Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад  | 
История создания романа «Война и мир» | 
   Скачать 153.1 Kb.  |  
   1. История создания романа «Война и мир»       • Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.
  |       • Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.
  |       • «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)
  |       • Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
  |       • Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.
  |       • Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.
  |       • Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.
  |       • Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.
  |                Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)
  |         
   2. Особенности жанра       «Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)
  |       Признаки эпического начала повествования:
  • Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.
  • Испытания героев исключительными обстоятельствами.
  • Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.
  • Использование приема антитезы, резкого контраста.
  • Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.
  |         
   3. Смысл названия        Война
  |    Мир
  |       Военные столкновения враждующих армий.
  |    Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
  |       Вражда, непонимание, эгоистический расчет.
  |    Это крестьянский сход.
  |       Разъединение.
  |    «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.
  |       Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.
  |    Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
  |       Дуэль и поединок между героями.
  |    Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.
  |       Конфликт человека с самим собой.
  |    Весь свет. Вселенная.
  |       Насилие и кровопролитие, зло.
  |    Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
  |       Все, что разрушает гармонию.
  |    Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
  |       Это смерть.
  |    Это жизнь.
  |         
   4. Жизненный путь и искания героев       «Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.
  |        Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»
  и «положительных». Автор предлагает другой подход:
  герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся        неизменяемые
  |    изменяющиеся
  |       Анна Шерер
  |    Андрей Болконский
  |       Анатоль Курагин
  |    Пьер Безухов
  |       Элен Курагина
  |    Наташа Ростова
  |       князь Василий
  |    княжна Марья
  |       маленькая княгиня
  |     
  |                ? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».
  ? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».
  ? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».
  |         
  Князь Андрей Болконский        Мечты и идеалы
  |    Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.
  |       Ради достижения своей цели
  готов принести в жертву
  |    «...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
  |                 Лучшие минуты жизни
  |    Что меняется в герое
  |       Небо под Аустерлицем
  |    Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».
  |       Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».
  |       Открытие
  богатства мирной жизни
  |    Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.
  |       Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
  |       Встреча с Пьером в Богучарове
  |    «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.
  |       Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».
  |       Встреча
  с Наташей Ростовой в Отрадном
  |    Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
  |       Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.
  |       Любовь к Наташе Ростовой
  |    Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».
  |       Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
  |       Участие в войне 1812 года
  |    В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».
  |       Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
  |       Прощение Анатоля Курагина
  |    Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»
  |       Возрождение любви к Наташе Ростовой
  |    После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
  |       Смерть Андрея Болконского
  |    «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».
  |       Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.
  |       
   
  Граф Пьер Безухов        Совершаемые ошибки
  |    Состояние героя
  |       Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым
  |    Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
  |       Женитьба на Элен
  |    Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
  |       Дуэль с Долоховым
  |    Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.
  |       Масонство
  |    Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.
  |       Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.
  «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.
  |                 Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни
  |    Что происходит с Пьером, как он меняется
  |       Масонство
  |    Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».
  |       Участие в Бородинском сражении
  |    Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».
  |       Идея убить Наполеона
  |    Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.
  |         
  Наташа Ростова        Особенности характера героини
  |    Как проявляются
  |       Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность
  |    Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).
  |       Народные, национальные черты в характере Наташи
  |    Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.
  |       Ошибки, цена испытаний
  |    Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.
  |       Наташа - воплощение любви
  |    Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.
  |       На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.
  |         
   5. Мысль "семейная" в романе       • Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
  • В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
  |       
           Берги (Берг и Вера)
  |       Идеалы, «фундамент» семьи
  |    Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.
  |       Берг
  |    В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства.
  |       Образцы,
  которым следуют Берги
  |    Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
  |       Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
  |                 Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен
  |       Стиль отношений между членами семьи
  |    Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.
  |       Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи
  |    В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
  |       Какими члены семьи «выходят» в жизнь
  |    Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.
  |       Князь Василий
  |    Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера.
  |       Анатоль Курагин
  |    Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.
  |       Элен Курагина
  |    Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.
  |       Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
  |       
 
           Ростовы
  |       Стиль отношений в семье
  |    На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
  |       Основная черта всех Ростовых
  |    Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.
  |       Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов
  |    Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
  |       Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.
  |                 Болконские
  |       Гпава семьи
  |    Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.
  |       Сходство между отцом и сыном
  |    Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.
  |       Отношение к отцу
  |    Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).
  |       Княжна Марья
  |    Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.
  |       Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
  |                Николай Ростов и Марья Болконская
  |       Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.
  |       Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.
  |       Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
  |                Наташа Ростова и Пьер Безухов
  |       Цель их любви - супружество, семья и дети.
  |       Интуитивное понимание близкого человека.
  |       Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека.
  |        |  
  | 
 |