Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 376.72 Kb. |
III этап – Обобщающий (январь 2010 – май 2011 гг.)
Задачи:
Анализ, обобщение и распространение полученных материалов экспериментальной работы.
Прогнозируемый конечный результат:
Сборник методических рекомендаций на основе полученных материалов экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения».
На данном этапе были внесены корректировки в Перспективный план экспериментальной работы, обусловленные открытием вместо «1-го класса охраны зрения» еще одной коррекционной группы для детей с нарушениями зрения и, как следствие, изменением количественного и качественного состава педагогического и детско-родительского коллектива.
Работа на данном этапе предполагала дальнейшую апробацию и описание этапов эксперимента. Продолжалась разработка методических и дидактических материалов, пособий по теме эксперимента. Методической службой МДОУ оказывалась помощь по обобщению передового педагогического опыта и подготовке педагогов к аттестации.
На кафедре СППиПМ ЧГПУ были получены рецензии на дополнительные образовательные программы (кружки), организованные и реализуемые в детском саду по запросам родителей воспитанников:
- «Веселый карандаш» (студия художественного творчества), автор О.А. Краснова, воспитатель по изодеятельности;
- «Соловушки» (кружок хорового пения), автор С.З. Русалова, музыкальный руководитель;
- «Пестрая карусель» (театральная студия), авторы С.З. Русалова, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель;
- «Я играю» (игровая психокоррекция), автор Г.П. Жирохова, педагог-психолог.
Чтобы обобщить опыт работы, администрации и коллективу МДОУ необходимо было оценить значимость всей экспериментальной работы, ее результативность. Для выполнения данной задачи в соответствии с перспективным планом работы и планом взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ администрацией МДОУ в марте – апреле 2010 года был проведен всесторонний анализ результатов эксперимента по всем категориям: дети, педагоги, родители. Также было проанализировано материально-техническое и информационное обеспечение эксперимента. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами мониторинга, представленными ниже. Анализ результатов экспериментальной работы
Оценка эффективности экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения» была проведена на основе сравнительного анализа результатов, полученных в ходе констатирующего (2007-2008 уч. год), промежуточного (2008 - 2009 уч. год) и итогового (2009-2010 уч.год) экспериментов (срезов).
I. Данные мониторинга здоровья и развития детей
Динамика психофизического здоровья детей
Динамика состояния соматического здоровья детей (зрительного анализатора)
Таблица № 1
Годы
| Количество детей, выбывших из ДОУ
| Всего выбыло
| В
д/сады
| В
школы
| С полным выздоровлением
| С улучшением
| С ухудшением
| Без динамики
| 2007/08
| 17
| 1
| 16
| 3 (18%)
| 14 (82%)
| -
| -
| 2008/09
| 21
| -
| 21
| 7(33%)
| 14(67%)
| -
| -
| 2009/10
| 17
| 1
| 16
| 3(18%)
| 13(76%)
|
| 1(6%)
|
Динамика состояния психического здоровья детей
Таблица №2
Годы
| Кол-во
детей/%
| Сон в норме
| Сон нарушен
| Аппетит в норме
| Аппетит
нарушен
| 2007/08
| Не проводилось
| 2008/09
| 29/100%
| 24/83%
| 5/17%
| 28/97%
| 1/3%
| 2009/10
| 25/100%
| 24/96%
| 1/4%
| 24/96%
| 1/4%
| Изучение эмоционального состояния детей экспериментальных групп проходило на основе анализа продуктов детской деятельности (проективное рисование). Анализ данных показал, что настроение у всех обследуемых детей в норме.
Динамика уровня развития детей (по основным линиям развития)
Таблица № 3
№
| Показатели
| 2007/08
| 2008/09
| Динамика
| 2009/2010
| Динамика
| 1
| Физическое развитие
| 87 %
| 93%
| +6
| 94%
| +4
| 2
| Познавательно-речевое
| 93%
| 94%
| +1
| 96%
| +2
| 3
| Художественно-эстетическое
| 85%
| 90%
| +5
| 91%
| +1
| 4
| Социально-личностное
| 91%
| 93%
| +2
| 94%
| +1
| 5
| Психологическая готовность воспитанников к получению школьного образования
| 80%
| 80%
| Без динамики
| 86%
| +6%
|
Общие выводы по данным мониторинга здоровья и развития детей
Проведение экспериментальной работы не отразилось на психофизическом здоровье детей. Эффективность лечебно-восстановительной работы держится на достаточно высоком уровне.
Сравнительный анализ данных развития детей по основным линиям развития показал, что работа педагогического коллектива МДОУ в инновационном режиме положительно отразилась на результатах коррекционно-образовательного процесса. Отмечается положительная динамика по всем показателям.
Воспитанники МДОУ ежегодно принимают активное участие и становятся призерами и победителями в различных городских, областных спартакиадах, конкурсах, акциях:
- Дипломы за активное участие в спартакиаде «Крепыш» по итогам 2008-2010 гг.,
- Грамоты за III место во встречной эстафете, посвященной 65-летию Дня Победы, III место в комбинированной эстафете (2010 г.),
- Грамоты за I (2009 г.), II место (2010 г.) в городских соревнованиях «Веселые старты - 01»,
- Грамоты за II место в игре «Зеленый огонек» (2009, 2010 гг.),
- Грамоты за II и III место (3 чел.) и дипломы за участие (6 чел.) в конкурсах рисунков и поделок «Спички детям – не игрушка!», «Пожарный вчера, сегодня, завтра» (2008-2011гг.)
- грамоты и дипломы конкурса детского прикладного творчества «Салют Победы!» среди детей-инвалидов по зрению, организованного МО ВОС г. Верхнего Уфалея (2010 г.),
- дипломы лауреатов конкурса «Искорки надежды» для детей-инвалидов по зрению (2011 г.),
- дипломы лауреатов областного конкурса творческих работ «В космонавты я б пошел, пусть меня научат!» (2011 г.) и др.
Подтверждением эффективности инновационной деятельности учреждения является то, что наши выпускники успешно адаптируются к школьному обучению, усваивают школьную программу, не испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мероприятия, проводимые с детьми в условиях эксперимента, положительно отразились на развитии и воспитании детей МДОУ. II. Данные мониторинга эффективности взаимодействия семьи и МДОУ
Динамика уровня психолого-педагогической и правовой грамотности родителей
Таблица № 4
Годы
| % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте
| Высокий
| Средний
| Низкий
| 2007/08
| 12
| 45
| 43
| 2008/09
| 35
| 48
| 17
| 2009/10
| 52
| 40
| 8
|
Динамика уровня удовлетворенности родителей работой МДОУ
Таблица № 5
Показатели
| % от общего количества родителей,
участвующих в эксперименте
| 2007/08
| 2008/09
| 2009/10
| Взаимодействие с педагогами в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ
| 86
| 90
| 95
| Создание благоприятных условий в ДОУ для гармоничного развития ребенка с ОВЗ
| 90
| 98
| Организация совместно проводимых мероприятий
| 90
| 95
| Компетентность педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
| 96
| 93
|
Динамика степени включенности (активности) родителей в совместную деятельность
Таблица № 6
Годы
| % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте
| Высокая («активные»)
| Средняя («пассивные»)
| Низкая «Заказчики»
| 2007/08
| 34
| 49
| 17
| 2008/09
| 74
| 22
| 4
| 2009/10
| 78
| 17
| 5
|
Динамика уровня информированности родителей о развитии ребенка
Таблица № 7
Годы
| % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте
| Удовлетворены полностью
| Удовлетворены частично
| Не получают дост. информацию
| Не интересуются этим вопросом
| 2007/08
| 50
| 28
| 11
| 11
| 2008/09
| 71
| 14
| 5
| 9
| 2009/10
| 89
| 11
| 0
| 0
|
Динамика ценностных ориентаций (приоритетов) семьи в воспитании и обучении ребенка
Таблица № 8
Показатели
| % от общего количества родителей
| 2007/08
| 2008/09
| 2009/10
| Здоровье детей, восстановление зрения
| 51 (100%)
| 48 (100%)
| 42 (100%)
| Всестороннее развитие и воспитание детей
| 22 (43%)
| 34 (71%)
| 31 (74%)
| Взаимоотношения родителей и детей
| 14 (37%)
| 16 (33%)
| 12 (28%)
| Коррекционно-развивающие занятия с детьми
| 17 (33%)
| 20 (41%)
| 28 (67%)
| Сотрудничество с ДОУ
| 26 (51%)
| 30 (63%)
| 29 (69%)
|
Общие выводы по данным мониторинга
эффективности взаимодействия семьи и МДОУ
Отмечается положительная динамика в изменении уровня психолого-педагогической компетентности родителей. По результатам опросов родителей, наблюдений и бесед с педагогами: 89% родителей повысили свой уровень за счет посещения общих и подгрупповых мероприятий (родительские собрания, консультации, тренинги), 54% посредством индивидуальных консультаций, бесед, занятий, Лекотеки, встреч в «Родительской гостиной».
Результаты мониторинга показывают, что показатели удовлетворенности родителей работой детского сада также значительно возросли и эти показатели достаточно высоки (на 49%). Это говорит о правильности выбранных направлений деятельности МДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников и об эффективности выбранных форм и методов взаимодействия. Также важно отметить положительные изменения в налаживании информационных и эмоциональных контактов, в выстраивании взаимоотношений родителей и педагогов, продуктивных коммуникативных связей. Важным показателем эффективности проводимой в этом направлении работы является отсутствие числа родителей, не интересующихся развитием своего ребенка, а также не получающих достаточно информацию об этом.
Положительные изменения в показателях «Ценностные ориентации (приоритеты) семьи» (наиболее значительные по следующим позициям: «Коррекционно-развивающие занятия с детьми», «Сотрудничество с ДОУ») подтверждает правильность организации и практическую направленность содержания индивидуально-дифференцированной работы специалистов ДОУ по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья. Сравнительный анализ данных позволяет также с уверенностью говорить о значительном росте активности родителей и включенности их в образовательный процесс МДОУ в разных формах (в 2,3 раза).
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о подтверждении гипотезы проекта: индивидуализация помощи семье, основанная на анализе индивидуально-типологических особенностей родителей и результатов клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников, значительно повышает эффективность взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения. III. Данные мониторинга эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива
Уровень профессиональной компетентности педагогов
Таблица 9
№
| Показатели
| Количество педагогов / %
| 2007/08
| 2008/09
| 2009/10
| 1
| Наличие (повышение)
квалификационной категории
| Высшая – 11 (52 %)
Первая – 9 (43 %)
Вторая – 1 (5 %)
| Высшая – 12 (57 %)
Первая – 7 (33 %)
Вторая – 1 (5 %)
б/категории – 1 (5%)
| Высшая – 12 (52 %)
Первая – 7 (31 %)
Вторая – 3 (13 %)
б/категории – 1 (4%)
| 2
| Прохождение курсовой подготовки
| 4 (19 %)
| 11 (52 %)
| 11 (48 %)
| 3
| Повышение образовательного уровня
| с высшим образованием –
13 (62 %)
получение высшего образования на базе высшего – 1 (5 %)
| с высшим образованием –
14 (67 %)
получение высшего образования на базе высшего – 2 (10%)
| с высшим образованием –
17 (74 %)
| 4
| Наличие публикаций, обобщение опыта работы по теме эксперимента
| в областных изданиях – 4 (19%)
Обобщение опыта
не было
| в областных изданиях – 2 (10%)
в городских – 3(14%)
в МДОУ – 16 (70%)
обобщение опыта –
4 (19%)
| в областных изданиях – 3 (13%)
в городских – 3 (13%)
в МДОУ – 12 (52%)
обобщение опыта –
9 (39%)
| 5.
| Выступление с опытом работы
на ГМО, семинарах,
конференциях
| Не было
| 6 (29%)
| 9 (39%)
| |
|
|