Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Исследование проводилось по просьбе администрации школы и согласно плана работы |
 Скачать 85.59 Kb. |
Исследование учащихся первой параллели: познавательных процессов, личностных характеристик, уровня их адаптации к школьному обучению. Исследование проводилось по просьбе администрации школы и согласно плана работы.
Цель исследования: раннее выявление детей с риском возникновения трудностей в обучении.
В исследовании приняли участие следующие классы: «1а» класс- 24 человек, «1б» класс- 22 и 1»в» - 19 человек.
Психологические особенности первоклассников.
Самооценка первоклассника во многом зависит от оценок учителя. Школьные оценки воспринимаются не только как оценки обучения, но как оценки личности. Они конкретны, ситуативны и обнаруживают тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
Мотивация младших школьников. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долг, ответственность. Однако многие из них могут быть реализованы только в будущем, и это снижает их побудительную силу.
Особенности интеллектуальной сферы. Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором логика связей основана на практическом использовании.
Межличностные отношения. Структура межличностных отношений младших школьников состоит из двух независимых подгрупп мальчиков и девочек. Чаще всего в этом возрасте дети дружат парами.
Школьная дезадаптация. Основные причины:
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм и ограничений).
Игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.
Ребенок не может выйти за границы семейной общности, семья не выпускает его.
Результаты исследования.
Адаптация.
Низкий уровень – Ребенок идти в школу не хочет. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного ребенок в школе не видит. Существуют неадекватные механизмы приспособления к школе.
Средний уровень – Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения, возможна частичная дезадаптация.
Высокий уровень – Ребенок хочет идти в школу осознает важность и необходимость учения. Собственные цели учения приобретают самостоятельную привлекательность. Результаты представлены в Табл.№1
Табл.№1
-
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| -
| 52
| 48
| 1б
| -
| 49
| 51
| 1в
| -
| 59
| 41
| В целом , уровень адаптации находится на достаточно высоком уровне. Кругозор.
Низкий уровень – кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Средний уровень – представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
Высокий уровень – представления о мире развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором он живет, о временах года. Результаты представлены в Табл. №2
Табл. №2
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 11
| 32
| 57
| 1б
| 7
| 38
| 55
| 1в
| 10
| 45
| 45
| Кругозор учащихся соответствует возрастным нормам. Словарное развитие.
Низкий уровень – ребенок понимает значение слов, но чаще свое понимание может выразить с помощью практических действий или жестов.
Средний уровень – ребенок чаще словесно описывает предмет.
Высокий уровень – ребенок чаще дает определение слов, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Результаты представлены в Табл.№3
Табл. №3
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень (%)
| Высокий уровень
(%)
| 1а
| 11
| 60
| 29
| 1б
| 10
| 50
| 40
| 1в
| 13
| 55
| 32
|
Фонематический слух.
Низкий уровень – У ребенка существуют трудности в дифференциации звуков.
Средний уровень – Ребенок не всегда может различить звуки в слышимых словах.
Высокий уровень – Нарушений в фонематическом слухе нет. Ребенок тонко различает звуки в слышимых словах. Результаты представлены в Табл.№4
Табл. №4
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 7,6
| 60
| 32,3
| 1б
| 11,5
| 50
| 36,4
| 1в
| 12
| 54
| 34
|
Смысловая вербальная память.
Низкий уровень – После одного, двух повторений ребенок запоминает небольшой рассказ.
Средний уровень – Ребенок запоминает рассказ после 4 – 6 повторений.
Высокий уровень – Ребенок запоминает рассказ после многократного повторения. Результаты представлены в Табл.№5
Табл. №5
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 13
| 31
| 56
| 1б
| 11,7
| 15,3
| 73
| 1в
| 14
| 27
| 59
| Чем старше становятся дети, тем все большую роль в их памяти начинают играть смысловые связи, тем больше и полнее функции памяти включают в себя процессы мышления и воображения. Сформированность интеллектуальных умений.
Низкий уровень – При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь.
Средний уровень – Задания, требующие анализа, сравнения.
Высокий уровень – Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
Различают понятийное и образное мышление. Понятийное мышление оценивается при помощи методики «исключение лишнего». Образное мышление оценивается при помощи методики «Четвертый лишний». Результаты представлены в Табл.№6 и Табл.№7
Табл. №6
Понятийное мышление
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 5
| 47
| 48
| 1б
| 11,5
| 50
| 38,5
| 1в
| 7
| 46
| 47
|
Табл. №7
Образное мышление
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 6
| 33
| 61
| 1б
| 10
| 24
| 66
| 1в
| 9
| 32
| 59
|
Развитие способностей осуществлять умозаключения
Низкий уровень – Установление закономерностей между явлениями и предметами затруднено.
Средний уровень – Не всегда может установить существенные связи между явлениями и предметами.
Высокий уровень – Ребенок легко и быстро устанавливает связи, существующие между явлениями и предметами. Результаты представлены в Табл.№8
Табл. №8
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 23
| 53,8
| 19
| 1б
| 11,7
| 15,3
| 73
|
Понимание пословиц.
Низкий уровень – В большинстве случаев ребенок не может объяснить смысл пословиц и предположить, в каких ситуациях их следует применять.
Средний уровень – В основном ребенок понимает пословицы конкретно, ему трудно объяснить переносный смысл пословиц.
Высокий уровень – Ребенок понимает переносный смысл, подтекст пословиц, может назвать те ситуации, в которых эти пословицы применяются. Результаты представлены в Табл.№9.
Табл. №9
класс
| низкий уровень
(%)
| средний уровень
(%)
| высокий уровень
(%)
| 1а
| 56
| 30
| 14
| 1б
| 58
| 12
| 30
| 1в
| 50
| 23
| 27
|
Понимание пословиц находится на невысоком уровне. Однако причины этого явления могут быть культурально обусловлены.
Психолог лицея № 95 Пигорева Т.И. |
|
|