Главная страница |
Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Библиотечное мероприятие Праздник «Посвящение в читатели»
И БЛИОТЕЧНЫЙ УРОК В 1 КЛАССЕ. Тема: Посвящение первоклассников в читатели. Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Содержание темы: Путешествие по библиотеке. Знакомство с" книжным домом" Понятия - читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал. Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, ящиками для выбора книг. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для 1 класса "Филя", "Веселые картинки", "Мурзилка"и других журналов. Основные правила пользования книгой и библиотекой. Форма проведения: Праздник в актовом зале, путешествие по библиотеке, беседа, Просмотр красочных изданий книг, викторина. Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас праздник. Вы научились читать букварь и поэтому сегодня, я и наши гости расскажем вам о нашей школьной библиотеке. Снаружи смотришь – Дом как дом, Но нет жильцов обычных в нём. В нём книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины: И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай … Как называют этот дом? Попробуй, угадай. Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, « тек а» - хранилище. Что же такое библиотека? Это книгохранилище.(показываем презентацию о библиотеке). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас с вами находимся в комнате, которая называется абонемент, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас мы завели читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке (показать стеллажи с книгами для уч-ся 1 классов). А сейчас пройдем в другую комнату, которая называется читальный зал. В этой комнате книги на дом не выдаются, а читаются здесь. В основном сюда приходят ребята на переменах, чтобы полистать журналы, газеты" Библиотекарь: Ребята! После того, как вы посмотрели слайды о нашей библиотеке, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Дети: Да! Библиотекарь: Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. Со страниц книг сошли сказочные герои и решили прийти к вам в гости, встречайте их! Но прежде, чем они появятся, вы должны угадать о них загадку. Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок Но заснята для кино и известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется ... (Чебурашка) Под веселую музыку выбегает Чебурашка. Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Я пробегал мимо, услышал веселую музыку и смех и решил к вам заглянуть, уж больно весело у вас! Я хочу спеть вам свою любимую песню. (включается магнитофон с фонограммой песни "Про Чебурашку"), после исполнения песни библиотекарь показывает ребятам книгу Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья" и рекомендует обязательно ее прочесть. Библиотекарь: Ты, Чебурашка, будь нашим гостем, а ребята будут отгадывать следующую загадку, Городок их маленький, но в нем народ удаленький. Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам: Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську. Ребята, в какой книге живут эти герои? Дети отвечают и выбегает Незнайка. В руках у него рисунки сказочных героев. Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Дети: Да! Библиотекарь: Незнайка, а что это у тебя за рисунки? Незнайка: Я принес нарисованных героев книг, но ребята должны угадать, что перепутано в моих рисунках?, (показывает рисунки, на которых изображены: 1) Доктор Айболит с аленьким цветочком в руках 2) Буратино несет вместо азбуки корзинку с пирожками. 3) Винни-Пух с говорящей щукой в руках. 4) Красная Шапочка несет петушка. Дети называют предметы, которые перепутал художник, и сказку, из которой взяты нарисованные герои. Библиотекарь: Ну молодцы, ребята! Все ошибки художника правильно назвали. Садись, Незнайка, будешь нашим гостем, а ребята будут отгадывать следующую загадку. В этом доме именины, много было там гостей. И на этих именинах появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил, Но коварному злодею кто-то голову срубил. В какой сказке происходит это действие? Дети отвечают, и появляется нарядная муха-цокотуха. Под веселую фонограмму она поет псенку: Я муха-цокотуха, позолоченное брюхо. У меня для гостей, гостей много вкусных сластей, сластей. Я ходила на базар, я купила самовар, Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком. Библиотекарь: Спасибо, Муха-Цокотуха. Хорошую песенку ты спела. Садись рядом с нашими гостями. А вы, ребята, отгадывайте следующую загадку. Бабусю знает целый свет Ей от роду лишь триста лет Там, на невиданных дорожках, Изба ее на куриных ножках. Кто это? (ответ детей) Библиотекарь: Как у бабы-Яги, старой костяной ноги Есть замечательный Аппарат летательный. Что же это за аппарат? (ответ детей) Под быструю зажигательную музыку верхом на метле появляется баба-Яга, она танцует и поет. Баба-Яга: Я летала на метле, пироги пекла в золе, По избе кота гоняла да загадки сочиняла. В гости к лешему сходила, все отгадки позабыла, Помогите мне, ребятки, отгадать мои загадки! Поможете? Дети: Да! Баба-Яга: Хорошо, тогда слушайте и отгадывайте. 1 загадка. У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Высоко они летят, далеко они глядят. Что это за сказка? (ответы детей) 2 загадка: Она на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варили и пряла, Когда же случилось попасть ей на бал, то голову принц от любви потерял. Она башмачок потеряла тогда же, кто она такая, кто мне подскажет? (ответы детей) 3 загадка: Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? (ответы детей) 4 загадка: Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет И в дороге слезы льет. Кто это? (ответы детей) Баба-Яга: Ох, какие умные ребятишки, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас еще потруднее загадки. Вот смотрите, летела я и увидела под елочкой вот эту корзинку, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны будете угадать, что это за вещи и из какой они сказки. Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого цвета. (Яйцо. Курочка – ряба.) Из-за этого проклятого предмета одна прекрасная принцесса проспала 100 лет, уколов им палец. Но ее спас принц. Что это за предмет? (Веретено. Спящая красавица) А эту вещь проглотил крокодил, он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. Мойдодыр.) Этот предмет я вам покажу. Но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, служащей девочке кроваткой? (Дюймовочка. Г.-Х Андерсен) После отгадывания всех загадок все герои сказок танцуют танец «друзей» для первоклассников.
Посвящение в читатели. «Путешествие в Книжное царство – мудрое государство». Тема «Путешествие в Книжное царство - мудрое государство» Посвящение первоклассников в читатели школьной библиотеки. Цели. Пробудить интерес к каждодневному чтению, узнать неизвестное об истории книгопечатания, познакомить с правилами пользования библиотекой. Используется мультимедийная презентация. Здравствуйте, ребята! Сегодня Вы станете читателями. В каждой школе есть небольшая комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями. А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья – книги. И живут они в доме Всезнайки, а как он называется, Вы должны догадаться. Снаружи смотришь – Дом как дом, Но нет жильцов обычных в нём. В нём книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины: И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай … Как называют этот дом? Попробуй, угадай. Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, « тек а» - хранилище. Книги в библиотеке не только хранят - но и выдают для чтения. Это самое главное. А пока готовьтесь стать читателями нашей маленькой библиотеки. Про книгу существует много пословиц: Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Не красна книга письмом, красна умом. Книга помогает в труде, выручает в беде. Испокон века книга растит человека. Выбирай книгу так, как выбираешь друга. Книга - зеркало для мудреца, в ней видны черты его лица. Правда, хорошие слова о книге придумал народ? Мне остаётся только добавить, что, подружившись с книгой, надо стараться быть хорошим хозяином, внимательным читателем. Ребята, а как Вы думаете, почему библиотеку называют домом Всезнайки? Конечно, в доме Всезнайки можно найти самые разные книги. Короткие и длинные, Новые и старинные, Обычные и странные, И даже иностранные, Серьёзные, учебные. Весёлые, волшебные. Про море и про лес, С картинками и без. Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня. Печатные книги возникли не сразу, Песец переписывал каждую фразу, Глаза уставали, дрожала рука. И так продолжалось века и века. В старину книги очень ценили, так как создавались они очень медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. А на чём и чем писали летописцы? Писали гусиным пером, острой палочкой. В Древнем Египте писали на папирусе, который изготавливали из растений. Но он был не прочный. Древние Греки писали на телячьей коже и называли пергаментом - имени города Пергама. Но чтобы изготовить одну книгу, им надо было истребить целое стадо телят. На Руси был свой материал. Это была береста. Кто знает что это? Береста – наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых слоёв. Впервые бумагу изготовили в Китае из шёлка. В настоящее время её делают из древесины. Вернее, из вещества, которое содержится в древесине, - целлюлозы. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники напечатали первую книгу. Называлась она Апостол. На её изготовление потратили целый год. Произошло это в 1564 году. Иваном Фёдоровым был создан и первый русский букварь, по которому обучались взрослые и дети. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники напечатали первую книгу. Называлась она Апостол. На её изготовление потратили целый год. Произошло это в 1564 году. Иваном Фёдоровым был создан и первый русский букварь, по которому обучались взрослые и дети. Но чтобы мы смогли взять в руки книгу над ней должны потрудиться рабочие в типографии, авторы, редакторы, художники, писатели. Видите, сколько людей трудится над созданием одной книги. Давайте же будем ценить чужой труд и беречь книги. У Ильина есть стихотворение под названием « Две книжки». Послушайте его: Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой. Ну, как твои делишки? Одна спросила у другой. Ох, милая, мне стыдно перед классом, Хозяин мой Обложки вырвал… с мясом! Да что обложки… оборвал листы! Из них он делает кораблики, плоты И голубей… Боюсь, листы пойду на змей, Тогда лететь мне в облака! А у тебя целы бока? Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня! А посмотри-ка на мои листочки: На них чернильной не увидишь точки, Про кляксы я молчу – О них и говорить - то неприлично… Зато и я его учу Не как – нибудь, а на « отлично»! Ну, мой на тройках едет еле- еле И даже двойку получил на той неделе… Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. А теперь я посмотрю, как Вы знаете героев книг, про которых Вам читали мамы, папы, сестрёнки и братишки. Вы готовы? Тогда начали: Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит Добрый доктор …(Айболит) Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком Очень просто и недлинно Он зовётся…(Чиполлино) Перед волком не дрожал От медведя убежал. А лисице на зубок Всё же попался…(Колобок) Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой. (Мойдодыр) В этом доме именины, много было там гостей, И на этих именинах появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил, Но коварному злодею кто – то голову срубил (Муха – цокотуха. Комар) Бабусю знает целый свет Ей отроду лишь триста лет Там, на невиданных дорожках, Изба её на курьих ножках. Кто это? (Баба – Яга) У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Высоко они летят, далеко они глядят.. Что это за сказка? (Гуси – лебеди). Она на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила и пряла, Когда же случилось попасть ей на бал , То голову принц от любви потерял. Она башмачок потеряла тогда же, Кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка) Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он, сам того не ведая ,несёт её домой.(Маша и медведь) Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка (Дюймовочка) В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня (Гуси-лебеди) Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко. Не послушался кота, Выглянул в окошко (Петушок-золотой гребешок) Вымолвил словечко- Покатилась печка. Прямо из деревни К царю да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю (По щучьему велению) Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться Очень вкусная вода В ямке из копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Ах, какие умные ребятишки! Все мои загадки разгадали. А теперь, мои первоклассники, перед тем как записать Вас в нашу библиотеку, произнесите клятву: Брать книгу только чистыми руками – клянусь. Не загибать страницу вкладывать в книгу закладку – клянусь. Не перегибать книгу при чтении, от этого выпадают страницы – клянусь. Не делать в книге пометок – клянусь. Если книга порвалась, подклеить её – клянусь. Дорогие первоклассники! От имени дирекции школы и всех учителей я поздравляю Вас с посвящением в читатели. Умеете Вы, и читать, и писать, Желаю, чтоб Вы научились летать. Желаю Вам всем прочитать горы книг. И станет прилежным любой ученик. Желаю, ребята, со сказкой дружить, И в сказочном мире немного пожить. Желаю Вам всем только Знайками быть, А книги и знать, и, конечно, любить! викторина Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент). Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы). Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище). Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр). Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище). Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку). Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра) Чем журнал отличается от книги? (книга печатается один раз, а журнал выпускается один раз в месяц или с другой периодичностью. В журналах печатаются новинки литературы, сообщения о новых событиях, кроссворды и т.д.). Что означает слово «энциклопедия»? Скажите своими словами (книги, которые все знают). Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбор книг). Назовите имена, отчество и фамилии трех известных русских поэтов. Тема занятия: «Экскурсия в библиотеку. Правила пользования библиотекой» (Эта экскурсия проводится для учащихся 1 класса во втором полугодии, когда ребята уже самостоятельно читают) Цели:
Оборудование: Выставка книг «Вам, первоклассники», мультимедиапроектор, экран. Библиотекарь: «Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой». Меня зовут Татьяна Владимировна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Позвольте представить моих помощников: мальчик - Читай-ка и очень умный и начитанный Совенок, они сегодня будут помогать мне. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. - А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (выслушать предположительные ответы) - Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? (ответы детей) - Книги!» - А зачем нужно читать книги? (ответы детей) ^ Мальчик - Читай-ка: «Молодцы, ребята! Я убедился, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Давайте послушаем стихотворение В. Берестова «Кто чему научится!» Чему первым делом научится кошка? - Хватать! Чему первым делом научится птица? - Летать! Чему первым делом научится школьник? - Читать! Котенок вырастет кошкой, Такой же, как все на свете. Птенец превратится в птицу, Такую ж, как все на свете. А дети читают, А дети мечтают. И даже их папы и мамы не знают Кем станут, кем вырастут дети! Библиотекарь: • Итак, библиотека – это дом книги. • В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. • Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. • В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. (библиотекарь рассказывает как расставлены книги, что такое читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги) Совенок: А сейчас детишки-ребятишки я проведу с вами игру «Правильно подберите ответ». Тема: правила пользования абонементом». Например: абонемент – это……, а вы выбираете правильный ответ из трех предлагаемых вам ответов. ^ Абонемент – это • игровая комната • место для занятия спортом • место, где выдают книги на дом После того, как книга выбрана читателем, ее записывают • в дневник • в учебник • в читательский формуляр ^ После того, как книга прочитана • ее оставляют дома • дарят другу • возвращают в библиотеку Молодцы детишки-ребятишки! Я запомнил, кто из вас был самый активный! ^ Мальчик - Читай-ка выразительно читает стихотворение Есть страна чудесная на свете, Ее Библиотекою зовут. Сюда приходят взрослые и дети, Потому что книги здесь живут. Но в стране большой библиотеке Правила особенные есть: Знать вам обязательно их нужно, Этих правил, я скажу вам, шесть. Как войдешь в страну Библиотеку, Поздороваться со всеми не забудь. И веди себя достойно и спокойно, Вежливым и тихим, друг мой, будь! Ясно, четко, кратко, быстро Автора и книгу назови. И когда получишь то, что нужно, Вежливо «спасибо» ты скажи. Возвращай полученную книгу Обязательно в указанный в ней срок, Чтобы эту книгу без проблемы Прочитать другой ребенок смог. Если эти правила, ребята, Будете вы строго выполнять, То тогда страна Библиотека, Будет рада вас всегда принять! Совенок: Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки». Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе выполняем действия: Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Надуваем щечки, И друг другу даже Языки покажем. Пальчик поднесем к виску, Оттопырим ушки, Хвостик на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3 – Все с гримасами замри! Совенок: Какие очаровательные мартышки! Библиотекарь: У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда в читальном зале. ^ Мальчик - Читай-ка: Ребята я прочитаю вам стихотворение В читальном зале тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры, - В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать: - Фантазировать, мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса! И, конечно, тишина Здесь особенно нужна. Так что же такое читальный зал? (ответы учащихся) Библиотекарь: Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя: • Нельзя книги перегибать • Нельзя загибать книжные страницы • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? • Нельзя писать и рисовать в книгах • Нельзя читать книги во время еды Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему? Показать презентацию о правилах пользования библиотекой. После презентации еще раз повторить правила. Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям. Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней. Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят. Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной библиотеке не останется ни одной книги. Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика. Библиотекарь: Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. ^ Мальчик - Читай-ка: Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Совенок: Надеемся, вы все это хорошо запомните! Библиотекарь: Самые активные участники занятия награждаются призами. Мы ждем вас на абонементе с 10.00 до 14.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Суббота и воскресенье – выходные дни. Все вместе: До свидания, ребята! |