Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Дразнилки на имена мальчиков


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеДразнилки на имена мальчиков
страница1/10
Дата20.04.2016
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Русские народные дразнилки на имена мальчиков.

Юрка – мошенник
Украл квашенник,
Бабка увидала,
Тестом закидала.

Толька – молька,
Жарена фасолька,
Номер девятый,
Только пузатый.

Толик – кролик
Сел на столик
И поехал на войну.
Дрался – дрался, испугался
И кричит: «Домой хочу!»

Федя – медя
Съел медведя,
Упал в яму,
Крикнул: «Ма-ма!»

Сережка – картошка,
Сзади поварешка,
Спереди лукошко,
А в лукошке кошка.

Петя – редя
Съел медведя.
Утром рано
Съел барана.
На закуску -
Съел лягушку.
Хотел волка,
Да не ловко.
Хотел гуся,
Да боюся!

Лёшка – лепёшка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.

Лёнька – Леонид
По веревочке бежит.
Как веревка оборвется,
Леонид перевернется.

Лёнчик – пончик
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Ушат выпил молока,
Ещё клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
И не наелся,
Опять за стол уселся.

Старинные русские дразнилки на имена девочек.

Дунька – пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.

Зинка – корзинка
Разбила копилку,
Набрала рублей пять,
Пошла лошадь покупать.
Была Зинка простота,
Взяла лошадь без хвоста.
Села задом наперед
И помчалась из ворот.
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек,
Зацепилась за кочку,
Простояла всю ночку.

Ульянка едет на быке,
Березиночка в руке.
Березиночка упала,
Быку ноженьку сломала.

Здесь представлены народные стишки потешки для самых маленьких в обработке Л.В.Дьяконова.Поехали – поехали.

Поехали – поехали,
С орехами, с орехами,
К детке – по репку,
К бабке – по вкусну,
По пАреньку,
По слАденьку,
По горбатеньку.

Посылали молодицу.

Посылали молодицу
По холодную водицу,
А водица – далеко,
А носить-то нелегко.
Катя силы наберет,
За водой сама пойдет,
Станет по воду ходить,
Ведра крашены носить.

Ножки.Ножки, ножки
Бегите по дорожке
Нарвите немножко
Зеленого горошка.
Нарвите немножко,
Сложите в лукошко,
Домой принесите,
Маму угостите.

Встану, косу заплету.
Встану, косу заплету,
Встану, русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти, расти, коса,
До шелкОва поясА,
До шелкОва поясА -
Всему городу краса.

Дождик.Дождик, дождик, пуще!
дам тебе гущи!
Хлеба каравай!
Весь день поливай!

Еще о дожде.
Ай, дождь, дождь, дождь,-
На овес, на рожь,
На рожь, ячмень,
Поливай весь день!

О солнышке.Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Радуга-дуга.Радуга-дуга!
не давай дождя!
Дай солнышка,
Колоколнышка!

Улитка Улитка, улитка.
Высунь рога,
Дам я тебе
Кусок пирога!

Традиционный фольклор переходил от поколения к поколению. Например, веснянки, заклички, приговорки.

«Тога-тога-тога-колесом дорога!»-кричали ребята осенью улетающим птицам. А с приходом весны звали обратно в родные края: «Тига-сИ, тига-си – ти-ли-тИ-ти, до Руси!»
А вот так приветствовали летящих в родные края журавлей:

Ики, ики, ики, ики-
Крики! Крики! Крики!
ИклИ, икли, икли-
Это журавли! Это журавли!

КурлИ, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-сИ, курлы-си,
По Руси! По Руси!

Ты-латЫ, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-тЫ, то-то-ты,
Журавли идут в домЫ!
(В домЫ- в дома; «В домЫ»- устаревшая форма предложного падежа)

А когда дети выпускали из неволи птиц, то им давалось такое напутствие:

Ти-ти-кИрь,
Фти-фти.
Ти-ти-кИрь,
Фти-фти.
Зуёк, ти-ли-тИ,
Гнездо витИ.

А вот и веселые дразнилки о птицах.

Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.

Скок, сорока,
Скок, сорока,
СлепА с ока,
Крива с бока.

Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.

Вьюр-вьюрОк,
Кривлён носок,
Кривлён носок,
Ощипан бок.

Обрядовая поэзия.


О древних обычаях бракосочетания сообщается уже в. самой ранней русской летописи—в своде «Повести временных лет» (начало XII в.). В Ипатьевской летописи под 1178 г. описывается обряд похорон князя Мстислава Ростиславовича и приводится похоронный плач о нем. Некоторые обрядовые песни публикуются в песенниках первой трети XIX в. Серьезная работа по собиранию обрядовой поэзии начинается с середины 30-х годов XIX в. Однако специальное изучение ее начинается лишь с 30-х годов XIX в., когда славянофилы И.М.Снегирев и И.П. Сахаров обращаются к изданию обрядовых песен. Эти песни, по их мнению, замечательно выражали национальные черты русского народа. Проводя идеи «официальной народности», они утверждали, будто бы в обрядовых песнях получают яркое выражение такие национальные черты русского народа, как религиозность, смирение. Остановимся на календарной обрядовой поэзии. Многие народные праздники отмечались в строго определенные дни года. В пи праздники совершались различные обряды, которые в науке называются «календарными»1. Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, семицкими песнями и т. д. Колядки. Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Святки праздновались в триод зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). В основе (пяточных обрядов лежала магия первого дня года: обряды, совершаемые в это время, по мнению их исполнителей, должны были действовать в определенном направлении на протяжении сего нового года. Во время святок проводились различные игры, ряжения и прочие действа, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование — хождение по дворам с пением новогодних песенок, которые назывались колядками. Молодежь (главным образом подростки), собравшись небольшими группами, ходила по улице от одного абора к другому и пела под окнами колядки —своеобразные новогодние поздравления. За эти песенные поздравления колядовщики но (награждались подарками — праздничным угощением (пирогами, мясом и т. д.). Особенно широкое распространение колядование получило на Украине и на юге России. Замечательное описание его дано в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Термин «колядка» для обозначения поздравительных новогодних песенок употреблялся всеми славянскими народами, в том числе и русским. Колядки —это песни новогоднего содержания, в которых, как правило, парная рифма. После каждой пары рифмованных стихов идет припев-выкрик, в котором упоминается слово «коляда», «овсень» или «виноградье». По этим выкрикам песенки и называются. По объему колядки очень разнообразны (от четырех до двадцати, а иногда и более стихов). Нередко колядки прямо начинаются с припева-восклицания. В наиболее развернутых формах припев-восклицание включает описание самого обряда колядования, сообщение о том, что колядовщики долго ходили, искали дом, хозяина которого пожелали поздравить песней [4, № 1042]. Затем идет само величание, что составляет основной смысл колядки. Прежде всего колядовщики дают идеальное описание дома величаемого. Оказывается, что перед ними не обычная крестьянская изба, а настоящий терем. Вокруг этого терема «стоит железный тын», «на каждой тычинке по маковке», а на каждой маковке «по золотому венцу» [4, № 1036]. Подстать» этому терему и проживающие в нем люди. Типичной формулой для характеристики величаемой семьи является следующая: хозяин дома —«светлой месяц», хозяюшка — «красно солнышко», а малые дети —«часты звездочки» [5, 60]. В таком же идеализированном плане дается в колядке и описание крестьянского наряда. О крестьянине говорится, что он «надевал кафтан во сто рублей», «подпоясывал кушак в' тысячу» [5, 113]. Все это, конечно, чистый вымысел, фантазия, в реальность которых никто не верил. Но эта фантазия имела глубоко жизненный, определенный социальный смысл. В фантастических картинах народного богатства рисовалось не реальное, а желаемое. Фантастические картины богатства мы находим и в других жанрах фольклора (например, в сказках). Однако особое значение они имеют в колядках, выполняющих в какой-то мере функции магического заклинания. Следующий важный мотив колядки — конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительная черта этих пожеланий — трезвость и реалистичность. В. Я. Пропп по этому поводу пишет: «Если величание в несколько абстрактных и условных формах рисовало образ богача-боярина, то заключительная часть пения прямо и непосредственно сулила крестьянину то, что ему важнее и нужнее всего: не золото, серебро и меха, а урожай, скот, здоровье, сытость, довольство» [9,44]. Так, например, в одной колядке выражается пожелание, чтобы ...У хозяина в дому Велись бы поросятки, Велись бы ребятки, Велись бы козлятки, Велись бы телятки, Велись бы цыплятки, Велись бы ягнятки, Велись бы утятки! Велись бы жеребятки, Заканчивается колядка, как правило, требованием вознаграждения за колядование, за добрые пожелания. Колядовщики требуют пироги, домашнюю колбасу («кишки»), свиные ножки и т.п. Тем, кто не одаривает, колядовщики высказывают плохие пожелания, иногда в шутку угрожают расправой. Можно полагать, что в период наиболее полного расцвета колядки имели композицию, в которой ее отдельные мотивы шли в рассмотренной нами последовательности: описание поисков дома для колядования, величание хозяина и его семьи, выражение ему пожеланий на новый год и требование подарка. Однако в дошедших до нас колядках эта композиция выдерживается далеко не всегда. Чаще всего встречаются колядки, в которых оказывается утраченным один или два из названных мотивов. Есть колядки, состоящие всего из одного мотива —требования подарка. Подблюдные песни. С новогодним праздником святок связаны также всевозможные гадания, в том числе гадания девушек с пением так называемых подблюдных песен'. Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо с чистой водой. Каждая девушка опускала В воду какую-нибудь вещь (чаще всего кольцо, серьги или другие украшения), и блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около стола и начинали петь песни. Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего —не принимающая участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному положенные в блюдо предметы. К той, чей предмет доставался, и относилось содержание исполняемой в это время песни. Подблюдные песни были очень небольшими по объему —от четырех до десяти стихов. Основу их содержания составлял какой-нибудь один образ, имеющий магически-символическое значение, >тот образ в подблюдной песне получал бытовую разработку. Так, на основе бытовой разработки образа кольца, являющегося символом любви и брака, создавалась такая подблюдная песенка: Рылася курочка Ладо, ладу, На завалинке, Кому мы поем, Вырыла колечушко Тому честь воздаем. Серебряное. Девушка, вещица которой во время исполнения этой песни доставалась из блюда, по пове'рию должна выйти замуж в наступающем году. Смысл подблюдных песен для гадающих был довольно прозрачным. Все, например, знали, что песни, в которых упоминался хлеб и все, связанное с ним (поле, снопы, скирды, зерно, каравай, блины, пироги и т. д.), предсказывали хороший урожай, богатство, общее благополучие. И наоборот, песня, в которой рисовался портрет оборванной старушки, означала бедность; песня, в которой упоминалась каркающая ворона, обозначала смерть и т. д. Гадания с исполнением подблюдных песен имели характер не заклинания (что наблюдалось в некоторых колядках), а предсказания. Но в это предсказание глубоко верили. Именно поэтому многие подблюдные песни заканчивались такой устойчивой формулой: Кому вынется,Тому сбудется, Тому сбудется,Не минуется. Слава! Подблюдные песни в большинстве случаев создаются на основе народных поверий. В них нередко используются образы и мотивы других жанров фольклора. Так, например, на основе загадки «сидит девица в темнице, а коса на улице» возникла подблюдная песня: Сидит девка в клетке, Кому выйдется, Коса на поветке. Правда сбудется, Ладу, ладу! Тому добро! Эта песня предвещала счастье. По подблюдным песням гадали о счастливой или несчастливой судьбе. Особенно же много подблюдных песен было сложено на тему замужества. И это вполне естественно, так как гадали преимущественно девушки. В девичьих подблюдных песнях широко используется символика свадебных песен: символом брака в них выступают кольцо, перстень, венещ подушка и т. п. Специфика образного содержания подблюдных песен в том, что в них причудливо сочетаются мир реальный и мир идеальный. С одной стороны, это идеальные образы народной поэзии: «добрый молодец», «красна девица» и др., а с другой —наоборот, как будто нарочито приземленные образы реального мира: корова, кошка, жук, бочка, хомут, узда, дуга и т. п. Это нашло свое отражение и в поэтическом стиле подблюдных песен. Так, символом парности, замужества в них выступают и идеально-возвышенные «два голубочка», «сокол и голубушка», «соболь и куница», и сниженно-реальные «два клубочка», «петух и курочка», «груздочек и беляночка». В эпитетах, с одной стороны, отражается меткая наблюдательность крестьянина над окружающими его предметами и образами жизни («медведь-пыхтун», «заинька-повиляенька», «курочка-загребушечка», «серая капустка», «зеленый кочанок»), а с другой — отражаются его мечты об идеальной жизни, сказочном богатстве. Так, например, героиня подблюдных песен, простая крестьянская девушка, живет в «высоком тереме», у нее «золотая парча», «золотое кольцо», жених-«груздочек» называется «боярским сыном», а невеста-«беляночка» —«боярышней».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10