Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Исследование проводилось по просьбе администрации школы и согласно плана работы


Скачать 85.59 Kb.
НазваниеИсследование проводилось по просьбе администрации школы и согласно плана работы
Дата25.02.2016
Размер85.59 Kb.
ТипИсследование

Исследование учащихся первой параллели: познавательных процессов, личностных характеристик, уровня их адаптации к школьному обучению.
Исследование проводилось по просьбе администрации школы и согласно плана работы.

Цель исследования: раннее выявление детей с риском возникновения трудностей в обучении.

В исследовании приняли участие следующие классы: «1а» класс- 24 человек, «1б» класс- 22 и 1»в» - 19 человек.

Психологические особенности первоклассников.

  1. Самооценка первоклассника во многом зависит от оценок учителя. Школьные оценки воспринимаются не только как оценки обучения, но как оценки личности. Они конкретны, ситуативны и обнаруживают тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

  2. Мотивация младших школьников. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долг, ответственность. Однако многие из них могут быть реализованы только в будущем, и это снижает их побудительную силу.

  3. Особенности интеллектуальной сферы. Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором логика связей основана на практическом использовании.

  4. Межличностные отношения. Структура межличностных отношений младших школьников состоит из двух независимых подгрупп мальчиков и девочек. Чаще всего в этом возрасте дети дружат парами.

  5. Школьная дезадаптация. Основные причины:

  • Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

  • Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм и ограничений).

  • Игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

  • Ребенок не может выйти за границы семейной общности, семья не выпускает его.

Результаты исследования.

Адаптация.

Низкий уровень – Ребенок идти в школу не хочет. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного ребенок в школе не видит. Существуют неадекватные механизмы приспособления к школе.

Средний уровень – Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения, возможна частичная дезадаптация.

Высокий уровень – Ребенок хочет идти в школу осознает важность и необходимость учения. Собственные цели учения приобретают самостоятельную привлекательность. Результаты представлены в Табл.№1

Табл.№1

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



-

52

48



-

49

51



-

59

41

В целом , уровень адаптации находится на достаточно высоком уровне.
Кругозор.

Низкий уровень – кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Средний уровень – представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

Высокий уровень – представления о мире развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором он живет, о временах года. Результаты представлены в Табл. №2

Табл. №2

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



11

32

57



7

38

55



10

45

45

Кругозор учащихся соответствует возрастным нормам.
Словарное развитие.

Низкий уровень – ребенок понимает значение слов, но чаще свое понимание может выразить с помощью практических действий или жестов.

Средний уровень – ребенок чаще словесно описывает предмет.

Высокий уровень – ребенок чаще дает определение слов, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Результаты представлены в Табл.№3

Табл. №3

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень (%)

Высокий уровень

(%)



11

60

29



10

50

40



13

55

32


Фонематический слух.

Низкий уровень – У ребенка существуют трудности в дифференциации звуков.

Средний уровень – Ребенок не всегда может различить звуки в слышимых словах.

Высокий уровень – Нарушений в фонематическом слухе нет. Ребенок тонко различает звуки в слышимых словах. Результаты представлены в Табл.№4

Табл. №4

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



7,6

60

32,3



11,5

50

36,4



12

54

34


Смысловая вербальная память.

Низкий уровень – После одного, двух повторений ребенок запоминает небольшой рассказ.

Средний уровень – Ребенок запоминает рассказ после 4 – 6 повторений.

Высокий уровень – Ребенок запоминает рассказ после многократного повторения. Результаты представлены в Табл.№5

Табл. №5

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



13

31

56



11,7

15,3

73



14

27

59

Чем старше становятся дети, тем все большую роль в их памяти начинают играть смысловые связи, тем больше и полнее функции памяти включают в себя процессы мышления и воображения.
Сформированность интеллектуальных умений.

Низкий уровень – При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь.

Средний уровень – Задания, требующие анализа, сравнения.

Высокий уровень – Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

Различают понятийное и образное мышление. Понятийное мышление оценивается при помощи методики «исключение лишнего». Образное мышление оценивается при помощи методики «Четвертый лишний». Результаты представлены в Табл.№6 и Табл.№7

Табл. №6

Понятийное мышление

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



5

47

48



11,5

50

38,5



7

46

47


Табл. №7

Образное мышление

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



6

33

61



10

24

66



9

32

59



Развитие способностей осуществлять умозаключения

Низкий уровень – Установление закономерностей между явлениями и предметами затруднено.

Средний уровень – Не всегда может установить существенные связи между явлениями и предметами.

Высокий уровень – Ребенок легко и быстро устанавливает связи, существующие между явлениями и предметами. Результаты представлены в Табл.№8

Табл. №8

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



23

53,8

19



11,7

15,3

73



Понимание пословиц.

Низкий уровень – В большинстве случаев ребенок не может объяснить смысл пословиц и предположить, в каких ситуациях их следует применять.

Средний уровень – В основном ребенок понимает пословицы конкретно, ему трудно объяснить переносный смысл пословиц.

Высокий уровень – Ребенок понимает переносный смысл, подтекст пословиц, может назвать те ситуации, в которых эти пословицы применяются. Результаты представлены в Табл.№9.

Табл. №9

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)



56

30

14



58

12

30



50

23

27


Понимание пословиц находится на невысоком уровне. Однако причины этого явления могут быть культурально обусловлены.

Психолог лицея № 95 Пигорева Т.И.