репродукций картин о Москве
| Уметь составить рассказ-описание
| Текущий
|
| Ролевая игра «Путешест-вие по Москве»
|
|
|
27
| Города России
| 1
| Комбиниро-ванный
| Знакомство с городами России, их историей, культурой
| Уметь использовать полученную информацию для составления рассказа-описания
| Темати-ческий
|
| Ролевая игра «Путешест-вие по городам России»
|
|
|
28
|
| Родной край – частица Родины
| 1
| Экскурсия
| Экскурсия по родному городу (селу)
| Знать достопримечательности родного края
| Текущий
|
| Рассказ-описание «Моё село»
|
|
|
29-30
|
| Как трудятся россияне
| 2
| Комбиниро-ванный
| Чтение и обсуждение текста и иллюстраций учебника. Беседа «Русская трапеза». Занятия славян. Сведения об истории развития земледелия Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради
| Знать основные положения по теме урока: жизнь, быт, труд, ремесло славян; важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни» Знать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни»
| Текущий
|
| Пословицы о труде
|
|
|
31
| Все профессии важны
| 1
| Комбиниро-ванный
| Профессии и их значение для человека и общества. Беседа «Профессии наших родителей»
| Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься о будущей специальности
| Текущий
|
| Знакомство с компьютером
|
|
|
32-33
| Мы – граждане России
| 2
| Комбиниро-ванный
| Беседа о правах граждан страны с использованием иллюстративного материала. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
| Знать права и обязанности граждан, права ребёнка
Знать государственную символику
| Текущий, работа в тетради
|
|
|
|
|
34
| Россия – многонациональная страна
| 1
| Комбиниро-ванный
| Беседа о национальностях, населяющих Россию. Рассказ родителей и детей «Мой народ, моя национальность»
| Знать, что каждый человек имеет национальность, принадлежит какому-то народу. Все граждане России – россияне.
| Текущий
|
| Выставка «Культура разных народов»
|
|
|
Раздел «Мы жители Земли» ( 9 ч )
|
35- 36
| Твоё первое знакомство со звёздами
| 2
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопроса: «что входит в Солнечную систему?». Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради
| Знать: Солнечная система, девять планет; Солнце – источник света, тепла, энергии; знать пословицы и поговорки о солнце
| Текущий, работа в тетради
| Эксперимент «Как Солнце освещает другие планеты».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; датчик света TI.
Содержание эксперимента: школьники изготавливают модели планет Солнечной системы и определяют количество света, поступающее к ним от Солнца
| Планеты Солнечной системы. Астроном – ученый, изучающий планеты и звезды. Н. Коперник
|
|
|
37
| Чем земля отличается от других планет?
| 1
| Комбиниро-ванный
| Обсуждение вопроса: «чем Земля отличается от других планет?»
| Знать: отличие Земли от других планет; небесные тела; Луна – спутник Земли
| Текущий
|
| Небесные тела
|
|
|
38
| Чем земля отличается от других планет?
| 1
| Практический
| Знакомство с глобусом – моделью Земли. Выполнение заданий в тетради
| Знать, что глобус – модель Земли
| Текущий
|
|
|
|
|
39
| В некотором царстве…
| 1
| Комбиниро-ванный
| Знакомство с царствами живой природы
| Знать классификацию царств живой природы
Уметь пользоваться таблицей для составления рассказа-описания
| Текущий
|
| Сочинить стихотворные строчки-удивление, рассматривать бактерии (с использованием микроскопа)
|
|
|
40
|
| Грибы
| 1
| Комбиниро-ванный
| Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии».
Выполнение заданий в тетради
| Знать основные положения по теме урока: четыре царства живой природы; представители каждого царства; основные качества животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство)
| Текущий, работа в тетради
| Микроскопические грибы вокруг нас».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; цифровой USB-микроскоп BasicProScope - HR Kit (BD-HRB).
Содержание: с помощью цифрового микроскопа учитель демонстрирует на экране дрожжи и плесневые грибы и обращает внимание школьников на их общие признаки.
Демонстрация «Изучаем шляпочные грибы».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; цифровой USB-микроскоп BasicProScope HR Kit (BD-HRB).
Содержание: с помощью цифрового микроскопа учитель демонстрирует на экране строение мицелия и спор шляпочного гриба
| Сходства и различия растений, животных, бактерий, грибов. Съедобные и несъедобные грибы
|
|
|
41
| Какие животные живут на Земле
| 1
| Комбиниро-ванный
| Работа с рисунком-схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради
| Знать о разнообразии животного мира на планете Земля, их значение
| Текущий, работа в тетради
| Исследовательская работа «Знакомство с микроскопическими животными и растениями».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; цифровой USB-микроскоп BasicProScope HR Kit (BD-HRB).
Содержание: рассматривание одноклеточных простейших (амёбы, инфузории), растений (одноклеточных водорослей), мелких насекомых
|
|
|
|
42-43
| Разнообразие растений
| 2
| Комбиниро-ванный
| Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение»
| Знать основные положения по теме урока: растение – живое существо; сходства и различия с животными
| Текущий, творчес-кое задание
|
| Культурные и дикорастущие растения
|
|
|
Раздел «Природные сообщества» ( 23 ч)
|
44
| Среда обитания – что это такое
| 1
| Комбиниро-ванный
| Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике.
| Знать, что такое природное сообщество
| Текущий
|
|
|
|
|
45
| Лес и его обитатели
| 1
| Экскурсия
| Экскурсия в лес (лесопарк). Сравнение «жителей» разных этажей леса. Создание рисунка-схемы
| Знать основные положения по теме урока: лес – многоэтажный дом; ярусы; паспорт дерева; хвойные и лиственные деревья
| Текущий
|
| Лес – многоэтажный дом
|
|
|
46
|
| Деревья леса
| 1
| Комбиниро-ванный
| Проектная деятельность «Паспортизация деревьев»
| Знать названия деревьев на пришкольном участке
| Творчес-кая работа
|
|
|
|
|
47
|
| Кустарники леса
| 1
| Комбиниро-ванный
| Работа с текстами и иллюстрациями учебника
| Знать названия кустарников на пришкольном участке
| Практи-ческая работа
|
|
|
|
|
48-49
| Травянистые растения леса
| 2
| Комбиниро-ванный
| Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника Работа с таблицей «Лесная аптека». Обсуждение вопроса «Как человек использует лес»
| Знать названия травянистых растений на пришкольном участке Знать основные положения по теме урока: роль человека в жизни леса; когда человек друг, а когда – враг; как лес помогает человеку
| Текущий Творчес-кая работа
|
| Охрана леса
|
|
|
50
| Животные леса
| 1
| Комбиниро-ванный
| Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради
| Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери;
представители всех ярусов и подземелья
| Текущий, работа в тетради
|
| Пищевая цепь
|
|
|
51
|
| Животные леса
| 1
| Комбиниро-ванный
| Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Рассказы по рисункам: птицы леса
|
| Текущий
|
|
|
|
|
52– 53
|
| Животные леса
| 2
| Комбиниро-ванный
| Беседа о змеях. Чтение текста об ужах. Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве»
|
| Текущий
|
|
|
|
|
54
| Животные леса
| 1
| Комбиниро-ванный
| Работа в группах «Правила поведения в лесу» (составление памятки)
| Знать и соблюдать правила поведения в лесу
| Текущий
|
|
|
|
|
|
|
55
| Что мы знаем о воде
| 1
| Комбиниро-ванный
| Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
| Знать три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное
| Текущий
|
| Круговорот воды в природе. Вода – вещество.
Три состояния
|
|
|
56
|
| Что мы знаем о воде
| 1
| Комбиниро-ванный
| Практическое наблюдение за свойствами воды. Проведение опытов
| Знать, что свойства воды выясняются опытным путем; три состояния воды
| Текущий
|
| воды. Свойства воды
|
|
|
|
|
57-58
|
| Водоёмы и их
обитатели
| 2
| Комбиниро-ванный
| Жители пресных водоемов. Чтение текста в учебнике «Поход на дальнюю речку»
| Знать, что вода – источник жизни на земле
| Текущий
|
| Исток – начало реки
|
|
|
59-60
| Водоёмы и их обитатели
| 2
| Комбиниро-ванный
| Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Выполнение заданий в рабочей тетради
| Знать виды водоемов, обитателей водоемов.
Уметь назвать по 2–3 представителя животного и растительного мира водоемов
| Текущий.
Выполнение заданий в тетради
|
| Виды водоемов. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения
|
|
|
61
| Водоёмы и их обитатели
| 1
| Комбиниро-ванный
| Беседа с использованием иллюстративного материала. рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов», выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа «Кто такие земноводные», рассматривание рисунка в учебнике. Обсуждение проблемы «Почему природе нужны все?»
| Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот
| Текущий. Работа в тетради
|
| Земноводные «амфибии»
|
|
|
62
| Луг и его обитатели
| 1
| Экскурсия
| Экскурсия на луг. Наблюдение и сравнение сообществ луг и лес. Ответы на вопросы: есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? Работа с текстами учебника
| Знать основные положения по теме урока: ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи; значение луга
| Текущий
|
| Сенокос. Лекарственные растения
|
|
|
63
| Луг и его обитатели
| 1
| Комбиниро-ванный
| Рассматривание и описание животных луга (по рисункам). Сравнение насекомых с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь»
| Знать, каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?); что луг – украшение Земли
| Текущий
|
|
|
|
|
64-65
| Поле и его обитатели
| 2
| Комбиниро-ванный
| Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Беседа о культурах поля. Работа с рубриками «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое». выполнение заданий в рабочей тетради
| Знать отличие луга и поля; что поле – большой огород; несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур
| Текущий, работа в тетради
|
| Луг и поле. Зерновые культуры; овощные, бобовые, масличные, прядильные культуры
|
|
|
66
| Сад и его обитатели
| 1
| Комбиниро-ванный
| Беседа о плодовых деревьях. рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с иллюстрациями и текстом учебника
| Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные
| Текущий.
Творчес-кая работа
|
| Животные – защитники сада. черенкование – способ размножения растений
|
|
|
Раздел «Природа и человек» (2 ч )
|
67-68
| Человек – часть природы
| 2
| Экскурсия
| Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России
| Знать, что такое Красная книга; какие растения и животные вашего края занесены в Красную книгу
| Текущий
|
|
|
|
|