№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
|
|
|
1
|
Лю-бимые книги
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3-5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы
|
Знать: основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5-6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев
|
Тест, вопросы и задания
(с. 5-6)
|
Сочине-ние-рассужде-ние по восточному высказыванию, приведенному В. П. Астафьевым
(с. 5)
|
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(5 часов)
|
|
|
|
2
1
|
Преда-ния
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Чтение статьи Н.А. Криничной (с. 7—8). Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий
4
|
Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии.
Уметь: отмечать общее и различное в легендах, быличках, преданиях
5
|
Чтение преданий, вопросы к ним
(с.10), вопросы 1—2 (с. 10)
6
|
Задание
3
(с. 10), чтение статьи В.П.Ани-кина «Былины» (с. 11-15), вопрос и задание к ней (с. 15)
7
|
3
|
Были-ны. «Воль-га
и Мику-ла Селя-нино-вич»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин» (с. 15-17). Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула - носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. Словарная работа. Иллюстрации к былине
|
Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка).
Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти.
Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении
былин», выразительное чтение, характери-стика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 17),
1-3, 5
(с. 23)
|
Задания
4, 6
(с. 23), чтение былины «Садко», выполне-ние иллюстра-ции к былинам
|
4
|
Бы-лина «Садко»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путешествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, мужество. Фантастический образ морского царя. Изобразительно-выразительные средства (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты), их роль в былине. Словарная работа. Иллюстрации к былине
|
Знать: особенности жанра былины; особенности былин новгородского цикла;
сюжет и содержание былины «Садко».
Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения фольклора и живописи
|
Выразитель-ное чтение, характери-стика героев, вопросы и задания 1—4 (с. 35, к былине «Садко»),
вопрос рубрики «Устное народное творчество и живопись»
(с. 35)
|
Задание
5
(с. 35, к былине «Садко»), чтение
былины «Илья Муромец и Соловей-разбой-ник», вопросы и задания к ней
(с. 35)
|
5
|
Каре-ло-фин-ский эпос «Калева-ла»
|
Урок внеклассного чтения
|
История зарождения карело-финского эпоса. Понятие о рунах. Труд Э. Ленрота. Время и пространство в эпосе. Отражение в рунах природы, быта, хозяйства, занятий, обычаев народа. Герои «Калевалы». Карело-финский эпос и русские былины - общее и различное. Иллюстрации к «Калевале»
|
Знать: историю карело-финского эпоса; тему и содержание эпоса «Калевала».
Понимать: общность эпоса разных народов.
Уметь: выразительно читать фрагменты произведений; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять карело-финский эпос и русские былины, произведения фольклора и живописи
|
Выразитель-ное чтение, характеристика
героев, вопросы и задания
(с 41)
|
Чтение статьи «Пословицы и поговор-ки»
(с. 42-43), задание
7
(с. 49)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
6
|
Посло-вицы и поговорки
|
Ком-
бини-
рован-
ный
урок
|
Развитие понятия о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, мудрость, образность, красота. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Ритм и рифма в пословице. Пословицы и поговорки народов мира. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля. Конкурс на знание пословиц и поговорок
|
Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок.
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи
|
Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания
1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49),
1-6 (с. 49, рубрика «Обогащайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и поговорок
|
Задания
3
(с. 44),
4
(с. 49), выполнение рисунка по мотивам фольклор-ных произведений
|
|
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(3 часа)
|
|
|
|
7
|
«По-весть вре-мен-ных лет». «Поуче-ние» Вла-димира
Моно-маха (отры-вок)
|
Урок изучения нового
Мате-риала, урок-беседа
|
Книжность в Древней Руси. Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести...» (сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.). Язык «Повести...». Из похвалы князю Ярославу и книгам (мудрость, метафоричность и красота языка). Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, сострадания, верности слову, смирения, почитания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси. Словарная работа
|
Знать: черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха.
Понимать: актуальность поучений Владимира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы.
Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1-3
(с. 52),
1-2
(с. 54)
|
Задания
3-4
(с. 54)
|
8
1
|
«По-весть о Петре и Фев-ро-
нии Муром-
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности. Образы главных героев. Речевая характеристика Февронии. Реальное и фантастическое в «Повести...» Связь «Повести...» с фольклором
4
|
Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольклором.
5
|
Вопросы
(с. 63)
6
|
Подго-товка к письменной работе по произведениям фолькло-ра и древне-
7
|
|
ских»
|
|
(сказочный образ Февронии - мудрой девы, фантастические превращения змея, посмертные чудеса героев). Словарная работа. Иллюстрации к «Повести...»
|
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
|
русской литературы
|
9
|
Пись-менная работа
|
Урок развития речи
|
Темы:
1. Народная мудрость в произведениях
русского фольклора.
2. Художественные особенности русских былин.
3. Русские былины и карело-финский эпос - общее и различное.
4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?
|
Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произведений.
Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и определять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Сочинение- рассужде-ние
|
Чтение вступи-тельной статьи В.И. Коровина о М.В. Ломоносове (с. 65-66)
|
|
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
(2 часа)
|
|
|
|
10
1
|
М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Вели-кого», «Ода на день вос-шест-вия на Всероссий-ский престол Ее Вели-чества Госу-дарыни Императри-цы
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды
4
|
Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль. Понимать: особенности языка XVIII века.
Уметь: выразительно читать оду, определять ее тему и идею
5
|
Вопросы и задания
1-2
(с. 66),
1-3
(с. 67),
1-2
(с. 67-68, рубрика «Обогащайте свою речь»)
6
|
Чтение вступи-тельной статьи В.И. Федорова о Г.Р. Державине
(с. 68-69), задания
3-5
(с. 68)
7
|
| Елиса-веты Пет-ровны 1747 года» (отры-вок)
|
|
|
|
|
|
11
|
Г.Р. Державин. Стихотво-рения «Призна-ние», «На птичку», «Река времен в своем стрем-леньи...»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о Г.Р. Державине. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы творчества. Соединение «высокой» и «низкой» лексики. Начало развития реалистического языка. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты), их роль в стихотворениях
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1-4
(с. 71),
1-2
(с. 71, рубрика «Развивайте дар слова»)
|
Задание
3
(с. 71, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статей об А.С. Пушкине
(с. 72-75), задание
3
(с 76)
|
|
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА
(28 часов)
|
|
|
|
12
1
|
А.С. Пушкин. Поэма «Пол-тава» («Пол-тавский бой»)
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о квартире А.С. Пушкина на Арбате (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Обучение выразительному чтению. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия»
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте.
Понимать: патриотический пафос произведения; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства
5
|
Вопросы к статье об А.С. Пушкине
(с. 74), вопросы и задания,
1—2
(с. 75-76),
1-2
(с. 76, рубрика «Будьте внимательны к слову»),
1—2
(с. 76, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-2
(с. 77)
6
|
Задания 3
(с. 76, рубрика «Развивайте дар слова»), 3
(с. 77)
7
|
13
|
А.С. Пушкин. Поэма «Мед-ный всад-ник» (вступление «На
берегу пустынных волн...»)
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление деяний Петра I. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы. Иллюстрации к поэме
|
Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник».
Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
(с. 79-80)
|
Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина
|