Главная страница

Цикл занятий по народной культуре Воспитатель: Жабина И. И. Раздел «Жилище русского крестьянина и основные занятия»


Скачать 173.88 Kb.
Название Цикл занятий по народной культуре Воспитатель: Жабина И. И. Раздел «Жилище русского крестьянина и основные занятия»
Дата 04.03.2016
Размер 173.88 Kb.
Тип Документы

Цикл занятий по народной культуре
Воспитатель: Жабина И.И.
Раздел «Жилище русского крестьянина и основные занятия»
Задачи:

формировать представления детей об основных занятиях русских крестьян (земледелие, резьба по дереву), особенностях постройки русской избы;

знакомить с предметами русского быта, их назначением, учить определять от каких предметов произошли современные;

знакомить с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях;

развивать навык лепки из глины, солёного теста;

воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян, бережное отношение к предметам окружающего мира.
Тематика занятий:


  1. «Откуда хлеб пришёл».

  2. «Вершки и корешки».

  3. «Хлеб – всему голова».

  4. «Русь деревянная».

  5. «Родом я из Тулы – самовару брат».

  6. «Печки – лавочки».

  7. «Русская изба».

  8. «Светит, да не греет».

  9. «Наступает новый год – заводи хоровод».

  10. «В гостях у Федоры».

  11. «Русская деревня».

  12. «Из–за леса, из-за гор…».


К концу изучения данной темы:

  • знать виды полевых работ (пахота, сеяние, косьба, молотьба, и т.д.),

в зависимости от времени года;

  • знать названия элементов избы (причелина, полотенце, наличники);

  • знать названия предметов быта (посуда, мебель, инструменты, утварь, транспорт, источники освещения), их назначение;

  • знать свойства материалов (бумага, глина, металл, дерево);

  • знать народные игры, загадки, считалки, приметы;

  • уметь составлять описание предметов, подчеркивая его характерные особенности;

  • иметь практические навыки в работе глиной, тестом.



Раздел «Народный костюм»

Задачи:

знакомить с историей тульского народного костюма, символикой орнаментов;

с традиционными видами женского рукоделия – прядением, плетением и вышиванием;

учить создавать выразительные образы, используя различные материалы (ткань, нитки, мех, бисер);

воспитывать бережное отношение к одежде.

Тематика занятий:


  1. «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».

  2. «Придумай узор для платка».

  3. «Жить в соседях – быть в беседах».

  4. «Друг лучше старый, а платье новое».

  5. «Тонко, бело полотенечко – хитромудро рукодельице».

  6. «Я вышиваю платочек проворно».

  7. «Ой, ниточка тоненькая».


К концу изучения данной темы:


  • иметь представление об этапах прядения, плетения, вышивания; знать инструменты, необходимые для рукоделья (прялка, веретено, иголка, спицы, крючок)

  • знать элементы тульского костюма (понёва, рубаха, занавеска, порты)

  • знать символику орнаментов (квадрат – земля; круг – солнце;

треугольник – гора, её назначение (оберег)

  • уметь украшать предметы орнаментами (геометрическими, растительными)

  • уметь создать выразительный образ, выполненный в народной манере.

Раздел «Русская народная игрушка»
Задачи:

знакомить детей с видами русской народной игрушки (матрёшка, соломенная, тряпичная, филимоновская, дымковская);

учить делать игрушки по мотивам русской народной (используя различные материалы: солому, глину, нитки, ткань).
Тематика занятий:

  1. «Путешествие в прошлое куклы».

  2. «Потешный промысел».

  3. «Весёлая ярмарка».

  4. «Маленький, да удаленький».


К концу изучения данной темы:

  • знать виды русской народной игрушки;

  • уметь объяснить различия дымковских и филимоновских игрушек

(основные цвета фонов, элементов; форма, символика);

  • уметь делать игрушки: соломенную, тряпичную, из ниток, из глины (по мотивам филимоновской).



Раздел «Всякому мила своя сторона»
Задачи:

знакомить детей с понятиями: «семья», «Родина», «малая Родина», «Герб»,

« Флаг»;

знакомить с памятными историческими датами и местами Тульского края;

воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край.
Тематика занятий:

  1. «Тула – город оружейников».

  2. «Россия - Родина моя».

  3. «Моя семья».

  4. «Дмитрий Донской».


К концу изучения данной темы:

  • знать названия страны, области, родного города;

  • иметь сведения о достопримечательностях Тульского края (Куликово поле, Тульский музей оружия и т.д.);

  • иметь представление о воинском снаряжении в прошлом;

  • уметь объяснить понятия «семья», «Родина», «Флаг», «Герб», «малая Родина».

Перспективный план

возраст 5-6 лет

Октябрь Раздел «Жилище русского крестьянина и основные занятия»



«Жилище русского крестьянина и основные занятия»


Темы занятий


теоретические

практические

№1 «Откуда хлеб пришёл»

1




№2 «Вершки и корешки» (лепка)




1

№3 «Хлеб – всему голова»

(рисование)




1

№4 «Русь деревянная»

(конструирование)




1

Всего часов

1

3


Ноябрь Раздел «Домашняя утварь»




«Домашняя утварь»

Темы занятий


теоретические

практические

№1 «Родом я из Тулы – самовару брат»

1




№2 «Печки – лавочки» (лепка)




1

№3 «Русская изба» (рисование)




1

№4 «Светит, да не греет»

(ручной труд)




1

Всего часов

1

3


Декабрь Раздел «Домашняя утварь»


«Домашняя утварь»

Темы занятий


теоретические

практические

№1 «Наступает Новый год – заводи хоровод»

1




№2 «В гостях у Федоры» (лепка)




1

№3 «Русская деревня» (рисование)




1

№4 «Из–за леса, из–за гор…»(рисование)




1

Всего часов

1

3


Январь Раздел «Нитки, ткачество»


«Нитки,

ткачество»


Темы занятий


теоретические

практические

№1 «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна »

1




№2 «Придумай узор для платка»

(аппликация)




1

№3 «Жить в соседях – быть в беседах» (ручной труд)




1

Всего часов

1

2


Февраль Раздел «Народный костюм»


«Народный костюм»

Темы занятий


теоретические

практические

№1 «Друг лучше старый, а платье новое»

1




№2 «Тонко, бело полотенечко – хитромудро

рукодельице»

( аппликация)




1

№3 «Я вышиваю платочек проворно» (рисование)




1

№4 «Ой, ниточка тоненькая»

(ручной труд)




1

Всего часов

1

3

Март Раздел «Русская народная игрушка»


«Русская народная игрушка»


Темы занятий


теоретические

практические

№1 «Путешествие в прошлое куклы»

1




№2 «Потешный промысел» (лепка)




1

№3 «Весёлая ярмарка»

(рисование)




1

№4 «Маленький, да

удаленький»

(ручной труд)




1

Всего часов

1

3

Апрель Раздел «Всякому мила своя сторона»


«Всякому мила своя сторона»


Темы занятий


теоретические

практические

№ 1 «Тула – город оружейников»

1




№ 2 «Россия - Родина моя»

(аппликация)




1

№ 3 «Моя семья»

(рисование)




1

№ 4 «Дмитрий Донской»

(рисование)




1

Всего часов

1

3

Май




Темы занятий


теоретические

практические

Итоговое «Что, где, когда?»

1




Всего часов

1







8

20

Итого часов

28

Календарно – тематическое планирование

возраст 5 – 6лет


месяц

Тема занятия

Содержание

Материал

Октябрь

«Откуда хлеб пришёл»

Цель – знакомство с основными видами полевых работ; обогащение словаря;

воспитывать бережное отношение к хлебу

Рассказ об основных видах работы в поле.

Предм. картинки: соха, борона, цеп, мельница;

сюж. картинки

(сеятель и т.д.);

колосья ржи, каравай

«Вершки и корешки»

Цель – уточнить знания об использовании овощей; активизация словаря (названия овощей, зерновых культур); закрепить умения лепить предметы округлой формы.

1.Чтение р.н. сказки «Мужик и медведь»

2.Д/И «Вершки и корешки»

3.Лепка «Репка»

Муляжи овощей, зерновых культур;

плоскостные фигурки к сказке «Мужик и медведь», предм. картинки (овощи), пластилин

«Хлеб – всему голова»

Цель – систематизировать знания о труде хлебороба

1.Рассказ – беседа о труде хлебороба.

2.Игра «Мельница»

3.Рисование «Хлеб – всему голова»

Наборное полотно серия картинок (труд хлеборобов), цветные карандаши, фломастеры, бумага

«Русь деревянная»

Цель – дать представление об особенностях строения избы; знакомить с пословицами,

поговорками, прибаутками о быте народа;

обогащение словаря (изба, сруб, плотник, наличники, ставни, крыльцо)

1.Рассказ «Не бравшись за топор, избы не срубишь».

2.Конструирова-ние «Наша изба ровна тепла».

подбор открыток (старинные избы), цветная бумага, строительный материал

Ноябрь

«Родом я из Тулы, самовару брат»

Цель-знакомство со старинной русской традицией чаепития, с тульским самоваром и пряником.

1.Беседа о тульском самоваре, тульском прянике.

2.Д/И «Что изменилось?»

Самовары, тульские пряники.

«Печки – лавочки»

Цель – познакомить с внутренним убранством русской избы; обогащение словаря (порог, печь, кирпич, печник, полено, прялка, кочерга, ухват);учить лепить из глины.

1. Рассказ «Без печки хата – не хата».

2.Д/И «Что изменилось?»

3.Лепка «Волшебная глина».

Предметы домашней утвари, иллюстрации к ск. «Емеля», «Гуси – лебеди», глина.

«Русская изба»

Цель – закрепить знания о дереве как традиционном материале русских построек дать знания об элементах украшения избы; обогащение словаря (причелина, полотенце, наличник)

1.Рассказ «Русская изба»

2.Д/И «Построй избу».

3.Рисование «Укрась окошко»

Схема русской избы, фланелеграф, цветные карандаши, пастель

«Светит, да не греет»

Цель – познакомить с историей электрической лампочки; словарь

(лучина, свеча, керосиновая лампа, электролампа, зажечь, потушить, освещать); учить делать объёмные изделия из бумаги.


1.Игра – путешествие « В прошлое лампочки».

2.Ручной труд «Свеча».

Источники освещения (см. словарь): предметы и их изображения, цветная бумага, вата, клей.

Декабрь

«Наступает Новый год – заводи хоровод»

Цель – воспитывать интерес к традиционным русским праздникам.

1.Рассказ о зимних народных праздниках (Рождество, Святки , Крещение).

2.Инсценировка колядования.


Иллюстрации, маски животных,

народные инструменты.

«В гостях у Федоры»

Цель - формировать знания о старинной и современной посуде; активизация словаря (чугунок, самовар, ухват железный, деревянный, блестящий); уточнение словаря (расписные, фарфор, глина, пластмасса).

1.Д/И «Хорошо - плохо».

2.Составление описательного рассказа о самоваре.

3.Лепка «Чашки».

Предметы посуды (самовар, чайник, чугунок и т.д.), пластилин

«Русская деревня»

Цель – закрепить знания об облике русской деревне, об элементах украшения избы.

1.Беседа об элементах украшения избы.

2.Д/И « Укрась избу».

3. Рисование «Изба»

Иллюстрации (русские избы), кисти, гуашь.

«Из-за леса – из–за гор…»

Цель – учить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (езда) и строением; активизация словаря (телега , карета ,автомобиль).

1.Рассказ о прошлом автомобиля.

2.Рисование «От телеги до машины».

Шкатулка, Петрушка, образцы телеги, кареты, машины, контуры разных видов транспорта, фломастеры.

Январь

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».

Цель – формирование представлений

о традиционных видах женского рукоделия – прядении, плетении; обогащение словаря (прялка, веретено, пряслице, прядение, плетение), активизация словаря (нитки, шерстяные, шёлковые, простые, гладкие, блестящие, вязать, шить и т.д.).


1.Рассказ о прялке и прядении.

2.Д/И «Для чего нужны нитки».

Прялка, веретено, вата, шерсть, карандаши, нитки разных видов.

«Придумай узор для платка».

Цель - закрепить знания о платках – основном головном уборе русских женщин; учить создавать узор из различных элементов (растительных, геометрических).

1.Рассматривание платков.

2.Р.н. игра «Платочек».

3.Аппликация «Платок для мамы».

Платки, репродукции картин, картон, цветная бумага.

«Жить в соседях – быть в беседах».

Цель – знакомство с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях; учить плести поясок из ниток.


1.Беседа «Ой, вы гости, господа».

2.Д/И «Узнай, что это?».

3.Ручной труд «Поясок для Дуси».

Д/И «Узнай, что это?», кукла Дуся, сутажные нитки .

Февраль

«Друг лучше старый, а платье новое».

Цель - формировать знания о видах народной одежды; обогащение словаря (рубаха, кушак, понёва, занавеска, душегрея, порты, косоворотка).

1.Рассказ о видах тульского народного костюма.

2.Р.н. игра «Царевна».

Женский и мужской народные костюмы, куклы в народных костюмах, альбом

«Русский народный костюм».

«Я вышиваю платочек проворно»

Цель – познакомить с вышивкой и плетением кружев; дать знания об инструментах (иголка, крючок, спицы), закрепить умение составлять орнамент.

1.Знакомство с вышивкой и плетением кружев.

2.Музыкальная игра «Ты ниточка вертись».

3.Рисование «Красивые узоры».

Вышитые вязаные изделия, нитки, иголка, крючок, спицы, гуашь, кисти

«Тонко, бело полотенечко – хитромудро рукодельице».

Цель – закрепить знания о вышивке, символике орнаментов, активизация словаря (холст, вышивка, орнамент).

1. Рассматривание изделий с вышивкой.

2.Д/И «Кто быстрее?».

3. Аппликация «Укрась полотенце».


Вышитые изделия (полотенце, рубаха, скатерть, платок, понёва), карточки с узорами (раст., геометр., орнаменты), цв. бумага, белый картон.

«Ой, ниточка тоненькая».

Цель – уточнить знания по теме «Нитки Одежда»; учить делать игрушки из ткани и ниток; активизация словаря (нитки, шерсть, хлопок, лён, вязать, вышивать, прясть, ткать, названия элементов р. н. костюма, прялка, веретено).

1.Д/И «Загадки и отгадки».

2.Беседа «Ой, ниточка тоненькая».

3.Ручной труд

« Тряпичная кукла»


Ткань, нитки, образец куклы, схемы, палочки с лентами.

Март

«Путешествие в прошлое куклы».

Цель – дать представление об истории развития русской народной игрушки; обогащение словаря (деревянная, глиняная, тряпичная, соломенная, пластмассовая).

1.Путешествие в прошлое куклы.

2.Д/И « Расставь всё по порядку».

Матрёшка, куклы

(разные виды)

«Потешный промысел».

Цель – уточнить знания о русской народной игрушке, учить лепить филимоновскую игрушку),

воспитывать уважение к труду народных умельцев.

1. Беседа о филимоновской игрушке.

2.Д/И «Найди сходство и различие».

3.Лепка

«Филимоновский

медведь»

Сундучок, матрёшки, филимоновские

игрушки, глина.

«Весёлая ярмарка».

Цель - познакомить с особенностями дымковской игрушки, техникой её изготовления,

учить украшать узорами силуэт коня.

1.Рассматривание дымковской игрушки.

2.Рисование «Дымковский конь».

Дымковские игрушки, силуэты коня из бумаги, гуашь.


«Маленький, да удаленький».

Цель – учить делать кукол по схемам из ниток; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

1.Р.Н.сказка « Жихарка».

2.Д/И «Угадай сказку».

3. Ручной труд «Жихарка».


Иллюстрации к

рус. нар. сказкам, нитки, ножницы.

Апрель

«Тула – город оружейников»

Цель - формировать представление о Туле как о старинном городе с многовековой историей; познакомить с экспонатами музея оружия; воспитывать гордость за родной край.

1.Беседа о Тульском музее оружия.

2.Р.н. игра «Кузнецы»

Карта Тульской области, альбом «Тульский государственный музей оружия»; макет храма

«Россия - Родина моя»

Цель - формировать элементарное представление о функциональном назначении герба и флага; обогащение словаря (герб, знамя, стяг, древко, полотнище,

навершие); воспитание патриотических чувств.

1.Рассказ о гербе и флаге России.

2.Слушание гимна России.

3.Аппликация «Российский флаг».


Гербы России, г. Новомосковска, Тулы, монеты, модель флага России, цв. бумага,

палочки.

«Моя семья»

Цель - формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать желание заботиться о близких.

1.Беседа о семье.

2.Игра «Кто я?».

3.Рисование

« Мама и я – дружная семья».

Семейные фотографии, детские рисунки о семье, серия сюжетных картинок.

«Дмитрий Донской»

Цель – познакомить с исторической личностью князем Дмитрием Донским; словарь (Русь, князь, храм, дружина, монах, битва,

поединок).

1.Игра – путешествие «Куликово поле».

2.Рисование «Русские богатыри».

Иллюстрации «Куликовская битва», гуашь, кисти.

Май

Итоговое «Что, где, когда?»

Цель - Проверить знания детей о предметах русского быта, их функции, материале, из которого изготовлены, в каких русских народных сказках встречается их описание; воспитывать интерес к русскому народному быту.


Конкурсы – задания.

предметы быта,

д /и «Какие предметы спрятались?»,

«Что сначала – что потом», разрезные картинки на сюжет сказки «Царевна – лягушка», клей, картон, кисточки, фишки, тульский пряник.