Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей»


Скачать 70.15 Kb.
Название«Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей»
Дата04.05.2016
Размер70.15 Kb.
ТипСказка

Конспект урока по литературному чтению,

составленный для учащихся 4 класса,

тема:

«Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей».

Учитель: Никонорова Светлана Андреевна

Цель: прочитать и проанализировать сказку Г.-Х. Андерсена «Соловей».

Задачи:

Знать: название произведения, автора произведения, имена героев.

Понимать: поступки героев в произведении(как разные персонажи сказки относятся к соловью)

Применять: уметь отвечать на вопросы словами текста, использовать все качества чтения , уметь читать правильно, сознательно, выразительно, темп чтения.

Анализ: описания героев и их поступков в сказке автором : Г.-Х. Андерсена.

Синтез: отвечать на вопросы обобщающей беседы.

Оценка: содержания сказки для воспитания нравственных качеств личности: доброты, справедливости, верности.

Средства обучения: М.П. Воюшина, Хрестоматия по литературе, 2 часть.

Таблица «План урока с эскизом доски и расчетом времени». (45 мин)


План урока

Оформление доски

Время


1.Орг.момент.

  • представление учителя







1 мин.

2.Объявление темы и цели урока.






Ганс-Христиан Андерсен

«Соловей»




2 мин

3.Актуализация знаний

  • о писателе

  • викторина по сказкам Г.-Х. Андерсена





Ганс-Христиан Андерсен

«Соловей»



5 мин

4. Чтение сказки и анализ по частям.





Ганс-Христиан Андерсен

«Соловей»



15 мин

5.Обобщающая беседа.






Ганс-Христиан Андерсен

«Соловей»



10мин

6. Домашнее задание




3 мин

7.Подведение итогов




7 мин




Этапы урока

Содержание


1.Орг.момент.


Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, сегодня я у вас буду вести уроки. Сейчас у нас литературное чтение. Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

2.Объявление темы и цели урока.

-Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество замечательного писателя Г.Х. Андерсена и его сказку «Соловей»


3.Актуализация знаний

-Что вы знаете об Г.Х. Андерсене? Какие сказки вы читали? А они вам понравились?

-Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Андерсена. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать из какой.

Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки.

В цветке что-то щелкнуло, и он распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом…

«Дюймовочка».

Бумага, из которой был сделан кораблик, разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту, же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Да ещё страх, как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Стойкий оловянный солдатик

Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, ну и пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки кур и гусей, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

Гадкий утенок

Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей ..

Снежная королева

- Молодцы.


4. Чтение сказки и анализ по частям.

-Как называлась сказка, которую вы читали дома? («Соловей»)

-Что вы знаете об этой птице?(Соловей маленькая певчая перелётная птица, с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением).

- Хорошо. Открываем учебники на стр 162, и начинаем читать. (до стр.164 «…съездить в Китай».)

- Что рассказывается в отрывке?

-Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)

Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.

Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?

Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?

- Читаем дальше. (до стр.165 «…и никогда не было»

- С какой просьбой обращается император к министру. (Найти соловья)

- И что на это сказал министр? (что разыщет ее)

- Разыскал? (нет)
-Давайте прочитаем что дальше было. ( до стр. 166)

- Что же обещает сделать император, если министр не найдет соловья? (поколотить его палкой)

- Кто помогают министру?

-От куда они узнают о соловье?
- Читаем дальше. (до стр 168 «..много знатных особ».)

- С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?

- Какая реакция была у министра на соловья?
- Читаем дальше. (до стр. 1698 «…приятно императору».)

- А теперь как реагирует министр на пение?

- Обратите внимание, как обращается министр к соловею? (на ВЫ)

-Почему?

- Читаем дальше. (до стр.170 «…придворные дамы».)

- Куда посадили соловья?

- Какой награду за свое пение получил соловей?

-Читаем дольше.(до стр 171 «…на весь Китай».)

- Что происходило с народом на улице?

- Читаем дальше ( …заведенная шарманка.)

- Что привезли императору?

- Как выглядел соловей?

- Что решил император?

- Молодцы, на след. уроке вы продолжите читать сказку.

5.Обобщающая беседа.

- Почему сказка называется “Соловей”, а не “Соловьи”?

Высказывания детей.

Назовите главных героев сказки.

Есть красота внешняя и внутренняя. В сказке Андерсена кто, какой красотой красив? Почему?

Есть Жизнь и Смерть.

Да, Смерть – персонаж сказки. Кто победил её?

Каких героев сказки можно связать с этими понятиями?

Какой момент сказки вам понравился?

Можно ли назвать эту сказку волшебной?

Я подобрала пословицы

Друзья познаются в беде.

Не всё то - золото, что блестит.

Как вы думаете, подходят они к нашему произведению?


6. Домашнее задание


Дочитать сказку

7.Подведение итогов, оценка работы учащихся.

-Чему сказка учит? Какие уроки мы можем вынести из этой сказки?

-Ребята, а какой эпизод вам больше запомнился?

Какую иллюстрацию ты бы нарисовал, какие цвета использовал?

- А вот представьте себе, что вы бы шили костюмы для этой сказки, во что бы вы одели героев?