Главная страница

4 класс умк «Школа России» Окружающий мир Технологическая карта темы Авторы разработки: Л. Н. Лунина, К. Н. Нестерова, С. В. Перетятько, С. Г. Пучкова, Ю. В. Рощина



Скачать 235.05 Kb.
Название 4 класс умк «Школа России» Окружающий мир Технологическая карта темы Авторы разработки: Л. Н. Лунина, К. Н. Нестерова, С. В. Перетятько, С. Г. Пучкова, Ю. В. Рощина
Л.Н.Лунина
Дата 17.02.2016
Размер 235.05 Kb.
Тип Документы

4 класс

УМК «Школа России»

Окружающий мир

Технологическая карта темы

Авторы разработки: Л.Н.Лунина, К. Н. Нестерова, С. В. Перетятько, С. Г. Пучкова, Ю. В. Рощина

Тема

Жизнь древних славян ( 3 часа)

Цели


Сформировать представление о жизни древних славян.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков.

Ввести условные обозначения для расшифровки послания.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Расселение и жизнь славян. Занятия восточных славян. Культура восточных древних славян.

Бортничество, городище, изба, племена, славяне, частокол.

Велес, Даждьбог, духи, Мокош, Перун, Стрибог, Ярило.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к истории происхождения, образу жизни и культуре восточных славян как предкам своего народа;

- желание расшифровывать послание на бересте;

- осознание успешности при изучении темы.


Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «восточные славяне», «западные славяне», «южные славяне», «собирательство», «борть», «бортничество», «рыболовство», «земледелие», «гончарное дело», «кузнечное дело», «ткачество», «кожевенное дело», «береста», «Даждьбог», «Перун», «Велес», «Мокошь», «Стрибог» и использовать их в словаре;

- определять место расселения западных, восточных, южных славян и обосновывать свой выбор;

- определять главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение;

- определять предметы, явления, которым поклонялись восточные славяне, и обосновывать свое мнение;

- определять условия проведения славянского праздника и обосновывать свое мнение;

использовать приобретенные знания для расшифровки послания и создания условных обозначений для оформления послания потомкам.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

– выполнять учебное задание с взаимопроверкой и корректированием;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

• Рассказывать:

- о поселениях древних славян, их занятиях и культуре.

• Читать историческую карту.

• Оформлять контурную карту.

• Проводить исследование о славянских праздниках и оформлять результаты в таблице.

Расшифровывать (составлять) текст послания, используя условные обозначения.

• Создавать условные обозначения для оформления послания потомкам.

• Оформлять текст послания с условными обозначениями.

-

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Технология

Тема – «Куклы-обереги».

ИЗО

Тема – «Знаки Земли, Воды и Неба» (пиктография).

Литературное чтение

Тема – «Берестяные грамоты».

Информационный материал

1. Учебный материал: учебник «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 4 класса / А.А.Плешаков.

Демонстрационный материал

- электронная презентация

- карта расселения славянских племен,

- иллюстрация «Славянский поселок».

- изображение фрагмента берестяной грамоты.

- мультипликационный фильм «Праздник Ивана Купалы»

Интерактивный материал

Тексты, учебные задания; контурные карты.

Фронтальная

Другие формы:

индивидуальная –

• парная -

групповая -


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание знать истинное назначение находки.

Школьники во время похода обнаружили кусочки бересты с узорами и надписями. Саша решил, что эти узоры очень похожи на зашифрованное послание. Настя думала, что благодаря узорам и надписям находка похожа на карту местности.



Ребята, как вы думаете, кто из них прав: Настя или Саша?

Есть ли у вас желание узнать истинное назначение находки, чтобы ее прочесть?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание определить истинное назначение находки, которую обнаружили Настя и Саша.



II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А. Расселение и жизнь славян

Цели:

• Стимулировать позитивное отношение к истории и образу жизни восточных славян.

• Ввести понятия «славяне», «восточные славяне», «западные славяне», «южные славяне».

• Научить:

– определять место расселения западных, восточных, южных славян и обосновывать свое мнение;

- определять языковые особенности западных, восточных, южных славян и обосновывать свое мнение;

- решать кроссворд;

- рассказывать о поселении древних славян;

– читать историческую карту;

– оформлять контурную карту;

- составлять схему расселения славян;

– выполнять учебное задание с взаимопроверкой и корректировкой;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


Задание 1 (З)

Решите кроссворд и прочитайте слово по вертикали.

  1. Назовите слово, которое обозначает науку о прошлом.

  2. Назовите имя богини - покровительницы истории.

  3. Назовите крупное животное, на которое охотились древние люди.

  4. Назовите отрезок времени в 100 лет.

  5. Назовите слово, которое обозначает систему знаков, звуков, сигналов.

  6. Укажите слово, которым можно назвать население государства, жителей страны.

  7. Назовите науку, которая изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам.






И

С

Т

О

Р

И

Я







К

Л

И

О







М

А

М

О

Н

Т







В

Е

К










Я

З

Ы

К







Н

А

Р

О

Д




А

Р

Х

Е

О

Л

О

Г

И

Я


Задание 2 (З)

Прочитайте текст и расскажите о славянах.

Назовите значение слова «славяне».

Расскажите, как славяне выбирали место для поселения.

Примерно в V веке по берегам рек Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, археологи их изучают до сих пор.

Пришли славяне на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии).

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Ограждение строилось из крепких бревен. Срубали дерево, обтесывали его, заостряли, затем обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В каждом поселке обычно жили родственники, которые нередко вместе вели хозяйство.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью.

Задание 3 (П)

Верно ли, что славяне – это переселенцы из Азии? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что славяне селились в лесу? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что славяне для спасения от ветра обносили поселение частоколом? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У)

Составьте рассказ о наших предках – славянах, оформите к нему иллюстрацию и представьте всему классу.

Сообщение учителя

Западные славяне были предками народов Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, а у белорусов и украинцев предками были восточные славяне. Предки болгар и народов Югославии – южные славяне.

Задание 5 (З) с взаимопроверкой

Рассмотрите карту и назовите:

-племена древних славян;

-реки и моря, берега которых населяли славяне;

-племя, которое занимало наибольшее пространство.




Назовите значения выражения «западные славяне», «восточные славяне», южные славяне.

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что западные и восточные славяне говорили на одном языке? Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У)

Допишите предложение:

Славяне – это……

Восточные славяне – это…..

Задание 8 (У) с взаимопроверкой

Оформите контурную карту, используя учебник.

Диагностические задания

1. Допишите предложение:

Славяне – это……

Восточные славяне – это…..

2. Определить истинность данного выражения:

Восточные славяне селились на берегах реки Дунай.

3. Допишите фразу – конструкт:

Восточные славяне говорили на языке …….
Личностные умения:

Проявлять интерес к истории происхождения и образу жизни восточных славян.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «славяне», «восточные славяне», «западные славяне», «южные славяне» и использовать их в активном словаре;

- определять место расселения западных, восточных, южных славян и обосновывать свой выбор;

- определять языковые особенности западных, восточных, южных славян и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

– выполнять учебное задание с взаимопроверкой и корректированием.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- решать кроссворд;

- рассказывать о поселениях древних славян;

– читать историческую карту;

– оформлять контурную карту;

- составлять схему расселения славян.


Блок Б. Занятия восточных древних славян

Цели:

• Стимулировать позитивное отношение к образу жизни восточных славян.

• Ввести понятие «собирательство», «борть», «бортничество», «рыболовство», «земледелие», «гончарное дело», «кузнечное дело», «ткачество», «кожевенное дело», «береста».

• Научить:

– определять главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение;

– рассказывать о занятиях восточных славян;

- определять продукт деятельности восточных славян;

- составлять рассказ о гостеприимстве восточных славян;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя (сопровождается презентацией)

Восточные славяне занимались охотой, рыболовством, собирали в лесу грибы, ягоды, травы. Весной славяне собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы и другие травы, сушили их и заготавливали на зиму. Это называлось собирательство.

Восточные славяне не имели сахара, но любили сладкое, поэтому ели мед диких пчел, используя его в пищу и как лекарство. Они помещали в дупло дерева, где жили дикие пчелы специальную емкость «борть». Когда пчелы наполняли ее медом, «борть» вынимали. Это занятие называлось бортничество.

Главное занятие восточных славян было земледелие. Они осваивали земли в лесах и степях, выращивали пшеницу, рожь, овес, просо, лен, коноплю, репу, горох, бобы, свеклу, брюкву. Из пшеницы пекли хлеб, льна делали одежду, из конопли – масло. У славян ронять крошки на пол во время еды считалось большим грехом, поэтому их тщательно собирали, ели сами, скармливали птицам или скоту, стряхивали в огонь. Поэтому первым продуктом считался хлеб, вторым соль.

Наши предки, восточные славяне, разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов. Занимались строительством и ремеслом, изготавливая различные изделия ручным способом. Из древесины березы делали посуду и кухонную утварь, а из верхнего слоя березовой коры, который назывался берестой, цилиндрические короба для хранения продуктов и жидкости. Они знали множество ремесел: гончарное и кузнечное дело, ткачество, оружейное, кожевенное и ювелирное дело и другие.

Задание 1 (З)

Назовите значение слова «береста» (береста – верхний слой березовой коры.)

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите о занятиях восточных славян.

Рассмотрите знаки на берестяной грамоте и назовите те, которые сообщают о занятиях восточных славян.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что главным занятием славян было охота? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что восточные славяне были умелыми каменщиками? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) с взаимооценкой

Определите название занятия и продукт деятельности, соединив их стрелочкой . Например: строительство бревно.

Рыболовство мед

Скотоводство пшеница

Земледелие корова

Бортничество осетр

Охота грибы

Собирательство бревно

Строительство медведь

Задание 4 (У) с взаимооценкой

Предположите версию, как могли встречать восточные славяне дорогих гостей и составьте об этом рассказ. Для оформления текста рассказа используйте подходящие по смыслу пословицы.

Задание 5(У) с взаимооценкой

Допишите каждое предложение.

  • Главным занятием славян было……………

  • Основным строительным материалом у славян было ……………

  • Сбор меда диких пчел называется ……………




Диагностические задания

1.Определите материал, который использовали восточные славяне в своей деятельности и подчеркните его название.

Изготавливали изделия из:

- дерева;

- бересты;

- кирпича;

- глины.

Определите главный продукт , который производили славяне и подчеркните его.

- картофель;

- хлеб;

- соль.

2.Соберите слово из слогов и раскройте его значение.

стабере (береста);

честбортвони (бортничество).
Личностные умения:

– проявлять интерес и позитивное отношение к образу жизни славян как предкам своего народа.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «собирательство», «борть», «бортничество», «рыболовство», «земледелие», «гончарное дело», «кузнечное дело», «ткачество», «кожевенное дело», «береста»

и использовать их в активном словаре;

- определять главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о занятиях восточных славян;

- определять продукт деятельности восточных славян;

- составлять рассказ о гостеприимстве восточных славян.

Блок В. Культура восточных древних славян

Цели:

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к культуре древних славян.

• Ввести понятие «Даждьбог», «Перун», «Велес», «Мокошь», «Стрибог».

• Научить:

- определять предметы, явления, которым поклонялись восточных славян, и обосновывать свое мнение;

- определять традиции гостеприимства восточных славян и обосновывать свое мнение;

- определять условия проведения славянского праздника и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о поклонении славян природе;

- изображать идола;

- составлять пословицы о Масленице;

- проводить исследование о славянских праздниках и оформлять результаты в таблице;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению.



Сообщение учителя

Жизнь восточных славян была тесно связана с природой. Солнце, огонь, леса, реки и болота – не только обеспечивали жизнь, но и пугали население. Природа, близкая и знакомая, но одновременно страшная и непредсказуемая. Восточные славяне не могли объяснить причины пожаров, засухи, разлива рек и многих других явлений природы, поэтом верили, что в глубоком озере обитает Водяной, в чаще тёмного леса – Леший. Дом, который по их понятиям, оберегал дух прародителя – пращур ( Чур ). Они ставили деревянные и каменные статуи своих богов-Идолов и поклонялись им. Чтобы задобрить разгневанного бога или попросить у него защиты, ему в жертву приносили животных.

Даждьбога - как весьма почитаемого бога Солнца, просили о хорошей погоде и богатом урожае. Главными богами также были Перун-бог грома и молнии, Велес-покровитель скота и богатства, Мокошь - божество плодородия, Стрибог - повелитель ветра и другие.

Поклоняясь этим богам, славяне поклонялись силам природы, считая ее божеством. Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.*

*Данный текст имеется у каждого ученика на карточке и воспринимается на слух и визуально.

Задание 1(З)

Назовите богов, которым поклонялись славяне.

Расскажите, как славяне поклонялись природе.

Задание 2 (П)

Верно ли, что древние славяне обожествляли только природу? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что Даждьбог помогает славянам получить богатый урожай? Обоснуйте свое мнение.

Из представленных слов выберите те, которые имеют отношение к верованиям славян и свой выбор обоснуйте.

Землянка, идол, скот, Перун, волхв.

Верно ли, что благодаря богатому урожаю, у восточных славян появились праздники? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что восточные славяне встречали дорогих гостей кашей и медом? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3(У)

Изобразите идола, которому поклонялись восточные славяне, и предположите версию праздника, который устраивали в его честь.

Сообщение учителя

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра вздымают снежные катальные горки, строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

Задание 4 (З)

Назовите блюдо, о котором сообщают поэтические строчки:

Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ... (блины )

Первый праздник мы отмечаем в феврале, провожая зиму…. (Масленица)

Назовите значение слова «Масленица».

Расскажите, что принято готовить на Масленицу.

Назовите символ Масленицы.

Расскажите о традиции проведения праздника «Масленица».

Задание 5 (П)

Можно ли утверждать, что для почитания Стрибога восточные славяне устраивали Масленицу? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У)

Составьте пословицы о Масленице, используя начало и конец выражения.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

Была у двора Масленица, а в дом не зашла.

Физкультминутка

Во время праздников восточные славяне любили поиграть в «Барашеньки».

Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)

Барашеньки крутороги

По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием коленей)

По степям бродили (ходьба на носочках)

На дудочке играли (имитируют игру на дудочке)

Ваню потешали (улыбаются, строят рожицы друг другу).

Задание 7(З) Учебник, с. 38

Прочтите текст и о праздновании дня Ивана Купалы.

С почитанием природы связаны многие славянские праздники. Один из самых красочных - праздник Ивана Купалы. В самую короткую ночь года у реки разводили костры. По обычаю девушки плели красивые венки из цветов и пускали их по воде. Парни и девушки, взявшись за руки, парами прыгали через костёр. Далеко были видны яркие языки пламени. Не только трудиться, но и веселиться умели славяне.

Задание 8 (З)

Посмотрите мультипликационный фильм и расскажите о тайне огненного цветка.

Задание 9 (П)

Можно ли утверждать, что на Ивана Купала девушки плели венки из цветов папоротника? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что после праздника Ивана Купала начинался сенокос и сбор ягод? Обоснуйте свое мнение.

Задание 10 (У) с взаимооценкой

Проведите исследование и оформите результаты в таблице.

Параметры сравнения

Масленица

Иван Купала

Когда проводится?







Главные персонажи праздника








Как проводится?








Задание 11 (У) с взаимооценкой

Выберите праздник, который устраивали восточные славяне, составьте о нем рассказ и представьте одноклассникам.

Задание 12 (З)

Назовите значение слова «знак», «символ».

Назовите значение выражение «условные знаки».

Назовите известные вам условные знаки.

Расскажите о назначении условных знаков.

Задание 13 (П)

Можно ли без условных знаков (обозначений) прочитать карту (историческую, контурную и т.д.)? Обоснуйте свое мнение.

Задание 14 (У)

Рассмотрите каждый условный знак и определите его обозначение.


(Засеянное поле, солнце, вода, Мокошь, дерево, цветок папоротника)

Задание 15 (У) с взаимооценкой

Предложите свой вариант условного знака, который обозначает небо.

Изобразите его.

Диагностические задания

1.Прочитайте названия богов и подчеркните те, которым поклонялись славяне:

Мокошь, Зевс, Даждьбог, Стрибог, Аврора, Перун.

2. Напишите название праздника, который устраивали восточные славяне, встречая весну.
Личностные умения:

Проявлять интерес к культуре восточных славян.

Познавательные умения:

- раскрывать понятие «Даждьбог», «Перун», «Велес», «Мокошь», «Стрибог» и использовать их в активном словаре;

- определять предметы, явления, которым поклонялись восточные славяне и обосновывать свое мнение;

- определять традиции гостеприимства восточных славян и обосновывать свое мнение;

- определять условия проведения славянского праздника и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению.

Предметные умения:

- рассказывать о поклонении славян природе;

- изображать идола;

- составлять пословицы о Масленице;

- проводить исследование о славянских праздниках и оформлять результаты в таблице.


Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель –

Установить степень освоения темы, а именно умения:

- определять предков русских, украинцев, белорусов;

- определять место расселения восточных славян;

- определять уклад жизни и культуру восточных славян.


Контрольное задание

1. Определите верное утверждение и подчеркните его:

Предками русских, украинцев, белорусов были:

А) восточные славяне

Б) западные славяне

В) южные славяне.

Восточные славяне жили:

А) в одиночку

Б) семьями

В) племенами

Восточные славяне строили дома из:

А) камня

Б) кирпича

В) дерева

Восточные славяне поклонялись богу грома и молнии:

А) Зевсу

Б) Перуну

В) Марсу.

2. Определите ложное утверждение и подчеркните его:

Большую роль в жизни славян играли дары леса – древесина, дичь, ягоды.

Селились славяне неподалеку от естественных водоемов.

Славяне были хорошими земледельцами.

Мир природы казался славянам живым и одушевленным.

Бога воды славяне представляли в виде человека с головой лягушки.

Основным строительным материалом у славян было дерево.


Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- определять предков русских, украинцев, белорусов;

- определять место расселения восточных славян;

- определять уклад жизни и культуру восточных славян.


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• Стимулировать интерес к расшифровке послания на бересте.

• Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- расшифровывать текст письма, используя условные обозначения;

- создавать текст письма с условными обозначениями;

- создавать условные обозначения для оформления текста послания потомкам;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

1. Расшифруйте текст послания на бересте, используя условные знаки*.



2. Определите, кто оказался прав: Саша или Настя? Обоснуйте свое мнение.

Импровизационный вариант

1.Составьте текст послания, которое написали восточные славяне на бересте, используя условные обозначения и приобретенные знания и умения темы.

2. Кто прав: Саша или Настя? Обоснуйте свое мнение.

Эвристический вариант

Создайте условные обозначения и напишите послание нашим потомкам о том, как вы сегодня живете.
*Примерный вариант послания (информативный вариант)

Жили славяне у реки около дремучего леса. Лес их защищал и кормил. Когда солнце вставало, они выходили в поле пахать. Если урожай был бедный, обращались к божеству плодородия – Мокошь. На Масленицу пекли блины, как солнце, а на празднике Ивана Купала искали огненный цветок папоротника.

Личностные умения:

- проявлять желание расшифровывать послание на бересте.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- расшифровывать текст послания, используя условные обозначения;

- создавать текст послания с условными обозначениями;

- создавать условные обозначения для оформления текста послания потомкам.


IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ

Закончите предложения:

  1. Для меня важно знать жизнь восточных славян, потому что _____.

  2. Чтобы прочитать послание на бересте, нужно знать ______________________.

II. Самооценка

Дополните предложения:

  1. Я доволен (льна) _______________(вполне, средне, не доволен) своим рассказом о жизни и культуре восточных славян.

  2. Я оцениваю свою работу по теме на ___________________(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ______________________.




Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о жизни древних славян.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков.

Ввести условные обозначения для расшифровки текста письма.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять желание расшифровывать послания на бересте.

Познавательные умения:

использовать приобретенные знания для расшифровки послания и создания условных обозначений для оформления послания потомкам.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- расшифровывать (составлять) текст послания, используя условные обозначения.


* Заполняется учителем по окончании изучения темы.