Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Ивлева Ирина Валерьевна, учитель начальных классов гбоу со цпмсс «Ресурс», Школа дистанционного образования, г. Екатеринбург пояснительная записка


Скачать 366.04 Kb.
НазваниеИвлева Ирина Валерьевна, учитель начальных классов гбоу со цпмсс «Ресурс», Школа дистанционного образования, г. Екатеринбург пояснительная записка
страница1/2
работы
Дата28.04.2016
Размер366.04 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2



Проект программы развития

познавательных универсальных учебных действий

у учащихся младших классов

на уроках окружающего мира

в 4-м классе




Автор работы:

Ивлева Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», Школа дистанционного образования,

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования – достижение нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

В системе развивающего обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» отводится особое место. Он призван раскрыть перед детьми широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Эти знания содействуют широкому охвату мира, в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Изучение окружающего мира позволяет эффективно соединить обучение младших школьников с формированием у них универсальных учебных действий, развитием их познавательных способностей, используя специфику предмета, т.к. в процессе учебной деятельности большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти.

В возрасте 10-12 лет происходят серьезные изменения в психическом развитии детей: учебная деятельность стимулирует развитие как процессов непосредственного познания мира – ощущений и восприятия, так и сложных процессов внимания, мышления и речи. В то же время для дальнейшего обучения необходимо развитие определенных качеств внимания: устойчивости и объема, а что касается мышления, то к данному возрасту на первое место выступает словесно-логическое и абстрактно-логическое виды мышления – мышление понятиями, сменяя предметно-действенное и наглядно-образное.

Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные процессы и творческий потенциал школьников, способности не только к приобретению знаний, но и к их эффективному применению на практике.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на уроках окружающего мира.
Задачи:

  1. Развитие мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение выделять главное, делать выводы.

  2. Развитие зрительной и слуховой памяти, концентрации, объема и устойчивости внимания, зрительного и слухового восприятия.

  3. Развитие речи учащихся с использованием научных терминов.

  4. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока

Умения

Система упражнений

1

Как устроен организм человека

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание.

  2. Интеллектуальные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • умение решать проблемные ситуации.

  1. Владение научной терминологией.


  1. «Перепутанные линии» - «Человек» (Приложение 1)



  1. «Систематизация» (Приложение 3)

Выделить признаки, по которым человека можно отнести к царству животных: дыхание, размножение, питание, рост.

  1. «Подбери по смыслу» (Приложение 3)

Вставить пропущенные слова:

  • Опорно-двигательная система создает организму __________ и позволяет ему ___________.

  • Органы пищеварения снабжают организм _______________.

  • Органы дыхания обеспечивают организм___________ и выводят ____________.

  • Органы кровообращения____________ одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.

  • Нервная система _______________ всем организмом.

  • Органы выделения выводят из организма __________________.

  • Органы чувств помогают человеку_______________________.

Слова для справок: опору, двигаться, энергией, кислородом, углекислый газ, перевозят, управляет, отходы, ориентироваться.


  1. «Шифровальщики» (Приложение 1).


1 15 1 20 16 14 10 33 – наука о строении тела человека

4 10 4 10 6 15 1 – наука о сохранении здоровья

22 10 9 10 16 13 16 4 10 33 – наука о работе органов человека
«Науки о человеке»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я




2

Кожа – «пограничник» организма.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

  2. Интеллектуальные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

  1. Владение научной терминологией.



  1. «Снежный ком» (части тела человека) (Приложение 1).




  1. «Систематизация « (Приложение 3).

Подобрать нужное слово:

- Какие покровы защищают тело животных: земноводных, птиц, пресмыкающихся.

Слова для справок: чешуя, перья, кожа.

  1. «Установи связь» (Приложение 3).

Рыбы человек

Чешуя ?

  1. «Подбери по смыслу» (Приложение 3).

Кожа защищает тело от _________, __________, ______________.

  1. «Раздели на группы» (Приложение 3).

Выбрать смягчающие кожу вещества:

мыло, одеколон, детский крем, пудра, духи, керосин, сливочное масло, вазелин, машинное масло.

  1. Подобрать высказывания (первая помощь при повреждениях кожи), соединить стрелками:


Приложить что-нибудь холодное.
РАНА

УШИБ

ОЖОГ

Полить больное место большим количеством холодной воды, смазать маслом

Растирать рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет.

Промыть чистой водой, смазать вокруг йодом, перевязать бинтом.

ОБМОРАЖИВАНИЕ



3

Опорно-двигательная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

  2. Интеллектуальные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

  1. Владение научной терминологией.


  1. «Внимание» (Приложение 1).

  2. «Шифровка» (Приложение 1).

ВПАОСКЕЛЕТМИТБРЛРВЧЕРЕПИАРОДОЖРЁБРАДОЛЬБЮИТМЧПОЗВОНОЧНИКПАРЖЭЛКЛЮЧИЦАВРПОЛДЛОПАТКИВАПРСЮЛ



  1. «Логические цепочки» (Приложение 3).

Расставить названия разных отделов скелета в таком порядке, чтобы верхний опирался на нижний:

ЧЕРЕП

ГОЛЕНЬ

ПОЗВОНОЧНИК

СТОПА

БЕДРО


  1. Кроссворд «Скелет человека».


  1. Часть скелета, опора для ноги.

  2. Составная часть скелета.

  3. Отдел скелета, защищающий мозг.

  4. Часть скелета руки.

  5. Часть скелета ноги.

  6. Подвижное соединение костей.





 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

5

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Найти лишнее слово» (Приложение 3).

Рёбра, бедро, мышцы, ключица, позвоночник.

  1. «Выбери фразы» (Приложение 3).

ЧЕРЕП

РЁБРА

ПОЗВОНОЧНИК

Защищает сердце и лёгкие

Защищает головной мозг

Создает опору всему скелету
7. «Слова – близнецы» (Приложение 3): положить лопатки в сарай, положить на обе лопатки, перелом таза, вылить воду из таза.

4

Пищеварительная система.

Открытие новых знаний

      1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

      2. Интеллектуальные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.




Витамин С

Витамин В

Витамин А
«Кодировка» (Приложение 1).



  1. «Найти лишнее слово» (Приложение 3)

    желудок

    глотка

    язык

    кишечник

    ротовая
    полость


    зубы

    печень

    рёбра

    рот

  2. «Установи связь» (Приложение 3).

Глаза – смотреть, зубы – ?

  1. «Логические цепочки» (Приложение 3).

Расставить слова по порядку: рот, желудок, пищевод, кишечник.

  1. «Перепутанные линии»



ВИШНЯ

ЛУК




ЛИМОН

СВЁКЛА



ПЕТРУШКА

МЁД




МОРКОВЬ

ОБЛЕПИХА




  1. «Дополни фразы» (Приложение 3).

Я откусил яблоко (чем?)___________. (Что?)_____________ смочили пищу и начали переваривать. Затем я проглотил кусок, и он по ________ попал в _______. Переваренное яблоко переместилось в тонкие ________, откуда углеводы и вода проникли в ___________. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам.

5

Выделитель-ная система.

Открытие новых знаний

      1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

      2. Интеллектуа-льные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.



  1. «Снежный ком» (Приложение 2).

  2. «Раздели на группы» (Приложение 3).

позвоночник, желудок, рёбра, кишечник, череп, пищевод, рот.

  1. «Выбери фразы» (Приложение 3)

Заполнить таблицу «Какие органы устраняют различные отходы?»


Органы

Ненужные вещества




Углекислый газ

Потовые железы кожи







Непереваренные остатки пищи

Органы выделения







  1. «Слова – близнецы» (Приложение 3).

Объясни выражения: распустились почки, пересадка почки


  1. «Выбери фразы» (Приложение 3).

Вставь пропущенные слова:

Выделительная система ______ кровь от отходов жизнедеятельности клеток и _________ избыток воды.


  1. «Закономерности» (Приложение 3)



7. «Шифровка» (Приложение 1).


АРОТПОЧКИЖЛДШНМОЧЕТОЧНИКИАВЫЧМОЧЕВОЙББПУЗЫРЬБ



6

Дыхательная система.

Открытие новых знаний

      1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

      2. Интеллектуа-льные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.



  1. «Перепутанные линии» (Приложение 1). «Дыхание».



  1. Кроссворд «Пищеварительная и выделительная системы»

.

 

 

 

1

 

 

 

8


  1. Орган пищеварения, помогающий глотать.

  2. Орган выделения.

  3. Орган пищеварения и вкуса.

  4. Они помогают измельчать пищу.

  5. Орган пищеварения.

  6. Орган пищеварения, напоминающий мешок.

  7. Она ничего не печет.

  8. Орган выделения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. «Раздели на группы» (Приложение 3).

глотка, лёгкие, почки, желудок, мочеточник, пищевод, печень, мочевой пузырь, кишечник, язык, зубы.


  1. «Вставь фразу» (Приложение 3)

Благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно попадает ________ и удаляется _______________.


  1. «Систематизация» (Приложение 3)

Найди в списке организмы, у которых состав поглощаемого и выделяемого воздуха отличается от нашего: зебра, жук, дождевой червь, мухомор, береза, ястреб.

7

Кровеносная система.

Открытие новых знаний

      1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

      2. Интеллектуа-льные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.



  1. «Кодировка» (Приложение 1).

  2. «Слова – близнецы» (Приложение 3).

Объясни фразы: здоровые легкие, легкие подушки.

  1. «Подбери по смыслу» (Приложение 3).

Съеденная человеком пища

- переносится кровью ко всем клеткам тела,

- удаляется органами выделения,

- используется для построения тела,

- попадает в гортань вместе с воздухом.

  1. Найди слова - органы кровообращения.

    Лёгкие

    печень

    вены

    бронхи

    желудок

    артерии

    трахеи

    кишечник

    сердце

    сосуды

    нос

    глотка

  2. «Найди лишнее слово» (Приложение 3).

    • Сердце, артерия, вена, сосуды, пульс, капилляры.

  3. Объясни фразеологизмы:

    • Сердце кровью обливается, кровь портить, всю кровь выпить.

  4. «Шифровка» (Приложение 1)


АРИСЯСЕРДЦЕИТБОЛЬМЮОЖЫАРТЕРИИПООЛДАТСЛВВЕНЫОЛДЖНГОЫПВЕАКАПИЛЛЯРЫТСИМЯЧСАЕ



8

Нервная система.

Открытие новых знаний

      1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

      2. Интеллектуа-льные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.



  1. «Закономерности» (Приложение 3).

  2. «Анаграммы» (Приложение 3).

ХИБРОН, КЁЛИГЕ, КОЧПО, ДУКЕЖОЛ.

  1. «Разделить на группы» (Приложение 3).

Легкие, сердце, капилляры, трахея, бронхи, вены, артерии, носовая полость.

  1. «Слова – близнецы» (Приложение 3)

Объясни выражения: головной мозг, головной убор.

  1. Выберите те действия, которые совершаются под контролем больших полушарий головного мозга.

- отдергивание руки от горячего предмета,

- глотание пищи,

- сокращение сердца,

- произнесение слов,

- поворачивание головы на звук.

6. Вставь пропущенное слово: Нервная система _____________работой каждого органа и их слаженными действиями.

7. «Выбери фразы» (Приложение 3).

Сон необходим человеку. Выбрать условия, при которых сон будет более полноценным:

- В конце дня лучше: погулять или посмотреть боевик.

- Лучше ложиться спать: поздно, рано, в одно и то же время.

- Перед сном лучше: почитать или поесть.

- Постель должна быть: жёсткая, нежёсткая или мягкая.

- Спать лучше: при свете или в темноте.

- Сну не помешает: тихая музыка, любимая музыка или полная тишина.


9

Органы чувств.

Открытие новых знаний

      1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

      2. Интеллектуа-льные умения:

    • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;

    • абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.


  1. «Внимание» (Приложение 1).




1

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

2

 

 

 

 

 

 

 




 




 

 

 

 

 

5

 




 




 

 

 

 

 




р




в




о

3

е

4

и




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 

 

 




 

 

 

 

 

 


  1. Кожа – орган….

  2. Нос – орган ….

  3. Язык – орган ….

  4. Ухо – орган ….

  5. Глаз – орган …..


2. Нарисуй человечку недостающие части лица – органы чувств и подпиши.



ВКУСНЫЙ

КРАСНЫЙ

ГРОМКИЙ
3.«Соедини линиями»


ГЛАЗА



СЛАДКИЙ

ТВЁРДЫЙ

НЕПРИЯТНЫЙ

УШИ




НОС




ШИПЯЩИЙ

АРОМАТНЫЙ

ГОРЯЧИЙ

ЯЗЫК




ТУХЛЫЙ

ШЕРШАВЫЙ

СОЛЁНЫЙ

РУКА




10

Обобщающий урок.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания
«Кодировка»

По образцу проставить такие же знаки в предложенных карточках. Задание можно выполнять как на время, так и на верность исполнения.
Рисунок 1
1

+

2



3



4



5



6





9



8



7


1

8

2

6

9

8

4

8

7

9

3

6

5

2

1

4

5

6

9

7





























































Рисунок 2


«Шифровка»
Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова.


ВПАОСКЕЛЕТМИТБРЛРВЧЕРЕПИАРОДОЖРЁБРАДОЛЬБЮИТМЧПОЗВОНОЧНИКПАРЖЭЛКЛЮЧИЦАВРПОЛДЛОПАТКИВАПРСЮЛРО

АРОТПОЧКИЖЛДШНМОЧЕТОЧНИКИАВЫЧМОЧЕВОЙББПУЗЫРЬБ




АРИСЯСЕРДЦЕИТБОЛЬМЮОЖЫАРТЕРИИПООЛДАТСЛВВЕНЫОЛДЖНГОЫПВЕАКАПИЛЛЯРЫТСИМЯЧСАЕСОСУДЫЖБИМСЯЧЫАВ



Рисунок 5

«Перепутанные линии»

Учитель предлагает лист с рядом перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Задача учащихся - проследить, в какой клетке заканчивается линия, и составить слово.

В

Ч

О

Л

Е

Н

Ы

А

Д

И

Е
К

Е

Х
Рисунок 6 Рисунок 7
Вариантом является упражнение «Запутанные дорожки».


ЛУК

МЁД

Витамин С

МОРКОВЬ

ЛИМОН

СВЁКЛА

ВИШНЯ

ПЕТРУШКА

Витамин А

Витамин В

ОБЛЕПИХА


Рисунок 8

«Шифровальщики»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я


1 15 1 20 16 14 10 33 – наука о строении тела человека

4 10 4 10 6 15 1 – наука о сохранении здоровья

22 10 9 10 16 13 16 4 10 33 – наука о работе органов человека


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения на развитие объема памяти


  1. «Кроссворды».


 

 

 

 

 


«Опорно-двигательная система»

  1   2