Главная страница

"Алгоритмы": понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения по построению алгоритмов в виде блок схем


Скачать 68.82 Kb.
Название "Алгоритмы": понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения по построению алгоритмов в виде блок схем
Дата 27.02.2016
Размер 68.82 Kb.
Тип Документы

Алгоритмы при сложении чисел с разными знаками.
Цель:

С точки зрения информатики цели:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: проверить знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения по построению алгоритмов в виде блок – схем.

  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, бережное отношение к вычислительной технике.


С точки зрения математики:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: закрепить знания по теме алгоритм сложения чисел с разными знаками; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, творческих способностей, правильной речи, умения анализировать и делать выводы.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, аккуратность.



Ход урока
I. Готовность класса к уроку
Учитель информатики: Ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должны лежать: дневник, две тетради и ручка. Молодцы! Начнем наш урок.
Формулировка темы и целей урока учащимися.
Учитель математики: Сегодня у нас урок, выражаясь языком рекламы, «2 в 1». В одном уроке - математика и информатика.

На уроках математики мы изучаем с вами какую тему? (Сложение чисел с разными знаками.) И сегодня ребята мы продолжим работу по этой теме используя ваши знания и по информатике.
Учитель информатики: А тему урока информатики мы сейчас попытаемся сформулировать, разгадав кроссворд.
Кроссворд на экране. (Приложение 1)
Вопросы к кроссворду:
1) Если маме мы мешаем,

То колонки выключаем,

Раз! – И вновь мы их надели,

Помогли они на деле! НАУШНИКИ
2) По клавишам прыг да скок –

Береги ноготок!

Раз-два и готово –

Отстукали слово! КЛАВИАТУРА
3) Человек программы пишет.

Он не видит и не слышит

В это время ничего!

Назовите вы его! ПРОГРАММИСТ
4) А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопок ряд, курок и хвостик?

Ну, конечно, это …ДЖОЙСТИК!
5) Даже в воздухе она – просто радиоволна!

Даже спутник на орбите прикреплен к незримой нити!

Свяжет всех – проблемы нет! –

В этом мире …ИНТЕРНЕТ!
6) Вот картина в черной раме,

Только посмотрите сами! –

Ожила картина вдруг!

Удивились все вокруг! МОНИТОР
7) Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу втащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент! ПРИНТЕР
8) В зоопарке есть зайчишка.

У компьютера есть …МЫШКА!
Учитель информатики: Итак, кроссворд разгадан. Какое же слово получилось? Таким образом, тема по информатике сегодня – «Алгоритм».

И мы ребята сегодня проверим знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах.
II. Проверка основных знаний по информатике и математике.
Учитель информатики:

  • Прежде всего, давайте вспомним, что такое алгоритм? (Алгоритмом называется строгая последовательность команд, ведущих к какой-либо цели).

  • Кто-нибудь из вас знает, откуда появилось понятие «алгоритм»? Прослушайте небольшой рассказ в стихах и смотрите на доску.

Жил когда-то Аль-Хорезми,

Был арабским мудрецом,

Он считал — всего полезней

Чисел всяких быть жрецом.
До него считали люди,

Но не так, как мы с тобой,

Результат таким же будет,

Только вот подход другой.
По-латыни "Аль-Хорезми"

Зазвучит совсем не в рифму,

Это знать весьма полезно,

По-латыни — "Аль-Хорифми".
В честь ученого назвали

Правил новых стиль и ритм,

Вот тогда и записали:

Аль-Хорифми — алгоритм.
Алгоритм есть план, иль метод,

Выполнишь — достигнешь цели,

Следуя его советам,

Будешь в знаний цитадели.

  • Какие формы записи алгоритмов вы знаете? (В виде списка команд (построчная запись) и с помощью блок-схем).

  • Как выполняются действия в алгоритме? (Пошагово).


Каждый день нам приходится иметь дело с проблемами, или задачами, которые имеют вид требований или вопросов. Например, собраться в школу, приготовить кофе.

А в математике? Найти значение выражения, решить задачу, исследовать проблему, сравнить...

Чтобы научить другого, выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий, т.е. составить алгоритм.
Учитель математики:

  • правил,

  • устный счет




  • Верно ли утверждение:

1) сумма двух чисел с разными знаками всегда положительна; (нет)

2) сумма двух чисел с разными знаками может быть равна нулю; (да)

3) сумма отрицательных чисел всегда отрицательное число. (да)

4) знак суммы двух чисел с разными знаками всегда такой же, как у слагаемого с большим модулем; (да)
III. Линейный алгоритм при решении математической задачи.
Учитель информатики:


Давайте, используем линейный алгоритм для решения математических задач.
Учитель математики:

  • задача про температуру.

За первую половину дня температура изменилась на 7,3° , а за вторую – на -5,7° . Как изменилась температура за день?

Итог этапа. Подводит учитель.
Учитель информатики: Ребята вы сейчас работали над задачей. Как можно назвать эту работу? (Алгоритм).

Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ.

В начале алгоритма принято записывать “НАЧАЛО”, а в конце – “КОНЕЦ”, команды нужно формулировать очень точно.
Давайте его сформулируем :


  1. начало

  2. прочитай условие задачи;

2) найди вопрос;

3) реши задачу;

4) запиши ответ.

5) конец
IV. Ветвление в математической задаче.


  • Ребята, посмотрите на экран и назовите, какой вид алгоритма вы здесь видите. (разветвленный).(Слайд)




  • В чем особенность выполнения действий в разветвляющемся алгоритме? (В зависимости от ответа на вопрос "да" или "нет" выполнение действий идет по отдельной "ветви"). (Слайд ).


Алгоритм с ветвлением поможет нам в решении следующих заданий по математике.
Учитель математики:

Пример найти значение числового выражения.
Найдите значение числового выражения:

.

Если значение получится отрицательное, то прибавьте к нему число 500; а если значение получится положительное, то прибавьте к нему числу -500.

Итог этапа. Подводит учитель.

Учитель информатики: Ребята вы сейчас работали над примером. Как можно назвать эту работу? (Алгоритм).

Давайте его сформулируем :

  1. начало

  2. Расставь порядок действий в примере.

  3. Выполни действия в порядке очереди.

  4. Если значение получится отрицательное, то прибавьте к нему число 500.

  5. Если положительное, то прибавьте к нему число (- 500).

  6. Конец


V. Цикл при решении математических примеров.
Учитель информатики:

  • Ребята, посмотрите на экран и назовите, какой вид алгоритма вы видите здесь. (циклический).(Слайд)

  • Когда составляют алгоритмы с циклом? (Когда одно и то же действие нужно выполнить несколько раз).


Давайте, используем циклический алгоритм для решения математических задач.
Учитель математики:

Выполните действия.
Выполните действие:

1) -
2) 0, 48 + (- 0,386)
3) - 15
Итог этапа. Подводит учитель.
Учитель информатики: Ребята вы сейчас работали над примерами. Как можно назвать эту работу? (Алгоритм).
Давайте составим алгоритм решения любого примера, в каждом примере есть 1 действие.

Как записать алгоритм общими правилами?


  1. начало

  2. спиши пример;

  3. реши его;

  4. запиши результат;

  5. если есть еще примеры, то перейди к первой команде;

  6. конец.


Учитель математики:

А если кто то не знает, как выполнить команду “реши пример”. Какой для этого пригодится алгоритм? Давайте вспомним правило сложения двух чисел с разными знаками. (Правило)
VI. Физ пауза.
VII. Закрепление.

Практическая работа на компьютере.
VIII. Итоги.
Учитель информатики: У нас было мало времени, но мы смогли вспомнить понятие о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах, проверили умение по построению алгоритмов в виде блок – схем.
Учитель математики:

А по математике мы вспомнили алгоритм сложения чисел с разными знаками и совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
IX. Оценки за работу по математике и информатике.
X. Домашнее задание.


  • К следующему уроку информатики составьте алгоритмы “умножения и деления двух чисел”.

  • Учебник. № 1080, № 1086



Источники информации:


  1. Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах» Босова Л.Л.

  2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  3. http://1september.ru/

  4. http://blogsneza.taba.ru

  5. http://www.uchportal.ru/load/18-1-0-29477