Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
2015г. Конспект урока Тема урока Химические свойства металлов. Цели урока Деятельностная |
 Скачать 146.18 Kb. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕВОЛОЖСКАЯ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ».
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: АЛЕСЕНКО ТАИСИЯ МИХАЙЛОВНА.
2015г.
Конспект урока
Тема урока
|
Химические свойства металлов.
|
Цели
урока
|
Деятельностная
|
Формирование у учащихся УУД, при изучении химических свойств металлов.
| Предметно – дидактическая
| Формирование знаний о химических свойствах металлов.
|
Планируемые результаты урока
|
Предметные
| Знают химические свойства металлов и пишут соответствующие уравнения реакций.
|
Метапредметные
| Развивают умения пользоваться опорными знаниями. Закрепляют умения и навыки выполнять химический эксперимент. Развивают логическое мышление, умеют анализировать увиденное. Закрепляют умения составлять окислительно-восстановительные реакции. Формируют понимания практического значения металлов в жизни человека. Развивают познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
|
Личностные
| Убеждаются в зависимости свойств вещества от его строения. Убеждаются в познаваемости мира. Осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента.
|
Тип урока
| По ведущей дидактической цели
| Изучение нового материала.
| По способу организации
| Комбинированный
| По ведущему методу обучения
| Репродуктивный
|
Методы обучения
|
Основной
| Объяснительно-иллюстротивный
| Дополнительный
| Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа.
|
Основные вопросы урока
| Химические свойства металлов, разной активности, с простыми и сложными веществами.
|
Средства обучения
| ПСХЭ Д.И.Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник «Химия. 9 класс» О.С.Габриеляна, демонстрационный практикум
|
Этапы урока
| Методы обучения
| Учебно – познавательные задачи урока
| Формируемые УУД
| Методы оценки /
самооценки
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Орг. этап
| Рассказ.
| Сообщает тему урока, цели и что для изучения данной темы, потребуются знания пройденного материала.
|
| (Регулятивные) Целепологание: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.
|
| 2.Актуализация опорных знаний
| Беседа.
| Вопросы для проверки знаний учащихся: 1.Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ. 2.Назовите особенности строения атомов металлов. 3.Какие электроны называют «свободными» 4.Что такое металлическая химическая связь? 5.Перечислите особенности металлической кристаллической решетки. 6.Назовите самый легкий и самый тяжелый металл, самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и какой металл – самый твердый? 7.Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?
Учитель подводит итоги по результатам беседы.
| Ответы учащихся:
1.Условная граница между элементами - металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали В (бор) -Si (кремний) – As (мышьяк) –Te (теллур) –At (астат) – левый нижний угол.
2. а) Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры (радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. б) У атомов наиболее активных металлов ,на внешнем энергетическом уровне наличие 1-3 электронов. 3.Электроны оторванные от атомов, называются обобществленными или свободными (а также электронным «газом». 4.Маталлическая связь – это связь, которая возникает в кристаллах в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных свободных электронов. 5.В узлах металлической решетки находятся нейтральные атомы, катионы металлов и «свободные» электроны. Катионы и атомы постоянно переходят друг в друга, благодаря свободному перемещению электронов. 6.Самый легкий металл – Li (литий), самый тяжелый – Os (осьмий). Самый легкоплавкий металл – Ga(галлий), самый тугоплавкий - W (вольфрам). Самые мягкие металлы – ЩМ и Pb (свинец)- режутся ножом, самый твердый – Cr (хром) – царапает стекло. 7.Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой – металлический блеск, высокая электро– и теплопроводность, твердость, пластичность.
| (Познавательные, общеучебные) Осознание и произвольное построение речевого высказывания.
(Познавательные, логические) Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.
(Коммуникативные) Учатся монологической и диалогической формам речи.
(Регулятивные)
Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватное восприятие оценки
учителя. Оценка правильности
выполнения действия.
| Учитель подводит итоги по результатам беседы.
| 3. Формирование новых ЗУН
| Беседа, рассказ, объяснение.
|
1.Чем будут обусловлены общие химические свойства металлов?
2.Назовите основное химическое свойство металлов с точки зрения процессов окисления и восстановления?
3.Запись на доске: М° –nēàМⁿ⁺ (восстановитель окисляется)
4.Чтобы прошла реакция, записанная на доске, необходимо наличие окислителя. Какие вещества могут выступать в качестве окислителей при взаимодействии с металлами?
5.Русский ученый Н.Н. Бекетов расположил металлы в ряд в зависимости от их способности отдавать электроны. Почему электрохимический ряд напряжений металлов еще называют «ряд активности металлов»? 6.Запись на доске: 1)Активные металлы: (ЩМ и ЩЗМ) 2)Менее активные металлы: металлы, находящиеся в ряду активности между Mg и Pb (включительно). 3)Неактивные металлы: расположены после водорода.
| Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы. 1.Общие химические свойства металлов тоже будут определяться металлической связью и металлической кристаллической решеткой. 2.Металлы являются восстановителями, т.к. их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы. 3.Запись в тетради: М° –nēàМⁿ⁺ (восстановитель окисляется)
4. 3.Запись в тетради: (вещества-окислители, при взаимодействии с металлами ) 1)Неметаллы: кислород, галогены, сера, водород ,углерод , кремний, азот, фосфор... 2)Вода. 3)Кислоты. 4)Соли.
5.У металлов различная активность, разная способность атомов отдавать электроны (слева направо активность уменьшается, способность отдавать электроны уменьшается).
6.Записать в тетрадь. 1)Активные металлы: (ЩМ и ЩЗМ) 2)Менее активные металлы: металлы, находящиеся в ряду активности между Mg и Pb (включительно). 3)Неактивные металлы: расположены после водорода.
| (Познавательные)
Построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
Выделение существенной
информации.
Сравнение. Установление
причинно-следственных связей.
(Коммуникативные)
Умение задавать вопросы. Умение контролировать действия партнера.
Использование речи для
регуляции своих действий.
(Регулятивные)
Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
| 4. Развитие способов умственной деятельности
| Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа.
| 1.Выяснить, как и почему металлы разной активности взаимодействуют с: 1)Неметаллами. 2)Водой. 3)Кислотами. 4)Солями. 2.Сформулировать выводы.
| Воспринимают объяснение учителя, наблюдают за прохождением реакций, выполняют задания, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы.
1.Наблюдая за реакциями (горения магния и взаимодействия алюминия с йодом) ученики вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивают их с помощью электронного баланса, дают названия бинарным соединениям. Учитель предлагает прочитать §8 на с.39 и выполнить три реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.
I-в II-в Cu + O2à Hg+O2à Au + O2à Ag+O2 à Li + O2à Ca+O2à
2.Наблюдая за реакцией (взаимодействия натрия с водой) ученики вместе с учителем составляют уравнения химической реакции, уравнивают ее с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с.40 и выполнить две реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.
I-в II-в Zn +H2Oà Cu+ H2Oà
Hg + H2Oà Pb+ H2Oà 3. Наблюдая за реакциями (взаимодействия алюминия с соляной кислотой и взаимодействия меди с азотной кислотой концентрированной) ученики вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивают их с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с.40-41 и выполнить три реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.
I-в II-в
Ag + HCIà Au + H2SO4à Li + HCIà K+ H2SO4à Zn + H2SO4à Zn+ HCIà
4. Наблюдая за реакцией (взаимодействия хлорида меди (II) с цинком) ученики вместе с учителем составляют уравнения химической реакции, уравнивают ее с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с. 41 и выполнить две реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.
I-в II-в
CuSO4+Feà ZnCI2+Feà FeSO4+Cuà Fe CI2+Znà
После выполнения заданий, ученики осуществляют взаимопроверку и сравнивают результат с выполненными заданиями на слайде
| (Познавательные)
Осуществление поиска
информации для
выполнения учебных
заданий с использованием
учебной литературы.
Построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
Выделение существенной
информации.
Сравнение. Установление
причинно-следственных связей.
(Коммуникативные)
Умение задавать вопросы. Умение контролировать действия партнера.
Использование речи для
регуляции своих действий.
(Регулятивные)
Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет правила в планировании и контроле способа решения задания.
Осуществление итогового и
пошагового контроля по результату.
Адекватное восприятие оценки
учителя. Оценка правильности
выполнения действия.
| Самопроверка, взаимопроверка
| 5. Завершающий этап
| Самостоятельная работа
| Для закрепления изученного материала, ученики выполняют задание «Да – нет»
Д.з. § 8
Расставить коэффициенты в реакциях, применив метод электронного баланса.
H2SO4(конц.) + Ag à Ag2SO4 + SO2 + H2O
HNO3(р) + Fe à
Fe(NO3)3 + NO + H2O
| После выполнения задания, ученики осуществляют самопроверку и сравнивают результат с выполненным заданием на слайде.
| (Регулятивные)
Оценка правильности
выполнения действия.
Адекватное восприятие оценки
учителя.
| Самопроверка
Учитель подводит итоги по результатам урока. Выставляет итоговые оценки.
|
Дописать возможные уравнения реакций, уровнять с помощью электронного баланса, назвать продукты реакций.
I-в Mg + O2à Al + I2 à
1) Cu + O2à 2) Au + O2à 3) Li + O2à
Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.
Na+HOHà 4) Zn +H2Oà 5) Hg + H2Oà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.
AL+HClà
Cu+HNO3(конц.) à
6) Ag + HCIà 7) Li + HCIà 8) Zn + H2SO4à Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.
CuCl2+Zn à
9) CuSO4+Feà 10) FeSO4+Cuà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.
Дописать возможные уравнения реакций, уровнять с помощью электронного баланса, назвать продукты реакций.
II-в Mg + O2à Al + I2 à
1) Hg+O2à 2) Ag+O2 à 3) Ca+O2à Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.
Na+HOHà 4) Cu+ H2Oà 5) Pb+ H2Oà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.
AL+HClà
Cu+HNO3(конц.) à 6) Au + H2SO4à 7) K+ H2SO4à 8) Zn+ HCIà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.
CuCl2+Zn à
9) ZnCI2+Feà 10) Fe CI2+Znà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.
Задание для закрепления материала «Да-нет»
1.Щелочные металлы взаимодействуют с растворами кислот.
2.Железо. цинк, медь и другие менее активные металлы энергично окисляются кислородом только при нагревании.
3.Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений.
4.Щелочные и щелочноземельные металлы легко взаимодействуют с кислородом воздуха. Поэтому их хранят под керосином.
5.Соединеия из двух элементов называются бинарными.
6.В окислительно-восстановительных реакциях. Степень окисления у металлов повышается, а у неметаллов понижается.
7. Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся левее него в ряду напряжений.
8.Золото и платиновые металлы не окисляются кислородом воздуха ни при каких условиях.
9.При взаимодействии металлов с азотной кислотой любой концентрации восстанавливается водород.
10.Щелочные и щелочноземельные металлы не реагируют с водой.
11. Щелочные и щелочноземельные металлы не взаимодействуют с растворами солей.
12.Концентрированная серная кислота реагирует с металлами по-особому, при этом водород не образуется.
13. Металлы расположенные после водорода, в ряду напряжений, с водой не взаимодействуют.
14. Металлы, расположенные до водорода, в ряду напряжений, с растворами кислот взаимодействуют, даже если в результате реакции образуется осадок.
15. Менее активные металлы ( от Mg до Pb) взаимодействуют с водой при нагревании или только в раскаленном виде, с образованием соответствующего нерастворимого оксида и водорода.
(Первый раз выполняют задание по памяти)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| Да
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| (Второй раз выполняют задание, прочитав текст)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| Да
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ответы:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| Да
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
|
| +
| +
| +
|
| +
| Нет
| +
|
|
|
|
|
| +
|
| +
| +
|
|
|
| +
|
| |
|
|