Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Этические нормы социальной работы» |
 Скачать 121.82 Kb. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Министерства образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
Методическая разработка конспекта урока
с использованием технологии групповой технология и ИКТ
по дисциплине «Теория и методика социальной работы» на тему: «Этические нормы социальной работы»
| Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Бакуева О.Н.
|
2012-2013 учебный год
Цель: Формировать у студентов базовые понятия социальной работы как профессии. Определить суть этических норм деятельности социального работника. Задачи:
Образовательные:
Способствовать пониманию студентов этических принципов и стандартов этики социальной работы.
Обобщить этические принципы, отражающие ключевые ценности профессии, и установить ряд специфических стандартов этики, которые должны соблюдаться при проведении социальной работы.
Определить стандарты, по которым социальные работники делают оценку неэтичности профессиональных действий своих коллег.
Развивающие:
Развивать у студентов способности находить правильные подходы к разрешению возникающих ситуаций конфликта профессиональных обязанностей, а также ситуаций, характеризующихся неопределенностью или неясностью этического характера.
Развивать у студентов навыки использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.
Воспитательные:
Продолжать развивать у студентов умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
В ходе проведения урока реализуется формирование следующих профессиональных компетенций:
общие компетенции (ОК), включающие способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
профессиональные компетенции (ОК), включающие способность:
Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа
| ПК-1.3
| Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам
| ПК-1.4
| Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
| ПК-1.5
| Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей
| ПК-2.2
| Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)
| ПК-2.3
| Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС
| ПК-2.4
| Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей
| ПК-2.5
| Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска
| ПК-3.2
| Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)
| ПК-3.3
| Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска
| ПК-3.4
| Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска
| ПК-3.5
| Способность определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента
| ПК-5.2
| Способность осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов
| ПК-5.3
|
Вид урока:
| Комбинированный урок
| Технологии, используемые на уроке:
|
Проблемное обучение, групповая технология (дискуссия в малых группах), ИКТ.
| Формы учебной деятельности студентов:
| Групповая, индивидуальная.
| Основные понятия:
| Этические нормы, этика социальной работы, этикет в социальной работе.
| Материально- техническое оснащение
| Кроссворд на компьютере, таблица Этические нормы социального работника, презентация «Этические нормы социального работника».
|
Конспект урока.
Организационный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к уроку.
Организация внимания.
Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о том, что каждая профессия в системе «Челове-Человек» базируется на особой, присущей только ей системе знаний как теоретического, так и практического характера. Системе знаний и установок, которая отличает профессионала в определенной сфере деятельности от непрофессионала. Что же это за система, и какие критерии в нее входят?
Работа в группах.
Вам предстоит обсудить следующие вопросы:
1. На чем должен опираться социальный работник в работе с клиентами?
2. Какими качествами должен обладать социальный работник?
3. Существуют ли правила работы социального работника?
Студенты должны выбрать представителя, который будет вести записи и расскажет о результатах дискуссии. Вопросы обсуждаются в течение 10 минут, после чего все группы объединяются, и представитель каждой группы рассказывает о результатах
дискуссии. Записи ведутся на доске. В результате обсуждения проводится поведение итогов.
Вы все совершенно правы, в своей работе социальный педагог должен опираться на совокупность таких категорий, принципы, правила общения и поведения, нравственные качества и предписания, регулирующие отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками.
Совокупность перечисленных категорий в профессиональной деятельности можно обозначить одним понятием, которое зашифровано в кроссворде, пожалуйста, попытайтесь отгадать кроссворд и дать четкое определение зашифрованному понятию. А кроссворд наш посвящен предыдущей теме: «Социальный работник как профессия», разделу: «Характеристика функций социального работника» Каждой группе выдано по вопросу к тесту, на который вы должны дать ответ.
|
|
|
|
|
|
| э
| в
| р
| и
| с
| т
| и
| ч
| е
| с
| к
| а
| я
|
|
| д
| и
| а
| г
| н
| о
| с
| т
| и
| ч
| е
| с
| к
| а
| я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о
| р
| г
| а
| н
| и
| з
| а
| т
| о
| р
| с
| к
| а
| я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
| к
| т
| и
| в
| и
| з
| а
| ц
| и
| о
| н
| н
| а
| я
|
|
|
|
|
|
| п
| р
| а
| к
| т
| и
| ч
| е
| с
| к
| а
| я
|
|
|
|
|
|
По мере ответов группы педагог заполняет сетку кроссворда выведенного на экран.
И предлагает студентам определить слово, сложенное в кроссворде.
Итак, что же такое этика социального работника?
Каждая группа формулирует понятие самостоятельно.
Итак мы пришли с вами к выводу, что этика социального работника – это совокупность принципов , правил общения и поведения, нравственные качества и предписания, регулирующие отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками.
И теперь нам предстоит разобраться, что же такое этические нормы и этикет социального работника.
Этап усвоения новых знаний.
Лекционный материал с использованием презентации «Этические нормы социального работника».
Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.
Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.
Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.
Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.
Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.
Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.
Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.
Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.
Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы [2].
Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.
Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.
Важнейший долг социального работника перед самим собой — поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.
Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:
внешний вид работника;
внешний вид помещения;
удобство для посетителей;
психологическая атмосфера доверия к посетителю.
Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.
Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.
Этап закрепления новых знаний.
Сегодня мы обсудили с вами основные этические нормы социального работника. И сейчас вам предстоит обсудить, какие этические профессиональные нормы должны быть отнесены к каждой из предложенных групп.
Группам раздаются бланки задания. Студенты обсуждают какие именно этические нормы можно отнести к представленным группам.
|
|
| 1.
| Поведение и облик социального работника
|
| 2.
| Этические обязательства по отношению к своим клиентам
|
| 3.
| Этические обязательства по отношению к своим коллегам
|
| 4.
| Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество
|
| 5.
| Этические обязательства по отношению к своей профессии
|
| 6.
| Этические обязательства по отношению к обществу.
|
|
Этап информации студентов о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Подводя итоги нашей работы , мне бы хотелось, еще раз остановиться на основной цели этики социальной работы, которая заключается в обеспечении и поддержании социально-одобряемых моделей профессиональной деятельности социального работника.
Вашим домашним заданием будет выполнение творческой работы. Составьте памятку социальному работнику «Этика социального работника». |
|
|