Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость.
С 2003 года под моим руководством была создана инициативная группа ребят, которая начала работу над проектом «На пути к толерантному сознанию: услышать и понять другого» и вошла в состав
городской Ассамблеи «Толерантность: от поколения к поколению». В течение 9 лет состав команды менялся дважды (10-11кл., 6-10кл.). Ребята активно и увлеченно принимают участие в работе Ассамблеи, собрана богатая копилка методических разработок бесед, классных часов, внеклассных мероприятий, тренингов, совместных родительских собраний. Совместно с психологом было проведено социологическое исследование по теме «Конфликт: истоки и пути решения» на трех уровнях: «Ученик – Ученик», «Ученик – Учитель», «Учитель – Учитель». Данные исследования и анализ результатов позволили скорректировать работу не только внутри класса, но и разрешить множество межличностных конфликтов на разном уровне, взглянуть учителям на своих подопечных с иной стороны. Обобщённый опыт работы был представлен на
городской Ассамблее «Толерантность: от поколения к поколению». В настоящее время данная программа продолжает своё развитие в рамках
экспериментальной площадки ТОИПКРО по теме «Интегративный подход в формировании гражданских компетентностей в условиях поликультурного образования.Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?
…
В одной китайской притче говорится: «Жила на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать рассказать. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.- И всё? – спросил владыка, почесав за ухом.- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже...Школа, мой класс – это в какой-то степени тоже семья. И важно,
чтобы в моей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Как мне, педагогу, сохранить и мир в семье, и индивидуальность каждого? Как помочь развиться личностно и научиться взаимодействовать друг с другом?
Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. О том, как печально заканчиваются истории, где взаимопонимание не найдено, рассказывается ещё в баснях. Знаменитый русский баснописец И.А.Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…», потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду». В другой известной басне «Слон и Моська» маленькая собачка, раздражённая присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того чтобы спокойно пропустить его.
Необходимость толерантности И.А.Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина завистливые сёстры бросают царицу и грудного ребёнка в море. Сын царя Салтана, уже будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовёт их в гости, // Их и кормит и поит, // И ответ держать велит». Вместо того, чтобы мстить отцу, сын проявляет мудрое терпение, потому что, несмотря ни на что, царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.
Сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок» можно рассматривать в качестве материала для проведения уроков по национальной терпимости, предложив ученикам, например, следующие вопросы:
1.Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка и он оказался предметом нападок со стороны других.
2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то чему учатся?
Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.
Формирование толерантного сознания возможно только на принципах личностно-ориентированного подхода, который требует отказа от безличной, формальной педагогики в пользу педагогики сотрудничества и гуманизма.
Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания учащихся на уроках русского языка и литературы, являются технология критического мышления, технология проблемного обучения, интерактивные методы, в частности диалоговые.
Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и аргументированно, тактично его высказывать.
Так после изучения в 7 классе произведения В.Железникова «Чучело» учениками был разработан социальный проект по теме: «На чём держится мир в вашем классе?», с которым ученики дважды выступали в 5-ых классах в период адаптации:
никто не может лучше научить современного подростка жизни, чем его сверстники. Взаимодействие младших и старших подростков становится эффективным тогда, когда они находят общие темы для разговоров, для общения, и тогда тот, кто старше, делится своим опытом.
Ведущий
| Текст.
| Примечания.
|
Ученица
| Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам предлагаем провести классный час на тему «На чём держится мир в вашем классе?» Как вы думаете, насколько важна эта тема для вас, для вашего класса?
| Ученики говорят, что в классе возникают конфликты, что проблема взаимоотношений знакома им не понаслышке.
|
Ученица
| В нашей жизни, в литературе часто встречаются слова «доброта», «милосердие», «унижение». Как вы понимаете значение этих слов?
| Ученики отвечают, затем даётся лексическое толкование слов по словарю С.И.Ожегова.
|
Ученик
| Ребята, литература – это отражение современной жизни.
Повесть В.Железникова «Чучело» о добре и зле, о предательстве, о настоящей дружбе и милосердии, то есть в ней звучат проблемы, которые актуальны, по вашим словам, и для вашего класса.
| Пересказ ключевых эпизодов или просмотр кадров фильма.
|
Ученица
| Ребята, каковы ваши впечатления? Как вы относитесь к поступкам героев?
| Ученики делятся своими впечатлениями, делают выводы.
|
Ученик
| Ребята, на слайде – высказывания великих людей. Давайте прочитаем их. Как вы думаете, какая тема объединяет эти высказывания?
| Ученики читают высказывания, рассуждают, какая тема объединяет эти высказывания.
|
Ученица
| Класс заранее разделён на группы.
Каждой группе предлагаются проблемные ситуации, которые необходимо решить в группе, возможна инсценировка, ролевая игра.
1.В вашем классе драка. Ваши действия.
2.В классе образовалась группа учеников, которая вами командует. Ваши действия?
3.Вас оскорбили. Ваши действия?
4.В ваш класс пришёл новый ученик. Ваши действия?
| Дети после обсуждения в группах предлагают свои выходы из ситуаций.
|
Ученик
| Понравился ли вам классный час? Что вы для себя открыли?
| Ребята отмечают, что было приятно поработать в группе; большое впечатление произвела повесть «Чучело». Нельзя быть такими жестокими. Нужно ценить каждого человека и учиться находить положительное в каждом.
|
На этом работа не закончилась. Через месяц старшеклассники пришли к пятиклассникам с одним вопросом: что изменилось в вашем классе после классного часа? И пятиклассники представили в качестве отчета свое социологическое исследование по теме
«Семь шагов к мирному разрешению конфликта».1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные причины конфликта?
Оскорбление 66 %
Непонимание 50 %
Неумение дружить 33 %
Неумение слушать 33 %
Нет уважения 30 %
Ложь 20 %
Агрессия 20 %
Неумение разговаривать (вести беседу) 16 %
2. Каковы последствия конфликта?Положительные:
Отрицательные:
Ссора - 62 %
Драка - 35 %
Обида - 64 %
Вражда - 57 %
3. Почему трудно быть толерантным?
Я не умею слушать других 30%
Я не умею владеть своими эмоциями 30%
Я очень раздражителен 20%
Я очень вспыльчив 16%
Я плохо воспитан 4%
4. Основные советы по разрешению конфликтов:
Осознать ошибку 59 %
Помириться, остаться друзьями 47 %
Найти компромиссное решение 40 %
Необходимо выслушать другого 33 %
Необходимо найти «общий язык» 30 %
Нужно быть сдержанным терпеливым 30 %
Найти другую тему разговора или общее увлечение 20 %
Понять причину конфликта 16 %
Оставаться вежливым 16 %
Успокоиться самому, сдерживать свои эмоции 10 %
Прервать разговор, отложить решение проблемы
на некоторое время 7 %
5. Памятка: «Семь шагов к мирному разрешению конфликта»Если конфликт возник, то необходимо:
1 шаг – взять под контроль свои эмоции, успокоиться
2 шаг – постараться понять причину конфликта
3 шаг – оставаясь терпеливым, сдержанным, выслушать мнение противоположной стороны
4 шаг – найти общий язык для дальнейшей беседы
5 шаг – осознать ошибку и извиниться, если не прав
6 шаг – сообща найти компромиссное решение, которое будет оптимальным для обеих сторон
7 шаг – самое главное: ОСТАВАТЬСЯ ДРУЗЬЯМИ!!!