Главная страница

55. Ранее творчество Н. А. Заболоцкого. Сборник «Столбцы». Участие в создании»Обериу». Основные мотивы поэзии Н. А. Заболоцкого 1950-х гг


Скачать 463.41 Kb.
Название 55. Ранее творчество Н. А. Заболоцкого. Сборник «Столбцы». Участие в создании»Обериу». Основные мотивы поэзии Н. А. Заболоцкого 1950-х гг
страница 1/3
Дата 22.04.2016
Размер 463.41 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

55. Ранее творчество Н.А. Заболоцкого. Сборник « Столбцы». Участие в создании»Обериу». Основные мотивы поэзии Н.А. Заболоцкого 1950-х гг.

Н.А.Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года в семье заведующего сельскохозяйственной фермы и школьной учительницы. Мать будущего поэта отличалась прогрессивными взглядами и привила ему любовь к чтению. В 7 лет мальчик начал писать стихи. В 1921 году Н.А.Заболоцкий поступил на отделение русского языка и литературы Педагогического института имени А.И. Герцена и вошел в круг литераторов. На протяжении 20-х годов Заболоцкий проходит путь от символизма до футуризма и приходит к творческой самостоятельности: он пишет стихотворения, которые и составили его первую книгу «Столбцы». Поводом для создания собственной поэтической манеры, своеобразных стихотворений-ребусов, послужило участие Н.А.Заболоцкого вместе с Д. Хармсом, А.Введенским, И. Бахтеревым в деятельности «Обриу», члены которого отказывались пользоваться традиционными поэтическими приемами. Они утверждали , что поэзии пора перестать быть облегченной и романтически-отвлеченной-она должна соответствовать жестким условиям времени. Утверждению своеобразной творческой манеры раннего Заболоцкого послужило несколько обстоятельств 1. Способность поэта мыслить и воссоздавать окружающий мир в пространственных образах; 2. Желание запечатлеть действительность 1920годов со всеми сторонами, рожденные переходным периодом. Эти обстоятельства подвели Забол. К созданию резко индивидуальной формы стиха: стих-ий ребус, где мысли зашифрованы в сложных словесных конструкциях, состоящих из метафор, гипербол, гротеска. Основной темой стихотворений сборника «Столбцы» («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.) стало «сатирическое изображение … быта» .Сборник «Столбцы» 1929г. Состоит из 2х циклов: Городские столбцы и Смешанные столбцы. Городские ст.-выхваченная из городского быта картина ,отраженная в сознании художника в виде уродливой фантасмогории, где однообразно и бездумно живут полуфантастические уроды, совершающие нелепые действия. Эмоциональный взрыв, вызванный ощущением дисгармонии, хаоса, грубости обстановки в стране в период нэпа, рождал взрыв-стихотворение, в котором ярко выражается протест автора, сатирическое изображение мещанского быта. Поэту чужд и противен мир рынков, толкучек со спекулянтами, калеками и попрошайками на улицах .Определена даже цена человеческой жизни. Она невелика, потому что кругом властвует материальное, бездушное:

Весы читают» Отче наш»,

Две гирьки, мирно встав на блюдце,

Определяют жизни ход…

Здесь атрофированы понятия чести, достоинства, сострадания.

И пробиваясь сквозь хрусталь

Многообразно однозвучный

Как сон земли благополучный,

Парит на крылышках мораль.

Тяжесть обстановки, вызывавшей у автора ощущение бренности, суетности и чувство презрения к тем, кто ее провоцирует, нагнетается с помощью особой синтаксической конструкции стихов-приема нанизывания на единый сюжетно-смысловой стержень событий, явлений, персонажей, предметов.Этот прием предполагает перечислительную интонацию. В то же время ощущение непорядка усугубляется непосредственно строением стиха частое несоблюдение поэтом стихотворного размера( 4 стопный ямб) и беспорядочность рифмы неравномерное деление на строфы. Это был способ научить слова звучать в стихе по -новому. Еще один прием использует поэт – мотив сна (футбол, болезнь, фигуры сна ) присутствует прием нанизывания, вырастания одной детали из другой без логической мотивации…

Во сне он видит чьи-то рыла

Тупые плотные ка дуб

Тут лошадь веки приоткрыла

Квадратный выставила зуб….

Заболоцкий приходит к выводу что власть большого города губительна для человека, разрушаются связи человека с природой. Спасение молодому поэту виделось в возвращении людей к природе.

«Смешанные столбцы»- логическое продолжение предыдущего цикла:

….В жилищах наших

Мы тут живем умно некрасиво.

Справляя жизнь, рождаясь от людей,

Мы забываем о деревьях.

Не случайно пантеистическая тематика вошла в творчество Заб. в этот период. Вдалеке от родительского дома, под впечатлением детских воспом инаний, он в древних законах первозданной природы обнаруживает ту целесообразность и упорядоченность, которую не нашел в «царстве узких дворов»( Бродячие музыканты) В центре внимания поэта-образ земли-родительницы, от которой веет силой, любовью, лаской. Она дарит жизнь, и она же принимает живое после смертного часа. Фантазия художника позволяет Заб., раствориться в природе, стать деревом, травой.(«В жилищах наших, Искушение, Человек в воде ). Животные, растения наделяются сознанием, оживают, но если в сатирических стихах о мещанском прозябании автор вселяет в предметы злой, мстительный дух, уродующий психику людей, то в произведениях о природе он говорит о ее всеобъемлющей душе. Она мыслит, страдает, сомневается, но при этом остается величественной, гордой, снисходительной к человеку эгоисту потребителю.Человек же не способен оценить ее, защитить и сберечь Он унижает и разоряет ее в корыстных порывах, не думая о том, что сам является детищем и продолжением природы. Первая книга Заб., «столбцы» состояла из 22 стихотворений. В 1949-х годах Н.А.Заболоцкий создает стихотворения, которые относят к философской лирике поэта. Среди них, во-первых, - «Я не ищу гармонии в природе..»(1947). Это стихотворение, как отмечают И. Ростовцева и В.Зайцев, продолжает тютчевскую традицию и в то же время противостоит ей. И, во-вторых, - элегия «Завещание» (1947), подводящая итог размышлениям поэта о бессмертии. В 50- х годах в творчестве Н.А.Заболоцкого вместе с философскими звучат и нравственно-эстетические мотивы. Они прослеживаются в стихотворении «Портрет» (1953), передающем впечатление поэта от картины художника Ф,С. Рокотова.

Вопрос о сущности красоты становится основным в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка» (1955).» О красоте человеческих лиц»(1955), «Портрет»(1953) .

Первая часть стихотворения – изображение девочки и двух мальчуганов, вторая – размышление о внутренней и внешней красоте. В 50-е годы в поэзии Заболоцкого появляются и социально - гуманические мотивы. Они звучат в стихотворениях: «Неудачник», «В кино», «Смерть врача», «Где-то в поле возле Магадана…» и др. В стихотворении «Где-то в поле возле Магадана…»(1956) поэт говорит о трагедии лагерной жизни и о вечности существования природы. Обостренный интерес к живой душе, знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности людей, помогли Заб., создать философско-психологические стих-я дидактического хар-ра: "Жена", "Журавли", "Неудачник, «Старая актриса», «Смерть врача» и др. Они представляют собой зарисовки- плод вдумчивых наблюдений поэта. Потрясает искренность цикла "Последняя любовь самого исповедального из всего, что когда-либо писал Заб. Небольшая подборка из 10 стих-й вместила в себя все переживания человека, познавшего горечь утраты и радость возвращения любви. Цикл можно рассматривать как своеобразный дневник поэта, пережившего разрыв с женой( «Чертополох», «Последняя любовь») неудачная попытка создать новую семью («Признание» « Клялась ты – до гроба….») и примирение с любимой женщиной («Встреча», «Старость»). В последние 3 года жизни были плодотворны: в1957г создал 33 новых стих-я . Заб., всегда был требователен к своему творчеству, постоянно работал над стилем, вносил изменения и поправки в них в течении всей жизни. Ключевые понятия своей поэтической системы сам поэт формулирует так: « Мысль – Образ – Музыка» - вот идеальная тройственность, к которой стремиться поэт.» статья (1957г).

56. Правдивое изображение военных событий в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и в повести В Астафьева «Пастушка и пастух».

Виктор Петрович Астафьев родом из Красноярского края. Будущий писатель прошел всю войну, получил ранения и контузии. Все тяготы войны Астафьев знает не понаслышке. "Пастух и пастушка" - маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей. "Пастух и пастушка" - лишь одно из произведений, освещающих тему Великой Отечественной войны. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям пережить тяжелые душевные травмы, страх и боль. Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение". Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..." послужили эпиграфом ко второй части "Свидание". В этой части повести главный героя Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. В этом сюжетном ходе - завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация - сцена прощания. Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, - сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. "И жизни нет конца и мукам - краю" - таков эпиграф к четвертой части повести "Успение". Читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи - страшные последствия войны. Зовут главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис - молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали. Любовь двоих становится лейтмотивом повести. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем привыкнуть к смерти. Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21 -й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. Будучи смертельно раненным, Борис боялся умереть, но доброта, милосердие медсестры санпоезда Арины и лицо женщины, смотревшее на израненного Костяева через оконное стекло, такое близкое и сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, "с потайной улыбкой на губах", тихо, но с достоинством, как умеет умирать только русский солдат. Бои и долгие переходы часто ожесточали людей, доводили их до потери человеческого облика. Это выразилось в месяцами нестиранной одежде, немытых неделями телах, жутком запахе просоленной кожи, пота, смешанном с запахом папирос и самогона. Для всех повестей Астафьева свойственна реалистичность и автобиографичность. Но повесть "Пастух и пастушка" отличается от других произведений писателя. Он и сам отличает эту обособленность, вынося в подзаголовок название "Современный пастораль". Несмотря на суровость и даже жестокость событий той жизни, которую ведут герои Астафьева, ему совсем не чужды сентиментальность. Подзаголовок позволил взять повествование в некое обрамление, начав и закончив его сценами, оторванными от основного сюжета. Они усугубляют общее настроение произведения. Пастораль на фоне войны - это, по существу, открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное: тонкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому и лирическому. Любовь освещает собой многие сцены повести. Вот взвод Костяева занял небольшую деревню. Солдаты находит там старика и старушку, "преданно обнявшихся в смертный час". От других жителей они узнали, что эти старики пасли колхозных коров - пастух и пастушка. Их наскоро похо решили, и Астафьев не скажет о них больше ни слова. Но эти двое задают тон всему произведению. Активно выступает в повести прием контраста: идиллическая картина из античных времен - стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и - убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе погибшие. Любовь в грохоте войны будет сопровождать героев до конца жизни. Ему жить недолго, он умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя рядом с его могилой. Конечно, война ожесточает людей, лишает их семейного крова, обычных человеческих отношений и чувств. И все-таки война властна не над всем и не над всеми. Не властна она, например, над Люсей и Борисом, не властна над их любовью. Писатель часто обращается к изображению природы. Пейзажи разрушают тягостное впечатление от повести, побуждают не только героев, но и читателя поверить в доброе мирное будущее. Красота природы, слияние с ней дают силы для существования. Природа - источник энергии и успокоения. Письмо матери Борису имеет важное значение в повести. Горе матери-солдатки, отдавшей войне единственного сына, вызывает не только сочувствие, но и преклонение перед самоотверженностью и силой воли русских женщин. Произведения Астафьева всегда находят живой отклик в душах русских читателей, жаждущих видеть свою Родину процветающей, а людей счастливыми.

В военной прозе неслучайно сильны исповедальные начала. Военная повесть несет в себе правду чувств, мыслей и нравственного состояния народа в период жесточайшей схватки двух тоталитарных режимов. В. П. Некрасов начал свою литературную деятельность повестью «В окопах Сталинграда», которая стала, пожалуй, самым значительным вкладом писателя в русскую литературу. Она появилась в 1946 году в журнале «Знамя». Писать и говорить о войне разрешалось далеко не все. Необычайно правдивая книга Некрасова воспринималась на этом фоне как дерзкий вызов. Именно после публикации «В окопах Сталинграда» появилось противопоставление «генеральской» правде правды той, которая и была единственной подлинной правдой о войне. Повесть написана от первого лица, от имени 28-летнего лейтенанта — инженера Юрия Кереженцева, во многом автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боев, написанные по горячим следам войны Уже само начало повести было вызовом официальной «правде », которая стремилась говорить только о победах: «Приказ об отступлении приходит совершенно неожиданно…». В центре повести — Сталинград, черный полуразрушенный город, красное от пламени небо и Волга — красная, как кровь. Это книга о солдатах и их командире, лейтенанте Кереженцеве, о страшных днях, проведенных в призрачном городе, о нелепости и ужасе войны: «Мы терялись, путались, путали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке», «А где фронт?», «А где немцы?», «Не нравится мне эта тишина», «Немцы летят прямо на нас», «Танки идут прямо на нас». Неразбериха, смятение, страх — это та правда о войне, которая была нежелательна для официальной литературы, но которая нашла свое отражение в книге Некрасова. Повесть разрушила все каноны тогдашней литературы: в ней не было ни генерала, ни маршала, только солдаты и офицеры и Сталинградский окоп, в котором сражался когда-то сам Виктор Некрасов. В ней фактически нет Сталина, а если и появляется, то только в виде полиграфического изображения: «У Валеги и Седых, в их углу, даже портрет Сталина и две открытки: Одесский оперный театр и репродукция репинских «Запорожцев». В другой раз имя Сталина встречается в тексте листовки Гитлера о том, что Сталинград, город Сталина, должен пасть. Подобное вытеснение образа вождя и главнокомандующего на периферию книги было опасным шагом в то страшное время. Пожалуй, В. Некрасов одним из первых среди писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности в передаче чувств и мыслей бойца. Автор создает как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. Изображая непрерывный шквал атак и бомбежек в Сталинграде, автор стремится контрастно противопоставить этому аду торжественное великолепие осенних дней. Но этот взгляд на происходящее — уже из послевоенного времени: «За всю свою жизнь не припомню я такой осени». Таким образом, пейзаж, окружающий мир даны в восприятии не только рассказчика лейтенанта Кереженцева, но и более широко — с точки зрения повествователя, дополняющего субъективные впечатления более полной, объемной картиной мира. Эта многогранность лейтенанта Кереженцева (непосредственные, сиюсекундные впечатления рассказчика и взвешенный послевоенный взгляд повествователя) и определяет его «страшно простое» и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру. Хотя В. Некрасов вовсе не превращает Кереженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата. Столкновение официальной и «окопной» правды ярко проявилось в следующем эпизоде: лейтенант Кереженцев разрабатывает план взятия сопки (это место имело стратегически важное значение для дальнейшего исхода боя); здесь же при нем находится и «политотдельщик », призванный «следить за идеологией». Кереженцев просит его покинуть помещение, потому что тот своим присутствием только мешает работе, но «политотдельщик» отказывается это делать, заявляя, что должен следить за его, Кереженцева, работой и намерен постоянно находиться при нем. Тогда Кереженцев спрашивает: «И сопку атаковать со мной будете?». «Окопная» правда, правда простого солдата и офицера, испытавшего весь ужас войны, а не отсиживавшегося в штабе, — вот что становится центром изображения в книге. В ней В. Некрасов рисует образы простых солдат и офицеров. Именно их правда и интересует писателя. Насильственная смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжала увеличивать потери близких и друзей, изобретая духовную смерть. В 1984 году из далекого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершенное в моей стране, — это дьявольски задуманное и осуществленное разобщение людей». В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства — проявление доброты, заботы, внимания. Мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Еще один человек прошел жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». Кереженцев часто вспоминает о строгом и внимательном подчиненным комполка Максимове, погибшем, очевидно, при отступлении. Расстается Кереженцев с Игорем и Седых. Новые друзья появляются во время напряженных дежурств на заминированном тракторном заводе, и, наконец, те, с кем делил Кереженцев страшные сталинградские «дни и ночи», — командир разведки Чумак, разыскавший Кереженцева комбат Ширяев, командир взвода саперов Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина-минер Гаркуша, незаменимый Валега, многие другие бойцы и командиры. Запрещенная или реабилитированная, повесть Некрасова утверждала «окопный», личностный и трагичный взгляд на войну, в которой нам нужна была «одна победа», и мы действительно не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно узнать, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

57. Тема человека и природы в произведениях В. Астафьева и В.Распутина.

Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет. Но как в сказке с плохим концом, добро природы, данное человеку, обратилось злом. Мир забыл, кто его создал, человек забыл, что он часть природы. Теперь он хозяин. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогают произведения современных авторов, а именно произведения В. Астафьева и В. Распутина. До 60-70гг. главной темой в литературе была тема страданий человечества, тема их существования. Но для 70-ых годов характерно дальнейшее расширение проблематики прозы. И если в этот же период разносторонне исследуется одна из кардинальных проблем - «личность, народ и история», то В. Астафьев в «Царь-рыбе» поднимает не менее животрепещущую проблему – «человек и природа», «природа и духовное состояние человека». Роман состоит из цикла рассказов и повестей, объединенных одной темой. В повествовании Астафьев говорит о необходимости возвращения к природе. Автор с тревогой подчеркивает невосполнимый урон, который приносят всему человечеству люди, живущие лишь своими потребительскими интересами. И поэтому соотношения природы и человека интересуют автора не только в прямом, но и в нравственном аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения. В «Царь-рыбе» Астафьев поднимает три проблемы. Во-первых, по мнению автора, человек – это часть природы, то есть природа и человек представляют собой единое целое. И об этом нельзя забывать. Образ Акима, главного героя романа, построен на контрасте с образом Гоги. Всю красоту души человеческой Астафьев выразил именно в Акиме. Для героя не чужды доброта, бескорыстная помощь людям, чуткость к природе. Аким чуток и человечен к окружающей среде. Да, он убивает животных, но делает это не в потребительском смысле, не ради наживы, а только для существования. То есть Аким действует согласно закону выживания: хищник – жертва. Однако С. Ломинадзе говорил о герое Астафьева: «… такой уверенный, разворотливый, умелый в лесу, не то чтобы жалкий был, а потерянный какой-то, до крика одинокий, всем чужой, никому не нужный». Противный Акиму образ Гоги – это контраст. Умный и интеллигентный в жизни Гога считает себя царем природы, считает, что может все. Он многого хочет от жизни, но ничего не предлагает взамен. Вспомним подобного героя М. Горького. В Ларре – объекте повествования старухи Изергиль, себялюбие перерастает в гипертрофию прихоти и каприза. Он также требует жизненных благ, но то полезное, за что он мог бы получить эти блага, Ларра не совершает. Именно поэтому он обречен на вечное одиночество. У Астафьева все намного печальнее. Автор приводит героя к смерти, но это закономерность, так как Гога, вознеся себя, порывает все нравственные связи с людьми и природой и разрушается внутренне. Его жизнь попросту теряет смысл. Вторая проблема, поднятая Астафьевым – это браконьерство. И здесь мы видим насколько двойственны могут быть люди. Яркий пример – браконьер Игнатич. Отличный работник, уважаемый в обществе человек, нравственные ценности которого подавляет желание наживы. И таких людей, губящих природу и живущих в ладу со своей совесть, много. Творя зло и находя оправдание, они допускают зло везде. Астафьев представляет браконьерство как страшное деяние. И он ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы, но и об уничтожении человека, человеческих качеств внутри себя. Таким образом, последняя из проблем, поднятая Астафьевым – это бездуховность человечества. Бездуховность, в смысле отказа человека соединиться с природой в единое целое, и отказа от ответственности за все, совершенное зло. Таким образом, можно сделать вывод, что Астафьев поднимает проблемы действительно характерные для современного мира. Ведь и на самом деле человек, являясь частью природы, губит ее своими руками, не понимая того, что, убив ее, погибнет сам.

Немного другая проблема поднята в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Здесь наиболее четко показаны нравственные и духовные переживания людей. Природа в повести приобретает образ творца поколений, так как трагедийность ситуации состоит в бездушном отношении к прошлому, к человеческим привязанностям. В результате строительства гидроэлектростанции, люди, живущие на Матере, вынуждены покинуть родные земли. Наиболее тяжкий это выбор для стариков, где каждый камень, каждая веточка напоминает о прошлых радостях и горе, о живых и умерших. Распутин показывает природу в образе хранителя прошлого, того, что ушло навсегда и что дорого своей памятью. Правильно ли то, что людей лишают их воспоминаний, заменяя потерю благоустроенной квартирой? Я думаю, что нет. Человек должен жить там, где прошли лучшие годы его жизни, где «лежат» его родители, где все близко и все родное. Старики прощаются с Матерой как с живым существом. Уход ее осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. С исчезновением Матеры, разрушается и гармония человеческих отношений, ибо нарушено единство человека, общества и природы. Уход Матеры, равносилен концу света. Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух», главный резонер повести. Она видит на память всю историю Матеры, и читатель смотрит ее глазами .Писатель не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. Фантастика и символика необычайно органичны в этой реалистической повести. Остров оберегает маленький молчаливый диковинный зверек – хозяин Матеры. Другая опора –царский листвень, которым согласно легенде крепится остров к речному дну. Вспоминает писатель и известную легенду о невиданном граде Китеже: Дарье кажется, что подобно ему снялась улетела Матера. Наконец в финальном эпизоде интересны библейские реминисценции-всемирный потоп и ноев ковчег, каковым становится барак Богодула. Рас путин заставляет читателей оглянуться на самих себя , вспомнить с какой мы Матеры. Сейчас с уверенностью можно сказать, что тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой. Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества.
  1   2   3