Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Дискуссия как метод активного обучения Дискуссия от латинского «discussion»


Скачать 151.2 Kb.
НазваниеДискуссия как метод активного обучения Дискуссия от латинского «discussion»
Дата16.02.2016
Размер151.2 Kb.
ТипДокументы

Дискуссия как метод активного обучения
Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

  • способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

  • метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;

  • метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач:

  • осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

  • выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

  • развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

  • развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

  • развитие умения работать в группе единомышленников;

  • способность продуцировать множество решений;

  • формирование навыка говорить кратко и по существу;

  • развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.


Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.
Условия проведения дискуссии:

  • предметность дискуссии;

  • наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

  • готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

  • наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

  • наличие возможности высказаться;

  • развернутая, корректная аргументация своей позиции;

  • наличие возможности задавать вопросы.


Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:

  • выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

  • каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

  • в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

  • в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.


Роль и позиция ведущего дискуссий

  • изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

  • формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

  • регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

  • стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

  • контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

  • занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

  • мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

  • резюмирует и подводит итоги обсуждения.

Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.
Виды групповой дискуссии

  1. Ролевая дискуссия. В зависимости от того какой материал обсуждается и какие цели ставятся перед дискутантами, можно вводить различные роли:

    • ведущий - получает все полномочия по организации дискуссии;

    • оппонент - находит уязвимые места и предлагает свой собственный вариант решения;

    • логик - выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов;

    • психолог - отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, добивается доброжелательности отношений;

    • эксперт - оценивает продуктивность всей дискуссии, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло общение участников дискуссии.

  • Дискуссия со скрытыми ролями. Цель проведения является расширение репертуара реально освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора. Возможны два варианта организации такой дискуссии: участнику сообщается роль конфиденциально, чтобы никто из остальных не услышал инструкции и наоборот, все участники знают о роли, которую ведущий отвел всем, они не осведомлены лишь о своей собственной роли в дискуссии. Скрытые роли участникам дискуссии выдаются такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющие к доминированию получают роль соглашателя, быстро поддающийся чужому влиянию и авторитету участник дискуссии получает роль спорщика.

  1. Дискуссия как анализ конкретных ситуаций. Этот вид дискуссии стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: 1) «здесь и теперь» (обсуждаются ситуации, произошедшие в группе) и 2) «там и тогда» (случаи из профессиональной практики или личной жизни).

Ход дискуссии:

    1. Вводная часть. Цель – интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу и обсуждение.

Приемы:

  • краткое обсуждение проблемы в малых группах;

  • краткий предварительный опрос по теме;

  • введение темы через вводное проблемное сообщение.

        1. Введение в дискуссию. Цель – проинформировать о проблеме, заинтересовать.

Приемы:

        1. Групповое обсуждение. Этап представляет собой полемику участников. Для управления ею ведущий организовывает участников через систему вопросов, может также специально ввести правила обсуждения, Каждая группа высказывает свое мнение. Работают соответственно своим ролям аналитик, протоколист и т.д. При необходимости ведущий инициирует высказывания выступающих, их вопросы и оценки в адрес услышанного. Усиление и угасание интереса, корректность ведения полемического спора обеспечиваются управленческими действиями ведущего.

        2. Итоговое заключение. Цель – оценка работы группы в вычленении тех аспектов проблемы, которые были затронуты по ходу обсуждения, оценка степени вовлеченности и компетентности участников обсуждения, их готовность принимать позицию другой стороны, умение вести полемику. Оценка сходства-противоположности позиций участников может быть положена в основу проекта решения, ряда рекомендаций, которыми завершается дискуссия, вне зависимости от формы ее проведения.


Заседание родительского клуба

на тему «Поощрение и наказание»
Пояснительная записка

Цель: акцентировать внимание родителей на актуальных проблемах поощрения и наказания детей.

Задачи:

  1. повысить психологическую компетентность родителей;

  2. познакомить родителей с принципами использования поощрений и наказаний;

  3. способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка.

Инструментарий: магнитофон, ватманы, маркеры, мольберт, аудиокассета с релаксационной музыкой.

Оформление кабинета:

  1. Изображение цветка с надписью:

    • Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

    • Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться

    • Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя

  1. Рисунки детей на тему «Моя семья»

Форма проведения: «Круглый стол»
Ход дискуссии
1. Вводная часть

Звучит легкая музыка.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему «Поощрение и наказание детей». У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

- Предлагаю поприветствовать друг друга: вы должны называть свое имя и характеризовать себя, как родителя, тремя прилагательными.
2. Введение в дискуссию

- В наши дни среди педагогов, и среди родителей бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

- Давайте попытаемся ответить на глубоко нас затрагивающие вопросы наказаний:

  • Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?

  • Как вы к ним относились в детстве?

  • Как вы к ним относитесь сейчас?

  • Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?


3. Групповое обсуждение

- Предлагаю вам разделиться на две подгруппы: 1-я подгруппа – «Родители» сторонники наказаний; 2-я – «Ребенок» противники наказаний.
1 Задание «Аргументы»

Вы должны обсудить и записать аргументы «за» наказания, вторая — «против».

- Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

- Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Наказание имеет тройное значение

  1. оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением;

  2. способствует тому, чтобы такие действия не повторялись;

  3. снятие вины с ребенка.


2 задание «Обсуждение ситуаций»

- Сейчас давайте обсудим ситуации. (После анализа ситуации и обсуждения способа наказания его относят к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде).
Ситуация 1 (бить):

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!»

- Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).
Ситуация 2 (обзывания, угрозы):

«Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!»

- Какие рекомендации надо дать маме (папе), что бы воспитание ребенка оказалось полезным? Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).
Ситуация 3 («наряды вне очереди»):

Диалог матери с ребенком:

Сережа, почему ты опоздал?

Мам, мы лепили огромного снеговика.

Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

- Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? «Наряды вне очереди» прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).
Ситуация 4 (высказать неодобрение):

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: «Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком».

- Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

- Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы часто внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется. Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

- Предлагаю вам научиться способам выражения своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

- «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

- «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. «Я-высказывание» – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» («Мне не приятно, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»).

Тренировка в построении «Я – высказывания».

Проблема


Ты – сообщение

Я – сообщение

Сын (дочь) не может выучить стих.

О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь …


Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …


Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь!

Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился.

На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.

Плохое поведение

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение.

Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.


Ситуация 5 (строить Я-сообщение):

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: «Сейчас»– и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

- Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

  • Да сколько же раз тебе надо говорить!

  • Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

  • Меня сердит, когда ты не слушаешься.


Ситуация 6 (отменить ритуал):

Каждый раз на прогулке Маша ест снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

Маша, есть снег нельзя.

Почему?

У тебя будет болеть горло.

Ну и что?

Раз снег такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

- Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их, если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.
Ситуация 7 (наказывать спустя время):

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели.

- Как вы поступите: накажите или простите?

Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.
- Сейчас предлагаю обсудить способы поощрений:

  1. Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?

  2. Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?

  3. Чего надо опасаться во время похвалы?

  4. Чем плоха оценка-похвала?

- В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”

- Когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

- Ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее.

- Ребенок может заподозрить, что вы неискренны. \

Например:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

- Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

- Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.
Упражнение “Кулачок”

- Предлагаю поиграть. (Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

  2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

  3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

  4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?


Итоговое заключение

- Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (Высказывания родителей).

- Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро.

- Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки.

- И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! - Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

- Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

- Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.
Рефлексия результатов встречи:

  1. Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?

  2. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

После подведения результатов дискуссии, родители награждаются медалью «Домашний воспитатель».