Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Функции и проблемы современной семьи»


Скачать 138.08 Kb.
Название«Функции и проблемы современной семьи»
Дата29.04.2016
Размер138.08 Kb.
ТипДокументы

Тема: «Функции и проблемы современной семьи»
Количество часов: 2 ч.

Вид занятия: комбинированный.

Цели:

1. Уточнить и закрепить знания о формах (типах) семьи.

2. Получить знания о функциях семьи.

3. Развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, речь, память, умение проектировать цели обучения, работать в нужном темпе.

4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в малых группах. Воспитывать культуру умственного труда; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.

Оборудование: учебник Т.А.Куликова Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2000., карточки с заданием для выполнения практического задания, тестовые задания в двух вариантах, бланки ответов, таблицы для заполнения «Функции семьи», МСО, ватман, фломастеры, стикеры, нарисованный дом на ватмане, песочные часы, колокольчик.
Используемые технологии: информационно-развивающая, личностно-ориентированная, деятельностная, развивающая технологии, а так же технология сотрудничества. В занятии используются активные методы обучения: «Дом мечты», « Спроектируй цели», «Машина времени – возврат в прошлое», «Смотри на слайд», «Карта группового сознания», «Что ты думаешь о…?», «Выполни сам, помоги другому».
План занятия:

1.Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия, выяснение причин отсутствия (инициация)
2. АМО - «Дом мечты» (формирование ожиданий учащихся) – проектирование целей занятия.
3.Актуализация знаний: АМО: «Машина времени – возврат в прошлое» (вхождение или погружение в тему)

- тестовый опрос по предыдущим темам «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».
4. Сообщение нового материала по плану: (интерактивная лекция)

1) Функции семьи. АМО: «Смотри на слайд».

2) Проблемы современной семьи. АМО: «Карта группового сознания».

3) Сотрудничество семьи с образовательными учреждениями.
4. Закрепление изученного материала. АМО: «Что ты думаешь о…?»
5. Заключительная часть

а) выставление отметок,

б) домашнее задание. АМО: «Выполни сам, помоги другому».

Ход занятия:

1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия (инициация)

Наша тема: «Функции и проблемы современной семьи»
2. АМО - «Дом мечты» (формирование ожиданий учащихся)

Цель: создание положительного настроя на предстоящее занятие; умение проектировать цели обучения и воспитания. Закреплять умение высказывать свою мысль, слушать мнение других, обеспечить настрой учащихся на достижение целей.

В связи с изучением данной темы, у вас конечно же возникли ожидания того, что вы хотите узнать. Каждая семья у нас ассоциируется с понятием – дом, который каждый строит сначала в своем сознании на основе родительского опыта, традиций, быта, знаний. Перед нами – дом, который нам надо обжить за время нашего урока. Мы должны продумать по каким правилам, законам, вы будете строить семейный дом, чтобы он был теплым, уютным и самое главное благополучным для воспитания и развития детей. Что для этого нужно знать? Какие вопросы вы хотели бы изучить, уточнить, обсудить на уроке. Это и будут ваши ожидания от сегодняшней встречи.

Напишите их на стикере и прикрепите к нашему дому.

Я думаю, что ваши ожидания воплотят ваши лучшие мечты, поэтому мы назовем наш дом – «Дом мечты». Приступайте.

Предлагаю по мере прикрепления стикера зачитать ожидания некоторым студентам.
Сравните ваши ожидания с планом работы на слайде (МСО).

Мы будем рассматривать следующие вопросы: обратите внимание на слайд. (МСО). Запишите в лекционной тетради
Из наших ожиданий вытекают цели, и нашу работу мы так и назовем «Спроектируй цели»- предлагаю вам в течение 2 минут, молча подумать, какие цели должен каждый из вас поставить на данном занятии. Напоминаю, что каждый должен выразить обучающую, развивающую и воспитывающую цели, а так же цели, которые ставит каждый лично для себя.
3. АМО: «Спроектируй цели»

Цель: спроектировать цели обучения и воспитания, подумать над тем, как цели взаимосвязаны, дополняют ли они друг друга, связаны ли они с предыдущим занятием? Закреплять умение высказывать свою мысль, слушать мнение других, обеспечить настрой учащихся на достижение целей.

Спроектированные цели предлагаю записать в тетради. Затем вызванные студенты по очереди зачитывают цели, обмениваются мыслями, аргументируют выбранную цель. В ходе диалога и обсуждения выбирается наиболее значимая цель.

После обсуждения предлагаю сравнить с целями, представленными на слайде (МСО). - А теперь посмотрите на слайд – на слайде представлены цели.

1. Уточнить и закрепить знания о формах (типах) семьи.

2. Получить знания о функциях семьи;

3. Развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, речь, память; умение проектировать цели обучения, работать в нужном темпе.

4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в малых группах. Воспитывать культуру умственного труда; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.

Те цели, которые совпадают или близки по определению предлагаю выделить ярким маркером, именно над их достижением мы и будем работать.
4. Актуализация знаний:

АМО: «Машина времени – возврат в прошлое»- (вхождение или погружение в тему)

Цель: закрепление пройденной темы, развитие мыслительных процессов.

- А сейчас предлагаю вам зайти в машину времени и вернуться в прошлое, к нашему прошлому уроку. У вас на столах лежат тестовые задания, бланки для ответов. Будьте внимательны, напоминаю, ответы должны содержать буквенное обозначение. Время выполнения задания – 5 минут.

Обратите внимание на слайд, внимательно проверьте и выставьте отметки в соответствии с критериями (самопроверка).
5. Сообщение нового материала:

АМО: «Смотри на слайд» (интерактивная лекция)

Цель: концентрация внимания учащихся, развитие общеучебных умений и навыков.

По ходу лекции на слайде представлен материал, необходимый для записи в лекционную тетрадь, используется эффект визуализации.

А) Функции семьи.

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Надо отметить, что между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Ученые выделяют различные функции семьи, основными из которых являются следующие: • репродуктивная (функция продолжения рода);

воспитательная функция ( духовное воспроизводство населения);

хозяйственная функция (экономическая и хозяйственно-бытовая);

функция организации досуга (восстановительная, первичной социализации); (МСО)

Репродуктивная функция (функция продолжения рода)- это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. В настоящее время демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Поэтому в наше время одна из важнейших задач государства - это восстановление репродуктивной функции семьи.

Воспитательная функцияважнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. «Семья – воспитательная колыбель человека» (Н.Я.Соловьев).

Родители - первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Одна из предпосылок существования нормальной семьи – ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Хозяйственная функция была связана с накоплением богатства для членов семьи. Те социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворения различных духовных потребностей.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и способностей.

Дополнительные функции семьи:

Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие), финансовое положение и т. д.

Семья выполняет также функцию сексуального регулирования. Не случайно религия благословляет брак и не одобряет разводы, а государство ввело особый институт брака. Данная функция тесно связана с репродуктивной и воспитательной функцией, поскольку ни репродуктивная функция, предполагающая обеспечение детей необходимым для их выживания, ни воспитательная функция не могут нормально выполняться в рамках неупорядоченных сексуальных отношений.

Рождаясь в определенной семье, ребенок автоматически наследует от родителей или приобретает некоторые наиболее важные статусные характеристики: национальность, религиозная принадлежность, принадлежность к определенному социальному слою. Следовательно, семья выполняет статусную функцию.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может осуществляться только в семье.

Хорошая семья - это всегда группа людей, которые испытывают по отношению друг к другу привязанность и поддерживают друг друга в сложных ситуациях. Именно семья является (или должна являться) основным источником любви, понимания и поддержки. Опыт семейной жизни, как считают ученые, определяет то, каким образом человек будет относиться к другим людям, как он будет строить с ними отношения. Если этот опыт был неудачным, это может привести к некоторым серьезным психологическим проблемам.
Б) Проблемы современной семьи.

АМО: «Карта группового сознания» (работа в подгруппах)

Цель: анализ существующей проблемы, поиск решений.

Сейчас вам необходимо объединиться в небольшие подгруппы по 5-6 человек. На листе ватмана создайте графический, схематический образ, определяющий проблемы современной семьи. Постарайтесь, чтобы образ был четкий, ясный, лаконичный. Для этого вы должны максимально быстро согласовать свои действия и знания. Время работы – 5 мин.

По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты группового сознания» на доску и представляет ее.

По ходу представления одной из групп своей карты, остальные делают записи в тетрадях.

Сравните с теми проблемами современной семьи, которые на современном этапе выделяют социологи. Определите подгруппу, в которой наибольшее число совпадений.

  • Низкий экономический уровень.

  • Низкая культура общественной жизни.

  • Высокий процент разводов.

  • Бытующее общественное мнение.

  • Обострение конфликтов между поколениями.

  • Разрушение многопоколенных семей.

  • Изменение в распределении ролей между мужчиной и женщиной. (МСО)


6. Упражнение «Ассоциации» (эмоциональная разрядка) (МСО)

Цель: эмоционально и когнитивно включаться в процесс саморазвития и совершенствования будущих семейных отношений.

Материал: лист бумаги, ручка.

Необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы-задания: (на слайде)

«Если семья - это постройка, то она ... (шалаш, домик, многоэтажный дом, крепость);

«Если семья - это цвет, то она ... (черно-белая как зебра, нежно-розовая, синяя, зеленая);

«Если семья - это музыка, то она ... (романс, классика, рэп, рок);

«Если семья - это геометрическая фигура, то она ... (круг, квадрат, треугольник, многоугольник);

«Если семья - это фильм, то она ... (комедия, мелодрама, триллер, трагедия);

«Если семья - это настроение, то она ... (радость, постоянный стресс, блаженство, тревога).
- Даже если ваш дом, не совсем крепкий, помните, что всегда есть надежда на укрепление его фундамента, обживание своего гнездышка, чтобы всем в нем было уютно, чтобы семья – это была может быть крепостью, чтобы в ней всегда звучали классическая музыка или романс, чтобы не встречались на пути острые углы, это была комедия и постоянно присутствовало чувство радости и блаженство.
7. Сотрудничество семьи с образовательными учреждениями.
Цель выполнения задания: формирование знания о сотрудничестве семьи с

образовательными учреждениями; развитие умения работать с учебником (находить нужный раздел, быстро читать, выбирать главное и записывать его в тетради, составлять граф-схему прочитанного текста).
Задание: выполнить граф - схему «Семья и другие образовательные учреждения», выписать краткую характеристику сотрудничества семьи и других образовательных учреждений.
Руководство к выполнению задания:

1. Прочитать раздел «Семья и другие воспитательные институты».

2. Выполнить граф-схему «Семья и другие воспитательные учреждения». (В граф-схеме можно использовать графические обозначения и текст).

3. Прочитать текст «Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения».

4. Выписать признаки сотрудничества и взаимодействия семьи с дошкольным учреждением.
8. Заключительная часть.

АМО: «Что ты думаешь о…?» (подведение итогов)

Цель: выяснить отношение учащихся к прошедшему занятию, подведение итогов занятия.

- Наш дом построен. - Пришло время проверить, что мы построили, то к чему стремились или нет?! И эта часть занятия называется – Что ты думаешь о…..?

- О том, все ли ожидания были достигнуты? В чем это выражается?
- Давайте еще раз посмотрим на те ожидания, которыми мы наполнили наш дом. Подойдите к своим стикерам и снимите те ожидания, которые осуществились. Что осталось не реализованным? Зачитайте.

- Оставшиеся не проработанные ожидания это и будет темой вашей самоподготовки.
9. Рефлексия.

При подведении итогов студенты отвечают на вопросы: - Я сегодня получила знания о….. - Я хотела бы на следующих занятиях узнать о….

- В дальнейшем я собираюсь……

- Сегодня получили отметки следующие студентки: ____________________.
10. Домашнее задание.

АМО: «Выполни сам, помоги другому»

Цель: настроить на предстоящее занятие, уметь выполнять опережающее задание, подбирать необходимую научно-методическую литературу, умение пользоваться Интернет ресурсами, развитие творческого потенциала студентов.

1) Выучить тему по учебнику (стр. 27-30; 43-45). 2) Подготовиться к опросу.

3) выполнить СРС. Подготовить сообщения, используя дополнительную литературу, средства массовой информации, Интернет - ресурсы по вопросу «Трудности, с которыми встречаются современные родители в воспитании детей», быть готовым к выступлению. Интернет-ресурсы:

  1. Педагогика – yandex.ru://pedagogy.ru

  2. Менеджер образования - http://www.menob.ru

Текущий опрос по темам: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».
Вариант 1

1. Вставьте пропущенные слова в определение, используя нижеприведенные слова.

Семья – это ________ социально -__________ группа, члены которой связаны ___________ или родственными отношениями.

а) большая е) незначительная

б) педагогическая ж) брачные

в) общественные з) социальные

г) психологическая и) малая

д) демографическая
2. Выберите верное утверждение: нуклеарная семья -

а) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,

б) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,

в) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,

г) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.
3. Выберите верное утверждение: патриархальная семья -

а) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,

б) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,

в) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.

г) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,


За каждый правильный ответ в заданиях 1,2.3 студент получает - 1 балл.
Вариант 1 Критерии оценивания:

1. - и, г, ж «5» - за 5 набранных балла

2. – г «4» - за 4 набранных балла

3.б «3» - за 3 набранных балла

«2» - за 2 набранных балла

Текущий опрос по темам: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные слова в определение, используя нижеприведенные слова.

Семья - это ____________ институт, характеризующийся устойчивой формой ___________ между людьми, в рамках которого осуществляется ________ часть повседневной жизни людей.
а) взаимоотношения е) незначительная

б) педагогический ж) брачные

в) общественные з) социальный

г) психологический и) основная

д) демографическая
2. Выберите верное утверждение: материнская семья -

а) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,

б) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.

в) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,

г) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,
3. Выберите верное утверждение: неполная семья –

а) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,

б) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,

в) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,

г) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.

Критерии ответов на текущий опрос по темам: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».


За каждый правильный ответ в заданиях 1,2.3 студент получает - 1 балл.
Вариант 2 Критерии оценивания:

1. - з, а, и «5» - за 5 набранных балла

2. – в «4» - за 4 набранных балла

3.б «3» - за 3 набранных балла

«2» - за 2 набранных балла


Бланк ответов

Фамилия __________________________
Группа ___________ Дата ________


Вариант 1

1. -

Итого баллов:

2. -




3. -

Оценка:


Литература: Т.А. Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст]- М., 1998. С. 148-150. С. 150-154.