Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей» |
 Скачать 70.15 Kb. |
Конспект урока по литературному чтению,
составленный для учащихся 4 класса,
тема:
«Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей».
Учитель: Никонорова Светлана Андреевна
Цель: прочитать и проанализировать сказку Г.-Х. Андерсена «Соловей».
Задачи:
Знать: название произведения, автора произведения, имена героев.
Понимать: поступки героев в произведении(как разные персонажи сказки относятся к соловью)
Применять: уметь отвечать на вопросы словами текста, использовать все качества чтения , уметь читать правильно, сознательно, выразительно, темп чтения.
Анализ: описания героев и их поступков в сказке автором : Г.-Х. Андерсена.
Синтез: отвечать на вопросы обобщающей беседы.
Оценка: содержания сказки для воспитания нравственных качеств личности: доброты, справедливости, верности.
Средства обучения: М.П. Воюшина, Хрестоматия по литературе, 2 часть.
Таблица «План урока с эскизом доски и расчетом времени». (45 мин)
План урока
| Оформление доски
| Время
|
1.Орг.момент.
|
| 1 мин.
| 2.Объявление темы и цели урока.
|
| Ганс-Христиан Андерсен
«Соловей»
|
|
2 мин
| 3.Актуализация знаний
о писателе
викторина по сказкам Г.-Х. Андерсена
|
| Ганс-Христиан Андерсен
«Соловей»
|
| 5 мин
| 4. Чтение сказки и анализ по частям.
|
| Ганс-Христиан Андерсен
«Соловей»
|
| 15 мин
| 5.Обобщающая беседа.
|
| Ганс-Христиан Андерсен
«Соловей»
|
| 10мин
| 6. Домашнее задание
|
| 3 мин
| 7.Подведение итогов
|
| 7 мин
|
Этапы урока
| Содержание
|
1.Орг.момент.
| Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, сегодня я у вас буду вести уроки. Сейчас у нас литературное чтение. Проверьте готовность к уроку. Садитесь.
| 2.Объявление темы и цели урока.
| -Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество замечательного писателя Г.Х. Андерсена и его сказку «Соловей»
| 3.Актуализация знаний
| -Что вы знаете об Г.Х. Андерсене? Какие сказки вы читали? А они вам понравились?
-Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Андерсена. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать из какой.
Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки.
В цветке что-то щелкнуло, и он распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом…
«Дюймовочка».
Бумага, из которой был сделан кораблик, разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту, же минуту его проглотила рыба.
Какая темнота! Да ещё страх, как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.
Стойкий оловянный солдатик
Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, ну и пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки кур и гусей, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»
Гадкий утенок
Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей ..
Снежная королева
- Молодцы.
| 4. Чтение сказки и анализ по частям.
| -Как называлась сказка, которую вы читали дома? («Соловей»)
-Что вы знаете об этой птице?(Соловей маленькая певчая перелётная птица, с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением).
- Хорошо. Открываем учебники на стр 162, и начинаем читать. (до стр.164 «…съездить в Китай».)
- Что рассказывается в отрывке?
-Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?
Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)
Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.
Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?
Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?
- Читаем дальше. (до стр.165 «…и никогда не было»
- С какой просьбой обращается император к министру. (Найти соловья)
- И что на это сказал министр? (что разыщет ее)
- Разыскал? (нет) -Давайте прочитаем что дальше было. ( до стр. 166)
- Что же обещает сделать император, если министр не найдет соловья? (поколотить его палкой)
- Кто помогают министру?
-От куда они узнают о соловье? - Читаем дальше. (до стр 168 «..много знатных особ».)
- С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?
- Какая реакция была у министра на соловья? - Читаем дальше. (до стр. 1698 «…приятно императору».)
- А теперь как реагирует министр на пение?
- Обратите внимание, как обращается министр к соловею? (на ВЫ)
-Почему?
- Читаем дальше. (до стр.170 «…придворные дамы».)
- Куда посадили соловья?
- Какой награду за свое пение получил соловей?
-Читаем дольше.(до стр 171 «…на весь Китай».)
- Что происходило с народом на улице?
- Читаем дальше ( …заведенная шарманка.)
- Что привезли императору?
- Как выглядел соловей?
- Что решил император?
- Молодцы, на след. уроке вы продолжите читать сказку.
| 5.Обобщающая беседа.
| - Почему сказка называется “Соловей”, а не “Соловьи”?
Высказывания детей.
Назовите главных героев сказки.
Есть красота внешняя и внутренняя. В сказке Андерсена кто, какой красотой красив? Почему?
Есть Жизнь и Смерть.
Да, Смерть – персонаж сказки. Кто победил её?
Каких героев сказки можно связать с этими понятиями?
Какой момент сказки вам понравился?
Можно ли назвать эту сказку волшебной?
Я подобрала пословицы
Друзья познаются в беде.
Не всё то - золото, что блестит.
Как вы думаете, подходят они к нашему произведению?
| 6. Домашнее задание
| Дочитать сказку
| 7.Подведение итогов, оценка работы учащихся.
| -Чему сказка учит? Какие уроки мы можем вынести из этой сказки?
-Ребята, а какой эпизод вам больше запомнился?
Какую иллюстрацию ты бы нарисовал, какие цвета использовал?
- А вот представьте себе, что вы бы шили костюмы для этой сказки, во что бы вы одели героев?
| |
|
|