Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Доржиева Жамьяновна Доржиева «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» |
 Скачать 0.72 Mb. |
1 2 3 4 5 Министерство образования и науки Республики Бурятия
Отдел образования МО «Еравнинский район»
МБОУ «Тужинкинская средняя общеобразовательная школа»
Доржиева Жамьяновна Доржиева
«О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (Приложения
к программе элективного курса по литературному краеведению)
10 класс
Тужинка
2011-2012
Приложение 1. Рэгзэн Эрдынеевич Эрдынеев (1909 – 2006 гг.)
Жизнь самого известного бурятского улигершина была полна событий. С 13 лет Рэгзэн Эрдынеев тяжело заболел и в 17 лет полностью лишился зрения. В одночасье все краски мира для него потухли, но он, полный оптимизма, изо всех сил боролся со своим недугом. Это ничуть не озлобило Рэгзэна Эрдынеевича, а только закалило его характер. Именно с этого времени он стал слушать легенды и предания старейшин и, как губка, впитывал их. «Сколько я помню отца, он всегда стремился помочь таким же незрячим — людям, как и он сам. Они собирались в нашем доме и занимались художественной самодеятельностью. Кто пел, кто играл на музыкальных инструментах. Вместе они дружно придумывали сюжеты сценок, которые потом показывали на сельских праздниках», — вспоминает старшая дочь улигершина Харло Лубсанова. Рэгзэн Эрдынеев владел разными литературными жанрами. Помимо этого, занимался сочинением стихов и песен, юроолов. Рэгзэн Эрдынеевич на протяжении многих лет был бессменным руководителем Всесоюзного общества слепых (ВОС) Еравнинского, Кижингинского, Баунтовского и Хоринского районов. До 80-х годов он скрывал от советской власти свое увлечение — сбор улигеров, боясь преследований и гонений. В его памяти запечатлены разные варианты преданий и легенд, которые ещё в юности он услышал от стариков. Также собирал летописи бурятских родов, в том числе и на старомонгольском языке. Рэгзэн Эрдынеевич был почетным гостем на всех дацанских праздниках.
Биография бурятского летописца Рэгзэна Эрдынеева насыщена, противоречива и трагична. В 17 лет он тяжело заболел и навсегда потерял зрение. Но природа наделила его невероятной памятью, хорошо сохранившей все, что он слышал и видел в детстве и юности. Его общественной активности могли позавидовать и многие зрячие. Бывший хуварак Эгитуйского дацана, Рэгзэн Эрдынеев одним из первых становится комсомольцем и активным организатором колхозного движения в Еравне. В 30 лет он вступил в коммунистическую партию. В годы Великой Отечественной войны был награжден медалью "За доблестный труд".
На посту председателя Еравнинской первичной организации ВОС, куда входили четыре района, он в полной мере показал свои организаторские способности. Со своим коллективом участвовал в зональных конкурсах художественной самодеятельности в Чите, Уссурийске, Иркутске, Красноярске, часто выезжал с концертами в близлежащие села и районы. Неоднократно награждался медалями республиканского, всероссийского правления ВОС. На протяжении всей своей жизни Рэгзэн Эрдынеев занимался литературным творчеством. Впервые его сказки были опубликованы в сборнике бурятских народных улигеров, изданном в Чите в 1959 году. Но широко известно имя Рэгзена Эрдынеева стало после того, как в 1973 году он принял участие в фольклорно-научной конференции Сибири и Дальнего Востока, где поразил собравшихся глубокими знаниями бурятских сказаний, легенд и улигеров. Два года спустя Центральное телевидение СССР выпустило в эфир программу об улигершине Рэгзэне Эрдынееве.
Даже в преклонном возрасте он постоянно внимательно следил за жизнью общества, участвовал в различных конкурсах улигершинов, сказителей, гэсэриадах, занимал призовые места. В 1990 году в эфире Бурятского телевидения Рэгзэн Эрдынеевич выступал со своим улигером "Хухэлдуур Мэргэн" в течение двух часов. В том же году экспедиция "По следам Чингисхана", организованная японской телекомпанией, прилетела в Эгитуйский дацан специально, чтобы снять Эрдынеева. Известный улигершин награжден дипломом I степени среди сказителей малых народов в конкурсе, организованном БНЦ. В 1990 году ему присвоено звание заслуженного работника культуры Бурятии. В 1997-м он удостоен звания лауреата в номинации "Сагаан Убгэн-97" в конкурсе "Лучшие люди Бурятии", организованном редакцией газеты "Буряад унэн". Тогда Президент Республики Бурятия Л.В.Потапов вручил ему ключи от благоустроенной квартиры в доме для ветеранов в Улан-Удэ.
Фольклорист научного центра В.Ш. Гунгаров записал на магнитофон два его улигера "Хубшын хухэльбиин Хухэлдуур мэргэн баатар", "Алтан галуу ноен хубуун". Три сказки Эрдынеева включены в сборник "Бурятские народные сказки. Бытовые и о животных", изданный в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" в Новосибирске в 1990 году.
Рэгзэн Эрдынеев - автор книги "Эгэтын дасанай туухэпээ", в которой описаны родословные хори-бурят, опубликованы стихи, песни, маггаалы, соло, уреэлы, сценки, пьесы. Если обратиться к его богатейшему творческому наследию, можно найти все жанры бурятского устного народного творчества. Основная работа Рэгзэна Эрдынеевича -летопись 11 родов хори-бурят, написанная на основе архивных документов Хоринской степной думы со старомонгольского письма. Приложение 2. Жамсо Тумунович Тумунов (1916 – 1955 гг.)
Жамсо Тумунов родился 15 февраля 1916 г. в улусе Табтанай Агинского Бурятского автономного округа в семье простых скотоводов. В 1927-1934 гг. учился в Табтанайской школе крестьянской молодежи, где раскрылись его способности, одаренность и жизненная активность. После окончания школы Жамсо получил направление в Бурятский педагогический институт. Однако ему не суждено было учиться тогда в институте. Обстоятельства складывались так, что многие национальные школы, особенно начальные, нуждались в учителях. Поэтому Жамсо Тумунов как человек высокой общественной активности пошел учителем в Зуткулейскую начальную школу Агинского округа, а через год, в 1935 г., его назначили заведующим отделом Еравнинского райкома комсомола. Для полного проявления способностей и дарований необходимы были знания и более высокое образование. Поэтому Жамсо Тумунов в 1937 г. поступает в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу, где он отдает много времени чтению и изучению художественной литературы, особенно увлеченно читал произведения Пушкина. Гоголя, Горького, Шолохова. Он активно участвует в общественной работе, в художественной самодеятельности, редактирует школьную газету. После окончания сельскохозяйственной школы работал редактором в Бурятском государственном книжном издательстве. С первых дней Великой Отечественной войны Жамсо Тумунов с оружием в руках защищал Родину от немецких захватчиков. Сначала он находился на литературной работе в редакции армейской газеты 17-й армии, а в октябре 1944 г. он был назначен заместителем командира батальона 162-го Гвардейского Краснознаменного полка 28-й армии 3-го Белорусского фронта. Занимая эту должность, Жамсо Тумунов прошел победный путь от Прибалтики до Берлина. За боевые заслуги был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». После войны Жамсо Тумунов работал ответственным секретарем правления Союза писателей Бурятии, а с 1947 по 1951 г. учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, затем работал начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Бурятской АССР. Умер Жамсо Тумунов в расцвете творческих сил 12 января 1955 г. Не менее богата и своеобразна творческая биография писателя. Свой творческий путь он начал в середине 30-х годов пьесами «Хилэ дээрэ», «Шоолой», «Сэсэгма», «Шиидхэгдэп-эн асуудал». В довоенном творчестве Жамсо Тумунова основное место занимает драматургия. Лучшей пьесой из них, несомненно, была пьеса «Сэсэгма», посвященная изображению дореволюционной жизни бурят. В 30-х годах он пишет и прозу. Примером могут служить рассказы «Мартагдашагуй удэрнууд», «Бата Барас хоер», «Басаган-трактористка» и первые главы романа «Степь проснулась». В 1939 г. он становится членом Союза писателей СССР. Творческая деятельность Жамсо Тумунова во время войны приобретает весьма разнообразный, разножанровый характер. Он пишет статьи и очерки, стихи и поэмы, издает сборник рассказов. Стихи и поэмы Жамсо Тумунова, написанные в годы войны, передают живое дыхание военного времени. В них преодолевается известная автономность национального сознания, национального художественного мышления несмотря на то, что в их основе — лежит поэтическая традиция устного народного творчества. Это подчеркивает новаторский характер поэзии Жамсо Тумунова периода войны. Стихи Жамсо Тумунова отличаются высокой эмоциональностью, публицистичностью и оперативностью. Их герои — это простые и мужественные люди, храбро защищающие свою родину и самоотверженные труженики тыла. Все они безгранично преданы Родине, проявляют небывалый в истории пример мужества и отваги. Во всех рассказах Жамсо Тумунова этой поры общая для всей литературы тема — тема войны, патриотизма — звучит в полную силу. Его рассказы явились совершенно новыми для бурятской литературы произведениями и по своему духу, и по своей форме. Если подойти к ним с точки зрения жанровой формы, то все они представляют собой синтез документального очерка, публицистики и художественного рассказа, синтез традиционного и новаторского; синтез, рождающий новое своеобразное эстетическое качество. Не было в бурятской прозе и такой формы, как «рассказ в рассказе». Рассказ Жамсо Тумунова «Степной орел» написан именно так. Внешний рассказ — это рассказ автора о жизни в госпитале, а внутренний, основной рассказ — это рассказ старого партизана Батько и подвигах Степного Орла и партизан. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что Жамсо Тумунов своими произведениями военных лет внес ощутимый вклад в развитие родной литературы. Послевоенное творчество Жамсо Тумунова развивается в двух тематических направлениях. Во-первых, его продолжала волновать тема войны, так как война еще дышала и жила в сознании и душах людей. Во-вторых, бурная жизнь послевоенного восстановления разрушенного народного хозяйства и строительства новых индустриальных гигантов вызывали у поэта радость и восторг. Жамсо Тумунова в равной мере волновали и история, и современность. Творчество этого периода многообразно по содержанию и по жанрам. Им написаны поэмы «Сухэ Батор» (1946), «Огни Жаргалантуя» (1952), многочисленные стихотворения, романы «Степь проснулась» (1949), «Золотой дождь» (1955). Талант Жамсо Тумунова, его неповторимое дарование с особой силой проявились в романе «Степь проснулась», явившемся первым бурятским романом, ознаменовавшим новый этап в развитии бурятской литературы. Более того, роман «Степь проснулась» утверждал зрелость, высокий художественный уровень бурятской литературы в рамках мировой литературы. Неслучайно он был переведен на немецкий, чешский, словацкий, монгольский, казахский, украинский языки, выдержал несколько изданий на бурятском и на русском языках. Это было большой победой литературы и всей культуры бурятского народа, о котором заговорили на языках других народов Земли. Роман охватывает период с лета 1919 г. по осень 1920 г. Сложное и противоречивое время показано на примере жизни бурят из села Табтанай Агинского автономного округа. «Степь проснулась» — сложносюжетный роман. В нем дано свыше пятидесяти персонажей, имеющих различные характеры, классовое сознание и судьбу. Роман носит новаторский характер. Заслуга его автора в том, что он впервые в истории бурятской литературы создал эпическое произведение, охватывающее широкий спектр национальных и общечеловеческих проблем, обогатил поэтику родной литературы. Многогранное творчество Жамсо Тумунова имело и имеет большое значение в становлении и развитии бурятской литературы. Неизмерим тот вклад, который он внес в общенародную духовную культуру. Жамсо Тумунов был «большим» писателем, жизнелюбивым, добрым и честным человеком. Главное содержание всей его жизни составляло честное, беззаветное служение родному народу, своей дорогой Отчизне. Таким он живет в сегодняшней нашей жизни и в благодарной нашей памяти.
|
1 2 3 4 5 |
|