Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Как научить ребенка правильно разговаривать?


Скачать 66.15 Kb.
НазваниеКак научить ребенка правильно разговаривать?
Дата01.05.2016
Размер66.15 Kb.
ТипДокументы

 Как научить ребенка правильно разговаривать?



Чтобы сделать ребенка красноречивым, нужно приложить немного усилий родителям.

 Как научить ребенка правильно разговаривать?

Как развить у малыша ораторские способности?
Одни люди говорят, словно читают по книге. Другим же пробраться сквозь дебри слов и  ясно изложить свою мысль невероятно сложно с самого детства. А если к тому же эти бедняжки осознают нелепость своего положения и краснеют каждый раз, обронив несколько фраз? В таком случае неприятные ощущения нарастают как снежный ком и заставляют людей избегать любых публичных выступлений. Понятное дело, это никоим образом не способствует  ни продвижению по службе, ни успехам в учебе, ни простому человеческому общению. Избегая собственного косноязычия, человек начинает избегать сам себя, что называется «наступает на горло собственной песне», и тем самым превращает себя в неудачника. Круг замыкается. И все эти проблемы из-за того, что когда-то родители не научили ребенка излагать свои мысли, не обращали внимание на развитие речи. Но ведь для этого не требуется много времени и больших усилий. Уделите 10-25 минут в день занятиям ораторским искусством с дошколенком и, повзрослев, он поблагодарит Вас за свои успехи.

Домашняя оратория


Хороший оратор всегда:
-  уверен в себе;
-  понимает, о чем говорит;
-  логически выделяет в своей речи главное и второстепенное;
-  умеет задавать вопросы и отвечать на них;
-  имеет сильный голос;
-  владеет своим телом, мимикой, жестами;
-  имеет хорошую дикцию.

Многие родители возразят, что делать с ребенком, который и пару минут не может посидеть на месте, заниматься одним делом? Да еще для него самым естественным делом является мямлить и тыкать пальцем на «срочно» необходимый ему предмет, а не говорить об этом с толком и расстановкой, как древние греки, например.

Однако среди воспитанных людей тыканье пальцем считается некультурным и вам все равно придется воспитывать кроху выражать свои просьбы словами. К тому же 99,9 процентов хороших ораторов овладели этим искусством не благодаря своим данным, а вопреки им (вспомните заикающегося Домокла с его мечом!). Поэтому давайте отложим в сторону наши оправдания и начнем занятия с малышом. Попробуем развить ораторские способности крохи.

Коленки трясутся.


У малыша трясутся коленки перед дебютным выступлением на утреннике?
Значит, он слишком сильно переживает, как бы не опозориться на глазах у всех. Но не пытайтесь снять это волнение, усаживая малыша в ряды зрителей, - наоборот, поощряйте всеми силами любую возможность попрактиковаться в ораторском искусстве, где бы то ни было – на сцене, дома на кухне или в гостях у тети. Ведь повторение не только мать учения, но и лучший способ добиться совершенства.

Разучивайте вместе с крохой интересные стихи, а потом устраивайте небольшие домашние концерты, и пусть это будут не стишки о погоде и природе, а произведения с каким-нибудь неожиданным сюжетом, чтобы малышу было легче удерживать внимание аудитории. Главное – действие. Большинство озорников с удовольствием забираются на табуретку, чтобы быть не ниже взрослых и общаться на равных, и декламируют забавные стихи, например такие:

Говорила мышке мышка:
- До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их … съесть!

Заметив, как взрослые ахнули «в страхе» или прыснули со смеху, малыш наверняка захочет повторить свой успех. Подберите такой репертуар, чтобы он всегда мог почувствовать реакцию публики и … собственное на нее влияние. Тогда со временем выступления перестанут ассоциироваться для него с провалом. И даже в том случае, если он вдруг забудет слова какого-нибудь стихотворения, он сможет, извинившись, заменить этот «номер программы» другим. Как мудро заметил однажды Уинстон Черчилль, оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. Поэтому главное, что Вам следует объяснить крохе, - говорить со сцены, даже импровизированной необходимо так, чтобы другим было интересно слушать, а ошибаться при этом совсем не страшно (ну, с кем не бывает?!).

Ясно мыслю – ясно излагаю


Еще одна распространенная причина, по которой ребенок тушуется перед публикой, - непонимание того, о чем ему придется говорить. Если на занятиях с логопедом крохе нужно встать перед всей детсадовской группой произнести заданную для заучивания на дом фразу «оса боса и без пояса», а он не понял о ком и о чем здесь вообще идет речь, то нелепо ожидать от него хорошей декламации – скорее всего, выйдет нечленораздельное «осабоса беспоеса».

Поэтому, развивая ораторские способности малыша, заучивая стихи, пословицы и поговорки, пересказывая просмотренный фильм или сказку, кроха точно должен знать, что означают новые для него слова. Спрашивайте его, как он понял их значение и давайте правильный ответ, если он в чем-то заблуждается. Важно помнить, развитие речи у детей - это и развитие мышления.

Развитие речи и сестра таланта


Часто взрослые, начав со слов, «ну я не оратор, поэтому буду говорить кратко», затягивают свое выступление на три часа.… Или в поисках ускользающей мысли, не закрывают ни на секунду рта, боясь, что при первой же паузе их перебьют… Но подобное словоблудие никак не свидетельствует об ораторских способностях, скорее наоборот, раздражает и становится причиной для насмешек  над говорящим без умолку. Например, английский писатель Пелем Вудхауз, устав от длинных политических спичей, язвительно советовал ораторам упражняться, редактируя телеграммы – развивая таким образом логику и умение лаконично высказываться.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, учите  кроху мыслить логично с самого детства. Придумывайте и предлагайте ему загадки на сообразительность. Вот несколько примеров, которые непременно повлияют на развитие речи:
-  Среди детей всегда популярна игра типа «найди 10 отличий». Это задание прекрасно развивает наблюдательность и активизирует поиск решения, а чтобы игра могла пригодиться еще и для развития речи, попросите юного следопыта комментировать  вслух ход его мыслей.

-  Предложите крохе объяснить, чем похожи яблоко и арбуз, сахар и соль, телефон и дверной звонок и так далее. Он научится выделять главные признаки предметов.

-  Фамилии Гали и Нади – Чернова и Белова. Какая фамилия у каждой из девочек, если известно, что Галя на 2 года старше Беловой?

Таких задачек существует великое множество.

Развитие речи и самообладание


Чаще всего выступающие не знают, куда деть руки, и начинают ими размахивать, а заодно и перекатываться с пятки на носок или топтаться на месте – но это считается плохим тоном и свидетельствует о неуверенности оратора.

Что же делать? Проще всего – опустить руки, даже если хочется сцепить их в замок. Эту излишнюю психологическую защиту можно снять, обратив ситуацию в шутку или подарив ребенку перед выступлением «талисманчик храбрости», который следует незаметно зажать в кулачке. Помните, что каждое выступление требует особого подхода, и где-то жестикуляция может, наоборот, оказаться очень уместной.

Постановка голоса


Обычно для постановки красивого голоса специалисты рекомендуют петь. Но нельзя путать его с надрывом глотки. Кстати, второе чаще всего происходит, если с ребенком не занимаются индивидуально. То есть, музыкальный педагог в детском садике не следит, как именно поет каждый воспитанник, или родители просят ребенка спеть так громко, чтобы во всем дворе было слышно. В результате сильного перенапряжения (крика) и несоблюдения гигиены голоса (слишком высокого или низкого звукового диапазона песен, дыхания через рот) у ребенка может развиться дисфония, нарушение, при котором голос становится слабым и хриплым. Голосовые связки нужно беречь.

К сожалению, часто у детей возникают проблемы с красноречием из-за существующих проблем, с которыми поможет справиться только специалист. Если Вы видите, что у Вас не получается, или Вы не знаете как научить ребенка правильно разговаривать, то обратитесь к специалисту. Вполне может быть, что нескольких занятий будет достаточно. Обязательно поприсутствуйте на этих занятиях, чтобы понять, что и как делать дома. Не исключено, что специалист даст Вам правильное направление, и Вы сможете заниматься с малышом самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика прекрасно развивает речевой аппарат ребенка.

Кроме того, с младенческого возраста пусть ребенок слышит стихи, сказки, рассказы, на которых учится излагать свои мысли.

На развитие речи у детей прекрасно влияет развитие мелкой моторики пальцев рук. В этом Вам помогут пальчиковые игры, лепка из пластилина, глины или теста, занятия оригами, всевозможные игры-шнуровки, мозаики и так далее. А главное, разговаривайте со своими детьми. Надеемся, советы, помогут Вам развить ораторские способности Вашего малыша, и он будет удивлять своим красноречием и Вас, и друзей, и одноклассников, и учителей, и всех окружающих в будущей взрослой жизни.