Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Е. И. Федина Экспериментирование как метод развития познавательных способностей детей дошкольного возраста


Скачать 62.87 Kb.
НазваниеЕ. И. Федина Экспериментирование как метод развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Дата11.02.2016
Размер62.87 Kb.
ТипДокументы

Е. И. Федина

Экспериментирование как метод развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становления  у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

В настоящее время детское экспериментирование приобретает особую актуальность, так как в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Исследовательская деятельность рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников. Поэтому необходимо внедрять развитие исследовательской деятельности, уже начиная с младшего дошкольного возраста. Так как на четвертом году жизни (вторая младшая группа) у детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. Необходимо не давать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, взрослый помогает ребенку продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия, так как дети второй младшей группы еще не могут работать самостоятельно. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить ему проверить самому. Потом взрослый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» - и тот хорошо понял: нет.

Во время работы можно предложить детям выполнить не одно, а два действия подряд: «Оля, вылей водичку и налей новую.» Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательный результат своих действий, поэтому реагируют на предупреждение взрослого более осмысленно; однако сами следить за правилами безопасности не могут.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Например, «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет.» Так же в средней группе можно попытаться проводить уже длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментальными в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.

При правильной организации работы детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советника возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию и фиксированию результатов. Дети, поддерживаемые доброжелательным интересом, учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять описательный рассказ об увиденном. Ребятам старшей группы становятся доступными двух-, трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее число вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления.

Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше соблюдать правила безопасности. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

В подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, сами же его выполняют и делают выводы. В таком случае роль воспитателя сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдению правил безопасности.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтверждена. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

При организации экспериментальной деятельности, необходимо учитывать следующие особенности:

  • Детское экспериментирование свободно от обязательств. Нельзя принуждать и заставлять детей делать опыты. Необходимо заинтересовать их с помощью игровых моментов, проблемных вопросов и т.д.

  • Не следует жестко регламентировать продолжительность опытов. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. Так же, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют опыты с живыми объектами.

  • Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Нельзя требовать, чтобы ребенок совершал всегда только правильные действия и всегда имел правильную точку зрения. Дошкольники не всегда правильно воспринимают задания и указания взрослых, поэтому ошибаются. Поэтому необходимо позволять детям самостоятельно на практике убеждаться в неверности своих предположений (если, конечно, при этом никому не будет причинен вред). Такой методический прием не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет воспитателя, который таким образом окажется правым.

  • Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности в работе. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем. Поэтому воспитателю необходимо следить за правилами безопасного поведения во время работы и проговаривать их с детьми перед началом экспериментирования.

  • Особенностью детского экспериментирования является и способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. Взрослому следует в процессе работы с детьми незаметно включать эксперименты во все виды деятельности и составлять с ними единое целое. Особенно часто это проявляется на прогулках. Дети подбегают, задают множество вопросов, а я на них не отвечаю, а предлагаю детям самим попробовать и в этом убедиться.

Например, гуляя на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.

  • Фиксирование результатов экспериментов. Необходимо постоянно фиксировать результаты проведенных наблюдений, опытов и экспериментов. Существует много способов фиксации:

- зарисовывание объекта;

- схематическое зарисовывание;

- использование условных знаков;

- фотографирование;

- запись рассказа ребенка воспитателем;

- запись наблюдений детьми воспитателем;

  • Анализ результатов и формулирование выводов. Необходимо детям совместно с воспитателем подвести итог эксперимента и сделать выводы.

Каждый ребенок уже с рождения – исследователь. Дети, научившиеся исследованиям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы. У них наблюдается высокий уровень развития познавательных способностей по сравнению с теми, кто такой школы не прошел. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции заготовленных кем-то знаний именно поэтому внедрять развитие исследовательской деятельности необходимо уже в детском саду начиная с младшего дошкольного возраста.