Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству |
 Скачать 167.96 Kb. |
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству
« Природа и художник »
Т.А.Копцевой.
СЕНТЯБРЬ (9 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Вводное занятие, «Улыбка природы» (яркое солнышко) 2 часа.
«Что я умею лепить», «Светлые и тёмные краски неба», «Краски осеннее земли», «Маленькие и большие деревья», «Цветик шестицветик», «Аленький цветочек».
| Цель
| Закрепить понятие «многоцветие окружающего мира».
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Развитие навыков ориентации на листе.
2. Формировать композиционные умения.
3. Формировать умение различать близкие цвета: красный, оранжевый.
4. Закрепить технические умения: мазок, примакивание.
5. Отработка умений использовать формообразующие движения,
проводить узкие, широкие полосы, кольца, дуги, точки.
6. Освоение в лепке и закрепление операций: круговое скатывание,
продольное раскатывание, соединение частей прижимая и примазывая их.
7. Формировать сенсорные способности (форма, цвет).
| Формы и методы
проведения занятий
| - беседа, рассказ (см.программу).
- игровые ситуации.
| Используемые средства на занятии
| - демонстрация приемов смешивания красок
- рисунок педагога
- репродукции с живописных произведений, иллюстрирующие
природные явления
- использование музыкальных произведений классики
- использование стихов
- физкультминутка
| Подготовительная работа с детьми
| - рассматривание репродукций картин.
- рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами.
- чтение стихов про осень .
| Работа с
родителями
| - беседа о важности развития образного мышления.
- задания для детей и родителей: подобрать иллюстрации по
пройденным темам для индивидуального альбома.
|
ОКТЯБРЬ (9часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| «Образы деревьев» (2 часа).
«Образы цветов» (2 часа).
«Дары природы» (5 часов) (овощи, фрукты, грибы).
| Цель
| Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимания содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция).
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Познакомить с понятием натюрморт.
2. Развивать воображение для создания самостоятельных изобразительных работ, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.
3. Сформировать представление об изменении внешнего вида деревьев в различные периоды осени, научить отображать эти изменения в предметных и сюжетных рисунках.
4.Закрепить навык рисования концом кисти тонких, наклонных линий с постепенным удлинением, закреплять приём вертикального мазка (листва деревьев).
5.Формировать умение различать оттенки основных цветов.
6. Формировать первоначальные представления о колорите ясного осеннего дня и пасмурного.
7. Закреплять технические приёмы в лепке: вдавливание, вытягивание, примазывания.
| Формы и методы
проведения занятий
| - беседа, рассказ
- игровые ситуации
- рисование линий в воздухе
| Используемые средства на занятии
| - репродукции с живописных произведений
- музыкальные произведения
- наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета»
- дидактические игры на цвет
- рисунок педагога или детей на мольберте
- пальчиковая гимнастика
- использование стихов для углубления образных представлений
| Работа с
родителями
| - прогулка по осеннему парку
- составление осеннего букета
- придумай и составь свой натюрморт
- беседы с родителями по индивидуальным вопросам
| Подготовительная работа с детьми
| - загадывание загадок на тему «овощи, фрукты»
- внесение в развивающую среду иллюстраций с изображением осенней природы
- чтение и разучивание стихов про осень (по выбору воспитателя)
- наблюдение погоды в солнечный и пасмурный день, за изменением цвета листьев на участке
| Координационная работа с пед.доп.образования
| - слушание музыки
|
НОЯБРЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Грибная поляна (2 часа)
Образы природы 2 часа Любование картинами природы «Художник – друг животных»
Образы животных 3 часа (Червячок сердится, Червячок – сороконожка, весёлая и грустная черепаха)
| Цель
| Познакомить с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – скульптурой малой формы, учить понимать её содержание и выразительные средства.
2. Подведение детей к пониманию того, что цвет передает настроение (добрый, злой, грустный, веселый…)
3. Закреплять умение располагать изображение по всему листу.
4. Закрепление самостоятельности в работе и аккуратности.
5. Упражнять в лепке закрепляя технические приемы.
6. Развивать творческое воображение в создании композиционного решения в лепке.
7. Воспитывать чувство радости за работу товарища.
8. закреплять технические приемы в рисовании
| Формы и методы
проведения занятий
| - игровые ситуации
- самостоятельная работа над завершением композиции
- анализ объектов рисования
| Используемые средства на занятии
| - репродукции с живописных и графических произведений
- наглядный материал, Книги.
- пальчиковая гимнастика и пантомима
- игры (эмоции)
- углубление образных представлений с придумыванием названия работы
- комплексное рисование на большом листе бумаги
- стихи
- загадки «грибы»
| Подготовительная работа с детьми
| Закрепление на группе технических приемов в лепке и рисовании (работа концом кисти).
Внесение в развивающую среду работы художников – анималистов (жуки, гусеницы, червячки)
| Работа с
родителями
| Беседа об особенностях стилистики детского рисунка.
Выучить стихотворение про любое животное (гриб)
| Координационная работа с пед.доп.образования
| - игры на имитацию движений
- песня про грибы
- слушание музыки
|
ДЕКАБРЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Образы насекомых 2 часа (Заботливые пчелы, осы, семья жуков).
Образы диких животных 2 часа (Колючий ёж, семья ежей).
Образы птиц 4 часа («Как розовые яблоки на ветках снегири…», «Сказочная птица…», «Птичка невеличка», «Мудрая сова».
| Цель
| Познакомить с творчеством Ю.Васнецова, формировать интерес к книжной графике.
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Донести до детей информацию, что художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по своему «рассказывает» нам потешку, сказку.
2. Помочь освоить в лепке и рисовании форму в изображении животных и птиц.
3. Закрепить умение располагать изображение по всему листу.
4. Развивать умение выбирать изобразительный материал, соответствующий образу животного (щетинная кисть).
5. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.
6. Закрепление умения использовать в работе более четырёх цветов, накладывать краску другого цвета на высохшую.
7. Развивать творческое воображение.
| Формы и методы
проведения занятий
| Игровая ситуация.
Сюрпризный момент.
Анализ объектов рисования
| Используемые средства на занятии
| -Фотографии.
-Иллюстрации книг.
-Пальчиковая гимнастика и пантомима.
-Коллективное рисование.
-Загадки
- Стихи
| Подготовительная работа с детьми
| Игры на закрепление знаний цвета и геометрической формы.
Составлять из листьев разной формы изображения рыб, птиц, зверей.
Учить стихи.
| Работа с
родителями
| Подобрать иллюстрации по пройденным темам для индивидуального альбома.
Беседа «Значение развития мелкой моторики пальцев рук».
Беседа «Украшения для Нового года».
| Координационная работа с пед.доп.образования
| Игры – имитации.
Дидактические игры: «Чья музыка?», «Чья песенка?».
|
ЯНВАРЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Образы животных 4 часа («Кот усатый, полосатый», «Пушистый котёнок», «Кошка и собака»).
«Какие разные животные – обобщающее занятие.
Образы подводного мира (медуза, морская звезда).
Образы природы (Любование картинами).
| Цель
| Познакомить с техникой работы щетинной.
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Закреплять технику рисования животных приёмом « тычок»;
2. Познакомить с правилами тонирования листа с помощью цветных мелков;
3. закрепить знания полученные ранее о скульптуре малой формы, понимая её содержание;
4. закрепить в лепке и рисовании форму овоида в изображении животных;
5. формировать умение замечать характерные особенности разных животных и отражать их в лепке и рисунке;
6. Стараться придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу;
7. развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет;
8. воспитывать самостоятельность, желание выполнить работу аккуратно;
9. развитие творческого воображения.
| Формы и методы
проведения занятий
| - игровая ситуация (заданная темой занятия);
- самостоятельная работа над завершением композиции.
| Используемые средства на занятии
| - демонстрация приёмов работы щетинной кистью;
- рисунок педагога;
- использование пальчиковой гимнастики и средств пантомимы
- фото (открытки);
- иллюстрации книг (У.Чарушин);
- использование стихов для углублений образных представлений
- объемные игрушки (для лепки);
- физкультминутки.
| Работа с
родителями
| - понаблюдать за взрослой кошкой, котёнком
- беседа по индивидуальным вопросам
- подбор иллюстраций по прошедшим темам для альбома
| Подготовительная работа с детьми
| - внесение в развивающую среду книги оформленные Е.Чарушиным;
- игры средней подвижности (малой) с элементами имитации животных;
- игры на классификацию: дикие и домашние животные.
| Координационная работа с пед.доп.образования
| - подвижные игры на прогулке;
- слушание музыки: «Что под музыку делает котёнок?», «Узнай настроение котёнка».
| Материал
| Щетинная кисть, тонированная и белая бумага (А3, А4), гуашь, цветной мелок, кисти №5, глина.
| ФЕВРАЛЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Образ человека 3 часа («Я – весёлый художник», «Автопортрет», «Папа, мама и я – дружная семья» (брат, дедушка), (сестра, бабушка).
Лепка 3 часа (по сказке «Колобок», «Бабочка»).
Я художник – фантазёр 2 часа (Ожившая клякса, превращение кляксы в бабочку).
| Цель
| Познакомить с жанром изобразительной деятельности – портрет. Вызвать желание нарисовать свою семью.
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах.
2. Познакомить с одним из жанров живописи – портрет.
Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
3.Способствовать в лепке и рисунке изображать человека в разной одежде (зимней, нарядной).
4. Формировать умение передавать в рисунке настроение (весёлое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное…).
5. Продолжать развивать композиционные умения.
6. В лепке продолжать упражнять в умении самостоятельно и аккуратно работать.
7. Отрабатывать умение работать концом кисти.
8. Развивать воображение, фантазию.
9. Поддерживать интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общей сюжет (сказка «Колобок»).
| Формы и методы
проведения занятий
| Беседа (по теме «портер».
Анализ объектов рисования.
| Используемые средства на занятии
| - репродукции с живописных произведений
- фотографии людей
- работы педагога
- работы детей прошлых лет
- статуэтки людей
- иллюстрации к сказке «Колобок»
- иллюстрации с изображением бабочек
- пальчиковая гимнастика
- физкультминутка
- игры на мимику.
| Материал
| Гуашь, гелевая ручка, бумага разного формата (А3, А4), цветной мелок, глина, досочки, стенки, кисти № 2, 5
| Работа с
родителями
| Подобрать фотографии членов семьи для рассматривания.
Придумывание рассказа на тему «Папа, мама, я – дружная семья».
| Подготовительная работа с детьми
| - внести в группу репродукции картин – портретов (по программе)
- игры на пантомимику, мимику
- игра «Угадай, что мы делали не скажем, а что делали покажем»
- выучить стихи про папу, маму.
| Координационная работа с пед.доп.образования
| Выучить песни про маму, папу.
Игра: «Я покажу, а ты угадай».
Игры – пантамимо.
|
М А Р Т (8 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Любимые телевизионные персонажи 3 часа (Каркуша – любопытная ворона, Хрюша – весёлый неунывающий поросёнок,Степашка – серьёзный, добросовестный заяц).
Лепка 4 часа (Зайчишка, Хрюша, Каркуша, пряник для друзей)
Итоговая выставка – обобщающее занятие.
| Цель
| Вызвать интерес и желание изображать героев любимой телепередачи «Спокойной ночи».
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Продолжать знакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками.
2. Закрепить в рисовании и лепке форму овоида в изображении животных и птиц.
3. Закреплять умения замечать характерные особенности героев телепередачи и передавать их в лепке и рисовании.
4. Развивать фантазию в придании образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу.
5. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.
6. Воспитывать чувство радости за удачные работы своих товарищей.
7. Развивать чувство цвета в подборе краски для выполнения работы.
8. Продолжать развивать композиционные умения.
| Формы и методы
проведения занятий
| Игровая ситуация.
Сюрпризный момент.
Рассматривание героев – игрушки.
| Используемые средства на занятии
| - наглядный материал. Книги.
- современные детские песни
- пальчиковая гимнастика и пантомима
- выставка рисунков и работ из глины детей-выпускников.
- игрушки
| Материал
| Гуашь, глина, цветной мелок, тонированная или белая бумага, кисти двух размеров.
| Работа с
родителями
| Просмотр телепередачи «Спокойной ночи».
Составление описательного рассказа про любимого героя.
Беседа с родителями по индивидуальным вопросам.
| Подготовительная работа с детьми
| Игры на закрепление знаний цвета (оттенков), формы.
Аппликация на тему: «Герои телепередачи».
Придумывание загадок про поросёнка, зайца, собаку.
|
АПРЕЛЬ (9 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Художник – гример 2 часа (Клоун весёлый и печальный)
Лепка «Петрушка».
Художник – мультипликатор (Лошарик)
Художник – иллюстратор (Весёлый незнайка, Знайка – серьезный человек, Доктор Пилюлькин).
Художник архитектор 2 часа (Цветочный город).
Лепка – «Что я хочу подарить жителям Цветочного города».
| Цель
| Познакомить детей с жителями Цветочного города.
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Продолжать знакомить детей с малыми формами скульптуры.
2. Отрабатывать умение изображать в лепке и рисовании человека, передавая характерные особенности, пропорцию тела.
3. Изображать в лепке и рисунке сказочного персонажа в разной одежде, украшать одежду орнаментом.
4.Формировать умение передавать в рисунках настроение (серьезное, радостное, спокойное) и выражение лица (удивленное …)
5. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий.
6. Развивать фантазию в изображении различных по архитектуре зданий в рисунке.
7. Предложить способ расположения разных по величине и форме зданий в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
8. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).
9. Развивать воображение и чувство цвета в выборе краски для работы.
| Формы и методы
проведения занятий
| Игровая ситуация.
Сюрпризный момент.
Рассматривание иллюстраций рассказа про Незнайку.
| Используемые средства на занятии
| Книги, куклы герои, статуэтки.
Игры на пантомимо.
Физкультминутки
Иллюстрации архитектурных сооружений
Игры: «Какой кому дом», «Составь дом из геометрических фигур».
| Подготовительная работа с детьми
| - Игры на закрепление цвета, формы, геометрических фигур.
- Закреплять изображение разных по архитектуре зданий в аппликации и конструировании.
Разучивание миниатюр из рассказа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».
| Работа с
родителями
| Беседа: «Развитие у детей воображения и фантазии».
Задание для индивидуального альбома.
Придумай и нарисуй дом для зайца, волка, мышки.
| Материал
| Гуашь, глина, бумага разных форматов (А3, А4), цветные мелки, кисти разных размеров.
|
М А Й (8 часов)
средняя группа
Основные темы и
сюжеты занятий
| Нарядные игрушки 2 часа (дымковские игрушки).
Знакомство с филимоновской игрушкой 2 часа (украшение силуэта). Рассматривание дымковской и филимоновской игрушки. Лепка: филимоновская лошадка.
Сказочная птица, Красивые цветы.
Итоговое занятие: Развлечение «Здравствуй, лето!»
| Цель
| Знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой.
Итоговое занятие – развлечение «Здравствуй, лето!»
| Задачи программного
содержания занятий
| 1. Познакомить детей с яркой красочной нарядной дымковской игрушкой, Уточнить какие цвета использовали народные художники при росписи дымковских игрушек.
2. Познакомить детей с нарядной филимоновской игрушкой.
3. Упражнять в умении выделять элементы украшения игрушек, их расположение по форме игрушек, цветовое решение.
4. Закрепить знания уже известных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный. Обратить внимание детей на белый и черный цвета в игрушках, подчеркнуть, что на белом фоне ярче звучат все другие цвета, а черный цвет используется в небольшом количестве, что бы подчеркнуть, украсить отдельные элементы узора.
5. Развивать эстетическое восприятие у детей, развивать воображение, творчество, подводить детей к пониманию различия реальной окраски и необычной, фантастической.
6. Закреплять знание формы для изображения цветов.
7. Закреплять умение рисовать красками и тонкой кистью.
8. Способствовать умению сравнивать игрушки (дымковскую и филимоновскую), выделять их сходство и различия, отмечать специфику цветового решения, украшающих игрушки узоров, их композицию.
9. Вызвать радость у детей от восприятия красивых нарядных игрушек.
| Формы и методы
проведения занятий
| Сюрпризный момент.
Игровая ситуация.
Рассматривание игрушек.
| Используемые средства на занятии
| - дымковские и филимоновские игрушки.
- иллюстрации с изображениями дымковских и филимоновских игрушек.
- работы детей прошлых лет.
- рисунок педагога.
- дидактические игры «Разрезанные картинки».
- физкультминутки
- пальчиковая гимнастика
| Материал
| Гуашь, глина, бумага, силуэты (из бумаги) дымковских и филимоновских игрушек, кисти разных размеров.
| Работа с родителями
| Беседа с родителями по индивидуальным вопросам
| Подготовительная работа с детьми
| Внесение в развивающую среду филимоновскую и дымковскую игрушки, иллюстрации с изображением игрушек.
| Координационная работа с пед.доп.образования
| Помощь в подготовке и проведении занятия – досуга «Здравствуй, лето!»
| Список литературы: Т.А.Копцева «Природа и художник» Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. ( Творческий Центр «Сфера». Москва 2001 год. ). |
|
|