Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Эмоциональная компетентность в работе руководителя образовательного учреждения. Цель: Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность» |
 Скачать 157.52 Kb. |
Эмоциональная компетентность
в работе руководителя образовательного учреждения.
Цель:
Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность», «профессиональная деформация», «синдром эмоционального выгорания», «эмоциональный интеллект».
Показать важность проблемы эмоционального выгорания у педагогов.
Формировать у руководителей навыки регуляции в коллективе негативных психоэмоциональных состояний.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- слайды презентации «Эмоциональная компетентность
в работе руководителя образовательного учреждения»;
- карточки - схемы типов педагогов;
- ватман, маркеры,
- карточки- памятки. 1.Вступительное слово психолога.
Технологический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без телевизора, телефона, компьютера, радио и т.д. Все это замечательно, но есть одно но…Человек приближаясь к технике, отдаляется от человека. Условия жизни современного человека привели к ситуации, когда многие знания и умения, которые до недавнего времени приобретались в житейском опыте, оказываются недостаточными для нормального существования в социуме. Поэтому их формирование становится задачей образования, функции которого расширяются и видоизменяются.
Особое место занимает формирование эмоциональной компетентности. Она включает в себя умение распознавать эмоции других людей по их внешним проявлениям, способность выражать собственные эмоции так, чтобы другие люди понимали их, а также умение управлять собственными эмоциями, справляться со стрессами.
В число участников образовательного процесса входят не только ученики и их родители, но и учителя. Исследования показывают, что эмоциональная компетентность, как детей, так и взрослых невысока. Это связано с представлением об эмоциях как нежелательном явлении.
Нельзя забывать, что профессию учителя можно отнести к разряду стрессогенных. Каждый руководитель это хорошо знает, так как сам «пришел» в директора из учителей – предметников.
2.Слушание сказки об Учителе Кому как не вам, директорам школ, знать проблемы учителя. Прежде чем, перейти к рассмотрению этих проблем предлагаю вам послушать Сказку об Учителе. Перед прослушиванием вам вопрос:
Какую проблему отражает сюжет сказки?
Сказка об Учителе.
История, призванная иллюстрировать
проблему профессиональной деформации.
Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
Сегодня мы рассмотрим проблему, связанную с эмоциональным выгоранием педагога и попробуем определить стратегию поведения руководителя по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников. Таким образом, поработаем и над формированием своей эмоциональной компетентности. 3.Лекция о профессиональной деформации педагога и синдроме эмоционального выгорания.
Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Виды профессиональной деформации.
Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно принимает принятые в учреждении модели поведения.
Глубокий уровень деформации - у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
Крайняя степень деформации (профессиональная деградация) – личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной. Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. «Синдром эмоционального выгорания - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». (Гринберг Д., 2002).
Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Психологическая защита от профессиональной деформации
Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями
Если для работника выполнять распоряжение начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.
Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в выборе способов и методов достижения своих результатов и жесткой политикой администрации.
Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу.
Непризнание труда работника может привести его к апатии, снижению у него эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно к эмоциональному выгоранию. Но это бывает не всегда, все зависит от личности педагога. Многие педагоги с многолетним стажем творчески подходят к работе и полны энергии. Типы педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию. Его основные характеристики: добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе); Такой педагог стремится первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем ему свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Его отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
3.Эмоциональный интеллект в управленческой практике. Упражнение 1
Инструкция:
Я буду читать вам вопросы, а вы мысленно «про себя» попытайтесь на них ответить.
Задумайтесь, принято ли в вашей школе выражать эмоции?
Если да, то, с какими событиями они связаны?
Если нет, почему?
Улыбаются ли ваши ученики и педагоги?
С чем, как правило, связаны эти улыбки?
Как реагируют люди в вашей школе на проявление грусти.
Припомните по одному случаю, когда ваше состояние вы характеризовали, как «хочется работать!» или «не очень хочется работать!»
Какие эмоции вы проявляли в первом случае?
Какие эмоции во втором случае?
Эти два состояния зависят от эмоций, которые мы проявляем, и нашего отношения к ситуации.
Эмоциональный интеллект- способность эффективно управлять собой и своими отношениями: сегодня это считается важным умением руководителя.
(Дж. Шермерон, Д.Хант, Р.Осборн «Организационное поведение») В понятии эмоциональный интеллект выделяют пять составляющих:
Самоосознанность (понимание себя).
Саморегуляция (эффективное взаимодействие с самим собой).
Мотивация (стимул к труду).
Эмпатия (понимание других людей).
Коммуникабельность (эффективное взаимодействие с другими).
Каждый из компонентов имеет свои признаки (см. таблицу).
Компоненты
| Признаки
| Самоосознанность
| Уверенность в себе, реалистическая самооценка, самоирония.
| Саморегуляция
| Цельность натуры и надежность, терпимое отношение к неопределенности, открытость к переменам.
| Мотивация
| Побуждение добиваться целей по причинам, лежащим за пределами денег и статуса, оптимизм пред лицом неудачи, преданность делу.
| Эмпатия
| Умение поддерживать и развивать таланты, чувствительность к личностным различиям «подчиненных».
| Коммуникабельность
| Умение уговаривать работников и производит изменения, способность создавать и вести команды.
|
Если первые три составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то эмпатия и коммуникабельность связаны со способностями управлять взаимоотношениями с другими. Эффективность управления организацией зависит часто от того, насколько руководитель способен понять своих «подчиненных», войти с ними в контакт и наладить взаимодействие.
Часто эмпатию считают синонимом сопереживания. Да, он предполагает в определенной степени «проникновение» в мир другого человека. Но это не означает мягкотелости, а руководителю не обязательно принимать чужие эмоции как свои и пытаться нравится всем. Эмпатия скорее означает, что руководитель учитывает чувства сотрудников в процессе принятия решений. Чтобы решение в отношении какого-либо человека оказалось продуктивным, необходимо ответить на вопросы:
Кто он, что он собой представляет?
Что и о чем он говорил?
Зачем он приходил и говорил все это?
Все педагоги, несомненно, имеют свою индивидуальность. Каждый руководитель это очень хорошо знает и старается к каждому найти свой ключик. Упражнение 2
Инструкция:
Я буду читать вам вопросы, а вы мысленно «про себя» попытайтесь на них ответить.
Подумайте, когда вы слышите фразу «они такие разные », чьи образы из числа учителей возникают в вашем воображении?
Чем отличаются эти педагоги друг от друга?
В психологии существует достаточно много типологий людей. Самой популярной является типология по темпераменту. Не менее интересна и практична типология Карла Юнга.
Таблица
«Мы такие разные» (по К.Юнгу)
Откуда человек берет информацию?
| Экстраверт
(из внешнего мира- людей, вещей)
| Интроверт
(из своего внутреннего мира – мнений, эмоций, впечатлений)
| Легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, потом размышляет.
| Замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, нуждается в личном пространстве.
| Как человек собирает информацию?
| Сенсор
| Интуитивист
| Прислушивается к фактам, данным поступающей информации. Для него важны закономерности.Предпочитает измеримые вещи, конкретен и практичен.
Для такого сотрудника важно начать дело с самого начала, продвигаясь, шаг за шагом, необходимы инструкции. Он замечает конкретные детали, любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим.
| Учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны
Концептуальность, вдохновение, фантазия.
Такой человек может включаться в дело на любом этапе он любит разнообразие и изменения. Живет будущим и нередко воспринимается окружающими как непрактичный мечтатель.
| Как человек предпочитает решать проблемы?
| Мыслитель
| Чувствитель
| Руководствуется
логикой, объективными законами, схемами. Представляет четкие, структурированные, построенные на анализе выводы. Решает головой.
| Мало интересуется конкретными фактами. Руководствуется личным убеждением. Главный аргумент при принятии решении – «может быть», «мне кажется». Решает сердцем.
| Как относится к внешнему миру и жизни в целом?
| Решающий
| Воспринимающий
| Ориентирован на результат. Для него важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки. Этому человеку важно, чтобы жизнь была под контролем.
| Ориентирован на процесс. Чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым. Склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению. Предпочитает спонтанно возникающие события, к которым легко приспосабливается.
|
Упражнение 3
Инструкция:
Работая в микрогруппах, вам нужно будет составить рассказ- характеристику педагога по следующим схемам.
Можно создать образ педагога и описать один день из его школьной жизни, важно обратить внимание как педагог общается с коллегами, администрацией, как решает возникающие проблемы.
Экстраверт, сенсор, воспринимающий чувствитель
Интроверт, сенсор, решающий мыслитель
Экстраверт, интуитивист, воспринимающий мыслитель
Экстраверт, интуитивист, воспринимающий чувствитель
Данный рассказ нужно будет прочитать всем остальным участникам занятия, а они, в свою очередь, должны будут угадать, к какому типу относится педагог. Упражнение 4
Инструкция:
Возвращаясь к проблеме эмоционального выгорания педагога, всем участникам занятия предлагаю в микрогруппах создать стратегию поведения руководителя по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников Стратегия руководителя
по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов. 1.Морально- психологические поощрения учителей (словесная похвала);
2.Профессионально- социальные поощрения учителей (письменная благодарность, предложение прохождение КПК);
3. Материальные поощрения;
4.Коллективные праздники;
5.Совместные «мозговые штурмы»;
6.Длительный годичный отпуск педагогу. 4.Итог занятия Обращайтесь к эмоциям людей, к сердцу, которое управляет разумом.
Менталитет россиянина отличается сентиментальностью, сочувствием, способностью на широкие проблемы души. Наши люди быстрее откликаются на благородные призывы. Иногда лучшим выходом из положения для руководителя – прямо обратиться к коллективу «глаза в глаза» с просьбой о помощи и поддержке в трудную минуту.
М.Тимофеев
«Управление персоналом»
Литература 1.Александровская М. Учительские страшилки. Истории, призванные иллюстрировать проблему профессиональной деформации// Школьный психолог, 2006,№6
2.Виллюнас В.К.Психология эмоциональных явлений.-М,1976
3Руднев Е.А.Эмоциональный интеллект- парадоксы управленческого вдохновения//Директор школы, 2006,№3
Приложение
Сказка об Учителе.
История, призванная иллюстрировать
проблему профессиональной деформации. Рождение Учителя.
Жили – были Папа и Мама, вскоре у них родились дети.
Первым родился у них Программист. Мама так радовалась - ни в сказке сказать, ни пером описать. А Папа так ликовал, что чуть не улетел на седьмое небо: его Бабушка за ноги удержала. Вторым родился Бухгалтер. И опять все очень радовались. Мама с Папой даже отправились погулять, рядом с банком постоять, чтобы в счастье свое поверить. И Папа все твердил: «Не может быть! Не может быть!»- пока Бабушка не возмутилась: что он неверующий, какой- то? Вот и распашонка на ребеночке зелененькая – вся в долларовых узорах. Чего уж тут сомневаться?!
Третьим родился Учитель. У него так и было на лбу написано: «Учитель!» И Папа тоже все повторял: «Не может быть! Не может быть!» - но уже с другим лицом, а Бабушка его не останавливала. А Мама все смотрела на этого новенького, все вздыхала, грустно по головке гладила… Обучение Учителя.
Когда Учитель подрос, его отправили бумажку получать, что он действительно Учитель, а не Бухгалтер и не Программист. Ему и так все поверили – на лбу- то написано! Но за такую надпись никто бы не стал выдавать ему зарплату. Платят только за то, что написано в бумажке. Потому что там есть печать. Учитель тоже хотел, чтобы у него зарплата была. С зарплатой можно в магазин пойти и купить себе покушать. А Учитель, хоть и не Бухгалтер и не Программист, а иногда возьмет, да и проголодается!
Вот и стал Учитель в специальный учительский институт ходить. Через пять лет дали ему бумажку с печатью. Учитель обрадовался и пошел в школу работать. Работа Учителя.
Прошло двадцать лет, много пришлось пережить бедному Учителю, хотя и были и приятные моменты в его непростой учительской жизни.
Пришел однажды Учитель домой, в тоске от школьной жизни. Смотрит - а у него Черное пятно на потолке. Решил он (вот наивный!), что его соседка сверху затопила. Лег спать и заснул своим тоскливым учительским сном. А учительская кровать стояла как раз под Черным пятном. И снится Учителю, что зовет его кто- то страшным директорским голосом: «Вижу стопку непроверенных тетрадок! Это кто тут нарушает порядок?! Учитель вскочил среди ночи, вытащил из портфеля тетради, а сам крепко за красную ручку держится – для храбрости. Проверил все тетради и уснул себе счастливый. Карта-памятка
для самостоятельной работы
Эмоциональная компетентность
в работе руководителя образовательного учреждения. Эмоциональный интеллект- способность эффективно управлять собой и своими отношениями: сегодня это считается важным умением руководителя.
(Дж. Шермерон, Д.Хант, Р.Осборн «Организационное поведение») В понятии эмоциональный интеллект выделяют пять составляющих:
Самоосознанность (понимание себя).
Саморегуляция (эффективное взаимодействие с самим собой).
Мотивация (стимул к труду).
Эмпатия (понимание других людей).
Коммуникабельность (эффективное взаимодействие с другими).
Каждый из компонентов имеет свои признаки (см. таблицу).
Компоненты
| Признаки
| Самоосознанность
| Уверенность в себе, реалистическая самооценка, самоирония.
| Саморегуляция
| Цельность натуры и надежность, терпимое отношение к неопределенности, открытость к переменам.
| Мотивация
| Побуждение добиваться целей по причинам, лежащим за пределами денег и статуса, оптимизм пред лицом неудачи, преданность делу.
| Эмпатия
| Умение поддерживать и развивать таланты, чувствительность к личностным различиям «подчиненных».
| Коммуникабельность
| Умение уговаривать работников и производит изменения, способность создавать и вести команды.
| Если первые три составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то эмпатия и коммуникабельность связаны со способностями управлять взаимоотношениями с другими. Эффективность управления организацией зависит часто от того, насколько руководитель способен понять своих «подчиненных», войти с ними в контакт и наладить взаимодействие. В психологии существует достаточно много типологий людей. Самой популярной является типология по темпераменту. Не менее интересна и практична типология Карла Юнга.
«Мы такие разные» (по К.Юнгу)
Откуда человек берет информацию?
| Экстраверт
(из внешнего мира- людей, вещей)
| Интроверт
(из своего внутреннего мира – мнений, эмоций, впечатлений)
| Легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, потом размышляет.
| Замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, нуждается в личном пространстве.
| Как человек собирает информацию?
| Сенсор
| Интуитивист
| Прислушивается к фактам, данным поступающей информации. Для него важны закономерности.Предпочитает измеримые вещи, конкретен и практичен.
Для такого сотрудника важно начать дело с самого начала, продвигаясь, шаг за шагом, необходимы инструкции. Он замечает конкретные детали, любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим.
| Учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны
Концептуальность, вдохновение, фантазия.
Такой человек может включаться в дело на любом этапе он любит разнообразие и изменения. Живет будущим и нередко воспринимается окружающими как непрактичный мечтатель.
| Как человек предпочитает решать проблемы?
| Мыслитель
| Чувствитель
| Руководствуется
логикой, объективными законами, схемами. Представляет четкие, структурированные, построенные на анализе выводы. Решает головой.
| Мало интересуется конкретными фактами. Руководствуется личным убеждением. Главный аргумент при принятии решении – «может быть», «мне кажется». Решает сердцем.
| Как относится к внешнему миру и жизни в целом?
| Решающий
| Воспринимающий
| Ориентирован на результат. Для него важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки. Этому человеку важно, чтобы жизнь была под контролем.
| Ориентирован на процесс. Чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым. Склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению. Предпочитает спонтанно возникающие события, к которым легко приспосабливается.
|
Карточки к упражнению 3
Экстраверт, сенсор, воспринимающий чувствитель Интроверт, сенсор, решающий мыслитель Экстраверт, интуитивист, воспринимающий мыслитель Экстраверт, интуитивист, воспринимающий чувствитель |
|
|