Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Как научить ребенка правильно разговаривать? |
 Скачать 66.15 Kb. |
Как научить ребенка правильно разговаривать?
Чтобы сделать ребенка красноречивым, нужно приложить немного усилий родителям.
Как научить ребенка правильно разговаривать?
Как развить у малыша ораторские способности? Одни люди говорят, словно читают по книге. Другим же пробраться сквозь дебри слов и ясно изложить свою мысль невероятно сложно с самого детства. А если к тому же эти бедняжки осознают нелепость своего положения и краснеют каждый раз, обронив несколько фраз? В таком случае неприятные ощущения нарастают как снежный ком и заставляют людей избегать любых публичных выступлений. Понятное дело, это никоим образом не способствует ни продвижению по службе, ни успехам в учебе, ни простому человеческому общению. Избегая собственного косноязычия, человек начинает избегать сам себя, что называется «наступает на горло собственной песне», и тем самым превращает себя в неудачника. Круг замыкается. И все эти проблемы из-за того, что когда-то родители не научили ребенка излагать свои мысли, не обращали внимание на развитие речи. Но ведь для этого не требуется много времени и больших усилий. Уделите 10-25 минут в день занятиям ораторским искусством с дошколенком и, повзрослев, он поблагодарит Вас за свои успехи.
Домашняя оратория Хороший оратор всегда: - уверен в себе; - понимает, о чем говорит; - логически выделяет в своей речи главное и второстепенное; - умеет задавать вопросы и отвечать на них; - имеет сильный голос; - владеет своим телом, мимикой, жестами; - имеет хорошую дикцию.
Многие родители возразят, что делать с ребенком, который и пару минут не может посидеть на месте, заниматься одним делом? Да еще для него самым естественным делом является мямлить и тыкать пальцем на «срочно» необходимый ему предмет, а не говорить об этом с толком и расстановкой, как древние греки, например.
Однако среди воспитанных людей тыканье пальцем считается некультурным и вам все равно придется воспитывать кроху выражать свои просьбы словами. К тому же 99,9 процентов хороших ораторов овладели этим искусством не благодаря своим данным, а вопреки им (вспомните заикающегося Домокла с его мечом!). Поэтому давайте отложим в сторону наши оправдания и начнем занятия с малышом. Попробуем развить ораторские способности крохи.
Коленки трясутся. У малыша трясутся коленки перед дебютным выступлением на утреннике? Значит, он слишком сильно переживает, как бы не опозориться на глазах у всех. Но не пытайтесь снять это волнение, усаживая малыша в ряды зрителей, - наоборот, поощряйте всеми силами любую возможность попрактиковаться в ораторском искусстве, где бы то ни было – на сцене, дома на кухне или в гостях у тети. Ведь повторение не только мать учения, но и лучший способ добиться совершенства.
Разучивайте вместе с крохой интересные стихи, а потом устраивайте небольшие домашние концерты, и пусть это будут не стишки о погоде и природе, а произведения с каким-нибудь неожиданным сюжетом, чтобы малышу было легче удерживать внимание аудитории. Главное – действие. Большинство озорников с удовольствием забираются на табуретку, чтобы быть не ниже взрослых и общаться на равных, и декламируют забавные стихи, например такие:
Говорила мышке мышка: - До чего люблю я книжки! Не могу я их прочесть, Но зато могу их … съесть!
Заметив, как взрослые ахнули «в страхе» или прыснули со смеху, малыш наверняка захочет повторить свой успех. Подберите такой репертуар, чтобы он всегда мог почувствовать реакцию публики и … собственное на нее влияние. Тогда со временем выступления перестанут ассоциироваться для него с провалом. И даже в том случае, если он вдруг забудет слова какого-нибудь стихотворения, он сможет, извинившись, заменить этот «номер программы» другим. Как мудро заметил однажды Уинстон Черчилль, оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. Поэтому главное, что Вам следует объяснить крохе, - говорить со сцены, даже импровизированной необходимо так, чтобы другим было интересно слушать, а ошибаться при этом совсем не страшно (ну, с кем не бывает?!).
Ясно мыслю – ясно излагаю Еще одна распространенная причина, по которой ребенок тушуется перед публикой, - непонимание того, о чем ему придется говорить. Если на занятиях с логопедом крохе нужно встать перед всей детсадовской группой произнести заданную для заучивания на дом фразу «оса боса и без пояса», а он не понял о ком и о чем здесь вообще идет речь, то нелепо ожидать от него хорошей декламации – скорее всего, выйдет нечленораздельное «осабоса беспоеса».
Поэтому, развивая ораторские способности малыша, заучивая стихи, пословицы и поговорки, пересказывая просмотренный фильм или сказку, кроха точно должен знать, что означают новые для него слова. Спрашивайте его, как он понял их значение и давайте правильный ответ, если он в чем-то заблуждается. Важно помнить, развитие речи у детей - это и развитие мышления.
Часто взрослые, начав со слов, «ну я не оратор, поэтому буду говорить кратко», затягивают свое выступление на три часа.… Или в поисках ускользающей мысли, не закрывают ни на секунду рта, боясь, что при первой же паузе их перебьют… Но подобное словоблудие никак не свидетельствует об ораторских способностях, скорее наоборот, раздражает и становится причиной для насмешек над говорящим без умолку. Например, английский писатель Пелем Вудхауз, устав от длинных политических спичей, язвительно советовал ораторам упражняться, редактируя телеграммы – развивая таким образом логику и умение лаконично высказываться.
Чтобы избежать подобных проблем в будущем, учите кроху мыслить логично с самого детства. Придумывайте и предлагайте ему загадки на сообразительность. Вот несколько примеров, которые непременно повлияют на развитие речи: - Среди детей всегда популярна игра типа «найди 10 отличий». Это задание прекрасно развивает наблюдательность и активизирует поиск решения, а чтобы игра могла пригодиться еще и для развития речи, попросите юного следопыта комментировать вслух ход его мыслей.
- Предложите крохе объяснить, чем похожи яблоко и арбуз, сахар и соль, телефон и дверной звонок и так далее. Он научится выделять главные признаки предметов.
- Фамилии Гали и Нади – Чернова и Белова. Какая фамилия у каждой из девочек, если известно, что Галя на 2 года старше Беловой?
Таких задачек существует великое множество.
Развитие речи и самообладание Чаще всего выступающие не знают, куда деть руки, и начинают ими размахивать, а заодно и перекатываться с пятки на носок или топтаться на месте – но это считается плохим тоном и свидетельствует о неуверенности оратора.
Что же делать? Проще всего – опустить руки, даже если хочется сцепить их в замок. Эту излишнюю психологическую защиту можно снять, обратив ситуацию в шутку или подарив ребенку перед выступлением «талисманчик храбрости», который следует незаметно зажать в кулачке. Помните, что каждое выступление требует особого подхода, и где-то жестикуляция может, наоборот, оказаться очень уместной.
Постановка голоса Обычно для постановки красивого голоса специалисты рекомендуют петь. Но нельзя путать его с надрывом глотки. Кстати, второе чаще всего происходит, если с ребенком не занимаются индивидуально. То есть, музыкальный педагог в детском садике не следит, как именно поет каждый воспитанник, или родители просят ребенка спеть так громко, чтобы во всем дворе было слышно. В результате сильного перенапряжения (крика) и несоблюдения гигиены голоса (слишком высокого или низкого звукового диапазона песен, дыхания через рот) у ребенка может развиться дисфония, нарушение, при котором голос становится слабым и хриплым. Голосовые связки нужно беречь.
К сожалению, часто у детей возникают проблемы с красноречием из-за существующих проблем, с которыми поможет справиться только специалист. Если Вы видите, что у Вас не получается, или Вы не знаете как научить ребенка правильно разговаривать, то обратитесь к специалисту. Вполне может быть, что нескольких занятий будет достаточно. Обязательно поприсутствуйте на этих занятиях, чтобы понять, что и как делать дома. Не исключено, что специалист даст Вам правильное направление, и Вы сможете заниматься с малышом самостоятельно.
Артикуляционная гимнастика прекрасно развивает речевой аппарат ребенка.
Кроме того, с младенческого возраста пусть ребенок слышит стихи, сказки, рассказы, на которых учится излагать свои мысли.
На развитие речи у детей прекрасно влияет развитие мелкой моторики пальцев рук. В этом Вам помогут пальчиковые игры, лепка из пластилина, глины или теста, занятия оригами, всевозможные игры-шнуровки, мозаики и так далее. А главное, разговаривайте со своими детьми. Надеемся, советы, помогут Вам развить ораторские способности Вашего малыша, и он будет удивлять своим красноречием и Вас, и друзей, и одноклассников, и учителей, и всех окружающих в будущей взрослой жизни. |
|
|