Главная страница

5. Семья как система



Скачать 480.09 Kb.
Название 5. Семья как система
страница 1/3
Дата 05.03.2016
Размер 480.09 Kb.
Тип Документы
  1   2   3


5.

Семья как система

  • Типы семьи.

  • Общение в семье.

  • Самооценка и отношения в паре.

  • Причины семейных конфликтов.

Типы семьи

Семья — это и результат, и, пожалуй, в еще большей мере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство — человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18 — 20 лет, когда он смог бы стать полноценным тружеником, семья затрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетние родительские вклады, то легко заметить, что они составляют весомую часть национального богатства нашего общества. Семья — неотъемлемая ячейка общества и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее любого общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Ухудшение социально-демографической ситуации, непрекращающиеся региональные конфликты, усиливающие миграционные процессы приводят к экономическим и психологическим изменениям в обществе в целом и в семьях в частности. Снижение числа браков и рождаемости, увеличение детской смертности и разводов, требует пристального изучения проблем семьи: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ее ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных методов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д.

Говоря о семье как о малой группе, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, необходимо прежде всего задаться вопросом о ее структуре (количественном составе), лежащей в основе подавляющего большинства типологий семьи.

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, рождаемости, увеличивается детская смертность, патология новорожденных и число разводов. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость.

Так, Харчев А.Г. в своей монографии по проблемам семьи уже в самом ее определении отмечает двойственность:

семья одновременно является и социально-психологической общностью — «малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью»,

и социальным институтом — «исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Наконец, немаловажным обстоятельством является междисциплинарный характер многих исследований семьи.

Среди ее основных проблем называются: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ее ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д. Говоря о семье как малой группе, необходимо, прежде всего, задаться вопросом о ее количественном составе (структуре), лежащей в основе подавляющего большинства типологии семьи.

Типы семьи следующие:

1. Прежде всего, по количеству брачных партнеров необходимо выделить семью моногамную (один муж и одна жена) и полигамную. Последняя имеет два варианта: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Большинство исследователей сходится во мнении о том, что полигамные формы семьи исторически предшествовали ее современному типу, причем существовала значительная историко-культурная, этническая, религиозная их специфика. Моногамная семья — образование, возникшее в сравнительно недавнем историческом прошлом. Ее развитие, тесно связывают со становлением институтов частной собственности и государства.( Ф.Энгельсом)

В последние годы в связи со значительным количеством разводов и повторных браков в индустриально развитых странах все чаще говорят о «последовательной моногамии», означающей, «что в каждый данный момент времени мужчина/женщина состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у нее/него насчитывается более одного.

2. По количеству поколений, представленных в семье, выделяют:

2.1 Сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство представители нескольких (по меньшей мере трех) поколений — прародители, родители, дети. В индустриально развитых странах и большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существование не в последнюю очередь определялось преимущественно сельским образом жизни и экономической необходимостью;

    1. Простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только двух поколений (родители и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим, хотя некоторые авторы говорят о «ренессансе» расширенной семьи в ее специфической социально-психологической модификации, когда поддерживаются интенсивные межличностные контакты (например, по телефону или при совместном проведении досуга, праздновании определенных семейных дат...), но проживание различных поколений остается раздельным.

Обычно, говоря о нуклеарной семье, имеют в виду полную нуклеарную семью, в которой есть оба родителя и дети. Но в большинстве случаев нуклеарной же является и неполная семья, т.е. такая, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец (остается, правда, неясным, следует ли считать полной бездетную семью). В свою очередь неполную семью С.И.Голод вполне оправданно (особенно с учетом социально-психологической специфики) разделяет на собственно неполную (возникшую вследствие развода или вдовства) и материнскую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей. Видимо, здесь же следует упомянуть и о специфическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба супруга создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывается как бы 4 родителя (2 родных и 2 неродных), между которыми поддерживаются отношения, и он периодически живет с теми и другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Расширяется круг ближайших родственников ребенка, в том числе сиблингов (братьев/сестер), что, по мнению некоторых авторов, может даже благоприятно сказаться на социализации личности.

3. Во многих исследованиях семьи по степени удовлетворенности супругов своим браком выстраивался континуум, на полюсе которого находились семьи, в которых оба супруга в значительной мере удовлетворены своим браком, на другом — оба не удовлетворены, но сохраняют брак или собираются разводиться с различными промежуточными вариантами.

4. Педагогическая типология семьи связана с построением континуума по признаку благополучия семьи, в основе которого обычно лежит выполнение воспитательной функции, а распространенными индикаторами соответствующего неблагополучия обычно выступали: постановка подростка на учет в детской комнате милиции, неуспеваемость ребенка в школе и т.д.
5.Наконец, с точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделялись семьи:

5.1Патриархальные (традиционные) - отношения в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж- отец — «кормилец», материально обеспечивает семью, представляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена — не работает (или престиж ее работы, заработок заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;

    1. Современные (эгалитарные) семьи. С.И.Голод не очень удачно называет такой тип семьи «супружеским», подчеркивая, что отношения в ней «определяются не родством, не родительством, а брачностью с непременной акцентацией личностных аспектов» (Голод С.И., 1989), т.е. нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи;

5.2.1 Семью коллективистскую (или в терминологии западных авторов «двухкарьерную»), в которой профессиональная и общественная деятельность обоих супругов равноважна; супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения;

5.2.2 Семью индивидуалистическую, в которой внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений возможны серьезные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.

  1. С точки зрения права, семьи могут быть разбиты на две большие группы: если в первой отношения между супругами признаны обществом (между ними заключен брак), то во второй этого нет (наиболее представлены здесь добрачные союзы молодых людей).

И, наконец, завершая рассмотрение типологии семей, нельзя не упомянуть о так называемых «альтернативных стилях жизни», к которым относятся:

гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе официально регистрируемые в некоторых странах. При этом не исключается возможность воспитания (посредством усыновления) или даже рождения (в женских диадах —с привлечением мужчин-«до- норов») детей;

открытый брак, описанный супругами О'Нейлл, отношения в котором строятся на основе гуманистических принципов, предполагающих в частности, что человек в течение жизни меняется, испытывая «внутренний рост». Стремление к самоактулизации каждого из супругов подразумевает, помимо прочего, и частную жизнь каждого из них, в том числе глубокие, значимые отношения (не исключая сексуальных) с другими людьми;

свининг — англ.: дословно — качающийся, колеблющийся), по сути являющийся возобновлением практики, известной с древности, когда достаточно традиционные в остальных отношениях супружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами. Одно время на Западе существовали клубы и журналы, публиковавшие объявления таких пар, создавая необходимые условия для такого стиля жизни;

групповой брак — название конвенциально и не совсем точно, так как, насколько нам известно, юридически он не признавался. Об этой форме отношений между полами известно этнографам. В США она распространилась в период и после студенческих волнений 1960- х годов. В групповом браке состоят трое и более лиц, между которыми могут быть парные (в том числе гомосексуальные) или неупорядоченные сексуальные отношения. Вопреки распространенному мнению, в таких отношениях в США состоят обычно люди старше 30 лет. В литературе по этому поводу ничего не говорится о рождении и воспитании детей в таких условиях. Вполне возможно, что в этом случае пара становилась моногамной и «выходила из игры»;

двухшаговый брак предполагает заключение между супругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обязанности на различных этапах семейной жизни. Важнейшими характеристиками ее первой фазы («первого шага») является отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращения отношений без процедуры развода.

Существуют и некоторые другие описания (имеющие различную религиозную окраску) моногамной семьи, остающейся в пределах различного рода культурных вариаций внутрисемейных отношений и их правового регулирования.

Кратко рассмотрев типы семьи (и шире — отношения между полами), следует задаться вопросом о том, почему моногамная семья, по-видимому, остается в настоящее время доминирующей. Или, иначе говоря, каковы ее функции?

М.С. Мацковский разработал классификацию функций семьи с точки зрения общества и индивида.

Сферы семейной деятельности

Общественные

функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества.

Удовлетворение потребностей в детях.

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Хозяйственно -

бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

Получение хозяйственнобытовых услуг одними членами семьи от других.

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги).

Сфера первичного

социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения.

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи.

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.

Социально

статусная

Представление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры.

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогаще- ниет досуговых интересов.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия.

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

Сексуальная

Сексуальный контроль.

Удовлетворение сексуальных потребностей.


Одним из традиционных направлений изучения семьи на этапе добрачного ухаживания (сформировавшимся в русле социологии) является исследование факторов, влияющих на стабильность будущего брака (так называемых «факторов риска»).

Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака

Факторы

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1. Высшее образование мужа.

1. Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин.

2. Социальное положение семьи в целом.

2. Поздний возраст вступления в брак.

3. Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей.

3. Превышение возраста жены над возрастом мужа.

4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания.

4.Высшее образование жены.

5.Взаимное положительное первое впечатление друг о друге.

5. Более высокое образование жены, чем мужа.

6. Знакомство в ситуации работы/учебы.

6. Гетерогенность социального положения супругов.

7. Период ухаживания

1 — 1,5 г.

7.Городское происхождение супругов или городское происхождение жены и сельское — у мужа.

8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины.

8. Воспитание в неполной семье.

9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2-х недель) обдумывания.

9. Отсутствие братьев/сестер у будущих супругов.

10.Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.

10. Неустойчивость отношений в период знакомства.

11.Хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками супруги.


11. Наличие добрачной беременности.




12. Отрицательные отношения родителей к браку.




13. Национальная гетерогенность супругов.


Собственно социально-психологических факторов. Однако важно учитывать, что вероятность развода в значительной мере зависит не столько от самих по себе социально-демографических характеристик будущих супругов (их возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи...), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощение в их установках, ценностных ориентациях.

Другое направление в изучении добрачного этапа жизни семьи заключается в ряде попыток создать модель брачного выбора.

Другой попыткой научного объяснения брачного выбора (хронологически самой ранней) является модель дополнительных потребностей Р. Унича. Основное ее допущение состоит в том, что в брак вступают люди, дополняющие по своим базовым потребностям друг друга (так, если один стремиться доминировать, то второй — подчиняться и т.п.).

Наиболее же популярным подходом к этой проблеме является модель фильтров СтимулЦенностьРоль, разработанная Б. Мерстейном. Первый фильтр (Стимул) вступает в действие на самом раннем этапе развития отношений. Каждый член пары при этом выступает со стороны своих «стимульных» (прежде всего внешних) характеристик, оцениваемых в соответствии с их социальной значимостью и социокультурными нормами.

Если диада не распалась и миновала первый фильтр, наступает время второго (Ценность), когда требуется определенное сходство ценностей участников взаимодействия.

Если и этот фильтр пройден удачно, начинается согласование межличностных ролей, поиск ролевого соответствия.

Одно из наиболее серьезных критических замечаний в адрес модели фильтров состоит в том, что она не учитывает в ходе взаимодействия как самих его участников, так и отношений, складывающихся между ними, т.е. по сути «выносит за скобки» содержательный анализ общения будущих супругов.

Следующий крупный этап (который дробится на ряд более частных) жизненного цикла семьи — это собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые в свою очередь неотделимы от особенностей межсупружеских отношений.

Проведенный ранее тщательный вторичный анализ отечественных исследований о связи брачных факторов со стабильностью семьи позволяет свести их в табл.
  1   2   3