Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Древнейшая стадия истории человечества»


Скачать 0.56 Mb.
Название«Древнейшая стадия истории человечества»
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

Учебно-методическая карта (план) занятия №

2


Дисциплина

История




Тема занятия

«Древнейшая стадия истории человечества»




Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

комбинированный урок





Цели занятия

учебная

Выявить природное и социальное в человеке и человеческом сообществе

первобытной эпохи. Проследить как проходило выделение человека из

животного мира и его расселение по земному шару, как происходило

распределение социальных функций между полами. Ознакомиться с

мировоззрением первобытного человека и возникновение религиозных

верований и искусства. Дать понятие неолитической революции.

Определить предпосылки возникновения цивилизации.

развивающая

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление




студентов, прививать навыки анализа

и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.

воспитательная

Формировать интерес к изучению истории




Межпред-метные связи

обеспечивающие

Биология, обществознание, литература

обеспечиваемые

Жизнь, философия, обществознание, литература







Внутренние связи

«Цивилизации Древнего мира»











Обеспечение занятия


А.Наглядные пособия




Б. Раздаточный материал




Приложение




В.Технические средства обучения

Мультимедийная установка

Г. Место проведения

Аудитория

Д. Литература:

Основная




Дополнитель-ная

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.

Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.

Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994

3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.

Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.

Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.


План занятия

I.Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация – 1 мин.

III.Актуализация базовых данных – 12 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов60 мин.

V.Контроль усвоения знаний – 7 мин.

VI.Подведение итогов- 1 мин.

VII.Домашнее задание – 2 мин.
Содержание занятия


эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.



  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.



  1. Знакомство с темой занятия: «Древнейшая стадия истории человечества»

  2. Знакомство целями и задачами занятия

(?) – Посмотрите на план занятия, как вы считаете, какие основные задачи нам предстоит решить на занятии?

(Примерный ответ учащихся: познакомиться с жизнью древнего человека, проследить как происходила эволюция человека)

2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях

Преподаватель обращает внимание на план занятия и в беседе с учащимися выясняет, какие цели и задачи ставим при изучении темы

(Презентация, слайд 1-2)

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность часто ассоциируют с детством человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй?

1

мин.

Слова преподавателя

III

Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка домашнего задания - выполнения таблицы «Периодизация истории»


  1. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала:

(?) – Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека.

(?) - Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор?

(?) – Подумайте, какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

(?) - Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?


12

мин



1-2 человека – устно, у остальных собрать для проверки.
Обсуждение


IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Происхождение человека

II. Древнейшая стадия развития человечества

1. Каменный век

2. Начало обработки металлов

3. Железный век


60

мин.



Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, работой с приложением, демонстрацией презентации

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний
1. Вопросы:

(?) – Какие регионы являются прародиной человечества?

(?) - Какие достижения человека в эпоху paннeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?

(?) - На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

(?) - Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

(?) - Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

(?) - Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров?

(?) - Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?


7

мин.


Фронтальная беседа

YI

Подведение итогов

Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

1

мин.

Выставление оценок

YII

Домашнее задание

Приобрести исторический альбом - папку с файлами. Выполнить задание на выбор:

  1. Рисунок на тему «Жизнь первобытного человека» (формат А-4).

  2. Подобрать ряд интересных фактов о жизни первобытного человека. Оформить подобранный материал на листе формата А-4 и вложить в исторический альбом

2

мин.

Творческое задание группе с объяснением выполнения (самостоятельная работа)



Дисциплина: «История»

Занятие № 2

Тема: «Древнейшая стадия истории человечества»
План

I. Происхождение человека

II. Древнейшая стадия развития человечества

1. Каменный век

2. Начало обработки металлов

3. Железный век
Содержание занятия

I. Происхождение человека (Презентация, слайд 3-4)

Был ли в самом начале у мира исток?

Вот загадка, которую задал нам Бог,

Мудрецы толковали о ней, как хотели, -

Ни один разгадать ее толком не смог.

Персидский поэт Омар Хайям

Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество - до сих пор единого мнения ученых нет. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей – и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. (Презентация, слайд 5)

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет. Ученые обнаружили различные находки, которые свидетельствуют о разном времени появления человека на разных континентах. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (первобытное общество) возник 1,5 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени около 5 млн. лет назад. В Азии и Африке первые классовые общества и государ­ства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в I тысячелетии н.э., в других областях – еще позднее. (Презентация, слайд 6-7)

Последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.

Первоначально ученые полагали, что чело­век выделился из мира животных в Юго-Во­сточной Азии. Здесь были обнаружены кости людей, живших около 700 тысяч лет назад и считавшихся древнейшими на Земле.

В 1931 году в Восточной Африке английский археолог Луис Лики начал исследование Олдовайского ущелья. Тридцать лет Лики и его сотруд­ники производили раскопки. В разных слоях ущелья они нашли оббитые древними людьми камни, расколотые людьми кости животных, но только после многолетних поисков им уда­лось разыскать кости человека. Его назвали австралопитеком, что означает «южная обезьяна».

Находки этих костей позволили восстановить облик человека, жившего здесь более миллиона лет назад. Его назвали «человек умелый», то есть умеющий изготовлять ору­дия труда. Сравнение находок, сделанных в разных слоях, позволило установить, как изменялись и сами люди, и их орудия труда в те­чение сотен тысячелетий.

Работа с текстом (приложение)

Это интересно 

Лики - семья ученых, открывших стоянки первых людей в Восточной Африке. Их открытия удревнили возраст человечества с 0,5-0,8 млн. лет до 2 млн. лет.

Основатель семейства Луис Сеймур Баззетт Лики, куратор музея Найроби (Кения) вырос в Африке. Его мать еще девушкой вместе со своими сестрами решилась отправиться в Восточную Африку просвещать там местных жителей. В 1902 г. она вышла замуж за миссионера Гарри Лики и прибыла в деревушку Кабета под Найроби. Там у них родился сын Луис.

Он был первым белым ребенком в тех местах. Поэтому его появление на свет вызвало большой переполох среди местных племен кикуйю. Посмотреть на белого ребенка приходили вожди племен издалека. Они дружно плевали на него – так принято в их племени выражать высшее доверие. Посетителей было много, и, по рассказам самого Луиса, «старейшины сделали меня самым чистым младенцем по всей Восточной Африке».

Товарищами детских игр Луиса были черные сверстники из племени кикуйю. К 13 годам он уже хорошо освоил обязанности взрослого воина. Вожди племени решили допустить Луиса до обряда посвящения во взрослые (инициации). Это трудное испытание на выносливость, мужество, умение. Не все его проходят с одного раза. Лики сразу прошел все испытания и получил имя Вакараучи – Сын Ястреба. Он умел стрелять из лука так же метко, как и взрослые охотники кикуйю. Он умел незаметно подкрасться к любому животному и поймать его голыми руками, мог беззвучно подплыть к дикой утке и поймать ее за лапки, мог добывать себе пищу в необитаемом месте только с помощью лука и стрел.

Так он получил два воспитания – одно европейское, второе первобытное. Особенно он гордился тем, что его высоко чтили вожди кикуйю. «Мы называем его черным человеком с белым лицом, поскольку он скорее африканец, нежели европеец!» – сказал о Луисе вождь племени кикуйю Комнанадж.

В 16 лет Луис отправился в Англию для получения образования. Он блестяще оканчивает Кембриджский университет и решает разгадать тайну первого человека. Лики приходит к мысли, что искать «недостающее звено» нужно только в Восточной Африке. В 23 года он начинает свои поиски. Однажды, продираясь сквозь кустарник, молодой исследователь споткнулся и упал. Обнаружив себя на самом краю 15-метрового обрыва, Лики стал разглядывать кручу, с которой чуть было не свалился и не разбился. «Да, высота пятиэтажного дома. Тут, пожалуй, разбился бы насмерть. Правда, можно было на лету схватиться за что-нибудь торчащее из обрыва. За что бы можно было схватиться?» – раздумывал Луис. И вдруг увидел, что из обрыва торчит блестящий камень. Похоже на орудие. Лики осторожно добрался до камня и вытащил его – рубило! Настоящее рубило! Рубила делали питекантропы. Таких древних орудий в Восточной Африке еще никто не находил. Луис начинает раскопки. Он обнаруживает стоянку человека 200-тысячелетней давности. на ней – 2 тыс. каменных орудий.

Большой вклад в археологию оставили жена Мэри и дети Луиса. /historydic.ru›liki/

(?) – Что вы узнали об исследователе?

Процесс становления человека как биологического вида называется антропогенез.

(Презентация, слайд 8) Наиболее развитые приматы(шимпанзе, гориллы, оpангyтанги) способны в определенных ситуациях использоватьготовые предметы (палку, камень). Однако они не могyт изготовить орудие,даже самое примитивное (обколоть и заострить кpемень). Для этого необходимы определенноезнание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

(Презентация, слайд 9-10) Древнейший человек сильно отличался от человека нашего времени и был похож на крупную обезьяну. Одна­ко люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно накло­нялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Человек говорить еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и преду­преждали друг друга об опасности.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

В процессе эволюции складывалось социальноге поведение. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был огpаничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада составлял 20-40 человек). Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником.

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у когo лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь..

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самогорода человеческого. Каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дpyгой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые, благодаря развитию речи, передавались от поколения к поколению. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами.

Значительно расширились возможности добычи пропитания, Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.
  1   2   3