Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Формирование представлений о защитниках отечества у старших дошкольников |
 Скачать 36.42 Kb. |
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ЗАЩИТНИКАХ ОТЕЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Фалеева М. Г.
МДОУ №162 г. Иркутск Человеку многое в жизни дорого. Но есть то, без чего жить нельзя – семья, родители, Родина. Родина для каждого из нас – что-то особенное и, вместе с тем, она у нас одна. С детства мы слышим, что Родину надо охранять. Чтобы спокойно спали ее дети, а по утрам радостно звенели голоса малышей, чтобы расцветали под мирным небом сады и уютно светились огни ночных городов – человек надевает военную форму. Дошкольники тоже с удовольствием примеряют военную форму, играют с атрибутами для военных игр. Что знают наши дети об отважных защитниках Родины всех времен? Чтобы игры детей на военную тематику были разнообразны, чтобы дети позитивно относились к Родине, дорожили ей и гордились, важно помочь им сформировать представление о разных родах войск, разнообразии военной техники и т.д.
Многие из нас помнят, как мальчишки 80-х хвалились друг перед другом солдатской атрибутикой: кокарда, звездочка в головном уборе, военные пуговицы на пальто, особой гордостью был солдатский ремень. Дошкольники с большим уважением относились к солдатам, защитникам, гордились близкими, служившими в армии, много знали о военных профессиях. Мальчики хотели быть такими же сильными и смелыми как солдаты. С многочисленными изменениями в нашей жизни за последние 10-15 лет изменились и кумиры детей. Место бесстрашного защитника-солдата заняли другие герои: спайдермен, бэтмен, супермен и прочие мутанты. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах, на одежде, в магазинах на полках с игрушками. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В молодых семьях не считается важным воспитание патриотизма. Если не патриотичны родители, то нельзя вырастить патриота. Поэтому, считаем, что формировать представления о наших защитниках Отечества необходимо в тесном взаимодействии с семьей. Актуально найти и внедрить эффективные формы работы по приобщению родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка. Знакомя детей с понятием защитник Отечества, мы используем благодатный и богатый материал: рассказываем и читаем детям о героях-защитниках, их подвигах, о буднях российских солдат. Элементы военной атрибутики используем в физкультминутках, спортивных мероприятиях, в сюжетно-ролевых играх, режиссерских играх и др. Но, когда о героической истории страны и людях, защищавших Родину, рассказывают ребенку его самые близкие люди, то это производит неизгладимое впечатление на ребенка. Кроме традиционных консультаций, рекомендаций в рамках подготовки к праздникам 23 февраля или годовщины Победы в своей группе мы построили эту работу так, что родители стали непосредственными участниками процесса воспитания патриотизма. Очень хорошо откликнулись родители на создание в группе экспозиции «Защитники Родины в моей семье». Родители с детьми реализовали своеобразный исследовательский проект. Нашли фотографии, семейные реликвии, подготовили рассказ о близком человеке, об его участии в защите родной страны. Дети на протяжении нескольких месяцев рассказывали по очереди о своих родственниках-защитниках Отечества. Удачно прошла реализация такого детско-родительского проекта как «Военная техника». По нашей просьбе родители с детьми собирали иллюстрации, фотографии с изображением военной техники в разные времена. В группе с детьми делали альбомы, коллажи. Результатом была выставка поделок родителей с детьми военной техники. Традиционно с детьми готовим выступление с праздничным концертом в госпитале для ветеранов войн. Родители всегда волнуются перед таким ответственным мероприятием, помогают в подготовке концерта, делают вместе с детьми подарки ветеранам. Много разнообразных впечатлений у детей остается от экскурсий к Мемориалу Славы, танку-герою Иркутский Комсомолец, к экспозиции боевой техники у Дома Офицеров. Рекомендуем родителям совершать прогулки с детьми к памятным местам в нашем городе и рассказывать их историю. Дети с гордостью приносят свои фото после таких экскурсий. Особенно восторженно дошкольники делятся своими впечатлениями после похода с родителями к Мемориалу Славы в День Победы. Именно там они видят много ветеранов с орденами на груди, слышат, как играет оркестр песни военных лет, как встречаются, плача от радости боевые друзья, а немощные старики, поддерживаемые родственниками, припадают к земле, чтобы поцеловать ее. Родители тоже не без удивления рассказывают о поведении детей в такие моменты, о вопросах, которые задают дети. Дети изъявляют желание спеть выученную в группе песню ветерану, подарить цветок. Особое внимание в формировании представлений о защитниках Отечества уделяем военным песням. Дети узнают, что песня помогала бойцам выстоять в годы войны. Военные песни пробуждают у детей особые чувства, создают соответствующее настроение. Напеваем такие песни во время рисования на военную тему: «Богатыри России», «Портрет героя», «Была война» и т.п. Также устраиваем час слушания аудиозаписей военных песен. Так, дети познакомились с песнями военных лет в исполнении артистов иркутского театра народной драмы. Многие родители также проявляют интерес к военным и солдатским песням – просят тексты, разучивают их вместе с детьми. Таким образом, единство семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании позволяет сформировать представления о защитниках Отечества у детей дошкольного возраста и способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину. |
|
|