Главная страница

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока


Скачать 1.01 Mb.
Название №№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока
страница 1/4
Дата 28.02.2016
Размер 1.01 Mb.
Тип Урок
  1   2   3   4


Рабочая программа по литературе

7 класс(68 часов)







№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7










ВВЕДЕНИЕ

(1 час)











1


Лю-бимые книги


Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Изображение человека как важнейшая про­блема литературы. Особенности труда писа­теля, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказы­ваний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3-5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы


Знать: основную проблему изучения лите­ратуры в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произве­дений, изученных в 5-6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; зна­чение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные вы­сказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев



Тест, вопросы и задания

(с. 5-6)


Сочине-ние-рассужде-ние по восточно­му высказы­ванию, при­веденному В. П. Астафь­евым

(с. 5)









УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(5 часов)












2

1



Преда-ния


2




Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


3


Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в предани­ях. Чтение статьи Н.А. Криничной (с. 7—8). Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художест­венными особенностями преданий

4


Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэти­ческой автобиографии.

Уметь: отмечать общее и различное в ле­гендах, быличках, преданиях

5


Чтение преда­ний, вопросы к ним

(с.10), вопросы 1—2 (с. 10)

6


Задание

3

(с. 10), чте­ние статьи В.П.Ани-ки­на «Былины» (с. 11-15), вопрос и за­дание к ней (с. 15)


7


3


Были-ны. «Воль-га

и Мику-ла Селя-нино-вич»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, ис­полнении, значении былин» (с. 15-17). Воплощение нравственных идеалов рус­ского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула - носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щед­рости, физической силы. Словарная работа. Иллюстрации к былине


Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концов­ка).

Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти.

Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; выяснять зна­чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении

бы­лин», вырази­тельное чтение, характери-стика героев, во­просы и зада­ния 1-4 (с. 17),

1-3, 5

(с. 23)


Задания

4, 6

(с. 23), чте­ние былины «Садко», выполне-ние иллюстра-ции к былинам


4


Бы-лина «Садко»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путе­шествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, муже­ство. Фантастический образ морского царя. Изобразительно-выразительные средства (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты), их роль в былине. Словарная работа. Иллю­страции к былине


Знать: особенности жанра былины; осо­бенности былин новгородского цикла;

сю­жет и содержание былины «Садко».

Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; выяснять зна­чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произ­ведения фольклора и живописи



Выразитель-ное чтение, характери-стика ге­роев, вопросы и задания 1—4 (с. 35, к былине «Садко»),

во­прос рубрики «Устное народ­ное творчество и живопись»

(с. 35)


Задание

5

(с. 35, к былине «Садко»), чтение

бы­лины «Илья Муромец и Соловей-разбой-ник», вопросы и за­дания к ней

(с. 35)


5


Каре-ло-фин-ский эпос «Ка­лева-ла»


Урок вне­класс­ного чте­ния


История зарождения карело-финского эпо­са. Понятие о рунах. Труд Э. Ленрота. Время и пространство в эпосе. Отражение в рунах природы, быта, хозяйства, занятий, обычаев народа. Герои «Калевалы». Карело-финский эпос и русские былины - общее и различ­ное. Иллюстрации к «Калевале»


Знать: историю карело-финского эпоса; тему и содержание эпоса «Калевала».

Понимать: общность эпоса разных народов.

Уметь: выразительно читать фрагменты произведений; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изо­бразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять каре­ло-финский эпос и русские былины, про­изведения фольклора и живописи



Выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев, вопросы и задания

(с 41)


Чтение статьи «По­словицы и поговор-ки»

(с. 42-43), задание

7

(с. 49)

1

2

3

4

5

6

7


6


Посло-ви­цы и пого­ворки


Ком-

бини-

рован-

ный

урок


Развитие понятия о пословицах и пого­ворках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, мудрость, образность, красота. Выражение опыта, мудрости, нрав­ственных представлений народа в послови­цах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Ритм и рифма в по­словице. Пословицы и поговорки народов мира. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля. Конкурс на знание пословиц и поговорок



Знать: отличительные особенности по­словиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и погово­рок в жизни народа; общность тем посло­виц и поговорок разных народов; гумани­стический пафос пословиц и поговорок.

Уметь: использовать пословицы и пого­ворки в речи


Конкурс на знание по­словиц и пого­ворок, вопросы и задания

1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49),

1-6 (с. 49, руб­рика «Обога­щайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и по­говорок


Задания

3

(с. 44),

4

(с. 49), вы­полнение рисунка по мотивам фольклор-ных произведе­ний











ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(3 часа)












7


«По-весть вре-мен-ных лет». «По­уче-ние» Вла-димира

Моно-маха (отры-вок)


Урок изуче­ния ново­го

Мате-риала, урок-беседа


Книжность в Древней Руси. Развитие пред­ставлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести...» (сказания, преда­ния, хождения, поучения, притчи и т. д.). Язык «Повести...». Из похвалы князю Ярославу и книгам (мудрость, метафоричность и красота языка). Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, со­страдания, верности слову, смирения, почи­тания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси. Словарная работа


Знать: черты и основные жанры древне­русской литературы; содержание «Поуче­ния» Владимира Мономаха.

Понимать: актуальность поучений Влади­мира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы.

Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов


Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

1-3

(с. 52),

1-2

(с. 54)


Задания

3-4

(с. 54)


8

1


«По-весть о Петре и Фев-ро-

нии Му­ром-

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, вер­ности. Образы главных героев. Речевая ха­рактеристика Февронии. Реальное и фанта­стическое в «Повести...» Связь «Повести...» с фольклором

4


Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольк­лором.

5


Вопросы

(с. 63)

6


Подго-товка к письмен­ной работе по произ­ведениям фолькло-ра и древне-

7





ских»





(сказочный образ Февронии - мудрой девы, фантастические превращения змея, посмертные чудеса героев). Словарная работа. Иллюстрации к «Повести...»



Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи






рус­ской литера­туры


9


Пись-мен­ная работа


Урок раз­вития речи


Темы:

1. Народная мудрость в произведениях

рус­ского фольклора.

2. Художественные особенности русских
былин.

3. Русские былины и карело-финский эпос - общее и различное.

4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

5. В чем значение древнерусской литературы
для современного читателя?



Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произве­дений.

Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и опре­делять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Сочинение- рассужде-ние


Чтение вступи-тель­ной статьи В.И. Корови­на о М.В. Ло­моносове (с. 65-66)











ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

(2 часа)










10

1


М.В. Ломо­носов. Ода «К статуе Петра Вели-ко­го», «Ода на день вос-шест-вия на Всерос­сий-ский престол Ее Вели-чества Госу-дары­ни Импе­ратри-цы

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды

4


Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятель­ности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, са­тира, эпиграмма, штиль. Понимать: особенности языка XVIII века.

Уметь: выразительно читать оду, опреде­лять ее тему и идею

5


Вопросы и за­дания

1-2

(с. 66),

1-3

(с. 67),

1-2

(с. 67-68, рубрика «Обо­гащайте свою речь»)

6


Чтение вступи-тель­ной статьи В.И. Федоро­ва о Г.Р. Дер­жавине

(с. 68-69), задания

3-5

(с. 68)

7


Елиса-веты Пет-ровны 1747 года» (отры-вок)


















11


Г.Р. Держа­вин. Сти­хотво-рения «При­зна-ние», «На птич­ку», «Река времен в своем стрем-ле­ньи...»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о Г.Р. Державине. Стихотворе­ния «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы твор­чества. Соединение «высокой» и «низкой» лексики. Начало развития реалистического языка. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты), их роль в стихотворениях


Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворе­ний «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гумани­стический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; вести беседу по прочитанным произ­ведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

1-4

(с. 71),

1-2

(с. 71, рубрика «Раз­вивайте дар слова»)


Задание

3

(с. 71, руб­рика «Раз­вивайте дар слова»), чтение статей об А.С. Пуш­кине

(с. 72-75), задание

3

(с 76)











ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА

(28 часов)












12


1


А.С. Пуш­кин. Поэма «Пол-тава» («Пол-тав­ский бой»)

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


3


Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о квар­тире А.С. Пушкина на Арбате (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Ма­стерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Обучение выразительному чте­нию. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия»


4


Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских пи­сателей о поэте.

Понимать: патриотический пафос произ­ведения; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнитель­ную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведе­ниями других видов искусства

5


Вопросы к статье об А.С. Пуш­кине

(с. 74), вопросы и за­дания,

1—2

(с. 75-76),

1-2

(с. 76, руб­рика «Будьте внимательны к слову»),

1—2

(с. 76, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-2

(с. 77)

6


Задания 3

(с. 76, руб­рика «Раз­вивайте дар слова»), 3

(с. 77)

7


13



А.С. Пуш­кин. Поэма «Мед-ный всад-ник» (вступ­ление «На

берегу пустынных волн...»)


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление дея­ний Петра I. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, срав­нения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы. Иллюстрации к поэме



Знать: историческую основу поэмы «Мед­ный всадник».

Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст; про­слеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэ­тическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства



Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

(с. 79-80)



Чтение «Песни о ве­щем Олеге» А.С. Пуш­кина


  1   2   3   4