Главная страница

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыки Захарова Ольга Юрьевна музыкальный руководитель кгкп «Санаторный ясли-сад №2 «Батыр»



Скачать 75.65 Kb.
НазваниеЭффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыки Захарова Ольга Юрьевна музыкальный руководитель кгкп «Санаторный ясли-сад №2 «Батыр»
Дата19.04.2016
Размер75.65 Kb.
ТипДокументы

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа

посредством музыки

Захарова Ольга Юрьевна

музыкальный руководитель

КГКП «Санаторный ясли-сад №2 «Батыр» г. Караганда
Эффективность современного образовательного процесса во многом зависит от возможности использовать полученные знания в процессе самостоятельной практической деятельности. Поэтому особое значение в педагогике, отводится продуктивной деятельности, выступающей стимулом развития когнитивных процессов, познавательной и творческой активности. В более широком понимании продуктивная деятельность рассматривается как созидание принципиально новых материальных и духовных ценностей. А выходя за рамки предметно-материальной сферы, продуктивная деятельность переходит в область творческой. А творчество, как известно, это норма детского развития, источником творческой деятельности ребенка служит все окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения.

Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство. Музыка, занимая одно их ведущих мест в системе воспитания детей, способна вызывать в ребенке творческую продуктивную активность, легко будит воображение детей, так как путь от звука к зрительным образам, моторным ощущениям, цветовым, пространственным и другим ассоциациям необычайно короток, особенно в раннем детском образе. Опираясь на эмоциональный отклик, вызванный музыкой, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Свои впечатления он пытается отобразить в пении, движении, рисунке, и т.п. Это и есть создание нового для ребенка «продукта», новой эстетической реальности, расширяющей его представления о мире.

Возникает дилемма: либо творчески развивать детей, либо вооружать их музыкальными знаниями, навыками и умениями. Решение только одной из этих проблем ведет к перекосу в гармоничном развитии ребенка. Следовательно, нужно объединить обе задачи.

Можно взглянуть на эту дилемму и в другом свете. Одним из интересных и новых вариантов развития и воспитания творчества и основных музыкальных и двигательных навыков у ребенка может послужить «моделирование» предметов окружающего мира, приводящее к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Используемые все формы музыкальной деятельности: прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, можно отнести к продуктивным видам деятельности. Поэтому, мы разработали систему музыкально-интонационных моделей, позволяющих активизировать продуктивную деятельность детей. Каждой модели соответствует свой образ, свое двигательно-пространственное отображение, свой песенный репертуар.

Модель призыва =» Петушок =» Маршевые шаги на месте с высоким подниманием коленей. Движения рук снизу вверх =» «К нам пришел Петушок».

Модель мольбы, плача =» Плачущий зайка =» Закрытые ладошками глаза, слабые наклоны головы вниз =» «Плачет зайка маленький».

Модель маятника =» часы с маятником =» Движение колыбельной- укачивание =» «Әлди-әлди», «Села птичка», «Кукла Катя».

Модель созерцания =» горизонтальная линия =» медленное горизонтальное движение руки в сторону =» «Дон-звон».

Модель игра =» Колобок =» энергичные повороты туловища влево и вправо =» «Колобок», «Күншуак».

Модель круга =» радуга, отражающаяся в воде =» рисование рукой в воздухе круга большого диаметра =» «Волшебники», «Радуга».

Модель веера =» Лиса =» возвратное движение рукой: плавно снизу вверх и обратно =» «Я-лисонька-красавица», «Тулкі».

Модель взлета =» улетающая птичка или божья коровка =» быстрый взмах вверх раскрытойладонью =» «Самолет», «Песенка звезды», «Күстар».

Модель ухода =» зевающий бегемот =» широкое движение рук сверху вниз по направлению к груди =» «Бегемот поет».

Внедрение моделей происходит постепенно, в несколько этапов.

  • Первый этап – Ознакомительно-ориентировочный, цель которого научить детей распознавать музыкально-интонационные модели на слух и отображать их в пении и движении. Например, музыкально-интонационные модели можно преподнести в виде образа животных или сказочных персонажей (Плачущего Петушка – модель плача, мольбы- несет к себе в дом Лиса- модель веера; к нему на помощь приходит Кот - модель призыва - и спасает Петушка). Освоению музыкально-интонационных моделей помогает двигательно-изобразительная наглядность, сопряженная с моторикой ребенка: пропевание с одновременным прочерчиванием звуковысотной линии в воздухе, сменой позиций рук или одновременным ведением пальцем по условному графическому образцу; дифференциация звуков при пении с помощью поворотов или наклонов головы, туловища и т.п. В пении используются как сами попевки-модели, так и песни из детского репертуара, близкие интонационному профилю моделей («Жук», «Птичка», «Скачет зайка маленький», «Әлди - әлди», «Конырау» и др.) Наиболее естественно и эффективно усвоение моделей закрепляется в играх («Угадай-ка», «Прятки», «Путаница», «Волшебные снежинки» и др.)

  • Второй этап – импровизационный, способствующий овладению навыками самостоятельной импровизационной деятельности в движении, пении, игре на музыкальных инструментах. Здесь очень важно детям дать почувствовать самостоятельность творческого процесса, поддержать детскую фантазию, ее в сторону осознанного продуктивного выражения. К концу второго этап возможна импровизация голосом, показывающая, насколько хорошо усвоены модели и как дети могут ими пользоваться. Например, модель призыва – вопрос: Можешь сравнить? – Задание: Сравнить и передать настроение персонажа (Петушок веселый, грустный, испуганный); модель мольбы – Вопрос: Сможешь угадать? – Задание: Найти героя и показать его характер в разном окружении (найти, где спрятался Зайка - в норке, под деревом, в траве и т.п. и показать его образ); модель маятника – вопрос: Сможешь угадать? – задание: для кого предназначена колыбельная, и исполнить её для разных персонажей; модель созерцания – вопрос: На что похоже, на что не похоже? – задание: Подобрать музыкальный инструмент или тембр голоса, соответствующий или не соответствующий типу горизонтальной линии; модель игры – вопрос: Что происходит? –задание: проследить, куда катится Колобок, придумать музыкальное сопровождение; модель круга- вопрос: Сможешь изобразить? – задание: нарисовать голосом радугу; модель веера – вопрос: Что случилось дальше? – задание: рассказать историю при помощи инструментального или ритмического сопровождения; модель взлёта –вопрос: Куда двигается? – задание: нарисовать голосом или с помощью музыкального инструмента направление движения; модель ухода – вопрос: Как двигается? – задание: найти соответствующее образное движение или звукоподражание.

  • Третий этап – продуктивный. Это переход от разрозненных игровых действий к последовательной самостоятельной «проработке» выбранного сюжета, включающий множества разнообразных элементов с использованием музыкально-интонационных моделей.

Таким образом, музыкально-интонационные модели в качестве музыкальных «слов» становятся основой собственной музыкально-творческой деятельности. Например, инсценировка сказки происходит в течении нескольких занятий, на которых обсуждается сюжет, создаются образы. Сначала словесные (в сравнениях), затем к нему добавляется мимика, характерные движения, видоизменяется или придумывается новая музыкально-интонационная модель. Наиболее понравившемуся варианту можно предложить детям дома нарисовать рисунок, сделать поделку из пластилина, бумаги, природных материалов и т.п. малыши не только озвучивают своих персонажей, но и придумывают фон (например, дождь или гроза исполняется на детских музыкальных инструментах), декорации (рисуют лес, снежинки и т.п.)

Владея таким набором музыкально-интонационных моделей, ребенок становится полноправным участником музыкального действия: и его исполнителем и его создателем.

Так как основным видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то следующим вариантом такого решения нам видится тоже игра, но она уже является одновременно музыкальной и творческой игрой. В своей работе мы используем два вида творческих игр: двигательные и двигательно-речевые; игры-импровизации.

Двигательно-речевые игры. Направлены на формирование «осмысленной» моторики. Дети очень любят двигательные игры с использованием «звучащих» жестов: хлопков, шлепков по бедрам, груди, притопов ногами, щелчков пальцами. «звучащие» жесты не только носители определенных тембров, они помогают детям освоить ритм, который осознается и запоминается только в движении. Навыки ритмического движения закрепляем, используя ритмизированный текст: потешки, детские стихи со смешным сюжетом, скороговорки и другие малые фольклорные формы. Речь тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. В содержание работы на речевом этапе мы включаем голосовые развивающие игры, речевые зарядки, игры и упражнения.

Игры - пластические импровизации. Эти музыкальные игры дают детям разнообразные эмоционально-двигательные впечатления и используются как обязательно е дополнение к разделу «Слушание музыки». Часто к музыкальным произведениям мы сочиняем сказочные либретто, которые помогают детям лучше слышать и передавать в образных движениях характер музыки. Применение этого приема способствует развитию положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, увлекая детей. Любая творческая игра синкретична. Она совершенствует различные качества личности ребенка (музыкальные, творческие, психологические, интеллектуальные, социальные, коммуникативные).

Таким образом, музыкальное занятие, в которое включены творческие игры, является комплексным. Оно решает принципиально новые образовательные задачи, дополняющие задачи музыкального воспитания.

Оба предложенных нами варианта успешно используются в нашей работе и способствуют более эффективному и продуктивному развитию и воспитанию творчества и основных музыкальных и двигательных навыков у ребенка-дошкольника.

Литература:

1. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегии

развития / В. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 1997. – № 7, 10, 12 ; 2000. – № 4.

2. Куприна, Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребёнка / Н.Г. Куприна // Начальная школа плюс До и После. –2003. – № 10.

3. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Куревина. –М., 2003.

4. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. –М. : Музыка, 1972.

5. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим : Теория, методика и практика развития речевого голоса / З.В. Савкова. – М., 1975.

6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. :Просвещение, 1974. – 175 с.

7. Хозиев, Б.В. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников : учеб. пос. для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Б.В. Хозиев. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с8.

8. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности /Д.К. Кирнарская. – М. : Таланты ХХI века, 2004. – 496 с.

9. Овчинников, В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. –М. : Высшая школа, 1984. – 87 с.

10. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб.заведений / Г.А. Урунтаева. – 5_е изд. – М. : Академия, 2001. – 334 c.