Главная страница

Актуальность


Скачать 57.9 Kb.
Название Актуальность
Дата 25.02.2016
Размер 57.9 Kb.
Тип Документы

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологии материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Актуальность.

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Выбранная мною тема «Игра в экологическом воспитании детей» важна по целому ряду причин:

Игра - это очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом, все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо игры. Поэтому, если мои дети играют в зоопарк, ферму, цирк и др., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

При ознакомлении с природой я использую дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры я начинаю о использовать с младшего возраста. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки». Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаю словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») провожу с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Провожу их со всей группой детей либо с частью ее.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Использую игры – занятия, начиная с младшего возраста, в старших группах даю как часть занятия.

В своей работе использую подвижные игры природоведческого характера связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе. Подвижные игры, помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии играю с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору», дети должны собрать разбросанные по площадке картинки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя». Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями, заряд бодрости и здоровья

В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Творческие игры я различаются по содержанию (отражение быта, событий); по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок, рассказов; строительные).

При изучении темы «Домашние питомцы» используют игру-практикум. Каждому ребенку даетя игрушка кошка или собака. Разыгрываются сценки-ситуации: животное хочет есть, дети кормят его, комментируя, чем питомец испачкался. Купаем его, гуляем и играем с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим».

Игры-иллюстрации использую, чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух». Показать детям воздух наглядно можно, используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства - летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: у кого, самый большой пузырь? Чей самый яркий? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала использую игру «Правильно-неправильно». Когда педагог дает правильное утверждение - дети должны хлопать в ладоши, неправильное – не хлопать. Например, при изучении темы «Летающие семена» - «одуванчик» - хлопок, «клен» - хлопок, «желудь» - тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость и скорость реакции.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого у нас приготовлены шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Волк, Лиса и т.д.) Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В.Бианки «Заяц, медведь, Косач и Весна». Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов «Косач-это тетерев», отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом, распределяют роли и проигрывают сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «словами своими». Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, роли даю по очереди разным детям. Качество постановки от этого, возможно и страдает, но «тихие» и «закомплексованные» дети, выступая в качестве главных героев, повышают свою самооценку, становится увереннее в себе, улучшают речь: приобретают новый статус в детском коллективе.

Игры-путешествия (или их фрагменты) присутствуют на занятиях, в наблюдениях, труде. Например, «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. По существу всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждое конкретном случае, сюжет игры продумываю таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. Дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристическое группы, опытного путешественника и т.д., рассказываю и показываю детям все интересное, ради чего отправились в путь. Большую помощь сможет оказать атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Дети активнее входят в роль, больше совершают игровых действий. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, и создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» - создание детьми рисунков на основе впечатлений.

Игра - путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций на занятиях помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру в системе дополнительного образования.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам животного и растительного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием