Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Индуктор. Перед вами на столе свечи спички. Что вам хочется сделать с этими предметами? Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом? |
 Скачать 53.75 Kb. |
Свет в нашей жизни.
Индуктор.
-Перед вами на столе свечи спички. Что вам хочется сделать с этими предметами?
-Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
-Когда мы чаще всего зажигаем свечи?
( на Рождество, когда погас свет, в память..)
-Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?
(живое пламя и искусственный свет)
Синквейн.
-Из перечисленных слов ключевым является слово »свет»
-Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполнять лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.
- Запишите 3 сущ., связанных со светом.
-3 слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
-3 глагола
-смысл понятия в одной фразе.
-смысл понятия в одном слове.
(Доброта, Рождество, счастье
Светлый, яркий, манящий.
Светить, озарять, помогать
Всегда гореть.
Жизнь)
3.Аналитическая беседа и работа с текстом. Прием «6шляп».
Жизнь людей на Земле, и взрослых и детей, на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали не только во время войны, но и в мирное время. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким , дорогим людям..Эти испытания могут быть такими тяжелыми. Что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент воспринимается как чудо, спасительный свет.
-Ф.М.Достоевский –«взрослый»писатель. Его произведения называют серьезными, философскими. Дети являются действующими лицами многих его произведений. «Детская» тема чрезвычайно волновала писателя. Он не мог равнодушно пройти мимо бед и горестей ребенка, а детских страданий он видел немало.»Мальчик у Христа на елке» -рождественский рассказ. И сегодня мы с ним познакомимся.
-Сейчас я вам раздам текст без концовки. Прочитайте его. На знакомство с текстом и его осмысление дается вам 5 минут. За это время вы должны подготовить выступление, ответив на вопросы.
-Но сначала прошу взять один из этих листов и высказать свою позицию в соответствии с установкой., в зависимости от цвета. Этот прием называется ПРИЕМ 6 ШЛЯП из технологии критического мышления.
цвет
| Шляпа (шар)
| белый
| Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.
| черный
| Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.
| желтый
| Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.
| синий
| Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.
| зеленый
| Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.
| красный
| Эмоциональный.Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.
|
Читаю текст. Пока участники готовятся, дать КОММЕНТАРИЙ. Задания для групп.
Белый цвет.
-Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.
Красный цвет.
-Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского?-Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?
Черный цвет.
-Найти в тексте негативное?
-Почему автор видит город в темном цвете?(брошен ребенок)
Синий цвет.
-Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?
-В какой момент в тексте эти образы встречаются?
-Как ведут себя живые люди по отношению к мальчику, миру?(показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)
-Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному?
Желтый цвет.
-Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?
(празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)
Зеленый цвет.
-Домыслите финал.
-А теперь прочитаем финал у Достоевского.
( читаю я , с музыкой)
-Этот прием называется Прием «разрыва» (с целью по-новому взглянуть на уже известное)
-Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа?
(искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика)
-Почему дети согреваются на елке?
( благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним)
-Что по-вашему, означают слова «свет» и «тьма»?
4. Рефлексия.
Даймонд - прием критического мышления.
-Исходя из того, о чем мы сегодня говорили, читали, на основе новых впечатлений запишите на чистом листе сверху ,
3 сущ, , связанных со светом.
3 прилаг, связанных со светом.
3 глагола.
Смысл этого слова в одной фразе. И снизу вверх записать ассоциации, связанные со словом ТЬМА : Эти два противоположных по значению слова должны сойтись в одной фразе.Это прием называется ДАЙМОНД. 1 фразу, связанную с тьмою.
3 глагола
3 прилаг.
3сущ, связанных с тьмою
-А вот мой вариант .
Как вы поняли фразу «Светло должно быть даже в темноте»?
-Автор сам задается вопросом «Зачем же я сочинил такую историю»? Зачем? Над чем заставил задуматься? Много ли в нашей жизни настоящего света?
-Спасибо вам за работу, коллеги.
-Пусть у вас в душе всегда будет светло, всегда горит огонь любви, надежды. Как горит этот огонь свечи.
-после нашей совместной работы, скажите, пожалуйста, Какой вам прием понравился и вы его будете использовать на своих уроках? (финал рассказа и трагичен, и светел одновременно. С одной стороны, трудно представить более страшную картину рождественского утра, чем та, что воссоздана в рассказе « дворники нашли маленький трупик.» И самое страшное здесьто, что картина эта не удивила людей. А светлое «пятнышко» - упоминание автора о том, что мама и сыночек «оба свиделись у Господа Бога в небе». )
Методический комментарий.
Урок- мастерская – построение знаний c использованием приемов из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Этапы урока:
Индуктор ( заинтересовать, мотивировать учащихся на действие).
Прием синквейна – развивает творческие способности учащихся, закрепляет новые знания на уровне ассоциаций, позволяет диагностировать уровень освоения знаний , здесь он дается на осмысление понятия «свет».
Аналитическая беседа и работа с текстом. Прием «6 шляп» . Для обогащения собственного опыта.
Работа с разноцветными позициями в технологии критического мышления. Она позволяет активизировать деятельность учащихся на творческом уровне и включить в деятельность максимальное количество учащихся, реализовать принцип сотрудничества и толерантности ( т.к можно услышать разные точки зрения).
Прием «разрыва» - с целью по- новому взглянуть на уже известное.
Рефлексия.
Даймонд- прием критического мышления. С целью обобщить материал, выйти на философскую категорию. |
|
|