Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Изготовление керамической свистульки в народных традициях |
 Скачать 66.01 Kb. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская художественная школа декоративно – прикладного искусства»
(МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ»)
Конспект открытого урока
Тема: Изготовление керамической свистульки в народных традициях.
Подготовил: Мамонов Е,Т,– преподаватель
Сургут 2013
Тема:Технология изготовления глиняной народной игрушки. Цели:
Изучение народной игрушки.
Развивать художественный вкус.
Организовать коллективный исследовательский поиск новых эстетических знаний.
Воспитывать чувство любви к народному творчеству.
Задачи:
Научить обучающихся технологии изготовления глиняной народной игрушки;
Научить делать свисток;
Развивать художественный вкус, творческое воображение;
Упражнять в приемах лепки, развивать наблюдательность и умение передавать форму и объем;
Воспитывать любовь к народным промыслам.
Оборудование занятия:
Репродукции из альбома «Народная игрушка»
Образцы народных игрушек.
Опорная таблица.
Глина, стеки, банка с водой.
Содержание урока: выполнить задание на выделение простейших геометрических тел, составляющих форму предмета, их анализу на основе характерных признаков.
Структура урока:
Организационная часть урока 15мин.
Изучение нового материала 15 мин.
Индивидуальная работа 40мин.
Обобщение изученного 15мин.
Домашнее задание 5мин.
1 час занятия
Вводный рассказ о народной игрушке с показом экспонатов и репродукций.
Где голубые дали,
Есть село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду.
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ. На севере нашей страны возле города Кирова, бывшей Вятки, есть пригород, который называется Дымковская слобода, или просто Дымково. Уже более 150 лет существует этот самобытный и крупный центр производства всемирно-известных игрушек. Именно там с незапамятных времен лепили глиняные игрушки, свистульки. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи и существует в единственном экземпляре. Старинных дымковских игрушек сохранилось очень мало, да и кому могла прийти мысль беречь их для потомства. Эти старинные фигурки совершенно не похожи на современную дымку. Лепка тонкостенная, с мелкой детализацией. И раскраска всего в два-три блеклых цвета: желтый, черный, да бледно-синий.
Само происхождение промысла связано с народным праздником «Свистунья». С давних пор встречали весну именно этим праздником, в честь древнего Славянского бога Ярилы – весеннего света и тепла. К этому празднику лепили игрушки – свистульки. Долгожданная весна много радости несла и воплощалась эта радость в игрушке.
Перед веселой же частью праздника была у свистуньи и другая часть: утром в тот день поминали усопших, служили молебны. Но в XIX веке поминовение становилось все короче, а гульба все длиннее, захватывая и следующий день, а иногда и третий. Словно цвет весенний ярка и красочна вятская игрушка. В праздники поют, свистят игрушки на разные голоса. Расписные кони в яблоках, птицы – павы и жар – птицы, медведи могучие и львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то в полоску либо в клетку.
Когда же праздник кончался глиняные игрушки ставили на видные места (почетные), чтобы праздник не покидал человека весь год между рам в окна. Представьте себе: долгие непогоды и сугробы по колено, а изба всеми оконцами малиново-оранжево улыбается, переливается – приветствует.
А потом объявился некий скульптор Адт, и надоумил дымковчан попробовать отливать разные фигурки из гипса. Легче, проще и быстрее чем лепить из глины. Заработки подскочили в несколько раз. Выкрашенные масляной краской они блестели и год, и два, и десять, их можно было протирать мокрой тряпкой – куда уж практичней. Мастера стали превращаться в бездушных ремесленников.
Дело дошло до того, что во всей большой слободе неповторимую дымковскую игрушку лепили лишь одна Анна Афанасьевна Мезрина – сухонькая старушка, жившая с двумя дочерьми. В 1917 году была опубликована книга «Вятская глиняная игрушка в рисунках» Это был первый серьезный труд, который открыл дымковскую игрушку как очень большое художественное явление. После этого на Вятской фабрике гипсовых изделий открыли цех глиняной дымковской игрушки. Словно цвет весенний ярка и красочна вятская игрушка. В праздники поют, свистят игрушки на разные голоса. А когда праздник закончится, ставят игрушки на видные места (почетные), чтобы праздник не покидал человека весь год. Расписные кони в яблоках, птицы – павы и жар – птицы, медведи могучие и львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то в полоску либо в клетку.
Слеплены по всем скульптурным правилам, с какой стороны не взглянь – красивы, глаз не оторвать.
Как же изготавливали глиняную игрушку в старину?
Лепили игрушки из специальной глины вместе с домашней посудой вначале для себя, а потом и для продажи на ярмарке. Вылепленные игрушки просушивали, закаливали в печи, покрывали слоем белой глины или толченным мелом разведенным молоком. Затем украшали орнаментом. Основу дымковской росписи составляет простейший геометрический орнамент, который состоит из кругов и овалов, прямых, волнистых, зигзагообразных линий.
Дымковские мастера при «наряде» своих игрушек используют 6 цветов: фон белый, желтый, оранжевый, алый, зеленый, синий. Дымковские мастера смешивания красок не производят, отсюда и красочнось, яркость, нарядность.
На дымковские игрушки всегда большой спрос. Их с удовольствием покупают для украшения интрьеров, в подарок, пользуются они большой популярностью и у иностранцев. Все чаще и чаще встречаются нынче они и в печатной рекламе, в эмблемах, на тканях… 2 час занятия: Лепка дымковской игрушки. Рассматривание схем конструкции свистульки по Г.Федотову. Конструкция свистульки по Г.Федотову.
Причины неисправности свистка.
Скиловидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят.
В канал попали глиняные комочки.
Канал сузился от случайного сдавливания мундштука.
После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается.
Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон и закрывая пальцами поочередно отверстия можно извлекать незатейливые переливчатые трели. Разновидность свистульки.
Свисток-гудок.
Эта конструкция позволяет извлекать более глухие тональности. Объяснение технологии изготовления глиняной игрушки-свистульки.
Лепка птички-свистульки из целого куска глины /лепка оленя по желанию/ Указательный палец обкладывают глиной и формуют кувшинчик с толстым дном /1/. Затем протыкают отверстие в донышке, сверху выполняют клиновидный вырез /2/. Из запаса глины, который предусматривается заранее, лепят задние ноги /3/. Отдельно лепят туловище, передние ноги, голову и рога /4/. Готовые части соединяют друг с другом, смочив места соединения водой или жидкой глиной.
В процессе объяснения педагог проводит показ изготовления игрушки поэтапно. Обучающиеся вслед за педагогом тоже изготавливают игрушки. Заключительная часть урока:
Опробовать качество свистка
Домашнее задание: просушить готовые изделия.
Уборка инструментов и приспособлений, столов, наведение порядка в мастерской.
Литература:
1. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», учебник по изобразительному искусству под ред. Б.М.Неменского, Издательство: Просвещение, М, 2010
2. «Русская народная игрушка», автор Г.Л.Дайн., Детская литература, М, 1981 Занятие разработал и провел Мамонов Е.Т.
|
|
|