Главная страница

2015г. Конспект урока Тема урока Химические свойства металлов. Цели урока Деятельностная


Скачать 146.18 Kb.
Название 2015г. Конспект урока Тема урока Химические свойства металлов. Цели урока Деятельностная
Дата 05.03.2016
Размер 146.18 Kb.
Тип Конспект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕВОЛОЖСКАЯ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ».


УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: АЛЕСЕНКО ТАИСИЯ МИХАЙЛОВНА.


2015г.

Конспект урока


Тема урока


Химические свойства металлов.




Цели

урока


Деятельностная


Формирование у учащихся УУД, при изучении химических свойств металлов.


Предметно – дидактическая


Формирование знаний о химических свойствах металлов.


Планируемые результаты урока


Предметные


Знают химические свойства металлов и пишут соответствующие уравнения реакций.


Метапредметные


Развивают умения пользоваться опорными знаниями. Закрепляют умения и навыки выполнять химический эксперимент. Развивают логическое мышление, умеют анализировать увиденное. Закрепляют умения составлять окислительно-восстановительные реакции. Формируют понимания практического значения металлов в жизни человека. Развивают познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.


Личностные


Убеждаются в зависимости свойств вещества от его строения. Убеждаются в познаваемости мира. Осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента.



Тип урока

По ведущей дидактической цели

Изучение нового материала.

По способу организации

Комбинированный

По ведущему методу обучения

Репродуктивный


Методы обучения


Основной


Объяснительно-иллюстротивный

Дополнительный


Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа.


Основные вопросы урока


Химические свойства металлов, разной активности, с простыми и сложными веществами.


Средства обучения



ПСХЭ Д.И.Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник «Химия. 9 класс» О.С.Габриеляна, демонстрационный практикум




Этапы урока

Методы обучения

Учебно – познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки /

самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. этап


Рассказ.

Сообщает тему урока, цели и что для изучения данной темы, потребуются знания пройденного материала.




(Регулятивные) Целепологание: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.




2.Актуализация опорных знаний


 Беседа.

 Вопросы для проверки знаний учащихся: 1.Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ. 2.Назовите особенности строения атомов металлов. 3.Какие электроны называют «свободными» 4.Что такое металлическая химическая связь? 5.Перечислите особенности металлической кристаллической решетки. 6.Назовите самый легкий и самый тяжелый металл, самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и какой металл – самый твердый? 7.Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

Учитель подводит итоги по результатам беседы.

 Ответы учащихся:

1.Условная граница между элементами - металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали В (бор) -Si (кремний) – As (мышьяк) –Te (теллур) –At (астат) – левый нижний угол.

2. а) Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры (радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. б) У атомов наиболее активных металлов ,на внешнем энергетическом уровне наличие 1-3 электронов. 3.Электроны оторванные от атомов, называются обобществленными или свободными (а также электронным «газом». 4.Маталлическая связь – это связь, которая возникает в кристаллах в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных свободных электронов. 5.В узлах металлической решетки находятся нейтральные атомы, катионы металлов и «свободные» электроны. Катионы и атомы постоянно переходят друг в друга, благодаря свободному перемещению электронов. 6.Самый легкий металл – Li (литий), самый тяжелый – Os (осьмий). Самый легкоплавкий металл – Ga(галлий), самый тугоплавкий - W (вольфрам). Самые мягкие металлы – ЩМ и Pb (свинец)- режутся ножом, самый твердый – Cr (хром) – царапает стекло. 7.Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой – металлический блеск, высокая электро– и теплопроводность, твердость, пластичность.

 (Познавательные, общеучебные) Осознание и произвольное построение речевого высказывания.

(Познавательные, логические) Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.

(Коммуникативные) Учатся монологической и диалогической формам речи.

(Регулятивные)

Планирование своих действий в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Адекватное восприятие оценки

учителя. Оценка правильности

выполнения действия.


 Учитель подводит итоги по результатам беседы.

3. Формирование новых ЗУН


 Беседа, рассказ, объяснение.

 

1.Чем будут обусловлены общие химические свойства металлов?

2.Назовите основное химическое свойство металлов с точки зрения процессов окисления и восстановления?

3.Запись на доске: М° –nēàМⁿ⁺ (восстановитель окисляется)

4.Чтобы прошла реакция, записанная на доске, необходимо наличие окислителя. Какие вещества могут выступать в качестве окислителей при взаимодействии с металлами?

5.Русский ученый Н.Н. Бекетов расположил металлы в ряд в зависимости от их способности отдавать электроны. Почему электрохимический ряд напряжений металлов еще называют «ряд активности металлов»? 6.Запись на доске: 1)Активные металлы: (ЩМ и ЩЗМ) 2)Менее активные металлы: металлы, находящиеся в ряду активности между Mg и Pb (включительно). 3)Неактивные металлы: расположены после водорода.


 Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы. 1.Общие химические свойства металлов тоже будут определяться металлической связью и металлической кристаллической решеткой. 2.Металлы являются восстановителями, т.к. их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы. 3.Запись в тетради: М° –nēàМⁿ⁺ (восстановитель окисляется)

4. 3.Запись в тетради: (вещества-окислители, при взаимодействии с металлами ) 1)Неметаллы: кислород, галогены, сера, водород ,углерод , кремний, азот, фосфор... 2)Вода. 3)Кислоты. 4)Соли.

5.У металлов различная активность, разная способность атомов отдавать электроны (слева направо активность уменьшается, способность отдавать электроны уменьшается).

6.Записать в тетрадь. 1)Активные металлы: (ЩМ и ЩЗМ) 2)Менее активные металлы: металлы, находящиеся в ряду активности между Mg и Pb (включительно). 3)Неактивные металлы: расположены после водорода.

(Познавательные)

Построение речевого

высказывания в устной

и письменной форме.

Выделение существенной

информации.

Сравнение. Установление

причинно-следственных связей.

(Коммуникативные)

Умение задавать вопросы. Умение контролировать действия партнера.

Использование речи для

регуляции своих действий.

(Регулятивные)

Планирование своих действий в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


 

4. Развитие способов умственной деятельности


 Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа.

 1.Выяснить, как и почему металлы разной активности взаимодействуют с: 1)Неметаллами. 2)Водой. 3)Кислотами. 4)Солями. 2.Сформулировать выводы.

 Воспринимают объяснение учителя, наблюдают за прохождением реакций, выполняют задания, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы.

1.Наблюдая за реакциями (горения магния и взаимодействия алюминия с йодом) ученики вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивают их с помощью электронного баланса, дают названия бинарным соединениям. Учитель предлагает прочитать §8 на с.39 и выполнить три реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.

I-в II-в Cu + O2à Hg+O2à Au + O2à Ag+O2 à Li + O2à Ca+O2à

2.Наблюдая за реакцией (взаимодействия натрия с водой) ученики вместе с учителем составляют уравнения химической реакции, уравнивают ее с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с.40 и выполнить две реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.

I-в II-в Zn +H2Oà Cu+ H2Oà

Hg + H2Oà Pb+ H2Oà 3. Наблюдая за реакциями (взаимодействия алюминия с соляной кислотой и взаимодействия меди с азотной кислотой концентрированной) ученики вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивают их с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с.40-41 и выполнить три реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.

I-в II-в

Ag + HCIà Au + H2SO4à Li + HCIà K+ H2SO4à Zn + H2SO4à Zn+ HCIà

4. Наблюдая за реакцией (взаимодействия хлорида меди (II) с цинком) ученики вместе с учителем составляют уравнения химической реакции, уравнивают ее с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с. 41 и выполнить две реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.

I-в II-в

CuSO4+Feà ZnCI2+Feà FeSO4+Cuà Fe CI2+Znà

После выполнения заданий, ученики осуществляют взаимопроверку и сравнивают результат с выполненными заданиями на слайде


 (Познавательные)

Осуществление поиска

информации для

выполнения учебных

заданий с использованием

учебной литературы.

Построение речевого

высказывания в устной

и письменной форме.

Выделение существенной

информации.

Сравнение. Установление

причинно-следственных связей.

(Коммуникативные)

Умение задавать вопросы. Умение контролировать действия партнера.

Использование речи для

регуляции своих действий.

(Регулятивные)

Планирование своих действий в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет правила в планировании и контроле способа решения задания.

Осуществление итогового и

пошагового контроля по результату.

Адекватное восприятие оценки

учителя. Оценка правильности

выполнения действия.



 Самопроверка, взаимопроверка

5. Завершающий этап


 Самостоятельная работа

Для закрепления изученного материала, ученики выполняют задание «Да – нет»

Д.з. § 8

Расставить коэффициенты в реакциях, применив метод электронного баланса.

H2SO4(конц.) + Ag à Ag2SO4 + SO2 + H2O

HNO3(р) + Fe à

Fe(NO3)3 + NO + H2O


 После выполнения задания, ученики осуществляют самопроверку и сравнивают результат с выполненным заданием на слайде.


 (Регулятивные)

Оценка правильности

выполнения действия.

Адекватное восприятие оценки

учителя.

 Самопроверка

Учитель подводит итоги по результатам урока. Выставляет итоговые оценки.


Дописать возможные уравнения реакций, уровнять с помощью электронного баланса, назвать продукты реакций.

I-в Mg + O2à Al + I2 à

1) Cu + O2à 2) Au + O2à 3) Li + O2à

Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.

Na+HOHà 4) Zn +H2Oà 5) Hg + H2Oà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.

AL+HClà

Cu+HNO3(конц.) à

6) Ag + HCIà 7) Li + HCIà 8) Zn + H2SO4à Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.

CuCl2+Zn à

9) CuSO4+Feà 10) FeSO4+Cuà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.

Дописать возможные уравнения реакций, уровнять с помощью электронного баланса, назвать продукты реакций.

II-в Mg + O2à Al + I2 à

1) Hg+O2à 2) Ag+O2 à 3) Ca+O2à Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.

Na+HOHà 4) Cu+ H2Oà 5) Pb+ H2Oà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.

AL+HClà

Cu+HNO3(конц.) à 6) Au + H2SO4à 7) K+ H2SO4à 8) Zn+ HCIà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.

CuCl2+Zn à

9) ZnCI2+Feà 10) Fe CI2+Znà Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.

Задание для закрепления материала «Да-нет»

1.Щелочные металлы взаимодействуют с растворами кислот.

2.Железо. цинк, медь и другие менее активные металлы энергично окисляются кислородом только при нагревании.

3.Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений.

4.Щелочные и щелочноземельные металлы легко взаимодействуют с кислородом воздуха. Поэтому их хранят под керосином.

5.Соединеия из двух элементов называются бинарными.

6.В окислительно-восстановительных реакциях. Степень окисления у металлов повышается, а у неметаллов понижается.

7. Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся левее него в ряду напряжений.

8.Золото и платиновые металлы не окисляются кислородом воздуха ни при каких условиях.

9.При взаимодействии металлов с азотной кислотой любой концентрации восстанавливается водород.

10.Щелочные и щелочноземельные металлы не реагируют с водой.

11. Щелочные и щелочноземельные металлы не взаимодействуют с растворами солей.

12.Концентрированная серная кислота реагирует с металлами по-особому, при этом водород не образуется.

13. Металлы расположенные после водорода, в ряду напряжений, с водой не взаимодействуют.

14. Металлы, расположенные до водорода, в ряду напряжений, с растворами кислот взаимодействуют, даже если в результате реакции образуется осадок.

15. Менее активные металлы ( от Mg до Pb) взаимодействуют с водой при нагревании или только в раскаленном виде, с образованием соответствующего нерастворимого оксида и водорода.

(Первый раз выполняют задание по памяти)




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Да














































Нет














































(Второй раз выполняют задание, прочитав текст)




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Да














































Нет














































Ответы:




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Да




+

+

+

+

+




+







+

+

+




+

Нет

+
















+




+

+










+