4.Мини - тест «Откуда эти строки?» (На индивидуальных карточках.)
Задача: Соединить стрелками отрывки с названиями басен.
5.Работа над новым материаломА теперь приступаем к работе с новыми баснями. Вспомним, что такое басня. Откройте словарь происхождения слов и прочтите.(Учебник Р.яз. №2, стр.187)
Басня - небольшое, чаще всего стихотворное произведение. От древнего слова «баять» -говорить.А вот первое определение басни: «
Басня – есть вымышленный рассказ, являющий образ истины»Автор первой басни сегодняшней - Эзоп. Поработаем с лентой времени. Когда же появились его басни? А когда появились первые басни?
Наш библиотекарь Полупанова Анастасия подготовила о нем небольшое сообщение. (Слушается сообщение)
Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» Работа по содержанию-Из каких частей обычно состоит басня?
-Чему посвящена первая часть басни - ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?
- Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)
Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить», их принесла нам Летучая мышь на своих крыльях (учебник стр.18)
-Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.
Работа с пословицами (стр. 18)
1.Лестью и душу вынимают.2.Ласкатель – тот же злодей.3.Лесть без зубов, а с костьми ест.4.Больше верь своим очам, нежели чужим речам.Прочитайте пословицы. От чего они нас предостерегают? Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа?
Физкультминутка музыкальная «Как у наших у ворот»Работа с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Работа с лентой времени
-Истории басен Эзопа известны во всем мире и дожили до наших дней. Их пересказывали на свой лад многие писатели и поэты в разных странах. Самые известные баснописцы – Лафонтен во Франции и Иван Крылов в России.
2. Сообщение о Крылове (Библиотекари Семейко Андрей и Коляко Кристина)
3. Просмотр мультфильма по мотивам басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
4.Беседа по содержанию -Что вы заметили? История, рассказанная Иваном Крыловым, похожа, что и в басне Эзопа?
-Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у других народов? (Бродячие истории)
-В чем сходство и различие басен? Какая из них написана прозой, а какая стихами?
-Какая басня помогает лучше представить животных: их внешний вид и поведение? Какая басня вам кажется более смешной? Почему?
5. Повторное чтение цепочкой по строчке учащимися- Найдите в тексте слова, какими лисица характеризует глупую ворону, какие слова использует. (Выборочное чтение)
6.Физминутка для глаз7.Работа с иллюстрациями. - Ребята, посмотрите на экран! Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике на странице20 и представлена на экране. Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)
- Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?
Чему же учат нас эти басни? (
Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми)
7.Связь с жпзнью. -Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом , выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.
8.Работа в группах . Проект «Пишем басни сами»(Разыгрывание ситуаций, подобных тем, что описаны в баснях «Лесть в корыстных целях»)
1 ситуация. Вы не выучили наизусть басню, получили «двойку». Учитель требует ваш дневник?
2 ситуация. На день рождения вам подарили 500 рублей. Ваш брат (сестра) хотят любой ценой их заполучить.
3 ситуация. Твоему другу (подруге) купили новую компьютерную игру, о которой вы давно мечтали. А он не дает вам поиграть.
9. Итог урока Бессмертные творения Эзопа и Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
-Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни) Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)
Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?
(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)
10.Как оцениваете свою работу на уроке? Поднимите карточку с нужным номером.
1. Полностью раскрывшийся бутон (вы работой своей очень довольны)
2.Бутон раскрыт на половину (своей работой довольны, но могли бы работать лучше)
3. Бутон зеленого цвета ( сегодня у вас не все получилось, вы можете работать лучше)
11. Домашнее задание по выбору 1. Сочинить басню, мораль которой «Делу – время, а потехе – час».
2. Найти в библиотеке басни других авторов, прочитать одну из них.
Если успеем! (К итогу урока) – Отрываем лепестки, читаем вопрос, отвечаем.( По группам)
Сколько частей, как правило, в басне? Как они называются?
Сколько лет назад жил Эзоп?
Какие художники иллюстрировали басни?
1.В каком году родился И.А.Крылов?
2.Кто чаще всего становится героем басни, а кого обычно касается вывод (мораль)?
3.Как отчество Крылова?
1.Каких писателей, создавших басни, вы знаете?
2.В каком городе стоит памятник Крылову в окружении зверей и птиц?
3.Как давно существуют истории, которые называются баснями?